Меню Закрыть

«Политика «оптимизации» всего и вся — универсальная формула правящего ныне в России либерального клана». Газета «Правда» о негативных последствиях преобразования медиарынка

Александр Дьяченко
2014-07-31 01:31 (обновление: 2014-07-31 10:14).

На фоне развёртывающегося информационного оболванивания россиян через телеящик сегодня особую важность приобретают ответственные печатные СМИ. Именно «бумажные» газеты и журналы способны противостоять лживой телепропаганде. Качественные издания легко узнать: у них, как правило, есть постоянные подписчики. Пока что есть. Однако, похоже, что правительство в своём стремлении всё и вся «оптимизировать» решило лишить печатные СМИ поддержки со стороны подписчиков.

 

 

«Правда» уже писала о том, что по предложению минкомсвязи этой весной правительство отменило действовавшие механизмы поддержки периодики (на сумму 3 млрд. рублей) и установило рыночные тарифы для «Почты России» на услуги подписки (см. «Правительственная удавка для прессы», «Правда», № 34 с.г.). Результат — цены на подписные издания в некоторых регионах страны подскочили в два раза, число подписчиков газет и журналов заметно сокращается.

Тяжёлая ситуация складывается на рынках книгоиздания и распространения печатной продукции: год от года падают тиражи, сокращается число книжных магазинов, киосков, торгующих прессой. Общий тираж печатных СМИ за последние годы снизился с 3,2 млрд. экземпляров в 2011 году до 2,8 млрд. в 2013 году, а по итогам 2014-го ожидается, что эта цифра уменьшится ещё на 10% — до 2,5 млрд. экземпляров. Аналогичная динамика на рынке книг — сокращение тиражей с 348 млн. экземпляров в 2010 году до прогнозируемых 299,8 млн. экземпляров в 2014-м. Количество книжных магазинов упало с 5 тыс. в 2004 году до 1,7 тыс. в 2014-м, количество газетных киосков — с 42 тыс. в 2004 году до 29,5 тыс. в 2014-м.

Это прямо противоречит практике развитых стран, где вовсе не собираются отказываться от поддержки прессы и книгоиздания, там они процветают. К примеру, США, Великобритания, Германия, Швейцария, Италия ежегодно выделяют из бюджета порядка 200 млн. долларов (6,9 млрд. рублей по текущему курсу) в качестве компенсации почтовых тарифов на доставку тиражей прессы подписчикам, французы тратят на эти цели и того больше — 261 млн. долларов (9 млрд. рублей). Во Франции распространителям прессы также выплачиваются компенсация железнодорожных расходов в размере 7,5 млн. долларов и субсидии курьерской доставке — 48,5 млн. долларов ежегодно.

В ряде государств Европы действуют специальные социальные программы государственной поддержки подписки. К примеру, во Франции молодёжь от 18 до 24 лет может оформить подписку на газеты бесплатно, на что из госказны за три года потрачено около 20 млн. долларов. В Испании действует «Национальный план по спасению отрасли прессы», в соответствии с которым государство выкупает 10—25% тиража национальных газет, предоставляя дотации на подписку. В Германии реализуется проект «Национальная инициатива печатных СМИ»: государство финансирует для школ, детских садов и других социальных учреждений бесплатную подписку более чем на 30 изданий. Многие страны практикуют льготные ставки налогообложения, полностью их отменяют для предприятий рынка прессы. Так, в Норвегии, Бельгии, Великобритании приняты нулевые ставки НДС на прессу (в России — 10%), при этом базовые действующие ставки НДС в названных странах составляют соответственно 25, 21 и 20% (в России — 18).

Есть мнение, что развивающийся Интернет крайне негативно влияет на состояние печатной продукции. Однако развитые страны этого практически не ощущают. Так, объём продаж печатной продукции в Германии за последние 5 лет практически не изменился и составляет в денежном выражении 3,3 млрд. евро (количество киосков продаж прессы в 2012 году было 120 тысяч по сравнению с 119 тысячами в 2007-м). Объём продаж прессы Великобритании тоже изменился незначительно (оборот — 4,7 млрд. евро в 2012 году по сравнению с 5,5 млрд. евро в 2007 году, количество точек продаж 54 тысячи в 2012 году по сравнению с 55 тыс. точек в 2007-м). В ряде стран печатная продукция распространяется в основном по подписке, доля которой растёт: в США в 2013 году сегмент подписки составил 88% от всего объёма прессы (в 2002 году — 81%), в Германии подписка составляет 45% (в 2002 году — 42%), во Франции по подписке распространяется 38% прессы (в 2002 году — 30%). В России доля подписки тоже демонстрирует тенденцию роста — с 25% в 2002 году до 36% в 2013-м, но причины тому другие: при заметном снижении тиражей увеличивается доля «стойких» подписчиков.

Негативная ситуация, сложившаяся в сферах распространения периодических средств массовой информации, на рынках книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции, стала темой расширенного заседания Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Депутаты Госдумы, руководители государственных ведомств, а также представители медиа-сообщества — журналисты, издатели, распространители, полиграфисты — обсудили меры государственной поддержки отрасли.

Исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России С.Б. Дубинская сообщила о катастрофическом падении подписки за последние недели в большинстве региональных изданий, в том числе есть случаи, когда нет подписки даже на один экземпляр. В среднем уровень подписки составляет лишь треть от уровня прошлого периода, где-то доходит до 50%. Это во многом зависит от позиции местных властей. По мнению С.Б. Дубинской, для выживания прессы сегодня важно упорядочить систему получения грантов на местах. А то ведь когда объявляется какой-то тендер на оплаченные публикации или рекламу, бывает, что заранее известно, кто именно его выиграет.

Депутат Государственной думы, главный редактор газеты «Правда» Б.О. Комоцкий обратил внимание собравшихся на то, что происходит настоящая катастрофа с грамотностью нашей молодёжи. Если подросток регулярно читает в Интернете, где русский язык искажается, часто намеренно, то стоит ли удивляться последствиям? Со временем эти жутчайшие лексические, орфографические, синтаксические формы всплывают не только в обыденной устной речи, но и в письменной. В печатных же изданиях (где лучше, где хуже) сохраняется достаточно высокий уровень языковой культуры. Обращение к печатным СМИ, к книге с раннего детства просто необходимо для нормального восприятия русского языка. И если мы не хотим бросить нашу молодёжь в пучину безграмотности, обязаны принять все меры для поддержания как книжного дела, так и периодики, особенно подписной.

Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Б.А. Казьмин подчеркнул, что сейчас инвестиционный процесс в полиграфии практически остановился, полиграфисты в растерянности: в каких направлениях развиваться? Конкуренция зарубежной полиграфической базы (с учётом вступления России в ВТО и Флорентийское соглашение) создаёт очень сложное положение.

В будущем нас ждёт очень жёсткая конкуренция с электронными СМИ. Значительная часть молодёжи уже не умеет двух слов правильно связать по-русски. А ведь речь и мышление формируются чтением. Мы должны сохранить это. Вот почему поддержка печатных средств массовой информации, книгоиздания государством необходима.

Генеральный директор холдинговой компании «Сегодня…» А.В. Федотов обратил внимание на то, что в стране развивается настоящий кризис в области розничных продаж прессы, связанный с массовым закрытием и перепрофилированием киосков. От них требуют прибыли, их приравняли к точкам продаж шаурмы, цветов, овощей и фруктов, с которыми они не могут конкурировать по рентабельности. «Законодателем мод» в таком подходе к киоскам прессы выступила Москва, где, по мнению А.В. Федотова, они вскоре могут вообще исчезнуть.

По примеру Москвы в регионах начата кампания по замене прежних киосков на дорогостоящие — по цене в полмиллиона и более рублей. Если прибавить ещё зарплату киоскёра, коммунальные платежи, налоги и прочие расходы, то можно представить, по какой цене придётся в этих новых киосках продавать газеты и журналы. По словам А.В. Федотова, необходимо остановить эту историю с новыми киосками, чтобы стало возможным распространять прессу в нормальных условиях.

Некоторым диссонансом прозвучало выступление генерального директора «Почты России» Д.Е. Страшнова, который с точки зрения «чистой экономики» принялся рассуждать о сложившейся ситуации. По его словам, ликвидация подписки, распространения почте выгодна: «Если перестанем заниматься подпиской, больше денег сэкономим, больше зарплату сможем поднять». Что тут сказать? Только руками развести.

Начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям С.А. Дзюбинская отметила, что представляемое ею ведомство настаивает на том, что субсидии на подписку необходимы, поскольку ситуация складывается катастрофическая. И катастрофична она не столько для «Почты России», сколько для россиян. Если сейчас подписчики уйдут, мы их не вернём никогда, даже если затем субсидии восстановят. Человек год-два проживёт без газет, привыкнет и откажется от подписки навсегда. Такой будет цена экономии на субсидиях.

Выступивший в завершение дискуссии первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи В.С. Шурчанов подчеркнул, что Российская Федерация по Конституции — социальное государство, а стало быть, у государства есть социальные обязательства, которые оно обязано выполнить по отношению к своим гражданам. Успешность же, прибыльность не есть всегда полезность. Поэтому уповать только на рынок, на рыночные механизмы недальновидно. Да и нет нигде в мире абсолютно чистого рынка. Представляется, что наши чиновники так часто на рынок ссылаются либо от непрофессионализма, либо от нежелания серьёзно заниматься проблемами. Почему в Германии 120 тысяч точек продажи прессы, а у нас всего 29 с половиной тысяч? Да потому, что читать наших людей отучают — так ими управлять удобнее. И кивают на Интернет: дескать, он во всём виноват. А вот в насквозь компьютеризированной Японии в начальных школах детям запретили пользоваться компьютером и ввели обязательные уроки устного чтения, устного счёта. Вот с чего надо начинать решать проблемы с полиграфией, книгоизданием и распространением прессы — с воспитания любви к чтению.

Политика «оптимизации» всего и вся — универсальная формула правящего ныне в России либерального клана. Не первый год «оптимизируют» медицину, среднее и высшее образование, академическую науку, оборонную промышленность, ЖКХ… Результаты хорошо известны: либо вялотекущий развал отрасли, сопровождающийся широкомасштабной коммерциализацией и коррупцией, либо опять же развал с одновременным широкомасштабным распилом бюджетных средств (оборонка). Теперь вот взялись за медиарынок. Есть ли шанс, что на сей раз «оптимизация» даст осечку?

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.