Меню Закрыть

«ПД-14 поднимет в небо нашу авиацию». Статья о новом достижении русских конструкторов

Подготовила Галина Платова
2015-11-30 15:15.

То, что в советское время было нормой, в нынешнее безвременье воспринимается как долгожданное чудо. Новейший авиационный двигатель ПД-14, показанный президенту В.Путину во время его поездки в Нижний Тагил, получил высочайшее одобрение. Это означает, что двигатель, прошедший все испытания, будет запущен в серийное производство.

 

 

 

 

ПД-14 – достижение талантливого русского конструктора Александра Иноземцева и инженеров ОАО «Авиадвигатель». Это турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с прямым (безредукторным) приводом вентилятора, с раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контуров. В нём нет ни грамма иностранщины. При его создании, по словам А.Иноземцева, использовались новейшие российские материалы, даже ещё не сертифицированные. Пошли на риск. И не прогадали. «Наше преимущество в мобильности, универсальности, в квалификации наших специалистов. Мы можем пойти на технический риск и победить», повторяет Иноземцев.

Первые испытания показали, что ПД-14 не только не уступает, но во многом превосходит зарубежные аналоги. Задумывалось, что двигатель будет поставлен на среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21, названный надеждой российского Авиапрома. Им будут заменены Ту-154 и Ту-134. Ожидалось, что ПД-14 поднимет в небо МС-21 не ранее 2020 года. Но после взмаха руки президента сроки сжались не позже 2017-го.

И не только для МС-21 послужит ПД-14. По словам Иноземцева, появится целая линейка двигателей различной мощности, необходимая для многих видов авиации и наземной техники. Двигатель подойдёт и для иностранных машин, составит конкуренцию, особенно в плане надёжности, двигателям PW1400G американской компании «Пратт энд Уитни». Для нашего авиапрома важно ещё то, подчёркивает А.Иноземцев, что серийное производство ПД-14 м МС-21 ведёт к техперевооружению заводов, «это реальное импортозамещение, и западные санкции тут не помеха».

На Госсовете, состоявшемся после презентации ПД-14, Путин поздравил его создателей, расшифровав аббревиатуру: «Перспективный двигатель тягой 14 тонн». Он высоко оценил событие, которое, как ему показалось, «произошло совсем недавно и как‑то незаметно…». Но всё далеко не так. До этого счастливого дня А.Иноземцеву и его ПД-14 пришлось пройти долгий тернистый путь. Преодолеть безденежье, прессинг со стороны американцев, «сотрудничавших» с «Пермскими моторами» в убыток российскому авиастроению, в пользу себе самим. А потом надо было пережить реформаторский диктат чиновников гайдаровской закваски. Кто их только расставляет на руководящие посты?

В апреле 2013-го по указке некоего Д.Ю. Леликова, тогдашнего гендиректора ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ», хотели отстранить титулованного генконструктора, лауреата многочисленных премий, автора крупных научных работ А.Иноземцева от управления ОАО «Авиадвигатель» под предлогом «оптимизация управления», «разделение конструкторской и производственной деятельности». Это вело к развалу всего, заморозке практически готового ПД-14. За Иноземцева вступился коллектив. 2 238 человек из 2 744 подписали письмо Путину, в котором люди прямо заявили, что Иноземцева убирают в угоду американской компании «Пратт энд Уитни», чтобы у её двигателя PW1400Gне было серьёзных конкурентов. В ожесточённых подковёрных сражениях Иноземцев и его сторонники, а это почти весь трудовой коллектив, одержали победу. Сегодня генконструктор продуктивно трудится на благо своей страны. Были и другие препятствия, о которых Александр Александрович не хочет вспоминать. Да, и не до этого ему сейчас. У него ответственная пора нужно ставить на крыло ПД-14 и поднять отечественную авиацию в небо.

В том, что двигатель Иноземцева вышел на финишную прямую, есть заслуга и думского комитета по промышленности, во главе которого стоит депутат фракции КПРФ Сергей Собко. Сергей Васильевич не упомнит, сколько комитет провёл слушаний, «круглых столов» и направил обращений во все высочайшие инстанции в поддержку Иноземцева и его разработок. Долгожданное решение по ПД-14 большая радость для Собко, который был участником Госсовета в Нижнем Тагиле.

Двигатель, отмечает депутат, по своим характеристикам очень современный. Это серьёзный шаг в области нашего двигателестроения и импортозамещения. Будем надеяться, что в ближайшее время ПД-14 пойдёт в промышленное производство и наше авиастроение выйдет из той ямы, в которой находилось долгое время. По двигателям мы были в жёсткой зависимости от иностранного производства. Теперь у нас серьёзный успех.

Высказываются опасения, что американский двигатель PW1400G может появиться на авиарынке одновременно с ПД-14 и окажется более дешёвым…

Это преждевременные суждения. Окончательную стоимость продукции можно оценить, когда начнётся серийный выпуск. А мелкосерийная продукция всегда значительно дороже, чем продукция, поставленная на поток. Рано сегодня говорить о цене.

Есть информация, что американцы воспользовались нашей открытостью и в своём PW1400Gиспользовали наработки нашей конструкторской мысли.

Мир сейчас настолько взаимопроникающ, что сохранить секреты очень трудно. Тем более, когда для наших так называемых партнёров были открыты все двери. На Госсовете как раз поднимался вопрос о защите нашей интеллектуальной собственности. Это отрадно. Мы давно на этом настаиваем.

Не поздновато ли, уже много чего уплыло?

История есть история. Но классик говорил, что никогда не поздно спросить себя, занимаешься ты делом или пустяками.

Сколько ещё пройдёт времени до запуска двигателя в производство?

Он уже готов, на выходе. Его поставят на транспортные и пассажирские лайнеры. Такой двигатель нас не подведёт. Его создатель, всё продумал. Точно знаю. Иноземцев стал первопроходцем в импортозамещении.

Западные компании теряют российских покупателей?

Да, те, которые пытались под себя подмять нашу авиацию эрбас, боинг могут подсчитывать убытки. А мы почувствуем облегчение, освободившись от этой тяжёлой ноши.

Продолжится ли с лёгкой руки Иноземцева процесс импортозамещения в других отраслях промышленности?

Трудно что-либо утверждать. На Госсовете я сказал, что вопросы по импортозамещению поднимаются на высочайшем уровне, но нет слаженности в работе между ветвями власти. Что мешает нашей промышленности? Дороговизна кредитов, трудности в освоении новой продукции. Чтобы поддержать производителей, сформировали Фонд поддержки промышленности. Запланировали на него 25 млрд. рублей на следующий год. А минфин выделяет всего 1, 9 млрд. рублей. В 10 раз меньше! Вот и всё импортозамещение.

Дали поправку в бюджетный комитет наполнить, как положено, Фонд. Причём, источники финансирования есть. Это такие «мешочные» статьи, где правительством зарезервированы в одном случае 67 млрд. рублей, в другом 340 млрд. рублей. Деньги, как сказано в этих статьях, предназначены для стимулирования социальных и экономических проблем. Средствами этими распоряжается правительство. Но разве не в интересах нашего правительства поддержать промышленность? Пока бюджетный комитет не позволяет перебросить часть денег в Фонд промышленности. Об этом я сообщил президенту на Госсовете. Будем добиваться… Иначе, не увидим никакого импортозамещения. Не будет развития. Комитет будет добиваться, чтобы постановлением правительства деньги были направлены в Фонд поддержки промышленности.

Другой момент. Наши резервы вкладываются в ценные бумаги США. А они выделяют 300 млн. долларов Украине на войну с Россией. Разумно ли так распоряжаться нашими средствами? Давайте их вложим в промышленное производство, модернизируем наши мощности. Тогда, вслед за ПД-14, страна получит ещё много конкурентоспособной продукции.

А сегодня, от имени нашего комитета, поздравляю Александра Александровича Иноземцева с крупным достижением. Мы желаем ему новых побед!

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.