Меню Закрыть

«О критике конструктивной и деструктивной». Мнение московского публициста Ивана Мизерова

Критика бывает разной: бывает продуманной, аргументированной – целой программой альтернативных действий и методов, бывает эмоциональной, несдержанной, но всё равно продиктованной искренним желанием исправить дело, за которое болеешь всем сердцем. Но бывает и другая – критика: лживая, огульная, на грани клеветы, вызванная либо слабым пониманием общей картины при резком желании непременно вставить свои пять копеек, либо вполне реальным намерением дискредитировать критикуемое, облить его грязью и смешать с навозом.

Пресс-служба МГК КПРФ, Иван Мизеров 
2016-09-28 11:32

 

И хоть коммунист и должен, безусловно, прислушиваться к критике первого типа, как должен в идеале быть и самокритичным, постоянно прикладывать самую строгую мерку при анализе той работы, которую он выполняет, но вот по отношению к критике второго рода позиция должна быть совершенно иной. На неё нужно отвечать – развёрнуто, жёстко и хлёстко, так как во времена оные хлестали перчаткой по лицу клеветников перед вызовом на дуэль. Можно наивно полагать, что «к чистому грязь не липнет», но, к великому сожалению, весь опыт последних десятилетий показывает – липнет.

Принципы доктора Геббельса, провозглашавшего, что тысячекратно повторённая ложь становится правдой, это вполне работающие принципы. До известного предела – всегда остаётся некоторый процент не купившихся на утку, как всегда в итоге наступает и такой момент, когда правда жизни разбивает всякие искусственные очки – чёрные или розовые, надетые на нос массам, но нельзя, невозможно, немыслимо в нашем положении и в нашу эпоху просто ждать милостей от самого исторического процесса, который научит и поправит.

Эта небольшая статья – попытка краткого и сдержанного (хоть сдерживаться и непросто) ответа на несколько наиболее часто встречающихся дилетантских, глупо-наивных, или просто откровенно обманных нападок на партию. Особенно – применительно к прошедшим выборам. И первым пунктом здесь пойдут утверждения некоторых граждан, которые в принципе выражают крайнее удивление тем фактом, что КПРФ, коммунистическая партия, участвует в буржуазных выборах, а иные в связи с этим даже и вовсе отказывают ей в коммунистическом статусе. При этом ещё часто поминаются некие «настоящие коммунисты», которые, конечно же, подобным непотребством не занимаются, или же идут общие ссылки на революционную практику РСДРП(б).

Для начала хочется задать этим людям один простой вопрос – а как они предлагают вести политическую борьбу? В ответ, если его действительно озвучить, как правило, следуют невнятные восклицания про подъём масс, прямое действие и даже вооружённое восстание. Первые же попытки внести немного конкретики: как эти замечательные граждане предлагают поднимать массы, если партия откажется от выборов и при полном удовлетворении властей вообще престанет мелькать в широком медийном поле, какого рода «прямое действие», отличное от пачканья стен, поджога машин и прочего мелкого хулиганства, они предлагают, какие представления имеют о вооружённом восстании в современных условиях, обыкновенно заканчиваются немедленным и полным провалом.

Чаще всего выясняется, что такие вот знатоки никогда в своей жизни не имели дела не то что с «революционным пролетариатом», а даже с обыкновенными прохожими, не имеют представления об истории партии – например, о том факте, что РСДРП весьма рационально использовала одно время собственную фракцию в Императорской Думе. Они, эти советчики, никогда не то что не участвовали, а даже и не пытались участвовать ни в чём практическом. Даже на выборы, конечно же, не ходили ни в качестве наблюдателей, ни в качестве избирателей – «зачем участвовать в буржуазном фарсе?».

И действительно, зачем? Ведь намного удобнее и выигрышнее не вступая ни в какую политическую борьбу, в полном комфорте и безопасности рассуждать на тему «истинного и правильного» марксизма без оппортунистических вставок, верно? Так не совершишь сам ошибок, не покажешь слабого знания предмета, но вечно будешь иметь возможность оставаться в комфортной душе и телу позиции человека, который знает «и всегда знал», как надо, вот только никто отчего-то не хочет сделать по его мудрым советам.

Теперь попробуем нарисовать типаж – кто же наш авторитетный критик? Это представитель какой-нибудь партийки, о существовании которой знает только она сама и ещё пять-шесть знакомых. Её борьба сводится к периодически происходящим чтениям книг классиков, что реже, или собственных опусов, что чаще, в уютных квартирах и подвалах. «Партия» эта есть только в Москве, Питере и иногда в других городах – когда московские и питерские члены бывают там наездом. Они никого не агитируют, нигде не бывают – ждут революционной ситуации, чтобы вот потом уже, ух как грянуть на всю Расею! Они регулярно пропускают и выборы – ой, нет, конечно же, они их бойкотируют – это вовсе не потому, что участвовать в них они не смеют и не могут по полной своей несостоятельности и слабости.

Они очень критикуют КПРФ – за ревизионизм, но при этом сами плавают в такой немыслимой каше из Мао, еврокоммунистов, а то и просто откровенного полупопсового постмодерна, что не очень и понимают в действительности, что такое вообще оппортунизм. Действительно твёрдо знают они только одно – только они – и никто более в стране (а то и на планете) являются хранителями истинного Марксизма. Да-да, именно хранителями – и не беда, что марксизм – не догма, а руководство к действию, способ анализа и метод решения текущих политических задач – использовать, применять, это значит трудиться. Кому это надо? Хранить – куда как увлекательнее.

Реальное мышление подобного рода «микролевых» – мышление сектанта, который один лишь, или с группой избранных, знает Святую правду – и сидит с нею, как собака на сене, ожидая спасения – может быть даже и для всех, но уж точно – для него самого. Изредка, правда, внутри этих сект возникают расколы и маленькие религиозные войны – обычно они начинаются после прочтения первых десяти-пятнадцати страниц новой книги нового еврокоммуниста, после чего половина «партии», следуя моде, корректирует символ веры, а половина отказывается.

Ну да оставим этих граждан наедине с собой – т. е. в обычном их положении, и продолжим по пунктам. Следующий из них – это другой довод, другая классическая претензия, направляемая в адрес партии – хорошо, пусть вы и участвуете в «буржуазных выборах», но теперь, уже после их окончания, отчего вы не сдали мандаты? Сдать мандаты нас призывают уже много лет – можно сказать, после каждых выборов. Упирают при этом на некую Принципиальность – дескать, раз вы считаете выборы нечестными, то уходите, нечего сидеть.

Логика блистательная. Попробуем проиллюстрировать её бытовым примером – мошенник вас надул и вместо честно заслуженных вами 200 рублей дал 40. Что нужно сделать? Верно, конечно же, отдать эти самые 40 рублей… тому же мошеннику! Ведь именно так и произойдёт в том случае, если партия вдруг сойдёт с ума и пойдёт на поводу у подобного рода призывов – она отдаст полную и безоговорочную политическую монополию ЕР и её союзникам и клевретам. Говорят – ведь и так у едроссов подавляющее, конституционное большинство, а от вас ничего не зависит. Верно.

И не верно. Ведь парламент – это не только возможность принимать или отвергать законы – это ещё и трибуна. Вспомним фракцию РСДРП в Императорской Думе – совершенно очевидно и теперь и, тем более, тогда, что шансов оказывать реальное влияние на имперское законотворчество партия не имела – вся-то Дума обладала скорее тенью власти, чем ею самой, однако же, партия была там. Зачем? Затем что и тогда и, тем более, теперь политика – во всяком случае, не кулуарная игра, не перетасовка мест среди финансово-промышленных кланов и групп интересов, а политика перемен, делается только одним способом – вовлечением масс.

А массы невозможно вовлечь, не обладая известностью, не обладая трибуной, не обладая возможностями для ведения действительно широкой агитации. Нереально рассчитывать на какие-то личные контакты или походы в духе народников с просветительскими речами – это не работает, это проваливается. Работает та трибуна, которую видят и слышат все! Вот зачем нужна фракция в Думе! Иной вопрос, это как мы используем эти возможности – здесь есть куда расти, но покинь партия парламент – к вящей радости ЕР – и ни в каких СМИ, кроме СМИ самой же партии, через месяц вы о ней не услышите. Во всяком случае, не услышите ничего, кроме того, что сочтёт нужным вам о ней сообщить властная машина пропаганды. Кроме того, нахождение в Думе даёт ещё одну выгоду, которая плавно подводит нас к третьему вопросу.

«Да как вы можете получать от властей деньги!» – кричит красный псевдортодокс и политически безграмотный обыватель. Речь идёт о госфинансироании партий в зависимости от полученных ими процентов голосов. Можно было бы вообще ответить на этот вопрос очень кратко. Как мы можем? Да очень легко. Император Римской империи Веспасиан некогда во время обсуждения налогов на общественные туалеты вбросил крылатую фразу, о том, что деньги не пахнут, а Владимир Ильич Ленин говорил, что капиталисты сами продадут нам верёвку, на которой мы их и повесим.

Важно в первую очередь как и на что тратятся полученные деньги, а тратятся они на самое важное и самое правильное дело. Но попробую всё же развернуть. Как уже было сказано, современная партия может жить и побеждать только в двух вариантах – или с опорой на крупный капитал, или с опорой на широкие массы, а широкие массы завоёвывает широкая агитация. На которую нужны деньги. Да-да. Неоднократно приходилось видеть жалобы о малом количестве агитматериалов КПРФ по сравнению с единороссовскими. Отдельные глубокомысленные господа и вовсе объясняли это… ленью!

Да, такие вот мы ленивые люди – сами же по лени не желаем побеждать на выборах… Реально объёмы агитпродукции прямо коррелируют с избирательными фондами партий – объёмами денег, которые та или иная партия тратит на свою избирательную кампанию. И здесь, мне кажется, мы допустили ошибку – не распространили сами везде, где только можно, сведения по этому вопросу – благо совершенно открытые, даже мелькавшие, но редко, на телеканалах в предвыборной инфографике. Итак, кто и сколько потратил на выборы? Больше всех денег на этих выборах официально потратила ЛДПР – 528 млн руб. – больше полумиллиарда. ЕР – на втором месте с 489 миллионами.

Далее следуют Яблоко, СРы, Партия Роста – и вот только потом, после них всех – компартия. Наш общий объём – 132 миллиона рублей. Если просто разделить его на число регионов, то выяснится, что на каждый приходится немногим более миллиона. А теперь посчитаем – в таких городах, как Москва и Петербург, а они – ключевые политические центры – официально 12,3 и 5,2 миллиона жителей соответственно. Чуть больше, чем миллион – это меньше, чем по рублю на человека – в лучшем случае за время кампании он может рассчитывать на одну–две листовки. Понятно, что деньги распределялись неравномерно, но это, в свою очередь, значит, что были регионы, где их не было почти вовсе.

Существенную часть средств партия была вынуждена отдать и на агитацию одномандатников. Одномандатники ЕР или ЛДПР в регионах – как правило, одни из самых состоятельных их жителей (с чего бы такое совпадение?). Вообще, если попытаться посмотреть на выборы в экономическом ключе, то КПРФ – одна из самых эффективных участвующих в них партий – наилучшее соотношение имеющихся денег и проголосовавших людей. Но у всего есть пределы. КПРФ – партия трудового народа. У нас нет спонсоров-олигархов – что и понятно, ведь наша программа прямо противоположна их интересам, а значит, мы сравнительно с другими партиями, априори бедны.

Это – честная бедность – мы должны не стыдиться её, но гордиться ею, она – следствие наших принципов и близости к народу, но она ограничивает наши возможности. Деньги, получаемые с голосов, с процентов в Думе – единственный способ уравнять шансы. Уйти – значит, стать нищими. Стать нищими – значит, вообще свернуть всякую широкую агитацию. Ну, или пойти по вагонам метро и электричек с протянутой рукой и будённовкой – собирать на революцию – некоторые микролевые примерно это и рекомендуют. На пиво так собрать можно – на Революцию, к сожалению, нельзя.

Общий же вывод будет прост – мало сочувствовать всему хорошему и быть против всего плохого в жизни, обществе и политике – надо в них разбираться. Мало тихо симпатизировать партии, если вы действительно хотите, чтобы она победила – нужно попытаться понять принципы и сложности её работы.

Поделиться: