Меню Закрыть

Н.В. Коломейцев: «Выявленные Счётной палатой нарушения при расходовании средств бюджета и расходовании государственной собственности в 2013 году потянули на 722 миллиарда рублей»

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2014-04-16 17:24 (обновление: 2014-04-16 19:46).

16 апреля на правительственном часе в ГД по отчёту председателя Счётной палаты Т.А. Голиковой выступил депутат фракции КПРФ Н.В. Коломейцев.

 

 

Коломейцев
Николай
Васильевич

 

 

 

— Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые аудиторы, уважаемые коллеги!

В специфических российских условиях Счётная палата сегодня является основным источником достоверной информации об исполнении государственного бюджета.

Отчёт палаты за 2013 год читается, как захватывающий криминальный роман. Выявленные нарушения при расходовании средств бюджета и распоряжении государственной собственностью потянули на общую сумму 722,9 млрд рублей.

Чистый вывоз капитала в первом квартале 2014 года составил 50,6 млрд долларов. В 2012 году было вывезено 53,9 млрд. Таким образом, только за первый квартал текущего года было вывезено почти столько, сколько за весь 2012 год. Год назад в Государственной Думе госпожа Набиуллина заявила, что «будет делать всё возможное для предотвращения бегства капитала из экономики России». Но произошло обратное.

Проблема уклонения от налогов через оффшорные схемы была озвучена в послании Президента Федеральному Собранию в 2012 году. Глава Правительства Д.Медведев в Госдуме отметил, что «рад кипрскому кризису, так как кризис показал, что деньги нужно хранить в родной стране». Однако даже причины, по которым средства госкорпораций оказались на депозитах в офшорах, никого не заинтересовали. А стоило бы!

В период кризиса Россия предоставила Кипру кредит в 2,5 млрд. евро, всего под 4,5% годовых. При этом сама разместила свои евробонды на 3 млрд. долл. уже под 5,625% годовых. Причина такой благотворительности, по мнению экспертов – спасали офшоры, принадлежащие российским чиновникам и олигархам.

По данным МВФ, Россия вышла в лидеры по объёму бюджетной поддержки экономики. В период кризиса она составила порядка 6 трлн. руб., в том числе поддержка банковской системы на общую сумму от 1,4 до 2,8 трлн. рублей.

Колоссальную государственную поддержку получил именно банковский сектор, в том числе «системообразующие» банки – Сбербанк и ВТБ. Получив помощь, банки стали вкладывать средства не в реальный сектор, а в спекуляции на неустойчивых рынках. Поэтому не удалось избежать спада производства. Целесообразно проверить, как распорядились  государственными средствами банки, получившие их в период мирового финансового кризиса.

Ни одна из зарубежных стран  из госбюджета не поддерживает фондовый ранок. Мы выделили на это 380 млрд. рублей. Но как и на что их израсходовали, никто так и не проверил. А сумма серьёзная, требует проверки.

После мирового финансового кризиса страны мира стремятся диверсифицировать свои золотовалютные резервы, снизить долю валюты в их структуре . Доля монетарного золота в российских международных резервах составляла в конце 2013 года всего 7,8% , в то время как в Германии этот показатель равен 71%, в Канаде – 22,5%. Счётная палата могла бы просчитать эффективность управления средствами международных резервов России и предложить вариант их оптимальной структуры.

У нас есть мегапроекты, финансовая сторона которых привлекает внимание общественности. Остров Русский. Олимпиада. Роснано. Минобороны. Все они ждут огласки и соответствующих выводов. Частичный аудит расходов на сочинскую олимпиаду сделан, но заполучить его результаты мы не можем.

Длительное время мы добивались проверки использования средств федерального бюджета, направленных на создание и обеспечение функционирования Инновационного центра «Сколково». Контрольное мероприятие Счётная палата провела в сентябре–октябре 2012 г, но только через год удалось получить отчёт.

В отчёте приведены вопиющие факты нарушений организационного, документационного, финансового характера. За месяц, в течение которого работали аудиторы, Фондом «Сколково» были устранены нарушения на сумму 3 млрд. 838 млн. рублей! Суммарный объём потерь госбюджета из текста отчёта установить вообще не представляется возможным. Около 3 млрд. рублей выделено Американскому университету, никаких отчётов об их использовании до настоящего времени нет, да и не предусмотрено их получение законом.

Вотчина  Чубайса «Роснано» проверена, но без каких-либо оргвыводов. Что происходит в ОАО, реально не знает никто. По страницам прессы гуляют цифры со многими нулями. 238 млрд. рублей, полученные из бюджета под гарантии Правительства, ушли скорее на сомнительные финансовые манипуляции, чем на реальные науку и производство.

Постоянные реорганизации и перебрасывания десятков миллиардов рублей с одних счетов на другие можно характеризовать только с помощью уголовно-криминальной лексики. Невозможно понять, о чём идёт речь – ошибках, головотяпстве, профнепригодности или банальном воровстве.

В 2013 г. бюджетные средства не исполнены в полном объёме по 92 главным распорядителям федерального бюджета на общую сумму 112 млрд. рублей: в стране не хватает профессиональных кадров, утрачены многие производственные мощности. Нет методики и не ведётся системный мониторинг влияния присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие субъектов Федерации.

Поручения Счётной палате идут в большинстве от оппозиционных фракций. Палата, фактически приданная парламенту, выполнила по запросам депутатов всего 43 контрольных мероприятия. Создаётся впечатление, что годовые планы аудита формируются в кулуарах, без участия парламентариев.

В 2013 году палата провела 470 контрольных мероприятий, по которым  участникам бюджетного процесса было сделано 366 представлений. Нам говорят, из этого количества 290 уже исполнены полностью или частично. Так вот: подавляющее их большинство исполнено частично.

Адресаты таких представлений в массовом порядке  не спешат реагировать, в результате сроки исполнения приходится продлевать. Такова у нас культура исполнения указаний, поступающих сверху.

Полномочия Счётной палаты существенно расширены. Упор будет делаться на предупреждение нарушений и возмещение потерь госбюджету, проведение предварительного аудита госпрограмм, контроль за эффективностью налоговых льгот и бюджетных кредитов, законность предоставления гарантий со стороны государства.

Мы живём, фактически не зная своей страны. В начале 2000-х президент одной из главных задач назвал всеобщую инвентаризацию государства. Она не проведена до сих пор. Нет выверенного реестра госсобственности России за рубежом и по стране в целом. Отсутствует понимание, почему на пакеты акций государства в акционерных обществах не перечисляется соответствующая доля прибыли в госбюджет.

Благодаря новому аудитору Рохмистрову выявлен вопиющий факт: в Ленинском районе Подмосковья Росимуществом проданы земельные участки по цене, в 70 тысяч раз меньшей их кадастровой стоимости. Без участия Счётной палаты эта задача в масштабах всей страны не решается.

В заключение пожелание от депутатов – шире использовать свои полномочия, вытекающие из официального статуса как парламентского органа финансового контроля. И побольше гласности по деликатным аудитам.

Поделиться: