Меню Закрыть

«Скверная цель и негодные средства». Отклики в газете «Правда» на телевизионный сериал «Молодая гвардия»

Владимир Минаев, брат члена «Молодой гвардии» Нины Минаевой, казнённой немецко-фашистскими оккупантами 15 января 1943 года в донбасском городе Краснодоне
2015-07-31 10:33.

Надо прямо сказать: если бы это был просто очередной телесериал «на военную тему», не вызвал бы он столь большого внимания, какое на сей раз отразилось в нашей редакционной почте. Но ведь показанное на Первом канале, да ещё в дни 70-летия Великой Победы, вышло под названием «Молодая гвардия»! Мало того, нам обещали «подлинную историю» легендарной подпольной комсомольской организации, действовавшей в оккупированном немецко-фашистскими войсками Донбассе…

 

 

«Обещали подлинную, а показали подлую», – метко резюмировал один из наших читателей, посмотрев это двенадцатисерийное телеизделие. Такая же мысль, пусть иными словами, звучит и в других откликах.

Свою статью о фальшивой «Молодой гвардии», опубликованную в «Правде» за 1920 мая, назвал я «Вторая казнь Олега Кошевого». Именно это уничтожение чести и славы любимого героя советской молодёжи воспринято мною как главная цель данной затеи. Возмутительной перелицовке подвергнуты многие герои «Молодой гвардии», о чём справедливо говорится и в письмах, представленных на этой странице.

Вместе с тем мы видим, что перелицовка сегодня происходит, можно сказать, под патриотическим соусом. Есть же тут и подвиги, и отвага, и пытки, которым были подвергнуты юные молодогвардейцы. Но почему же впечатление после этого сериала, как небо от земли, отличается от потрясающего воздействия, которое производил на зрителей знаменитый фильм Сергея Герасимова? Почему сериал о Чапаеве, показанный несколько лет назад, даже близко поставить нельзя к воистину классической киноработе братьев Васильевых? Конечно, сила таланта уж очень разная. Но, может быть, прав также автор ещё одного из писем: в советское время фильмы о таких героях делались с любовью, а теперь обязательно с «задней мыслью», чтобы любым способом на советскую эпоху бросить тень.

Не для того ли и Военно-историческое общество подключилось к созданию «новой линейки» фильмов об известных героях нашего прошлого, в первую очередь советского? Надо им иную идеологическую подсветку дать, не советско-коммунистическую. Вот и стараются кто во что горазд.

Но успехов на горизонте пока не наблюдается. К тому же и Чапаева, и Любу Шевцову, и других, в полном соответствии с духом времени, сразу после телепремьеры спешат притащить в пошлейшее предприятие Первого канала под названием «Вечерний Ургант». И здесь зрителям напрямую разъясняют: да не принимайте вы всё это всерьёз нету и не было всерьёз-то «в совке» никаких героев.

Да, увы, мораль сей басни такова. Однако продолжение можно не сомневаться следует…

Виктор КОЖЕМЯКО.

Обозреватель «Правды».

После того как Виктор Кожемяко сослался на меня в статье «Вторая казнь Олега Кошевого» («Правда», № 51) и после публикации двух моих статей (№ 64 и № 67), многие читатели в своих откликах стали просить, чтобы я ещё раз вернулся к этой теме и более подробно высказался о телесериале «Молодая гвардия», показанном недавно на Первом канале российского телевидения. Что ж, повод есть, причём, на мой взгляд, достаточно серьёзный.

ИТАК, сперва напомню кое-что о легендарной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в Донбассе во время фашистской оккупации 19421943 годов, и об отношении к ней за три последних десятилетия.

Особенно яростная дискредитация этой героической страницы советской истории, как я уже писал, развернулась с началом горбачёвской «перестройки». К тому времени была известна установка, сформулированная в США: «Добиться того, чтобы в последующей войне не было «Молодой гвардии», не было Космодемьянских и Матросовых». То есть призвали подрубить одну из опор самосознания нашего народа, заразить молодое поколение беспамятством, чтобы у него не было примеров мужества и самопожертвования героических предков.

Организовать выполнение этой задачи на Украине было поручено эмиссару США бандеровцу Евгению Стахиву. За 14 ежегодных посещений Украины при поддержке президентов Л. Кравчука и Л. Кучмы (последний наградил Стахива орденом «За заслуги») он привлёк к упорным атакам против «Молодой гвардии» продажных лжеисториков и журналистов.

Самозванец из Америки отрицал деятельность коммунистического подполья в Донбассе и доказывал борьбу националистического подполья против большевиков и гитлеровцев, которым он якобы руководил. О «Молодой гвардии» говорил как о придуманной писателем Фадеевым. Потом забыл об этом и стал рассказывать, как он создал в Краснодоне молодёжное подполье, поэтому в США его называли Олегом Кошевым.

Эта дикая ложь Стахива и его подручных размножалась на страницах газет, в телефильмах и других телепередачах, как вирусы гриппа во время эпидемии.

Моих опровержений накопилось на целую книгу «Молодая гвардия»: опять предательство», четыре издания которой удалось выпустить в Донецке.

Свою необузданную деятельность Е. Стахив подытожил так: «Я вызвал большую полемику через океан и в конце концов добился пересмотра целого дела «Молодой гвардии», который продолжается и поныне».

Действительно, продолжается! К сожалению, по-своему «пересмотреть целое дело «Молодой гвардии» взялись и киноремесленники в Российской Федерации. Как раз в 70-ю годовщину Великой Победы над гитлеровцами! Есть чем возмутиться и о чём подумать. Ведь сами погибшие герои уже не могут себя защитить, а их на наших глазах без зазрения совести перелицовывают и фальсифицируют.

* * *

«Молодая гвардия» возникла в самое трагичное для советского народа лето 1942 года. Под пятой агрессора были Прибалтика, Белоруссия, Молдавия, Украина, в кольце блокады Ленинград. Враг находился в двухстах километрах от Москвы. После двухсот пятидесяти дней обороны пал Севастополь. В районе Харькова Красная Армия понесла большие потери. Фашистская рать рвалась к Сталинграду и Северному Кавказу.

Через Краснодон спешили вырваться из вражеского «мешка» воинские части и беженцы. В пыльном горячем воздухе смешивались рёв моторов и грохот колёс. И это массовое, невиданное по масштабам отступление повергло многих жителей города в смятение. Будучи тогда десятилетним, я навсегда запомнил впечатления тех дней.

Затем явились оккупанты. Солдаты с засученными рукавами шныряли по домам, обшаривали сараи, подвалы, сундуки, набивали ранцы приглянувшимися вещами. Европа откровенно демонстрировала «культуру» захватчиков. Вплоть до того, что они разгуливали нагишом или справляли нужду на виду у женщин и детей.

Могущество врага было настолько очевидным, что действительно поражало неимоверное превосходство грозного немецкого войска, усиленного армиями румын, над отступившими потрёпанными частями Красной Армии. Кому-то казалось: нет и не может быть силы, способной остановить натиск врага, вернуть Советскую власть. Сотни шкурников, людей с низкой душонкой, сущие оборотни, немедля пошли служить оккупантам, на так называемом казачьем параде поклялись быть верной опорой Гитлеру.

Тем выше на этом фоне убеждённость воспитанников Ленинского комсомола, которые с первых дней не только не смирились с фашистской оккупацией, но и решили бороться против неё. Будущие подпольщики оказались в плотном окружении изменников Родины. Многих комсомольцев потрясло это вероломство, и они, твёрдо веря в победу, вступили в схватку с превосходящим по силе врагом. В первый же месяц оккупации в городе и прилегающих к нему посёлках возникли комсомольские группы борцов-подпольщиков.

А в сентябре 1942 года они объединились в подпольную организацию «Молодая гвардия». Активным ядром организации стали 10 фронтовиков, бежавших из фашистского плена, и 4 выпускника курсов радистов школы НКВД. К ноябрю в «Молодой гвардии» насчитывалось уже более 70 человек. Подполье было разделено на пятёрки, и мало кто знал всех членов организации.

Бывший следователь полиции М.Е. Кулешов признавался: «Тщательные поиски виновников распространения листовок-воззваний и вывешивания флагов были безуспешны, что приводило в бешенство немецкую жандармерию…»

Бывший начальник Краснодонского жандармского поста Отто Шенн говорил советским следственным органам: «Было ясно, что в городе действует организованный подпольный партизанский отряд, но выявить его нам долго не удавалось».

Бывший полицейский Ф.Н. Лукьянов на допросах показал: «Смелые действия советских патриотов вызывали беспокойство у немецких оккупационных властей, но, несмотря на принятые меры, выявить советских патриотов краснодонской полиции до конца декабря 1942 года не удавалось».

Подобные показания дали Э. Ренатус, начальник жандармерии Краснодонского округа, другие бывшие полицейские и жандармы.

Подполье выдали оккупантам Г. Почепцов, О. Лядская, З. Вырикова, С. Полянская и Лодкина.

После изуверских пыток подпольщиков сбросили в шурф шахты глубиной 53 метра.

* * *

Как потом выяснилось, «Молодая гвардия» оказалась самой крупной подпольной комсомольской организацией. Коллективная сила духа молодогвардейцев с несломленным стержнем и твёрдой верой в победу Красной Армии стала примером, образцом, идеалом для всех борцов с фашистскими захватчиками.

Но ничего из этого авторы нового телефильма достойно не выразили. В примитивно закрученном боевике они стремились возвысить Виктора Третьякевича и развенчать Олега Кошевого. Сюжет фильма целиком и полностью построен на нелепых выдумках. Для иллюстрации грубого извращения реальных событий в Краснодоне, оккупированном жестоким врагом, давайте «прикоснёмся» хоть к некоторым эпизодам.

В фильме мы видим, как В. Третьякевич геройски преодолевает смертельную опасность на пути в Краснодон. В реальной жизни в те дни, когда только создавались немецкие администрации, дорога не была опасной. Поэтому Виктор шёл из Ворошиловграда (Луганска) в Краснодон вместе с отцом и поклажей на двухколёсной тачке. Он не спасал еврейку Соню, не вызволял её из придуманного лагеря за сало: такого лагеря в Краснодоне реально просто не было.

В подпольную деятельность Виктора вовлекли школьные товарищи, а не он их. В городе и окрестностях уже действовали комсомольские группы, одной из которых руководил Олег Кошевой. И Третьякевич не стал командиром «отряда». Командиром в «Молодой гвардии» был фронтовик, лейтенант Иван Туркенич, сбежавший из немецкого плена.

В Краснодоне не было немецкого оружейного склада, поэтому Третьякевич не организовывал мудрёную операцию по похищению нескольких ящиков с винтовками и пулемётом. В действительности молодогвардейцы по крупицам собирали оружие, боеприпасы и перевязочные средства, и к декабрю они сумели создать уже значительный арсенал. Но предатели сорвали план вооружённого нападения на немецкий гарнизон и оказания помощи наступающим советским войскам.

Не было ни в городе, ни в районе зернохранилища с якобы «стратегическим запасом зерна для Сталинградского фронта», и молодогвардейцы не сжигали мифический склад. На самом деле фронт обеспечивали не здешним зерном, а немецким хлебом длительного хранения. А молодогвардейцы сорвали отправку здешнего зерна отсюда в Германию тем, что сожгли ещё не обмолоченные копны и скирды.

Третьякевич не был скрипачом, да ещё и талантливым, не играл для немцев в придуманном кабаре. Не существовало такового в Краснодоне, а в сериале именно здесь происходит чуть ли не половина действия. Естественно, не довелось Виктору играть и с жандармом, таким же, как он, «скрипачом».

Виктор не поручал Ульяне Громовой проникнуть в радиорубку и поздравить горожан с очередной годовщиной Октябрьской революции: в оккупированном городе не было ни радиорубки, ни радиовещания вообще.

Отец Ульяны не отрезал ей косы, немец её не насиловал, и она не убивала его вилами.

Виктор Третьякевич не мог отчитываться перед Любой Шевцовой якобы о своей цели в подполье: найти в Краснодоне провокатора, который выдал подполье в Ворошиловграде, и убить его. Да ведь такая цель в тех конкретных условиях совершенно абсурдна!

Любовь Шевцова не играла главную роль в подполье, не была артисткой, не владела немецким языком и не развлекала немецких офицеров в несуществующем кабаре. Она не крутила шашни с немецким капитаном, за что её якобы ругала мать. И никто Любу не называл шлюхой. Так могли оскорбить её только бесстыжие, циничные авторы телесериала А. Антонец и Л. Пляскин. Была бы жива мать Любы, не поздоровилось бы этим наглецам.

Сергей Тюленин в жизни был привлекательной внешности юношей, с красивым чубчиком, задорным, но не задиристым. Киноремесленники же слепили его в образе какого-то отвратительного босяка. Он бритоголовый (по современной моде), в тельняшке и брюках на одной подтяжке. Сергей, как и весь «отряд», пронырливый и суетливый, легко и, можно сказать, играючи расправляется с нерасторопными оккупантами.

«Развенчивая» Олега Кошевого, авторы фильма состряпали очередную нелепицу. К «Молодой гвардии» он долго не имеет никакого отношения. А затем мать Олега, якобы хорошо владеющая немецким языком, упросила выдающегося немецкого инженера, который будто бы пожаловал в Краснодон для организации запуска шахт и поселился у них на квартире, пристроить сына куда-нибудь на работу. Вот только в реальности не было такого инженера и не жил он у Кошевых. Однако в сериале инженер сразу же назначает Олега своим помощником. Поэтому, когда Иван Земнухов предложил принять Кошевого в «отряд», Любовь Шевцова потребовала от Ивана поручиться за Олега. Члены «отряда» приняли Кошевого, а Олег обещал в ответ уничтожить инженера.

И вот однажды очень робко, буквально дрожа от страха, он вложил в портфель своего начальника мину, которая взорвалась на шахте, убила инженера и вывела шахту из строя. Вымысел воистину фантастический.

На самом деле молодогвардейцы вместе с коммунистами-подпольщиками коллективно организовали диверсию на подготовленной к пуску шахте № 1 «Сорокина». Они в конце концов подпилили трос, клеть рухнула и повредила ствол шахты.

* * *

Показанные публичные казни в оккупированном Краснодоне очередное подтверждение абсолютного незнания создателями сериала реальных условий. В действительности фашистские изуверы все смертные казни (расстреливали коммунистов, зарыли заживо 32 шахтёра, отказавшихся восстанавливать шахты, сбросили в шурф шахты 71 подпольщика) осуществляли тайно, глубокой ночью, и потом держали под большим секретом.

Казалось бы, всё это противоречит приказам Гитлера и фельдмаршала Кейтеля, в которых строго предписывалось «пускать в ход самые крутые меры для подавления коммунистического повстанческого движения», и «способ приведения приговора в исполнение должен ещё больше усиливать устрашающее воздействие». То есть казни должны быть публичными, показательными.

Но тайна расправ в данном случае объясняется тем, что в Краснодоне, одном из первых оккупированных городов, было выполнено предписание начальника штаба сухопутных войск генерала Гальдера о создании и «использовании местных подсобных сил на Востоке», в которые, согласно пункту 3, включались казачьи подразделения. Поэтому гитлеровцы стремились не подрывать свой миф о благонадёжности донского казачества и тщательно скрывали информацию о повстанческом движении здесь.

Замечу, что действие своей стряпни авторы фильма разместили в нарочито неприглядном городке с трущобами, развалинами, каким-то гротом, домишками с крайне убогими условиями житья и т.д. И всем этим убожеством наделили они мой родной и любимый город Краснодон!

Прямо скажу: мною отмечена лишь малая часть несуразиц, которыми наполнены 12 серий телефильма. Но невозможно сказать обо всех. Да и противно перечислять их далее, опровергая событийную недостоверность.

Считаю необходимым только подчеркнуть следующее. Получилось так, что вроде бы героические подпольщики зачастую не восхищают, даже не вызывают симпатию, а скорее наоборот раздражают или порождают какое-то недоверие. И поневоле думаешь: наверное, ради такого результата и старались, городя весь этот огород.

Да, безусловно, липовая телекартина, множество раз названная «правдивой историей», сварганена с коварной целью: опровергнуть правду писателя Александра Фадеева и кинорежиссёра Сергея Герасимова и тем самым разрушить один из ярчайших символов настоящего советского патриотизма.

Роман «Молодая гвардия» и одноимённый художественный фильм были созданы честными, талантливыми творцами по горячим следам событий, поэтому авторы имели моральное право в реальной истории краснодонского подполья называть персонажей подлинными именами. Создатели же этой поделки такого права не имели.

Были бы подпольщики живы, клеветники и их пособники из власти боялись бы, что за телестряпню и её широкое распространение им может не поздоровиться. А ныне любые негодяи понимают, что они неподсудны: нет субъектов права со стороны оклеветанных и опороченных. Но справедливое возмездие, я верю, со временем неотвратимо!

По долгу очевидца из последнего поколения свидетелей тех событий, за искажение правды о деятельности «Молодой гвардии», за присвоение имён молодогвардейцев персонажам нелепых измышлений и за попытку представить лжецами работников Краснодонского ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия» я предаю позору сценаристку фальсифицированной поделки Анну Антонец, режиссёра Леонида Пляскина, руководителей Российского военно-патриотического общества и министерства культуры РФ, а также сотрудников рупора российской власти Первого канала телевидения во главе с Константином Эрнстом.

Поделиться: