Меню Закрыть

«Вторая казнь Олега Кошевого». Рецензия в газете «Правда» на телесериал «Молодая гвардия»

По страницам газеты «Правда», Виктор Кожемяко
2015-05-19 12:24.

Заметки после премьеры телесериала под названием «Молодая гвардия».

 

 

Сразу скажу: я не удивляюсь, что какой-то части зрителей этот сериал понравился. Есть тому объяснения. Большинство молодых, конечно, не читали великий роман Александра Фадеева и не видели столь же великий фильм Сергея Герасимова, так что для них это –  открытие самого факта существования «Молодой гвардии», историю которой изложили им максимально приближённо к современным боевикам. А некоторых старших подкупает, что содержание-то всё-таки патриотическое и нет здесь вроде бы лютой антисоветчины, какая уже набила оскомину в других сериалах и фильмах. Действительно, по сравнению с густопсовыми «Орловой и Александровым» и «Однажды в Ростове», предшествовавшими «Молодой гвардии» на том же Первом канале, эта работа может показаться кому-то выделяющейся из общего антисоветского телепотока. Неужели к 70-летию Победы делали сериал с искренней задачей восславить советских героев, раскрыть новым поколениям основы их героизма? Ой ли!

Настоящая и главная их задача

Решение её началось уже в завлекающем рекламном анонсе. «Подлинная история «Молодой гвардии»!» несколько дней подряд с придыханием вещал закадровый голос. Ударение на слове «подлинная».

Здесь уж сходу и однозначно заявлено: всё, что вам рассказывали и показывали о «Молодой гвардии» в советское время, не подлинное. А появление в самом первом титре сериала эмблемы Военно-исторического общества даёт понять, что раскопало оно, это общество, видимо, и в самом деле много чего-то ранее неизвестного об известнейшей подпольной комсомольской организации, героически действовавшей во время гитлеровской оккупации в донбасском городе Краснодоне.

Однако единственное, что можно считать неким открытием для нового художественного воплощения темы «Молодой гвардии», вовсе не есть открытие последнего времени. Я имею в виду, конечно, Виктора Третьякевича, который стал в сериале главным действующим лицом.

Да, в классических романе и фильме о «Молодой гвардии» этого не было и не могло быть, потому что Третьякевич, оговорённый на первом суде над краснодонскими пособниками фашистов в 1943 году, считался тогда предателем. Роман А. Фадеева писался и печатался буквально по горячим следам событий, и в 1946-м он уже вышел отдельным изданием. В 1948-м на экраны вышла киноэпопея С. Герасимова.

Впечатление от обоих произведений сегодня трудно передать оно было в полном смысле потрясающим. Грандиозным! Одновременно в сотнях театров страны с необыкновенным успехом шёл спектакль «Молодая гвардия». И главными героями как в книге, так и на сцене, экране были пятеро молодогвардейцев, удостоенных в сентябре 1943 года звания Героя Советского Союза: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и Любовь Шевцова.

Не только с ними, конечно, встречались читатель и зритель. Но их имена в первую очередь олицетворяли для всей страны легендарную организацию, в которой состояли более восьмидесяти человек. Лишь немногие остались в живых почти всех, как известно, после зверских пыток фашисты казнили.

Через 16 лет после трагедии, в 1959-м, состоялся судебный процесс ещё над одним краснодонским полицаем В. Подтынным. Выяснились некоторые новые обстоятельства, связанные с деятельностью и гибелью молодогвардейцев. Специальной комиссией, созданной после процесса, было установлено, что Виктор Третьякевич стал жертвой клеветы.

Посмертно его наградили орденом Отечественной войны I степени. Вышло много публикаций на эту тему, самая известная документальная повесть журналиста «Комсомольской правды», а впоследствии «Правды» Кима Костенко «Это было в Краснодоне». Однако художественного изображения, равного классике Фадеева и Герасимова, не только тогда, но и за все последующие годы образ Третьякевича не получил.

И вот дождались.

Вместо давней фашистской клеветы теперь новая

Можно было бы лишь порадоваться, что забытый герой появился на экране. Если бы делалось это чистыми руками и с чистыми помыслами! Но ведь уже тот многозначительный анонс о «подлинной истории» настораживал вопросом: насколько подлинной будет она по отношению к другим героям «Молодой гвардии», некогда прославленным, а за последнее время тоже фактически забытым? И особенно каким предстанет перед нами Олег Кошевой?

Сериал в этом смысле превзошёл наихудшие предположения. Стало ясно (по крайней мере, я так думаю), что и делался-то он в основном для уничтожения одного из самых знаковых имён в советской истории Великой Отечественной войны. Точно так же, замечу, и по той же причине было с Зоей Космодемьянской.

Вдохновители и создатели этого телеизделия сработали вполне по-геббельсовски: врать до оглушения. В первой половине сериала у них Олега вообще нет. Затем появляется некий франтоватый хлыщ, демонстративно отстраняющий себя от всего, что происходит в оккупированном городе. Уютный дом, заботливая мама. Причём заботливая как по отношению к сыну, так и к немцам, которые в доме поселяются. Есть явственный намёк и на её лёгкое поведение с этими немцами.

Согласно подлинной истории, в доме должна жить ещё бабушка (сохранилась трогательная надпись Олега на его фотографии: «Дорогой голубке бабушке…»). Но в заданном контексте она была бы лишней, и её «секвестировали». Олега же конструируют поразительно нелепым в какой-то странной наивности, доходящей прямо-таки до глупости. И столь же странно мгновенное прозрение. Показывает ему Ваня Земнухов кучу трупов где-то в шахтном отвале, и он истерически падает чуть ли не в обморок. Для него, оказывается, это первое свидетельство фашистских зверств. Все в городе про эти зверства давно знают, а он один нет. Удивительно и возмутительно.

Да, крайнее возмущение испытываешь, видя всю эту реконструкцию убеждённого комсомольца Олега Кошевого, одного из признанных руководителей «Молодой гвардии», в совершенно случайного и незначительного для неё человека. Обязательно надо было, возвысив Третьякевича, сбросить с пьедестала Кошевого?

Для тех, кто замышлял и делал сериал, обязательно! Ведь после этого можно говорить о «советской подделке» (хотя оклеветали Третьякевича фашистские прислужники, а не Советская власть!); после этого как бы само собой перечёркивается очень многое, что волновало людей в связи с «Молодой гвардией» и обаятельнейшим Олегом, в том числе пронзительная книга Елены Николаевны Кошевой «Повесть о сыне». Охаяли мать вместе с сыном, не дрогнула рука…

От имени погибшей сестры

Но хочу напомнить, что Елена Николаевна за помощь «Молодой гвардии» награждена орденом Отечественной войны II степени! Могло бы произойти это, если бы она была такой, какой её изобразили в сериале?

Это я говорю по телефону с Владимиром Петровичем Минаевым, который живёт сейчас в Киеве. Его сестра, Нина Минаева, была членом «Молодой гвардии», она казнена вместе с большинством своих товарищей. Младшему брату было тогда десять лет, но кое-что из того времени он помнит чётко. А главное вот в чём: он уже многие годы занимается историей «Молодой гвардии» (подлинной, конечно) и написал книгу против клеветы, которой подвергнуты молодогвардейцы в условиях современной Украины.

Надеюсь, что мы более подробно познакомим читателей «Правды» с этой работой, а пока коротко его отзыв о сериале, который Владимиру Петровичу удалось посмотреть:

Слишком много вранья! Какая там «подлинная история»… И знаете, в главном направленность украинской и российской пропаганды тут сходятся: «деидеологизировать», «деполитизировать» краснодонское подполье. А это значит изъять коммунистическую основу и дух. Ну да, мол, ладно, никуда не денешься, подпольная организация «Молодая гвардия» действительно существовала, однако они были просто борцами борцами без коммунистической идеологии.

Владимир Петрович отмечает, что президенты Украины и буржуазная Верховная Рада в своих постановлениях, посвящённых юбилеям «Молодой гвардии», давно уже заменили наименование «подпольная комсомольская организация» на «подпольная молодёжная». Нынешние украинские идеологи пишут прямо: «Нужно освободить историю «Молодой гвардии» от идеологических и политических наслоений. Это станет важной ступенью в формировании патриотических взглядов у современной молодёжи».

Ну да, патриотических взглядов «вообще»…

Такую же тенденцию ясно вижу и в российском сериале, подчеркнул брат казнённой фашистами комсомолки из «Молодой гвардии». Постарались сделать этакий «безыдейный» приключенческий боевик.

Да, Леонид Пляскин это вам не Сергей Герасимов.

Слово «боевик» вполне подходит. Погони, преследования, перестрелки всё как положено. Вплоть до самого нереального: например, спасаясь от немцев, Третьякевич может спрятаться с головой… в бочке с мазутом. К подлинным событиям такое вряд ли относится, но на что не пойдёшь ради завлекательности.

Художественный домысел был и у Фадеева с Герасимовым. Однако там он, как правило, продиктован стремлением глубже раскрыть внутренний мир героев и придать больше выразительности их характерам. В данном случае господствует сугубо внешнее, а вот духовное содержание этих ребят остаётся неведомым. Но ведь в жизни они читали, думали, мечтали, у них были свои любимые герои. Кстати, в сериале Ваня Земнухов «перекликается» с Олегом персонажами из Фенимора Купера, хотя это свойственно скорее гимназистам дореволюционной поры. У нового советского поколения главные книги и герои были уже совсем другие.

Когда мы снимались в фильме, много узнали о молодогвардейцах. Какие же они внутренне богатые и красивые! Это прежде всего мы и старались передать.

Так говорила мне на днях народная артистка СССР Инна Макарова, талантливо сыгравшая в картине Сергея Герасимова Любу Шевцову. А какой получилась она, «Любка-артистка», в новом сериале?

Режиссёр Леонид Пляскин решил использовать возможности уже известной «сериальной» актрисы Катерины Шпица в основном, так сказать, эротически. Она разведчица и выступает в офицерском кабаре перед немцами. Эстетические вкусы фашистов известны, и выступления «с клубничкой» вполне этим вкусам соответствуют. Причём их так много и они так тщательно отработаны, что выливаются в самостоятельную концертную линию, далеко уводящую от сути «Молодой гвардии».

Однако авторы, наверное, сочли это очень удачной находкой: как же, придаёт тяжёлому сюжету пикантность, приятно смотреть… И последовало соответствующее продолжение: перед заключительными сериями Катерину Шпица и её партнёра по танцам в кабаре Юрия Чурсина приглашают в передачу «Ночной Ургант».

Торжество пошлости! По сюжету сериала впору минуту молчания объявлять, а тут шуточки, хохмы, солёные двусмысленности. На глазах происходит уничтожение трагедии. Точно так же было, если помните, после сериала «Страсти по Чапаю».

Чего добиваются этим приёмом на Первом канале? А вот чего: показали мы вам, дескать, всякие неприятные события из прошлого, но вы расслабьтесь, не воспринимайте слишком всерьёз.

Закономерно вопрос возникает: а насколько всерьёз подходят создатели таких сериалов к тому, что они делают? Таких, то есть с претензией на правдивый показ каких-то страниц советской истории. Как сами к ним относятся? Как воспринимают?

Излишне говорить, чем была «Молодая гвардия» для Фадеева, Герасимова и всей плеяды юных актёров, начавших с того фильма свой большой путь в искусстве. А для Пляскина и его группы? Даже не сравнивая уровень талантов, понимаешь: внутренний заряд не тот, не то вдохновение!

Достаточно вспомнить, как мощно звучала сцена клятвы молодогвардейцев у Герасимова и насколько буднично, невыразительно прошла она в сериале Пляскина. Или красные флаги, вывешенные комсомольцами Краснодона в канун 25-летия Великого Октября на восьми самых высоких точках города. Фильм 1948 года был чёрно-белым, однако впечатление создавалось сильнейшее. Теперь всё в цвете, и флаги красные пришлось-таки показать, но вряд ли у кого дух захватит так, как тогда.

И в этом ведь не только мера мастерства и таланта. Здесь и отношение к поводу, по которому советские флаги над городом появились. Уйти от этого эпизода, одного из ключевых в истории «Молодой гвардии», было невозможно. Однако говорят в сериале не про 25-летие Октября, а про календарное 7 ноября, и только единожды мелькает упоминание Октябрьской революции. И уж конечно, не слушают молодогвардейцы по радио доклад Сталина из Москвы…

Нет в сериале духа времени, того особого комсомольского духа товарищества, сплочённости, единства, который пронизывал и поднимал эпопею Сергея Герасимова. Оценивая актёрские работы, можно выделить Никиту Тезина в роли Третьякевича. Однако он здесь сам по себе индивидуум, супергерой. Мстит за любимую Соню, чьи часики как амулет носит на груди. А когда заходит речь об организации и кто-то из ребят говорит, что он ещё не вступил в комсомол, Третьякевич бросает в ответ: «Это не важно».

Но мы-то знаем, что в реальной «Молодой гвардии» были временные комсомольские билеты и в комсомол принимали. Значит, для них это было важно. Олега Кошевого, который после провала организации пытался уйти из города, задержали, когда нашли у него комсомольский билет, зашитый в пиджаке.

Опустив почти совсем даже упоминания о комсомоле и Коммунистической партии, Тезину-Третьякевичу предложили зато своеобразный поединок индивидуумов с фашистским полковником Ренатусом в исполнении Алексея Верткова. Это и психологическое единоборство, и соревнование на скрипках, и своего рода интеллектуальный диалог. Искусственность всего этого более чем очевидна, и она тоже фактически уводит от магистральной темы «Молодой гвардии».

Что же, режиссёру просто надо было чем-то занять время, прибегнув к фальшивой философской многозначительности? Или, может, нагромоздил это ради того, чтобы фашист вдруг заявил о своём уважении к Сталину, который «навёл порядок в стране»? В современном контексте уравнивания Гитлера и Сталина заявление для кого-то весьма актуальное…

Давайте признаем: абсолютному большинству нынешних мастеров кино и телевидения не дано творить честных, правдивых и глубоко волнующих работ о советском времени. Очень точно сказал на страницах «Правды» режиссёр Карен Шахназаров: «В советском времени была великая идея». Многим сегодняшним творцам она чужда, а то и ненавистна. Чего же ждать? Вот и «Молодая гвардия» на сегодня останется пока больше «брендом» для молодёжной организации «Единой России», нежели современным художественным памятником, достойным святых советских героев и мучеников.

Поделиться: