Александр Трубицын
2014-08-01 00:58.
Есть люди, о которых не скажешь «я с ним знаком». Можно сказать только «имею честь быть знакомым».
Так вот, я имею честь быть знакомым с Алеко Алексеевичем Гварамия, профессором, доктором физико-математических наук, ректором Абхазского государственного университета.
Он занимается связью теории квазигрупп с абстрактной теорией автоматов. Это даже не высшая — высочайшая математика, требующая высочайшего интеллекта и глубочайших знаний. Это поиски и разработка идей, по которым будут создаваться компьютеры завтрашнего и послезавтрашнего дня. Его работы по математике издаются по всему миру — от США до Сингапура и от Израиля до Германии. Он читал лекции в семнадцати университетах по всему миру, в Германии подготовил четырёх докторов наук, специалистов такого уровня во всём мире можно по пальцам перечесть. И множество стран посчитало бы честью предоставить и гражданство, и жильё, и высокие гонорары учёному такого класса.
Но в самые трудные для Абхазии времена, когда шла война, когда Сухум был оккупирован грузинскими войсками, когда опустевшее здание университета было пробито снарядами, а многие студенты и преподаватели сражались и умирали за своё право говорить на родном языке, Алеко Алексеевич, понимая, как важно сохранить образовательный и научный потенциал Абхазии, организовал процесс обучения в Гудауте. Он продолжает и сегодня готовить высококвалифицированные кадры для Абхазии, руководить, по сути, всем процессом формирования интеллектуального потенциала Абхазии. А. Гварамия равно заботится и о русских, и об абхазских школах, готовящих абитуриентов для его университета. Ни одна русская школа не была закрыта в Абхазии. И учебники физики, математики, химии — для всех на русском языке. Этим обеспечивается и высокое качество обучения, и доступ к русскоязычной научно-технической литературе и среде, и возможность поступления в российские вузы. И, конечно же, в Абхазском университете никому и в голову не придёт читать «абхазскую алгебру» или «абхазскую геометрию».
Таковы действия настоящего патриота, человека, уверенного в творческих силах своего народа.
Патриотизм и национализм — вещи не только разные, но и противоположные. И особенно ярко это проявляется в свете последних событий на Украине.
Какими же убогими выглядят действия украинских националистов, которые закрыли 3/4 русских школ, перевели на украинский язык обучение в вузах!
На Советской Украине было совершенно реальное двуязычие — все знали оба языка, русский и украинский, и пользовались тем, какой удобнее в той или иной ситуации, легко переходя с одного на другой.
Только глупец может сейчас лишать детей, живущих на Украине, богатейших возможностей, которые даёт знание русского языка.
Веками формировалась русскоязычная научно-техническая среда, миллионы книг в самых разных областях знаний выпущены на русском, сегодня на Украине вся техническая документация (особенно в области высоких технологий) — на русском языке. И любые запреты, притеснения, ущемления русского языка отзываются снижением интеллектуального уровня населения, сужением доступа к важнейшей информации. Национализм, по сути, выполняет антипатриотическую работу, ведь подлинный патриот стремится поднять интеллектуальный уровень своего народа.
А националистам удалось прямо противоположное: в беседах на форумах выпускники украинских вузов уже не владеют некоторыми научными терминами, не понимают, например, что такое дискретность, — путают её то с фрагментарностью, то с кратковременностью.
Это каким же надо быть глупцом, чтобы считать, что после прочтения учебника физики на украинском языке школьник станет патриотом Украины? Основа всякого национализма — ущербность, комплекс неполноценности, дешёвое самоутешение для дурачков: «Пусть я не умею рассчитать электрическую схему, зато знаю, что предохранитель запобижныком называется!»
И в войне, которая идёт сейчас в Донбассе, украинские националисты выступают как раз с антиукраинских, антипатриотических позиций. Но как патриоты Абхазии отстояли своё право на свободное развитие, так отстоят его, верю в это, и патриоты Донбасса.