Меню Закрыть

«В Китае Сталин забвению не подлежит». Газета «Правда» об отношении жителей «Поднебесной» к фигуре И.В. Сталина

Артём Леонов
2014-08-09 00:48.

В Поднебесной Иосиф Виссарионович остаётся символом многогранной советской эпохи, опыт которой помогает строительству социализма с китайской спецификой.

 

 

СССР на состоявшейся в июле—августе 1945 года Потсдамской конференции подтвердил своё обязательство вступить в войну с милитаристской Японией не позже чем через 3 месяца после капитуляции Германии. 8 августа советское правительство заявило, что с 9 августа «Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией». В результате стремительного наступления войск Красной Армии Квантунская армия в короткий срок была разгромлена, освобождены территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии — одного из наиболее экономически развитых районов), а также Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Победы Красной Армии сыграли решающую роль в капитуляции Японии и открыли перед великим китайским народом перспективы независимого развития.

Оценки решающего вклада СССР в победу над Японией в Китае никогда не подвергались ревизии. Они не менялись даже в годы осложнения отношений между нашими странами. Поэтому неудивительно, что там сохранились многочисленные памятники, обелиски и барельефы в честь советских воинов. В Северо-Восточном Китае всегда ухожены их кладбища. В этом регионе свыше 60 таких историко-мемориальных объектов.

9 мая 1965 года в Пекине был устроен праздник в честь 20-летия Победы над фашистской Германией. Его организаторы украсили город портретами не только Сталина и выдающихся советских военачальников Жукова, Рокоссовского, Василевского, Ватутина, Черняховского, Чуйкова, но и «опальных» в то время в СССР Молотова, Маленкова, Кагановича, Булганина, Шепилова и Василия Сталина. В выступлении на юбилее председатель КНР Лю Шаоци отметил, что «СССР, руководимый Сталиным, внёс основной вклад в разгром и Германии, и Японии. Это должны знать и помнить нынешнее и будущие поколения». А главный печатный орган Компартии Китая газета «Жэньминь жибао» в обширном редакционном материале заявила о «немеркнущем подвиге советского народа во главе со Сталиным во имя освобождения многих народов Европы и Азии от фашистской оккупации и порабощения. Советский народ по праву является великим народом, а Советская Армия — великой армией».

Мао Цзэдун в ноябре 1967 года в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции отмечал, что «без СССР и Сталина могло бы не быть КНР и победы над Японией». А один из руководителей КНР и Народно-освободительной армии Китая маршал Чжу Дэ в беседе с военными делегациями Вьетнама, Румынии и Албании в мае 1971 года подчёркивал, что «никто не сможет оспорить решающую роль СССР в разгроме основных сил японских милитаристов и в освобождении многих стран и территорий на Дальнем Востоке».

В Китае не принято «переписывать» собственную историю. Это подтверждают события не только второй половины ХХ века. Об этом же свидетельствуют и современная политика и идеология Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики. В решениях XVIII съезда Компартии Китая (ноябрь 2012 года) настойчиво подчёркивается, что методологической основой теории и практики китайского общества являются марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, концепция социализма с китайской спецификой. III пленум ЦК КПК (ноябрь 2013 года) вновь указал на то, что в своих решениях он исходил из этих фундаментальных научных положений. Это ещё одно доказательство преемственности политического курса, о которой теперь заявляет пятое поколение китайских руководителей.

Именно с политической последовательностью и преемственностью в социалистическом строительстве с китайской спецификой оно связывает решение задач создания к 100-му юбилею КПК (2021 год) в Китае среднезажиточного общества, а к 100-й годовщине создания КНР (2049 год) — превращения Китая в богатую, могущественную, гармоничную социалистическую страну. При этом подчёркивается, что дверь «китайской мечты» распахнётся для всех граждан КНР.

Утверждения Коммунистической партии Китая о её приверженности марксизму-ленинизму постоянно подкрепляются идеологической работой и политической практикой. «12 декабря 2011 года в Пекине, — писала «Жэньминь жибао», — официально открыта выставка, посвящённая истории распространения марксизма в Китае. Она стала плодом более чем годовых усилий сотрудников Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК. Данный выставочный павильон станет первым из подобных павильонов Китая, с постоянным бесплатным входом, специально ориентированных на ознакомление с историей распространения марксизма в Китае».

Китайские исследователи глубоко изучают наследие классиков марксизма-ленинизма. О трепетном отношении китайских товарищей к их творчеству говорит такая деталь — в конце 2011 года «Жэньминь жибао» сообщала: «В настоящее время в Китае хранятся пять экземпляров рукописи Карла Маркса, из них два экземпляра хранятся в библиотеке Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК; остальные три экземпляра хранятся в Центральном архиве и Государственной библиотеке Китая. Об этом сообщил руководитель Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК И Цзюньцин. По его словам, два экземпляра рукописи Карла Маркса, которые хранятся в библиотеке Института, были приобретены в июне этого года… По инициативе этого Института в Пекине состоялся международный симпозиум, посвящённый хранению документов и произведений марксизма».

Имя И.В. Сталина в китайских документах всегда ставится в один ряд с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина; он предстаёт как один из классиков марксизма-ленинизма. В КНР по сей день сохраняют имя Сталина почти все объекты, названные в его честь в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов. К сожалению, в российских и западных справочниках по Китаю этот факт обычно замалчивается, а если о нём и говорится, то вскользь, мимоходом…

Между тем и сегодня есть проспекты Сталина в городах Урумчи и Кульджа на крайнем западе КНР, в Цзилине, столице одноимённой восточно-китайской провинции, граничащей с Россией и Северной Кореей. Лучшие улицы в Люйшуне (Порт-Артур), Даляни (Дальнем), Харбине тоже носят имя Сталина. Огромные портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина украшают посёлок Нан Джи Кун, расположенный вблизи стыка границы КНР с Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В Харбине ещё в марте 1953-го был разбит огромный парк имени Сталина.

Теория и практика  социалистического строительства, тесно связываемые в КНР с именами и деятельностью Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, рассматриваются здесь не как «неизменное правило» на все времена. Китайские коммунисты считают необходимым творчески развивать учение основоположников марксизма-ленинизма. Особое внимание они уделяют произведениям Сталина, рассматривая их в качестве марксистской идеологической базы деятельности Компартии, которая стояла у руля государственного строительства и достигла всемирно-исторических успехов.

Это, кстати, ничуть не мешает КПК не замалчивать ошибки и просчёты И.В. Сталина и критически обсуждать их. Но без шельмования и фальсификаций. «Сталин был прав на 70 процентов, не прав на 30 процентов», — говорил Мао Цзэдун ещё в 1961 году (впрочем, в той же «пропорции» оценивается в КНР с середины 1980-х деятельность и самого Мао Цзэдуна). Китайские аналитики часто отмечают, что марксистская идеологическая база китайских реформ была фактически обозначена в последней работе Сталина — «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 год). Ещё в конце 1970-х, когда экономические реформы в КНР только начинались, китайские СМИ подмечали: советские пропагандисты 1952—1955 годов, похоже, намеренно не обратили внимания на то, что Сталин в этой книге определил направление экономического развития в Советском Союзе и социалистическом лагере в целом.

А вот в Китае досконально изучили, а затем использовали на практике рекомендации Сталина. И при этом не только сохранили социалистический строй, но и обеспечили его эффективное развитие путём реформ, регулируемых государством (это, конечно же, не исключает наличия в стране ряда социальных и других проблем). Что касается темпов индустриального развития, роста промышленного экспорта, продуктивности сельского хозяйства и доходов населения, то с 1980-х годов по этим важнейшим показателям КНР занимает лидирующие позиции в Азии.

В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин отмечал: «Полагают, что передача собственности отдельных лиц и групп в собственность государства является единственной или, во всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в «Анти-Дюринге». Коммунисты Китая стремятся нащупать оптимальные формы общественной собственности при социализме. Но сейчас, как не раз отмечалось в партийных документах, КНР находится ещё на ранней стадии строительства социализма. А поэтому пока приходится широко и творчески использовать опыт советского нэпа, теоретическое осмысление которого дано не только в известных трудах В.И. Ленина, но и в работах И.В. Сталина 1930-х годов.

Товарищи из КПК считают, что и на стадии строительства социализма с китайской спецификой необходимо помнить сталинское положение из «Экономических проблем социализма» о том, что «неправильно делать… вывод, что рентабельность отдельных предприятий и отраслей не имеет особой ценности и не заслуживает того, чтобы обратить на неё серьёзное внимание. Рентабельность отдельных предприятий и отраслей имеет громадное значение с точки зрения развития нашего производства. Она должна быть учитываема как при планировании строительства, так и при планировании производства. Это азбука нашей хозяйственной деятельности».

Развитие инициативы в экономике, регулируемое КПК и китайским государством, позволило КНР в короткие сроки осуществить рекордные прорывы во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Рентабельность производства за последние 30 лет увеличилась многократно. Неудивительно, что рекомендации Сталина считаются в Китае одним из идеологических оснований продолжающихся реформ.

Реставрацию капитализма в СССР и странах Восточной Европы китайские товарищи прямо связывают, с одной стороны, с забвением теоретических разработок и рекомендаций И.В. Сталина, с другой — с пренебрежением к развитию марксистско-ленинской теории. Как тут не вспомнить слова Иосифа Виссарионовича, сказанные им известному философу, члену Президиума ЦК КПСС, заведующему отделом философии и истории ЦК КПСС, главному редактору журнала «Коммунист» Д.И. Чеснокову: «Мы должны в самое ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Мы можем что-то напутать в хозяйстве, но, так или иначе, мы выправим положение. Если же напутаем в теории, то загубим всё дело. Без теории нам смерть!»

Что касается связи поражения советского социализма с бездумной и оголтелой критикой Сталина Хрущёвым, то на вероятные опасные последствия такой политики китайские товарищи указывали ещё на рубеже 1950—1960-х годов. Мао Цзэдун в 1961 году, обращаясь к Н.С. Хрущёву, заявлял: «Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза». С тех пор в канун Дня образования КНР (1 октября) и перед годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции во многих китайских СМИ публикуются материалы, в которых подчёркивается, что антисталинские решения ХХ и ХХII съездов КПСС, как и методы их реализации, привели в конечном счёте к разрушению СССР и КПСС.

А ещё в Китае помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну в 1950 году: «Учитесь больше на наших ошибках, чем на наших успехах». После контрреволюции 1991—1993 годов китайские политики и обществоведы приложили немало усилий к осмыслению истоков и причин трагедии разрушения советского строя и союзного государства. В 2004 году китайское руководство пришло к выводу, что «крах СССР произошёл из-за отхода Москвы после Сталина от ключевых принципов марксизма». С целью глубокого понимания случившегося с многомиллионной партией Центром исследований проблем мирового социализма при ЦК КПК в 2012 году создан многосерийный документальный фильм «20-я годовщина гибели советской партии и государства: рассказы россиян и уроки». Он был одобрен Центральным Комитетом Компартии Китая.

Вот как описывала в конце прошлого года суть и значение этого фильма американская газета «Уолл-стрит джорнэл»: «Руководитель Компартии в восточно-китайской провинции Цзянсу Ло Чжицзюнь недавно собрал местных руководителей на обязательное для посещения мероприятие. Им показали документальный фильм из шести серий о распаде Советского Союза. Как сообщают государственные СМИ, по окончании показа в Цзянсу Ло Чжицзюнь призвал «правильно понять уроки истории». Главный посыл фильма в том, что СССР распался из-за переродившейся, предательской правящей элиты, особенно из-за Горбачёва и его окружения». В публикации отмечается: «Этот фильм стал частью идеологической кампании, начатой новым китайским руководителем Си Цзиньпином для укрепления партийных рядов и дисциплины членов партии. Его с сентября показывали десятки раз на самых разных политических совещаниях и собраниях… Столь частые показы говорят о том, что… это — составляющая часть борьбы, как говорят в партийно-государственных кругах, с «американским заговором».

Американское издание указывает: «Си Цзиньпин делает ставку на то, что китайская версия однопартийного правления преуспеет там, где СССР потерпел неудачу. КПК намерена поддерживать порядок в своих рядах и управлять меняющимся обществом», «Си Цзиньпин обвинил Горбачёва в том, что тот потерял контроль над военными и… позволил историческому нигилизму поставить под сомнение успехи, достигнутые при Ленине и Сталине». Кроме того, «Уолл-стрит джорнэл» считает, что КПК поставила стратегическую задачу: «Китай должен любой ценой сопротивляться влиянию Запада».

Подобная позиция пятого поколения руководителей Китая побуждает их широко использовать в идеологической деятельности партии труды об И.В. Сталине, созданные советскими и российскими авторами. Так, широкое распространение получила изданная в начале этого года государственным издательством «Шанхай Жэньминь чубаньшэ» книга «Сталин: судьба и стратегия» российских авторов Святослава и Екатерины Рыбас. Этой же цели служит и широкая популяризация в Китае романа Максима Горького «Мать», его «Песни о Буревестнике», автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и других произведений, ставших советской классикой.

В августе 2009 года «Жэньминь жибао» опубликовала фрагмент из сочинения одной из победительниц всекитайского конкурса на знание русского языка из города Цзилинь: «…Моя любовь к России пробудилась с детства. Я родилась и выросла на северо-востоке Китая. В силу географического и исторического факторов русская культура влияла на мою родину и на меня тоже. Я узнала фамилию Сталин с четырёх-пяти лет, так как самый большой проспект в нашем городе называется проспектом имени Сталина. С тех пор я постепенно знакомилась с Россией.

Начав с изучения русского языка, узнав о культуре России глубже и больше, я сильно её полюбила. Это важная часть моей жизни».

Поделиться: