Меню Закрыть

Н.В. Арефьев: Бюджет в такой редакции принимать нельзя!

Пресс-служба фракции КПРФ
2013-10-22 13:01

Правительство не хочет признавать, но проект федерального бюджета сформирован исходя из того, что в ближайшие 3 года бюджет недополучит 1 трлн. рублей. Причины три. Это потери от снижения ввозных и вывозных таможенных пошлин (ВТО). Рецессия в экономике и снижение цен на нефть.

 

Проект федерального бюджета на 2014–2016 годы впервые сформирован в

Арефьев
Николай
Васильевич

программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012–2013 годах 40 государственных программ, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году.

Расходы федерального бюджета в 2014-2016 годах будут ежегодно возрастать в номинальном выражении: в 2014 году на 572,8 млрд. рублей, в 2015 году – на 1 401,4 млрд. рублей и в 2016 году – на 1 030,7 млрд. рублей.

В абсолютных цифрах расходная и доходная части бюджета ежегодно повышаются с дефицитом в среднем около полтриллиона рублей ежегодно. Следовательно, надо было бы ожидать, что расходы по всем статьям бюджетной классификации должны быть примерно такими же, как и в 2013 году или больше.

Однако в рост идут только общегосударственные расходы, оборона и безопасность, а главные социальные отрасли грабятся катастрофически.

Ассигнования на экономику падают с 2279 млрд. руб. в 2014 году до 2012 млрд. в 2016 год. Катастрофически снижаются ассигнования  на ЖКХ, если считать относительно 2013 года, то снижение составляет за три года 177 млрд. От 154 млрд. рублей в 2013 году в этой отрасли остается только 64 млрд. рублей в 2016 году. С образования снимаются 158 млрд. рублей, у здравоохранения отбирают около 220 млрд. рублей,  практически пятую часть, да в прошлом году отобрали 147 млрд. рублей. С социальной политики снимают 300 млрд. рублей.

Бюджет наполовину будет финансироваться за счет нефтегазовых доходов. Резервный фонд и ФНБ, будут расти, а в бюджет будет отходить только часть новых поступлений.

При этом,  в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета возрастает роль государственных заимствований.

«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2014-2016 годов составит 2 378,0 млрд. рублей, в том числе: в 2014 году – 652,1 млрд. рублей, в 2015 году – 786,2 млрд. рублей и в 2016 году – 939,7 млрд. рублей. При этом объем «чистых» государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2014 году планируется в сумме 485,0 млрд. рублей. В 2015-2016 годах указанные заимствования составят 676,6 млрд. рублей и 745,5 млрд. рублей соответственно. «Чистое» привлечение денежных средств на мировом финансовом рынке составит в 2014 году 167,1 млрд. рублей (5,0 млрд. долларов США), в 2015 году – 109,6 млрд. рублей (3,2 млрд. долларов США), в 2016 году – 194,2 млрд. рублей (5,6 млрд. долларов США).

На 1 июля 2013 года  корпоративный долг превысил 628 млрд. долл. и российские корпорации, организации и банки ежегодно увеличивают свой внешнеэкономический долг иностранным инвесторам на 70 млрд. долл. в год.

В целях  стимулирования экономического роста в 2014-2016 годах планируется инвестировать часть средств Фонда национального благосостояния (на возвратной основе) в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Так, до 450 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния планируется направить на реализацию проектов создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги, модернизации Транссибирской магистрали. Все эти проекты не представляют первоочередной необходимости, когда сводится на нет целая отрасль машиностроения. Да и в действиях правительства нет последовательности. В 2013 году были закрыты 234 поезда их 800, а теперь развивают сеть ЖД.

 

В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2014-2016 годах Правительством планируется реализация ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, включая:

— индексацию специфических ставок акцизов на подакцизные товары (эти товары станут еще более неконкурентоспособными, особенно автомобили);

— повышение ставки НДПИ на нефть с одновременным снижением ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты (экспортные цены на нефтепродукты станут ниже, а внутренние станут выше. Иными словами чужим мы отдаем энергоресурсы подешевле, а своим подороже);

— увеличение дивидендов по акциям акционерных обществ, находящимся в федеральной собственности (35% чистой прибыли по МСФО в 2016 году) (это означает, что прибыль госпредприятий пойдет в карманы акционеров, в том числе государству, а на инвестиции объемы уменьшатся);

—  урегулирование вопроса с беспошлинными поставками российской нефти государствам Таможенного союза в части экспортной пошлины ( это означает сокращение бюджетных поступлений);

— увеличение дивидендов ОАО «Роснефтегаз» за счет продажи части акций ОАО «НК «Роснефть»(Здесь акционеры и государство единовременно увеличат свои доходы, но в дальнейшем лишатся части прибыли от проданных активов);

— введение утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, произведенных (изготовленных) в Российской Федерации и др. (это означает, что цена отечественных колесных транспортных средств увеличится и сделает их неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке).

Доходы федерального бюджета  в 2014 году увеличатся на 672,4 млн. рублей, в 2015 году увеличатся на 657 654,3 млн. рублей, в 2016 году – на 1 267 498,3 млн. рублей. В то же время в 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году.

Это сокращение обуславливается в первую очередь снижением нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 году до 7,9% ВВП в 2016 году. В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  в процентах к ВВП (с 19,1% в 2013 году до 18,5% в 2014 году, с дальнейшим снижением к 2016 году до 18,3% к ВВП). Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,5% к ВВП в 2013 году до 7,9% к ВВП в 2016 году  (таблица 4).

Позитивное изменение соотношения нефтегазовых и ненефтегазовых доходов бюджета весьма условно. Следует отметить, что в нефтегазовые доходы для целей бюджетного планирования включаются только поступления по НДПИ по добытому углеводородному сырью и экспортные пошлины. Если учитывать все налоговые поступления  от компаний ТЭК, доля нефтегазовой отрасли в формировании доходов федерального бюджета превысит 50%, что наглядно иллюстрирует сохраняющуюся зависимость доходов федерального  бюджета от конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа. Учитывая нарастание неопределенности относительно ценовой конъюнктуры рынка углеводородов, появляются серьезные угрозы для финансовой стабильности государства и экономического роста в целом.

Снижение нефтегазовых  доходов обусловлено не только снижением цен на мировом рынке. По необъяснимой причине снижаются вывозные таможенные пошлины. ВТО не регулирует торговлю энергоресурсами.

Предельная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть снижается с 57% до 55% и ставки вывозной таможенной пошлины на «светлые» нефтепродукты, за исключением бензинов, с 63% до 61% от ставки пошлины на нефть сырую – на 123 719,3 млн. рублей;

Снижаются средние ставки вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (с 6,48% до 4,65%) с учетом выполнения Российской Федерацией обязательств в связи с присоединением к ВТО – на 8 695,5 млн. рублей.

 

Динамика доходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

2013

Проект

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

Доходы, всего

12 898,1

13 570,5

14 564,9

15 905,7

%% к ВВП

19,1

18,5

18,3

18,3

в том числе:

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

6 452,2

6 528,1

6 818,6

6 843,1

%% к ВВП

9,5

8,9

8,6

7,9

Ненефтегазовые доходы

6 445,9

7 042,4

7 746,3

9 062,6

%% к ВВП

9,6

9,6

9,7

10,4

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

0,3

5,2

7,3

9,2

в том числе:

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

0,0

1,2

4,4

0,4

Ненефтегазовые доходы

0,7

9,3

10,0

17,0

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

Нефтегазовые доходы

50,0

48,1

46,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

50,0

51,9

53,2

57,0

 

В 2014 году планируется рост поступления от налога на прибыль в федеральный бюджет почти на 8 % (до 380 миллиардов рублей). Между тем в 2013 году  поступления снизились на 20 %. Заявленный рост ничем не подтвержден.

Поступления от НДС в 2013 году также снизились по сравнению с запланированными  на 12 % (до 1 триллиона 905 миллиардов рублей). В то же время в 2014 году запланирован рост по этому налогу на 12,5 %, а в 2016 году — почти 60 % к 2013 году, что явно не соответствует действительности.

Кроме того, существуют риски и недополучения компенсации за беспошлинные поставки нефти из России в  страны Таможенного союза.

Зная, что бюджет не получит запланированных доходов, правительство значительно урезало расходные обязательства практически на все расходные статьи за исключением обороны, безопасности и общегосударственные расходы.

В то же время  существуют резервы повышения доходов бюджета в 2014-2015 годах. Так, повышение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  возможно путем увеличения налогооблагаемой базы за счет декриминализации хозяйственной деятельности и легализации теневой составляющей хозяйственного оборота, улучшения администрирования налогов, борьбы с коррупцией, улучшения качества таможенного и налогового администрирования, активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности.

Кроме того, введение единой (на объем спирта) ставки акциза для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, эффективная реализация принятых законодательных мер в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленных на ликвидацию нелегального алкогольного рынка, может обеспечить дополнительное поступление акцизов и иных налогов в консолидированный бюджет в размере не менее 100 млрд. рублей.

Большую экономию бюджетных средств может дать наведение порядка при проведении госзакупок.

Российская налоговая система должна учитывать национальную специфику экономики страны, способствовать достижению целей социально-экономического развития. В качестве приоритетов налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы должны выступать:

снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты;

содействие структурной перестройке экономики России, переходу ее на инновационный путь развития, внедрение новых достижений науки и техники;

содействие преодолению кризисных явлений в экономике страны, создание условий для устойчивого развития экономики Российской Федерации, ее субъектов, приоритетных отраслей и видов деятельности;

повышение качества жизни населения Российской Федерации, обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод.

 

П. 2. Расходы федерального бюджета

Структура расходов федерального бюджета в 2014-2016 годы по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными.

Объем расходов федерального бюджета по сравнению с объемами утвержденными Законом № 216-ФЗ (без учета условно-утвержденных расходов) увеличены  в 2014 году на 108 306,9 млн. рублей, в 2015 году на 132 533,0 млн. рублей. В 2016 году по сравнению с проектом 2015 года общий объем расходов увеличен на 595 100,0 млн. рублей. В то же время основные расходные статьи сокращены основательно.

 

Структура расходов федерального бюджета млрд. руб.

 

2013 год

2014

год

2015

год

2016

год

Показатели

Ожидаемое исполнение

Проект

%

к пред.

году

Проект

%

к пред.

году

Проект

%

к пред.

году

1

2

3

4

5

6

7

8

ВСЕГО

13 387,3

13 960,1

103,7

15 361,5

107,3

16 392,2

104,0

в том числе:

 

Общегосударственные вопросы

920,8

1 031,0

111,1

1 040,5

100,9

1 047,4

100,7

Национальная оборона

2 098,4

2 489,4

160,8

3 026,9

121,6

3 378,0

111,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 048,2

2 059,6

101,0

2 103,1

102,1

2 092,2

99,5

Национальная экономика

1 798,8

2 279,6

122,2

2 120,1

93,0

2 012,3

94,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

154,3

117,6

75,8

104,1

88,5

66,7

64,1

Охрана окружающей среды

24,5

29,6

121,2

30,6

103,3

32,0

104,5

Образование

681,5

593,4

86,3

623,5

105,1

639,2

102,5

Культура,  кинематография

98,7

96,0

97,3

95,3

99,3

97,4

102,2

Здравоохранение

515,0

470,7

87,9

412,3

87,6

421,4

102,2

Социальная политика

3 864,4

3 536,8

92,2

4 075,9

115,2

4 374,0

107,3

Физическая культура и спорт

62,0

78,9

126,4

100,7

127,7

98,8

98,1

Средства массовой информации

75,3

68,8

91,3

53,8

78,2

49,5

92,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

408,4

452,5

110,8

503,7

111,3

568,6

112,9

Межбюджетные трансферты общего характера

637,0

656,4

103,1

687,0

104,7

695,2

101,2

Условно утвержденные расходы

 

384,0

 

819,6

 

 

В 2014-2016 годах планируется существенный рост расходов на обслуживание государственного долга (см. таблицу 6), что является следствием покрытия дефицита бюджета за счет внутренних и внешних заимствований с помощью достаточно высокодоходных и краткосрочных ценных бумаг.

 

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации млн. рублей

 

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» всего

408 446,8

452 530,3

503 745,9

568 558,8

в том числе:

 

 

 

 

Подраздел «Обслуживание государственного внутрен-него и муниципального долга»

318 635,1

354 000,0

392 297,1

445 170,3

Подраздел «Обслуживание государственного внешнего долга»

89 811,6

98 530,3

111 448,8

123 388,5

 

В результате расходы на обслуживание и погашение  государственного долга становятся существенной нагрузкой на федеральный бюджет. Так, расходы на обслуживание госдолга в 2014 году больше, чем  расходы федерального бюджета по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Охрана окружающей среды», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации».

В то же время по разделу «Национальная экономика» предусмотрено снижение бюджетных ассигнований в 2016 году на 103 млрд. рублей.

По отношению к объему ВВП  доля расходов раздела «Национальная экономика» снижается и составляет в 2013 году – 2,8%, в 2014 году – 3,1%, в 2015 году – 2,7% и в 2016 году – 2,3 %.

При этом снижаются расходы по подразделам:

«Топливно-энергетический комплекс» — в 2014 году  на 9,4 млрд. руб.,   в  2015  году  на 4.2 млрд. руб.,  в  2016  году  на 200  млн. руб.;

«Сельское хозяйство и рыболовство» — в 2014 году  на 32 млрд. руб.,   в 2015 году на 2,5 млрд. руб.,   в  2016  году  на 200  млн. руб.;

«Водное хозяйство» — в 2014 году  на 7,3 млрд. руб.,   в  2015  году  на 3 млрд. руб.;

«Лесное хозяйство» — в 2014 году  на 22  млрд. руб.;

«Транспорт» —  в 2014 году  на 19 млрд. руб.,  в  2016  году  на 8 млрд. руб.;

«Прикладные научные исследования в области национальной экономики» —  в 2014 году  на 2,9 млрд. руб.,   в 2015 году   на 4 млрд. руб.,   в  2016  году    на 85 млрд. руб.

 

Расходы по разделу «Национальная экономика млн. рублей

Наименование

 

2013 год

2014 год проект

2015 год проект

2016 год

проект

К 2013  году %

1

2

3

4

5

6

Раздел «Национальная экономика», всего

1 864 777,6

2 036 601,6

2 120 712,2

2 017 057,4

108%

в том числе:

 

 

 

 

 

Подраздел «Общеэкономи-

ческие вопросы»

20 733,9

109 480,8

83 905,1

18 767,2

90,5%

Подраздел «Топливно-энергетический комплекс»

17 655,1

8 245,9

3 974,2

3 698,6

20,9%

Подраздел «Исследование        и использование космичес-кого пространства»

32 947,5

28 071,9

33 253,4

161 134,9

489%

Подраздел «Воспроизводство минерально-сырьевой базы»

34 662,8

39 979,4

40 362,0

40 568,0

117%

Подраздел «Сельское хозяйство  и рыболовство»

191 689,9

159 036,8

156 494,1

156 295,7

82%

Подраздел    «Водное хозяйство»

24 483,2

17 188,1

14 221,8

16 849,7

68%

Подраздел     «Лесное хозяйство»

29 288,9

7 166,7

7 189,2

7 828,2

26%

Подраздел «Транспорт»

273956,8

254267,2

277750,3

269920,1

98%

Подраздел «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)»

512 226,0

498 000,1

498 000,1

539 458,7

107%

Подраздел  «Связь  и информатика

43 681,9

36 130,9

29 628,3

31002,9

80%

Подраздел «Прикладные

научные исследования       в области национальной

экономики»

269 949,4

267 029,3

263 182,7

178 281,1

66%

Подраздел «Другие вопросы в области национальной экономики»

413502,3

601056,9

650492,1

575465,6

139%

 

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» снижается в 2014 году  на 37 млрд. руб., в  2015  году  на 13,6 млрд. руб., а в  2016  году  на 38  млрд. руб.

Бездумная демографическая политика привела к тому, что Пенсионному фонду  предусмотрены в 2014 году в сумме 2 448 180,9 млн. рублей, в 2015 году — 2 924 054,7 млн. рублей, в 2016 году — 3 187 933,0 млн. рублей  без существенного увеличения пенсий гражданам. Причина – работающих будет меньше.

Федеральный бюджет на 2014-2016 годы, несмотря на указания Президента Российской Федерации В.В.Путина сделать его бюджетом развития, напротив, сокращает расходы на группы отраслей, которые могли бы стать «локомотивами» роста экономики.

Главным «локомотивом» роста в современном мире является «экономика знаний» (наука, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение), которая являются катализатором развития всех других отраслей. В бюджетной системе доля расходов на образование в ВВП сокращается с 4,3 до 4,1%, а здравоохранения – с 3,7 до 3,3%. На здравоохранение  федеральный бюджет в 2013 году  направляет 515  млрд. руб., а в 2016 г. – 421 млрд. руб. В целом на программу развития здравоохранения в 2013 году выделено 413 млрд. руб., а в 2016 году – 238 млрд. руб.

В 2014 году   расходы по подразделу «Фундаментальные исследования»  раздела «Общегосударственные расходы» снижаются на 4,4 млрд. руб., а расходы по разделу «Образование» в 2015 году  на 94 млрд.руб.

По оценке Минэкономразвития, расходы на НИОКР будут снижаться  относительно ВВП с 1,1% ВВП в 2014 году  до 1,08% ВВП в 2015-2016 годах.  В Швеции, Южной Корее, Японии, Дании, Швейцарии расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП, а  в США — 2,8% ВВП.

Параметры развития научно-технической и инновационной сферы

Показатели

2013 г.

оценка

прогноз

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, всего, млрд. рублей

761

804

862

938

в % ВВП

1,12

1,10

1,08

1,08

в том числе:

 

 

 

 

государственный сектор, млрд. рублей

472

499

532

576

в % ВВП

0,70

0,68

0,67

0,66

частный сектор, млрд. рублей

282

304

330

362

в % ВВП

0,42

0,41

0,41

0,42

 

Таким образом, рост «экономики знаний» в России замедлится, а ведь эта сфера создает в России  только 15% ВВП в сравнении с 35% – в странах Западной Европы и 45% – в США.

Не лучшим образом обстоит дело и с вложениями в инновации и высокотехнологические отрасли. Так, на программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» расходы бюджета сокращаются с 122 млрд. руб. в 2013 году до  114 млрд. руб. в 2016 году, на развитие авиационной промышленности – с 58 млрд. руб. в 2014 году до   55 млрд. руб. в 2016 году, на судостроение – с 26 млрд. руб. до   19 млрд. руб. в 2016 году, на информационное общество – с 130 в 2013 году до 91 млрд. руб. в 2016 году.

Снижение объема расходов федерального бюджета должно осуществляться на основе оценки их приоритетности с учетом стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на период до 2020 года.

Необходимо также отметить, что доля расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации в общей сумме расходов федерального бюджета сокращается с 57,8% в 2013 года  до 54,9% в 2016 году в соответствии с представленным законопроектом, хотя в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» и Государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами» ставится задача расширения сферы программно-целевого управления и роста программных расходов федерального бюджета.

В 2014-2016 годах сохраняется сложившаяся традиция концентрации ресурсов бюджетной системы на федеральном уровне. Анализ прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации показывает, что с учетом средств, аккумулируемых в федеральном бюджете и государственных  внебюджетных  фондах   Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных трансфертов), на федеральном уровне централизуется 71,2% в 2014 году, 71,1% в 2015 году и 70,8% в 2016 году доходов бюджетов бюджетной системы РФ. (А должно быть 50% на 50%)В то же время как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования без учета межбюджетных трансфертов прогнозируется на уровне 36,4%, 36,2% и 36,3% соответственно.

В 2014-2016 годах сложная ситуация складывается с исполнением консолидированных бюджетов. Ухудшение ситуации в  экономике в 2013 году сильно ударило по регионам.  Согласно данным ФНС России, за период с 1 декабря 2013 года  по 1 августа 2013 года произошло резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей на 422,2 тыс. человек (10,5%).

Вследствие этого в 2013 году возрос дефицит региональных бюджетов до 460 млрд. руб.  В результате 63 региона были вынуждены наращивать долги, которые увеличились до 351 млрд. руб. (на 16%). Долг муниципалитетов увеличился на 14%. В результате количество регионов, консолидированные бюджеты которых дефицитны, увеличилось с 57 до 67.

Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014-2016 годах

млрд. рублей

показатель

2013

2014

Темпы роста за год %

2015

Темпы роста за год %

2016

Темпы роста за год %

доходы, всего

8 209,3

8 892,7

108,3

9 570,8

107,6

10 383,0

108,5

%% ВВП

12,1

12,1

 

12,0

 

12,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

налоговые и нена-логовые доходы

6 815,8

7 531,7

110,5

8 183,1

108,6

9 029,2

110,3

%% ВВП

10,1

10,3

 

10,3

 

10,4

 

межбюджетные трансферты

1 393,5

1 360,9

97,7

1 387,7

102,0

1 353,9

97,6

%% ВВП

2,1

1,9

 

1,7

 

1,6

 

расходы, всего

8 669,4

9 115,2

105,1

9 766,6

107,1

10 483,8

107,3

%% ВВП

12,8

12,4

 

12,3

 

12,1

 

дефицит

-460,1

-222,5

48,4

-195,8

88,0

-100,8

51,5

%% ВВП

-0,7

-0,3

 

-0,2

 

-0,1

 

 

В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а в основном за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. В то же время в федеральном бюджете  сокращаются межбюджетные трансферты в 2014 году на 32,6  млрд.рублей, а в  2016 году на   33,8 млрд.рублей.

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что  существуют значительные риски финансового обеспечения Указов Президента Российской Федерации на уровне субъектов Российской Федерации.

Проектом федерального бюджета на 2014-2016 гг. предусмотрено уменьшение объемов финансирования подпрограммы  «Стимулирование инноваций»  по сравнению с объемами, указанными в паспорте Подпрограммы 5 (8,62 млрд.руб в 2014 году, 8,64 млрд.руб в 2015 году и 8,57 млрд.руб в 2016 году).

Необходимо обратить внимание на то, что более 90% всех средств, выделяемых на реализацию подпрограммы  «Стимулирование инноваций», планируется направить на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Считать  целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о  вкладе госпрограммы в достижение следующих показателей:

— создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

— увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % – к 2018 году;

— увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

ВЫВОДЫ:

— общая тенденция социально-экономического развития ведет к снижению доходов и расходов в объеме ВВП.

доходная часть бюджета не соответствует запланированным объемам и не сможет обеспечить расходную часть бюджета.

— значительные выпадающие доходы в связи со снижением пошлин по договору с ВТО усугубляются еще и потерями от снижения вывозных пошлин на нефтегазовые ресурсы, хотя ВТО торговлю этими ресурсами не регулирует.

— государственный долг значительно растет. В то же время сохраняется «порядок», при котором российские денежные средства отдаются западным заемщикам под 2,6% годовых, а Россией кредиты берутся под 5,6% годовых.

— расходы на экономику значительно сокращаются, что и подтверждается низкими параметрами роста производства на весь трехлетний период. Кроме того, новыми положениями бюджета отечественная продукция становится все более неконкурентоспособной из-за введения утилизационного сбора, повышения акцизов и других нововведений.

 

Предложения:

— бюджет в такой редакции принимать нельзя, поскольку  он не соответствует реальному положению в экономике и социальной сфере.

— выйти из ВТО, так как кроме убытков в российском бюджете никаких доходов от вступления в эту организацию не предусматривается.

— увеличить средства на развитие реального сектора экономики, определив приоритетные отрасли ее развития.

— не брать государственных кредитов за рубежом. Использовать на цели финансирования средства Резервного фонда и ФНБ.

— увеличить вдвое финансирование ЖКХ и на треть образование и здравоохранение.

— отменить все законы, увеличивающие налоговую нагрузку и нагрузку на себестоимость продукции отечественных товаропроизводителей.

Требование возвратить все валютные накопления в страну, а их сегодня 23 триллиона рублей и использовать на кредитование и социально-экономическое развитие,  должно быть главным условием борьбы за экономическое возрождение России!

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.