Меню Закрыть

Н.В.Коломейцев: С таким финансированием сельское хозяйство не добьётся значительных побед

Пресс-служба депутата Государственной Думы Н.В. Коломейцева
2015-11-23 19:46 (обновление: 2015-11-23 23:02).

Выступление заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, заместителя Председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Н.В. Коломейцева на парламентских слушаниях Комитета ГД по аграрным вопросам на тему: «Финансовые механизмы для решения проблемы избыточной долговой нагрузки на предприятия АПК» (Государственная Дума, 16 ноября 2015 года).

 

 

 

 

Коломейцев
Николай
Васильевич

– Уважаемые коллеги, я не разделяю пафоса Евгения Васильевича (Е.В. Громыко заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – ред.), хотя понимаю, он как новый первый заместитель должен быть оптимистом. Мне кажется, ему надо было просмотреть последнюю многочасовую встречу президента. Там самый независимый американец приехал нас осчастливить собой и сказать обо всех проблемах, которые имеются у фермеров. Если внимательнее посмотреть, есть уважаемый Россельхозбанк, который вроде как по названию Россельхоз, а имеет в портфеле всего 30 процентов для кредитования сельского хозяйства. А я спрашиваю, для чего вас создавали? Для того, чтобы он рекламу Лёни Голубкова запускал, как можно хорошо машину купить или дачу?

А теперь просьба такая: наберитесь терпения, будет несколько цифр.

Здесь Евгений Васильевич назвал 2 триллиона 100 миллиардов задолженность сельского хозяйства. Я добавлю ещё 2 триллиона 300 миллиардов это долги субъектов Федерации, которые нарастают. За 15 тучных лет с помощью банков и наших великих монополий вывезли из страны 760 миллиардов долларов. Вы говорите, что недостаточно вносим удобрений в сельскохозяйственные земли. Да, сегодня оставшиеся учёные бьют тревогу, что у нас идёт падение плодородия почв в силу того, что не выполняется севооборот и не вносится необходимого количества удобрений. Более того, сокращение поголовья коров не даёт возможности вносить органические удобрения, без которых гумусный слой не восстановишь. Более 90 процентов добываемых в стране удобрений вывозится на экспорт, а цены их для российского АПК выше, чем экспортные.

А если посмотреть дальше. С 2008 года банки, которым вы предлагаете помогать, получили 7,6 триллиона рублей. Только за последние два года, не успели чихнуть, им уже 2 триллиона рублей дали. Сельское хозяйство имеет 2 триллиона рублей долгов, и банки тоже 2 триллиона рублей, но получили поддержку. Как это понимать? Безусловно, без банковской системы нельзя, но банки же должны, наверное, преференции распространять и на тех, кого они кредитуют. Вы сейчас сказали: 126 миллиардов рублей заплатим по процентам. А я спрашиваю: а субсидии вы кому платите? Разве не банкам?

Вы посмотрите: аграрный сектор стран ЕС, у них климат в три раз лучше, чем у нас; аграрный сектор США имеет природные условия в десять раз лучше, чем у нас. Они почему-то помогают из бюджета селу: 33 процентов США, 24 процента ЕС.

Я к удивлению для себя прочитал решение Еврокомиссии о том, что в силу природных климатических изменений в странах ЕС возникли перепады в температурах. Они 50 миллиардов евро в апреле этого года приняли дополнительно к тому громадному бюджету, который у них есть. У них записано, что если температурный режим на три градуса плюс или минус, то они сразу же считают, что это форс-мажор и надо помогать АПК. Я убеждён, что если любого предпринимателя из Европы, из Азии, или из Америки направите к нам в село (пример американского фермера показывает), то он у нас не сможет работать. Нашим сельхозпредпринимателям надо поставить памятники при жизни, потому что они существуют не благодаря, а вопреки.

Наши банкиры рассказывают, что они восстановили кредитование, а вы не забыли, что девальвация была 100 процентов? У нас же деньги уменьшились в стоимости на сколько? И сегодня не восстановлен кредитный портфель до девальвации. А теперь посмотрите, что делают банки. Правильно, их задача деньги собирать и приумножать. Но они-то сегодня резко удлинили сроки рассмотрения кредитных требований. Вы инвестиционный проект представили, завтра в банке вам говорят: о, это не мы это выше принимали решение. И в результате, что делают? Досрочно заставляют гасить кредит. Я общался с несколькими крупными сельхозпредпринимателями у них одинаковая ситуация. Один из них рассказал: был у меня долгосрочный кредитный договор. Мне в банке говорят, ты понимаешь, сейчас сложность, ты нам сейчас погаси, а мы тебе через неделю всё восстановим. Гасят и не восстанавливают. Поэтому только слишком крупный бизнес и рядом с губернатором имеет возможность более или менее безболезненно перекредитовываться, и то у него есть колоссальные проблемы.

Посмотрите, что происходит с размещением НДС. Например, в Ростове недавно осудили руководителя районной небольшой налоговой службы. Украл ни много, ни мало 380 миллионов рублей. А за 380 миллионов любому нашему экспортёру ниже среднего уровня надо год по судам ходить, доказывать, чтобы ему возместили. Более того, налоговая может через десять лет вернуться и выставить вам возмещение, найдя пятого посредника, у которого вы купили якобы неправильно зерно.

С моей точки зрения, здесь проблем несколько.

Первое, Россельхозбанк или какой-то другой банк, но нам надо, чтобы у сельского хозяйства, наконец, появился нормальный отраслевой банк. Изучите, Евгений Васильевич, как работает исламский банк, на каких условиях. Тогда сельское хозяйство у нас даже в этих условиях начнёт работать.

Второе. Я убеждён, что надо уходить от возмещения НДС. Почему? НДС платят все переработчики и производители, а получает рентная олигархия, которая никакого отношения к этому не имеет, но большую часть НДС, из 3,3 триллиона более 1,8 триллиона рублей, получат Газпромы и все прочие нефтедобывающие компании.

Третье. Необходимо упростить налогообложение, ввести налог с оборота, а возмещение надо делать за счёт преференций по экспорту, как это делают все страны. Вы посмотрите, что делают американцы, японцы, немцы, китайцы и другие. Они оказывают колоссальные преференции тем, кто осуществляет экспорт. Я не разделяю вашего оптимизма и считаю, что вас обманывают, Евгений Васильевич. Никаких 108 миллионов тонн зерна вы не убрали ни в этом, ни в прошлом году. Это минимум на четверть чистой воды приписка. У вас бы зерно некуда было девать, а я был на многих элеваторах, все они пустые. Поэтому это чистой воды приписка. Я считаю, что надо провести ревизию, потому что может это плохо закончиться. Следственный комитет проверил два года назад 22 элеватора Ставропольского края. На карточке зерно есть, а реально его нет.

Но вы обратите внимание ещё на одну проблему. Вы знаете, что цены на рынке на сельхозпродукцию определяют американцы. Шесть крупнейших американских компаний имеют в Российской Федерации примерно 30 дочек, которые гасят цены на время уборки урожая, получая дотации от своего правительства. Ещё в рекомендациях китайским императорам до нашей эры было написано, что если вы хотите, чтобы вас не настиг голод, во время посевной и во время уборочной поддерживайте своих крестьян. А у нас, что происходит? Сравните, во-первых, кредитные возможности. У ФРС 00,25 процента, в Евросоюзе 00,05 процента, но они-то сюда своим дочкам дают необходимые кредитные ресурсы. В результате производители в сельском хозяйстве вынуждены зерно продавать, а цены все проседают. Вы назвали такую большую рентабельность. Я что-то ни у одного не встречал такой рентабельности. Это кто-то вам её написал, наверно, из слишком хорошо аккредитованных или имеющих очень дешёвые ресурсы. Нет такой рентабельности в значительной части наших хозяйств АПК.

Четвёртое. Вы обратите внимание. У нас падение поголовья КРС и в прошлом году, и в этом году. Я не знаю, за счёт чего вы его собираетесь поднимать, но это серьёзный вопрос, его за год не восстановишь. Вы это прекрасно знаете. У вас пока есть ещё полгода, чтобы иметь право ставить вопросы. Любой руководитель имеет примерно год кредита доверия, когда имеет право задавать вопросы всем. Вам не надо быть на волне восхваления, что сельское хозяйство самое рентабельное. Необходимо объективно оценить и добиваться увеличения погектарной поддержки. Это очень важный элемент, только сравните, сколько в ЕС и сколько у нас. Мы 400 рублей, а они тысячу евро на гектар выделяют, да? Это совершенно разные уровни поддержки. Посмотрите на килограмм или литр молока. То есть, должна быть конкретная поддержка, и не через банк. Банк обиделся. Он напрасно обиделся, потому что у нас большая часть всех субсидий государства идёт опять в банковскую систему, а надо отдавать непосредственному производителю.

Если США и ЕС 33 и 24 процента от расходной части бюджета дают селу, то у нас же 1,4 процента только в этом году в бюджете заложено. Ну как же мы можем конкурировать и как можем возрождать село?

И самое последнее. Вы бываете в селе, обратите внимание, у нас крестьяне перестали держать частные подворья. Это результат неправильно проведённой земельной реформы, надо с этого начинать. Проинвентаризируйте, у вас уже, по-моему, по сроку должна подходить сельхозперепись, вы только её проведите. Я вам дам журнальчик, как при Сталине выдавали. Там до тяпочки учитывалось. А у нас, я читал предыдущую сельхозперепись, 5,5 миллиарда потратили, но из этой сельхозпереписи мало чего видно. Нам следует начать с инвентаризации и постановки правильных проблем. Но я убеждён, без увеличения финансирования в сельском хозяйстве мы значительных побед не достигнем.

Поделиться: