Меню Закрыть

Н.Н. Иванов про работу ФАС: «Бьют своих, а чужие всё равно не боятся»

Н.Н. Иванов про работу ФАС: «Бьют своих, а чужие всё равно не боятся»
2014-02-26 17:35.

27 февраля на «правительственном часе» в Госдуме выступил депутат Н.Н. Иванов по информации руководителя Федеральной антимонопольной службы И.В. Артемьева.

 

 

 

— Федеральная антимонопольная служба призвана защищать конкуренцию. Под этим понимается, что защищают маленькие компании от крупных, слабые от сильных.

Но создаётся впечатление, что Федеральная антимонопольная служба с определённого момента стала работать не за, а против конкуренции, поскольку основным направлением её деятельности, объектом преследования стал именно малый и средний российский частный бизнес.

Судите сами: 56 процентов дел, которые дошли до суда, ФАС возбудила именно против малого и среднего бизнеса. По делам, которые до суда не дошли, доля малого и среднего бизнеса 80 процентов, но ведь ФАС России изначально задумывалась как защитник маленьких компаний.

Экспертный совет и аналитический центр правительства предлагали ФАС внести в российский антимонопольный закон существующие во всём мире нормы, что малый бизнес не может быть признан монополистом, что он может заключать между собой любые соглашения, вплоть до так называемых «картельных», потому что соглашение компаний с небольшими долями рынка конкуренции не угрожает.

Но Федеральной антимонопольной службе, видимо, удобно сохранение ситуации, когда она может, не считая доли рынка, прийти к любому индивидуальному предпринимателю, взять его договор, например, с его оптовиком, и назвать это картелем. А за картель предусмотрена уголовная ответственность,   а   у   него   нет   средств   на   судебную  защиту,   ему   легче откупиться на месте. Согласитесь, это намного легче, комфортней и прибыльнее для недобросовестных чиновников, чем бороться с настоящими зубастыми монополистами.

Например, по РЖД возбудили дела не против повышения тарифов, а против того, что стали застилать постельное бельё на верхних полках вагонов и пустили скоростные электрички. По мнению ФАС, это ограничивает конкуренцию, видимо, с плохими, некомфортабельными электричками, а у потребителя обязательно должен быть выбор между застеленным и не застеленным бельём.

Зато, когда некоторые сотрудники ФАС попытались возбудить дела против Газпрома за то, что он установил штрафы для промышленных потребителей, как за перебор, так и недобор газа, или против «ЛУКОЙЛА» за то, что он в одном регионе оптовую цену на бензин поднял выше розничной, то таких сотрудников быстро поставили на место. Ежегодно ФАС возбуждает 55 тысяч дел. Совершенно очевидно, что в подавляющей своей массе это дела не против Газпрома и не против РЖД.

Есть ещё один интересный факт. В США, например, антимонопольщики взыскивают 90 процентов штрафов и возбуждают 70 процентов дел против иностранных компаний. Как правило, более крупные дела возбуждаются именно против иностранных компаний: европейских, корейских, японских. Получается, что их антимонопольная политика работает на укрепление конкурентных позиций своих компаний. А у нас соответствующий показатель — один процент, а то и того меньше. Получается, что мы бьём своих, а чужие всё равно не боятся.

Ещё один пример. ФАС хочет заниматься продуктами интеллектуальной деятельности. Вообще, в мире не принято, и в России до сих пор тоже, если ты что-то изобрёл, получил патент, ты получил право на временную монополию. Иначе, зачем тебе изобретать?

Так вот ФАС хочет идти вразрез с этим принципом и карать изобретателей, называя их монополистами. По большому счёту ФАС увидела в растущем инновационном секторе экономики неохваченные ей ниши. И решила делать палки, то есть возбуждать надуманные дела против несчастных изобретателей.

Но за борьбой ФАС с малым бизнесом стоят конкретные люди и судьбы. Приведу несколько примеров.

ФАС выявила картель двух индивидуальных предпринимателей, которые установили на площади детские батуты, где можно было попрыгать за 50 рублей. По мнению ФАС, это был картельный сговор. И она за этот сговор наказала.

Когда мы слышим слово «картель» мы представляем каких-то сталелитейных магнатов, которые собирались где-то там у себя в штаб-квартирах, втихаря договорились в два раза повысить цены. Но мнению ФАС, картель — это два индивидуальных предпринимателя, которые установили цену по 50 рублей для детей, прыгающих на батуте. После такого вмешательства батутов в городе Горно-Алтайске больше нет, и детям попрыгать просто негде.

В Хабаровске предпринимателя обвинили за то, что он повесил в своём ларьке плакат с креветкой, рекламирующий пиво. Специальная комиссия ФАС признала креветку животным, а образы животных в рекламе пива запрещены.

В Новосибирске ТСЖ было признано монополистом, вдумайтесь, по поставке горячей воды своему арендатору.

Таксист из Костромы был оштрафован за оскорбление хлеба. Его реклама гласила: «Если в слове «хлеб» сделать пять ошибок, то получится слово «такси».

Маршрутка из Владивостока была оштрафована за то, что ходила в одно и то же время с автобусом.

Эти примеры подтверждают, что ФАС необходимо изменить подходы к формированию конкурентной среды.

Предложение. ФАС перестать кошмарить малый и средний бизнес, и всерьёз заняться реальными монополистами.

Ещё одно предложение о сокращении срока обжалования решений и предписаний антимонопольных органов, вынесенных по результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Поделиться: