По материалам km.ru
2015-10-21 21:14.
Дмитрий Медведев признал, что переход от сырьевой к инновационной экономике «у нас пока не очень получается».
![]() |
Арефьев Николай Васильевич |
Почему не получается, и что надо делать, чтобы получилось?
На эти вопросы отвечает Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.
Нынешние проблемы хотят решить за счёт пенсионеров
– Чтобы получилась инновационная экономика, надо первым делом отправить правительство и самого Медведева в отставку.
Силуанов сказал, что в бюджете доходы (те, которые не от нефти и газа) увеличиваться не будут в ближайшие три года. То есть нет и речи об импортозамещении, развитии производства и сельского хозяйства. Промышленность сбавила обороты, страна в рецессии, а никто ничего делать не хочет.
Нынешние проблемы хотят решить за счёт пенсионеров. Но даже если вовсе пенсии перестанут платить, всё равно из положения не выйти. Все их мысли – как не платить, сократить расходы и тем самым закрыть дыру в бюджете. Я не вижу мер, прописанных в бюджете, которые бы были связаны со строительством заводов и подъёмом сельского хозяйства. Вся надежда у них на рост нефтяных цен.
Для инноваций нужны деньги, а где их взять? Я могу сказать. Мы внесли закон о прогрессивном налоге, такой закон даст стране 4,7 трлн. рублей ежегодно, но его отвергли, хотя он принят и в США, и в Германии, и во Франции, и во многих других странах.
Если ввести госмонополию на производство и реализацию спиртосодежащей продукции, то это даст ещё 2 трлн. рублей в год, но и это было отвергнуто единороссовским большинством в нашем комитете. А есть и ещё один резерв: госмонополия на продажу табачных изделий.
Закрой границу, и мы останемся голодными, разутыми и раздетыми
Имея деньги, можно переходить к созданию инновационной экономики. Для начала надо восстановить отраслевую науку, а пока это не сделано, придётся покупать патенты за рубежом. Между прочим, сейчас мы семенной фонд для сельского хозяйства закупаем за границей, значит, требуется возродить семеноводческие станции.
А что касается высоких технологий, то кое в чём мы преуспеваем. Кое-что сохранилось в авиации, на железной дороге, в машиностроении. Например, Кировский завод создал несколько инновационных модификаций тракторов.
Инноваций было бы больше, если бы у нас не закрывали институты, а наоборот открывали. Если науку уничтожать, то об инновациях и говорить не придётся, значит останется только один путь: покупать патенты. Правда, сейчас мы под санкциями, так что сейчас и не продадут нам технологии.
В СССР делали совершенно правильно, стремясь к самообеспечению в промышленности и производстве продовольствия. А сейчас вот закрой границу, и мы останемся голодными, разутыми и раздетыми, потому что половину продовольствия мы закупаем, а 70% промышленных товаров поступает из-за рубежа.
Так можно было жить, пока нефть была дорогой, а сейчас она резко подешевела, и выход один – развивать свою экономику. Но в правительстве об этом не думают. Кстати, если отменить НДС, то это подхлестнёт развитие промышленности так сильно, что за счёт увеличения оборотов удастся компенсировать выпавшие по НДС доходы. Но изучая параметры бюджета на 2017 год, я там тоже не увидел мер по развитию индустрии.