Меню Закрыть

«Майские указы» приказали долго жить

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ по материалам газеты «Правда».

Правда №116 (30467) 18—19 октября 2016 года
Автор: Мария ПАНОВА.

Бюджетники уже потеряли надежду на достойную зарплату

А как хорошо всё начиналось! Владимир Путин сразу после вступления на пост главы государства подписал так называемые майские указы. Был 2012 год. И понеслось…

НАПОМНИМ, «майскими указами» предписывалось, что с 2012 года зарплата учителей должна сравняться со средней по региону, к 2018 году её должна догнать зарплата работников культуры и преподавателей колледжей, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое.

Изюминка была в том, что обещанные президентом щедрые подарки бюджетникам должны были осуществляться главным образом за счёт регионов, чьи бюджеты и без того «пели романсы». Нагрузка оказалась непомерной: в ряде регионов расходы на зарплату сегодня превышают 60% всего объёма. Мало того, так как у большинства территорий собственных средств на это не хватает, им приходится всё больше залезать в долги, которые выросли уже до неподъёмных размеров. Таким образом, регионы истощают себя, не имея никакой возможности не только вкладываться в своё развитие, но часто даже расплатиться с нарастающими, как снежный ком, долгами.

Однако указ есть указ. Исполнители взяли под козырёк и начали… изворачиваться. Чиновничий мозговой штурм выдал на-гора первую идею: если зарплата бюджетников приравнивается к средней по региону, то достаточно номинально — на бумаге — снизить темпы роста средней зарплаты. И если раньше региональные статистики, соревнуясь друг с другом, указывали цифры средней региональной зарплаты всё небывалее и выше, то с этого момента, наоборот, стало выгоднее цифры занижать.

Но и этого оказалось недостаточно. Реальная зарплата врачей, учителей и преподавателей ну никак не хотела укладываться в прокрустово ложе даже заниженных среднерегиональных показателей. К выполнению «майских указов» решено было активно привлекать руководство лечебных и учебных заведений. И директора школ, ректоры вузов, главврачи впряглись в эту нелёгкую работу. Нет, они не сократили свою сверхвысокую зарплату (согласно опубликованным декларациям, только официальные доходы многих из них составляют сотни тысяч в месяц). Нет, они не сократили чрезмерно раздутые свои управленческие аппараты и их непомерную зарплату. Они предпочли пойти другим путём.

«Около двух недель назад нас уведомили почти о трёхкратном увеличении заработной платы с 1 ноября», — рассказывают преподаватели весьма уважаемого московского вуза. Однако, вопреки ожиданиям, преподы не только не возликовали, но и приуныли. И было отчего. «Сразу стало понятно, что всех переведут на меньшие доли ставок. Так и оказалось, — объясняют они. — У университета денег нет, а по какому-то там приказу сверху, который никак нельзя переступить и проигнорировать, главный научный сотрудник со степенью доктора наук должен получать более 90000. В начале сентября нам сказали, что доли ставки будут сокращены, а зарплата останется такой же, какая она есть сейчас… Неделю назад нам предоставили таблицу с предложением о сокращении долей ставок… Полноставочников предлагается перевести на 0,3 ставки… Нам было предложено два пути: или сокращаем штат — тогда коллектив распадается, или сокращаем ставки, зарплата прежняя, а в трудовой книжке доля ставки всё равно не помечается. Прокрустово ложе, ага, но иначе, типа, никак…»

Второй путь повышения зарплаты при реальном её сохранении в прежних рамках — за счёт значительного увеличения нагрузки. Именно с этим можно связать прокатившуюся «оптимизацию» здравоохранения, в результате которой только в Москве были закрыты 28 ЛПУ и уволены порядка 10 тысяч медицинских работников (всего по России число медиков сократилось на 90 тысяч человек!). Руководители бюджетных учреждений поощряют своих подчинённых работать более чем на одну ставку. Как ни странно, это не только не решило проблему с дефицитом кадров, но и усилило отток специалистов из отрасли. Оставшимся медикам действительно была несколько увеличена зарплата, но работать теперь приходится за двоих, если не за троих. И сегодняшняя ситуация, когда единственный на несколько отделений дежурный врач должен, как господь бог, решать, кому первому оказывать помощь, иначе говоря, кому выжить, стала уже повседневностью наших больниц. Зато главврач может с радостью отчитаться перед вышестоящим начальством, что доход у врача вырос. Так же обстоит дело и с учителями. В начале октября у Дома правительства Республики Удмуртия в Ижевске прошёл одиночный пикет с говорящим лозунгом «День нищего учителя. Должностной оклад учителя — 9150 рублей. Мы вынуждены работать на две ставки».

Ну и, наконец, эффект исчисления средней зарплаты методом «средней температуры по больнице», когда зарплата директоров, главврачей и их замов суммируется и делится на всех.

Игры со статистикой сослужили плохую службу и самим властям. Они пребывают в некой виртуальной реальности, созданной специально для них их подчинёнными. Это наглядно было видно на недавней встрече президента РФ с учителями, когда Владимир Владимирович несказанно удивился оглашённой «Учителем 2016 года» Александром Шагаловым из Армавира зарплате 26—27 тысяч рублей, в то время как официальная средняя зарплата преподавателя в школе нынче составляет порядка 36 тысяч.

Реальность никак не хочет вписываться в бумажные фантазии чиновников.

— Зарплата не растёт с 2009 года, — жалуется врач из Хабаровска. — Сделали ставку у врачей 10—11 тысяч, а убрали доплату за стаж, уменьшили резко ночные, за вредность, за категорию. И на одну ставку у меня, врача с высшей категорией, со стажем 36 лет, выходит 20—25 тысяч, вот так, а говорят, у врачей 54 тысячи! Это надо работать на три ставки, что многие и делают, у кого хватает здоровья. В поликлиниках немного по-другому, там все поголовно пишут левые посещения и талоны, чтобы что-то заработать.

Главная цель «майских указов» ясна: формирование массового лояльного электората. Отчасти она была достигнута. Особенно наглядно это видно на примере учителей, которых используют как бесплатную рабсилу на работах, не имеющих отношения к их педагогической деятельности: они убирают городские территории, ремонтируют школы, обеспечивают «массовку» на встречах с чиновниками. Мало того, последние выборы в Госдуму показали, что именно бюджетники поспособствовали победе ЕР. Врачи и медсёстры безропотно брали открепительные талоны и голосовали там и так, как им указало начальство. Учителя же особенно отличились на избирательных участках, где были зафиксированы многочисленные вбросы бюллетеней.

И какой «благодарности» они добились за свои старания? Не говоря уж об откровенной издёвке, вызвавшей целую бурю негодования, когда незадолго до выборов премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос дагестанского учителя, который пожаловался на низкую зарплату, посоветовал бюджетникам искать деньги в других отраслях, например, в бизнесе. Сразу после выборов на бюджетников обрушился целый ушат холодной воды. Начиная с идеи, выдвинутой главой совета фонда «Центр стратегических разработок» и экс-министром финансов Алексеем Кудриным и поддержанной главой Сбербанка Германом Грефом: отложить реализацию «майских указов» в части зарплаты бюджетников до 2020 года. И кончая сообщением Фонда обязательного медицинского страхования об отсутствии денег на выполнение «майских указов».

Похоже, и сами бюджетники стали понемногу прозревать. Недовольство пока зреет глухо, так, как начинает бурлить вода подо льдом на весенней реке. Но природа неумолима: бурные воды рано или поздно взламывают ледяную корку и вырываются наружу.

Поделиться: