«Свободная Пресса»
2015-07-03 02:30.
Передача земель Забайкалья китайцам продолжает будоражить общественное мнение и беспокоить политиков. Зампред комитета Госдумы по экономполитике, депутат от КПРФ Николай Арефьев направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой «детально рассмотреть вопрос законности и целесообразности возможной передачи приграничных территорий Забайкалья в аренду китайским инвесторам, специализирующимся на изготовлении швейных машин». Депутат также просит прокуратуру проверить действия чиновников, принимавших это решение «в ущерб интересам страны», на предмет коррупции.
Арефьев Николай Васильевич |
Эта сделка, анонсированная губернатором Забайкальского края Константином Ильковским, вызывает большие сомнения, считает депутат. И самое главное из их, что «правительство Забайкальского края не является собственником территории России, а значит, не вправе решать вопросы распоряжения отдельными земельными участками».
Напомним, что на днях было объявлено о предварительном соглашении правительства Забайкальского края и китайской компании Huae Xingbang о передаче ей в аренду на 49 лет участка российской территории у границы с Китаем. Площадь участка превышает 1 тыс. кВ. км, а сумма сделки должна составить 24 млрд. рублей.
Как только было объявлено об этой сделке, сразу несколько российских политиков потребовали её отменить. «Этот договор несёт большие политические риски, в частности угрозу территориальной целостности России, – заявил вице-спикер Госдумы, член ЛДПР Игорь Лебедев. – Они привезут туда толпы китайцев, а потом, лет через двадцать–тридцать, китайское правительство потребует передать эту территорию Китаю, потому что там живут все эти китайцы».
Следом депутат от КПРФ Владимир Поздняков назвал другой и риск: «У нас более чем достаточно опыта в таких вещах. Где они что-то сажают, земля умирает. Там много лет ничего расти не будет». А как работают китайцы, всем известно – за копейки, в результате себестоимость продукции «ноль». И если они начнут поставлять выращенную в Сибири продукцию в Центральную Россию и демпинговать ценами на сельхозрынке, то пострадает всё российское сельское хозяйство.
В общем, в поддержку спорной сделки высказался только губернатор Ильковский – её инициатор, который в интервью «Известиям» заявил: «Мы даём не иностранным гражданам в аренду землю, а российскому предприятию с иностранным капиталом. Собственники в нём китайцы. Мы предполагаем, что это будет не на 100% китайский капитал, наша доля составит от 25% до 50%. На начальном этапе это будет одно из инфраструктурных предприятий Забайкальского края, но если во время подготовки договора мы найдём российского частного инвестора, то это будет российский инвестор».
Однако все мы помним, чем заканчивались похожие крупные «совместные предприятия» с нашими «заклятыми друзьями» – китайцами в прошлом веке. Начиная с «провокаций» на Китайской Восточной железной дороге, и заканчивая открытым противостоянием на полуострове Даманском. «Когда китайцы там построят что-то и завезут туда миллион человек, то вряд ли нам удастся каким-то образом их оттуда попросить», – сомневается Арефьев.
«Буря возражений, разразившаяся в России в связи с планами по сдаче участка сибирской земли в аренду китайским инвесторам, указывает на глубоко укоренённое недоверие, которое подрывает партнёрство двух стран», – пишет Financial Times. И, в общем то, оно вполне оправдано, ведь, по данным издания, население всех пяти российских регионов, которые граничат с Китаем, составляет всего 5,4 млн. человек, тогда как в соседних китайских провинциях живут 63 млн. китайцев. Разница внушительная – им и оружия не надо! Достаточно вспомнить, как миллионы безоружных китайцев на Даманском выступили «единым строем», и их смогли остановить только с большим трудом.
Швейные машинки на сельхозземлях
Посол России в Китае Андрей Денисов заявил, что серьёзных оснований для беспокойства в связи с возможной передачей в аренду китайской компании земель в Забайкалье не существует. По его словам, Пекин «не даёт ни малейшего повода для подозрений в намерениях претендовать на территории России». Допустим, что это так, но что, интересно, наш китайский посол сможет возразить против другого аргумента депутата?
Арефьев напоминает, что участок земли, о котором идёт речь, предназначен исключительно для сельского хозяйства, а китайская компания, которая собирается его «арендовать», занимается промышленным производством. «Они говорят, что будут там заниматься земледелием, животноводством и растениеводством. Кто этим будет заниматься? Фирма, которая производит швейные машинки (Huae Xingbang является „дочкой“ крупного китайского производителя швейных машин Zoje Resources Investment)? Одно это говорит о том, что тут настоящая афёра», – считает депутат.
Другое его сомнение связано с тем, что окупаемость в сельском хозяйстве не более 10 лет, а земля сдаётся на 49. По мнению Арефьева, «здесь присутствует явное намерение передать территорию навечно, ведь через 49 лет наших современников уже не будет в живых, и мы ничего от этого иметь не будем». Дело в том, что за полвека арендная плата 1 га составит всего 12 тыс. рублей, а годовая выручка от аренды всей территории – 30 млн. рублей.
«Прокуратура должна рассмотреть на коррупционную составляющую – с какой стати за бесценок отдаются огромные территории, равные по площади Гонконгу, совершенно бесплатно, причём очень возможно, что и безвозвратно. В этом решении видна афёра. Сделка совершенно неадекватная, ничего нашему государству и региону не приносит», – полагает Арефьев.
Тем более что подобная, сверхвыгодная для китайцев, сделка уже начинает привлекать и других «инвесторов». Например, монгольские инвесторы тоже могут рассмотреть предложение арендовать земли Забайкальского края «для выращивания крупного рогатого скота и обмена опытом в отрасли традиционного кочевого скотоводства». Об этом рассказал заместитель председателя Великого Государственного Хурала Монголии Раднасумбэрэлийн.
Кстати, как показывает практика отечественного бизнеса, что в России «сдаётся в аренду» на 49 лет, то фактически отдаётся навсегда. Так насколько разумно отдавать российские земли китайцам?
– Что тут скажешь? Конечно, это неразумно, – говорит известный российский социолог, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий. – Когда говорят, что земли в Забайкалье пустуют, то это чистая правда. Но они же пустуют в значительной мере от той политики, которую проводит правительство. Кстати, землю в России сейчас получить не так просто для российских граждан. Это сопряжено с массой юридических и прочих препон и проблем, не считая недостатка инвестиций в сельское хозяйство. Поэтому, просто так отдавать земли в Забайкалье китайцам – это не самое лучшее решение проблемы их освоения.
«СП»: – А насколько это безопасно, с точки зрения политической?
– На самом деле, происходит очень опасная вещь, потому что сейчас отношения между Китаем и Россией очень неравноправные. Они сильно напоминают те отношения, которые западные державы, и Россия в том числе, устанавливали в конце 19 века по отношению к Китаю – они были полуколониальными. Но теперь роли поменялись, и мы сами оказались в этой не очень приятной позиции. Однако в отличие от китайцев, которым тогда навязали это положение, буквально, силой, мы сегодня загнали в него себя сами. Нам никто такого положения силой не навязывал. Так что с претензиями нужно обращаться к властям.
«СП»: – Можно ли привлечь туда россиян, вместо китайцев?
– Конечно, это не так просто. Проще взять и отписать пустующие земли китайцам на 49 лет. Тогда и в экономическом, и в административном плане можно эту проблему закрыть, и решить, что её больше нет. Но на самом деле, может быть, нам было бы гораздо выгодней тех же самых китайцев привлекать на пустующие сельхозземли в центральные районы страны, чтобы они здесь ассимилировались в наше общество. Чем иметь большие организованные китайские поселения в районах, которые фактически находятся вне досягаемости центральной власти, вне её юрисдикции.
«СП»: – В связи с этим такой вопрос: мы с китайцами уже не раз пытались «дружить», но заканчивалось для нас это плохо. На этот раз так не получится?
– Если говорить откровенно, то в этом отношении китайцы тоже могут предъявить нам большой счёт. Российско-китайские взаимоотношения всегда были очень болезненными, и претензий много с обеих сторон. Но проблема не в претензиях, а в том, что Россия себя выставляет этакой «полуколониальной» страной по отношению к набирающему силу Китаю. И это не самая лучшая позиция. Такая же ситуация была с Западом: давайте будем им продавать нефть, а потом всё остальное на эти деньги мы у них купим. Получилось очень плохо. Какой вывод из этого сделала наша власть? Давайте теперь будем проводить ту же политику в отношениях с Китаем, которую мы проводили с Западом. То есть, вместо того, чтобы поменять свою экономическую политику, власти просто поменяли «хозяина».