Меню Закрыть

«Учиться коммунизму!». Читатели «Правды» ставят вопрос о необходимости современных учебников по истории партии и марксизму-ленинизму

По страницам газеты «Правда», Эдуард Афанасьевич Шулятьев, член КПСС—КПРФ с 1953 года, г. Комсомольск-на-Амуре
2014-05-28 11:12.

В советское время едва ли не в каждой библиотеке на самом видном месте чеканное пожелание М. Горького призывало: «Любите книгу — источник знания». Но время изменилось, а вместе с тем и отношение многих людей к книге. Социологические опросы выявляют, что в некогда самой читающей стране более трети граждан теперь книг не читают вообще. За год — ни одной!

 

 

 

Не потому ли, наряду с другими причинами, и уровень знаний катастрофически упал? Ведь, согласно тем же социологическим опросам последнего времени, 28 процентов наших соотечественников убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Так что ссылки на замену умных книг «всезнающим» Интернетом вызывают сомнения: известно, что всякое можно там прочитать…

А как обстоит дело с проблемой чтения в нашей партийной среде? Если справедливо говорится, что каждый коммунист и сторонник КПРФ должен быть идеологическим бойцом, то вряд ли возможно это без постоянной работы над собой, без самообразования, то есть без регулярного обращения к необходимым книгам. Но каждый ли помнит об этом? И уделяют ли этому должное внимание в наших партийных отделениях?

Письмо из редакционной почты, публикуемое ниже, ставит вопросы, над которыми стоит задуматься. Надеемся на отклики и продолжение разговора.

ЭТА ТЕМА очень меня волнует, представляется весьма важной, потому и решил написать в «Правду».

Напомню, как остро поставил ХIV (октябрьский 2012 года) пленум ЦК КПРФ вопрос о действенности нашей агитационно-пропагандистской работы и о подготовке к ней коммунистов, сторонников партии. Вот слова из выступления Г.А. Зюганова: «Партии всё время навязывают публичные споры. Чтобы отвечать оппонентам «не в бровь, а в глаз», нашим товарищам порой не хватает подготовки, знаний, умения… Всему этому надо учиться беспрерывно».

Практически это означает для нас в первую очередь работу с газетой и книгой. И, надо сказать, наши главные помощники «Правда» и «Советская Россия» отлично справляются с возложенными на них задачами.

Но газета — это ещё не всё. К тому же хранить и систематизировать её материалы получается не всегда. И бесценная информация уплывает из памяти. Книги же, видимо, расходятся в центральных регионах, не достигая окраин.

Особенно нужны материалы, раскрывающие достижения реального социализма в СССР, формирующие его привлекательный облик. Не менее важно разоблачать клевету на советское прошлое. В качестве примера назову статью Ю. Емельянова «Ложь и правда о коллективизации» («Правда», № 121, ноябрь 2012 г.), где дан решительный отпор фальсификаторам советской истории по этой жгучей проблеме. Но время прошло, а статья эта ведь далеко не у всех сохранилась.

Почему бы наиболее значительные материалы «Правды» не издавать в виде сборников или даже брошюр, пусть в самом простом и дешёвом исполнении? Они могли бы составить серию «Библиотека агитатора и пропагандиста» (или «Библиотека коммуниста», «Отвечаем на острые вопросы» и т.п.).

В редакциях «Правды» и «Советской России» сложились коллективы высокопрофессиональных, эрудированных авторов. Нельзя допускать, чтобы их работы уходили вместе с газетными номерами. Вот вышла наконец книга В.В. Трушкова «Пролетариат современной России». А работы Ю.П. Белова, того же Ю.В. Емельянова? Они — необходимая часть указанной серии!

Что было бы желательно учесть авторам будущих пособий? Материалы, адресованные агитатору и пропагандисту, должны не только просвещать, но и учить убеждать. Их авторам в процессе написания полезно было бы чаще ставить себя в положение агитатора и пропагандиста. Это позволит выбрать оптимальный вариант освещения вопроса. Не избегать острых углов, знать «каверзные» вопросы наших недругов и давать на них честные, исчерпывающие ответы. Мы были первооткрывателями совершенно нового общества, и ошибки в этом случае неизбежны. «Их не надо оправдывать, но их надо объяснять» (А.В. Огнёв).

Самый надёжный аргумент в беседе — сравнение. И его надо использовать как можно чаще. Язык должен быть ясным и вместе с тем острым и выразительным. Здесь неуместна тоскливая наукообразность, неуместна и языковая «толерантность». Когда надо, не исключать необходимую «хлёсткость», о которой говорил В.И. Ленин.

Привлекательна индивидуальность автора. Таковы диалоги B.C. Кожемяко, где точная и острая постановка вопроса, а главное — живая мысль и заинтересованность в предмете разговора самого ведущего уже не отпускают внимания читателя. Или памфлеты А. Трубицына, полные сарказма, заставляющие работать и ум, и сердце.

Нам нужен «Экономический словарь» (словарь экономической и производственной терминологии). В жизнь вошло много новых слов этой сферы (дефолт, офшоры, холдинг и сотни других). Мы слышим их по телевизору, читаем в газетах, имеем общее представление, даже отваживаемся использовать в разговоре, но … иногда чувствуем себя при этом не очень уверенно. Нам нужно конкретнее знать суть некоторых явлений, чтобы быть готовыми к анализу и объяснению. Материал такой нужен срочно, пусть даже в неотшлифованной форме. Очень надеюсь на внимание О.В. Черковца.

Многого ожидаю от созданного Центра политической учёбы при ЦК КПРФ (в том числе и заявленных в своё время книг «КПРФ в вопросах и ответах» и «История Коммунистической партии»). Но центр не охватит своим влиянием всех. Основной для многих (и постоянной) формой учёбы остаётся самостоятельная работа каждого из нас.

Как учитель в прошлом, не представляю учёбу без учебников. Знаю немало книг, имеющих на это право.

Среди них назвал бы одной из первых книгу B.C. Кожемяко «Деза. Четвёртая власть против СССР» (да и все другие в его авторстве). Но решение о статусе учебника должно исходить от отдела по агитационно-пропагандистской работе ЦК КПРФ. Это его прерогатива. Указанная литература по разнарядке (не надо бояться этого слова) должна в необходимом количестве поступать в региональные отделения партии. Уверен, коммунисты примут участие в решении материальной стороны вопроса.

Необходимо и пособие для самосовершенствования пропагандиста и агитатора. Я вижу его в форме программы для заочного обучения, где стоит указать темы, литературу к ним, методические рекомендации и контрольные вопросы. Здесь же и рекомендации по ведению агитационной работы.

Исходя из своих личных наблюдений, позволю поставить ещё несколько вопросов. Что хотелось бы видеть в работе идеологических отделов?

В каждой городской и районной организации партии должны быть библиотека, фильмотека и фонотека. Причём действующие, а не имитирующие работу. Отдел систематически должен знакомить коммунистов с выходящей литературой и организовывать её приобретение. Нести ответственность за подписку на «Правду», инициировать формы её пропаганды (на практике зачастую дело ограничивается личным ознакомлением и в лучшем случае — передачей соседу).

Попадает ли газета в учительские коллективы и в библиотеки — эти массовые «читающие» организации?

Как знакомятся с планом отдела коммунисты? Учитывается ли их мнение?

Поставленные вопросы имеют целью привлечь внимание к созданию полноценной информационной базы и к более основательной подготовке агитатора и пропагандиста. К сожалению, в знакомых мне организациях они решаются «нерешительно». И, видимо, не только у нас. Внимательно прочёл и выделил статью B.C. Кожемяко «Нужны для борьбы и газета, и книга» («Правда», № 112, октябрь 2012 г.). Полностью разделяю беспокойство автора!

Поделиться: