Соколов М.К., член КПСС КПРФ с 1961 года, член РУСО (г. Волгоград)
2015-09-23 16:24.
В соответствии с Постановлением бюро Волгоградского обкома КПРФ от 20.03.2015 г. « О созыве научно-практической конференции совместно с Волгоградским региональным отделением РУСО на тему: «Обновлённый социализм», 25.04.2015 г. в г. Волгограде была проведена научно-практическая конференция с повесткой дня: «Возрождение социализма в России. Социализм XXI века», в работе которой приняли участие 54 человека, представлявших 8 городских и 4 сельских районов и город Волжский. В ходе обсуждения доклада выступили 11 человек её участников, а по окончании конференции был принят итоговый документ, включивший в себя основное содержание доклада и высказанные в ходе его обсуждения предложения и замечания. Ниже предлагается основное содержание доклада.
Мировое сообщество, в том числе наше государство – Россия как его составляющая, переживает сложный и нелёгкий период в своей истории, сопровождаемый жесточайшим системным кризисом, который усугубляется политикой глобализации, проводимой американским империализмом в союзе с рядом европейских государств; непримиримой борьбой за многополярность в мире против однополярной гегемонии США.
Сложившаяся критическая ситуация в нашей стране усугубляется невразумительной, не пользующейся всенародной поддержкой внутренней политикой руководства страны, в результате которой её экономическая мощь и обороноспособность остаются на недостаточном уровне, а материальное благополучие и духовное состояние народа постоянно ухудшаются, вызывая всё возрастающее протестное настроение абсолютного большинства населения страны, которое возможно реально возглавить, лишь имея чёткое, понятное возмущённым массам представление о конечной цели протестного движения.
В этих условиях остаются в силе и требуют своего достижения наши программные и уставные цели, которые, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, предусматривают построение в нашей стране социализма – общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства; установление подлинного народовластия в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства. Более конкретно и чётко эта цель определена основополагающим тезисом Программы Коммунистической партии Российской Федерации, принятой и утверждённой на XIII съезде КПРФ в 2008 г.: «Стратегическая цель партии – построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века» [1, 3].
Со времени этого важного в жизни нашей партии события прошло около семи лет, по любым меркам достаточно продолжительный период времени, но до сих пор мы, к сожалению, не имеем научно обоснованного, конкретного и выверенного понимания того, что же такое – обновлённый социализм, социализм XXI века; какие его особенности и отличия от того социализма, который в отдельно взятой стране создал могучее индустриальное государство – СССР, способное сломать хребет «чуме XX века» – фашизму; в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной народное хозяйство; освоить в мирных и военных целях ядерную энергию; запустить первого человека в космос. Такие успехи советского социализма стали возможными и потому, что в ходе социалистического строительства в СССР, впервые в истории человечества, возникла и сложилась новая общность людей – советский народ, который не на словах, а на деле, представлял собой «МОНОЛИТ», способный на гигантские, исторические свершения; авторитет которого был настолько высоким и влиятельным, что без участия СССР, советского народа в мире не совершались никакие значимые и важные международные события. Ведь и сегодня неоспоримым является тот факт, что при сохранении СССР, Советской власти, советского народа не было бы трагических событий в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, не возникло бы ИГИЛ, включая межнациональные конфликты на территории искусно и подло разваленного Союзного государства, так называемого постсоветского пространства. Без всяких сомнений, мирной и братской была бы Украина.
Но случилось то, что случилось, не в последнюю очередь и в результате потворства и попустительства «МОНОЛИТА» – советского народа, превратившегося в «ПЛАСТИЛИН»-россиян, из которого «плохократы» слепили желаемые им фигурки, тщательно оберегаемые ими под прикрытием назойливо провозглашаемых «стабильности», «консервативной модернизации», приоритета частной собственности (воровства – по Прудону), предпринимательства (спекуляции – по советским понятиям).
И даже в такой неблагоприятной, кризисной ситуации действующая власть, надо признать, в определённой степени укрепляется, упорядочивается, обеспечивая себе достаточно высоко-рейтинговое существование, зачастую используя критикуемые ею же формы общественного устройства и государственной деятельности: Г.Т.О., дружинники, субботники, школьная форма, Герой труда (непонятно какого?), пятилетнее планирование, восстановление и развитие БАМа, народный контроль, призванный сохранить «заморозку» розничных цен, медвытрезвители и т.д. и т.п.
Однако, образно выражаясь, «время работает не на нас», т.к. избиратели (электорат) «голосуют ногами», т.е.75–80 % не ходят на выборы; а из голосующих же лишь 17–25 % отдают свои голоса за КПРФ и её кандидатов; а численность самой КПРФ «застыла» на уровне около 150 тысяч человек, тогда как во время восстановления в рядах Компартии всё же насчитывалось более 600 тысяч человек. Всё это настораживающие, тревожные показатели, которые не прибавляют оптимизма, не дают основания для осуществления нашей стратегической цели, для достижения которой, опять же образно выражаясь, нас не пустят не только в Кремль, но не допустят даже в Подмосковье.
В этих условиях, полагаю, руководством Центрального Комитета Компартии, его идеологическим сектором допускается существенная, неоправданная и трудно объяснимая ошибка, выражающаяся в том, что проблема возрождения обновлённого социализма, социализма XXI века, как бы остаётся в тени, не определена как первостепенная, приоритетная задача. Тогда как она, на самом деле, жизненно важная, чрезвычайно актуальная и востребованная.
Один небольшой пример по этому поводу. В газете «Советская Россия» от 07.10.2014 г. из 300 поступивших откликов на доклад к Пленуму ЦК КПРФ (октябрьский – 2014 г.) «О положении рабочего класса в России» обратил на себя внимание первый из десяти опубликованных (блогер – esk), в котором говорится следующее: «В сообщении о докладе указывается: «Программа КПРФ подчёркивает нашу решительную устремлённость в социализм…». Однако это неточно. В Программе записано: «Стратегическая цель партии – построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века».
Как видим, в тексте доклада опущено весьма существенное, содержащееся в Программе, а именно: постоянное «обновлённого социализма, социализма XXI века». Это весьма принципиально в силу того, что если будем строить обновлённый социализм, то тогда нужно сказать, в чём будет состоять его обновление. Но, к сожалению, в Программе КПРФ об этом ничего не говорится. Поэтому возникает вопрос: с чем партия пойдёт в рабочую среду с целью «внесения социалистического сознания» в её ряды, к чему призывает доклад?» [4].
Подобный же вопрос возникает и при прочтении материалов совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ (октябрьский – 2012 г.), в которых проблема: «социализм XXI века. Наш образ будущего. Какое общество мы собираемся строить», поставлена на последнее, пятое место, тогда как она в перечне поставленных проблем является заглавной, «локомотивом» для всех остальных, а по ленинскому определению, «главным звеном», за которое можно и необходимо вытаскивать всю цепь проблем; ведь вполне обоснованно считается, что правильная и своевременная постановка цели и задачи включает в себя значительный процент вероятности их достижения и решения [19, 59].
Или, почему лишь на XV съезде Компартии, т.е. 4,5 года спустя после утверждения Программы, «тезис о социализме XXI века» стал лишь «заявкой на дальнейшее исследование проблемы. И КПРФ работает над решением этой задачи»? По жизни мы знаем, что заявка, как правило, не сразу удовлетворяется, а проходит стадии ознакомления с ней, её изучения, обсуждения, уточнения, корректировки и подтверждения т.д. и т.п., и лишь потом возможно её частичное или полное удовлетворение.
Не знаю, кому как, а по моему мнению, такое отношение к этому тезису Программы как к «заявке» не оправдано, не обосновано, не допустимо и даже, если хотите, подлежит осуждению и критике. Ведь топчемся, образно выражаясь, на месте, ограничиваясь глобальными рассуждениями, благими пожеланиями вместо делового, конкретного обсуждения и разрешения проблемы обновлённого социализма, социализма XXI века.
Приведу конкретные упоминания председателем КПРФ Г.А. Зюгановым об обновлённом социализме в его выступлениях, статьях, интервью и некоторых публикациях, не касаясь их содержания. Вот лишь некоторые из них:
– «Есть только один путь спасения – обновлённый социализм. Это путь справедливости, уважения к труду, дружбы народов» [5];
– «Глубинные народные ценности, высокая культура и истинная духовность требуют переустройства общества на альтернативных началах. Сделать это, не впадая в регресс, можно только одним способом – путём строительства обновлённого социализма» [6];
– «Обновлённый социализм XXI века – такова общенациональная идея, которую мы предлагаем. Только воплотив её в жизнь, мы решим вопрос о собственности и власти. Только на этой основе утвердится социальная справедливость и будет решён национальный вопрос». И далее: « Да здравствует обновлённый социализм – подлинно национальная идея для нашей страны, для нашей любимой Родины» [7];
– «Наша мечта и наша цель – прорвать порочный круг капитализма, выйти на путь развития и прогресса, на путь обновлённого социализма» [8];
– «Наша стратегия должна заключаться в утверждении обновлённого социализма, без которого невозможно противостоять глобализации по-американски, новой олигархии и тому националистическому угару, который всячески стимулируется американцами, в том числе и на просторах объединённой Европы» [9];
– «Наша стратегия может быть реализована при условии солидарности всех прогрессивных сил планеты. Всех, кто хотел бы мира. Всех, кто понимает, что без уважения к человеку труда, высокой духовности, качественного образования и современной науки многие проблемы неразрешимы. А это и составляет суть обновлённого социализма и удивительного результата Компартии Китая, которая последние тридцать лет показала, что проводя такого рода политику с учётом национальной специфики, можно стать ведущей мировой державой» [9];
– «Поэтому мы ставим перед собой задачу формирования союза государственно-патриотических сил. Такой союз сможет противостоять этому монстру. Мы, объединённый Союз компартий, должны идти в авангарде этого противостояния, отстаивать идеалы обновлённого социализма и интересы трудящихся» [9];
– « .., утверждения злопыхателей о гибели коммунизма, которые были столь широко распространены в середине 1990-х годов, потерпели полный провал. Строительство обновлённого социализма становится главной мировой тенденцией» [10];
– «Сегодня главной задачей для нас становится борьба за «левый поворот», за народные предприятия, за народный контроль, за прочные социальные гарантии, за твёрдый рубль, за доступные цены, за лучшую жизнь трудящихся. А это значит – за обновлённый социализм» [11];
– «Образ какого социализма должны привносить мы – КПРФ? Это должен быть идеал, выросший из достижений реального советского социализма, развитие которого было насильственно прервано» [12, 288];
– «В ряду проблем, требующих от нас теоретического осмысления, на одном из первых мест стоит проблема идеала обновлённого социализма XXI века. Она уже заявлена нами, но теоретически ещё не разработана» [12, 297];
– «Не упуская из виду изъяны реального социализма, мы должны теоретически осмыслить и обобщить достижения советской цивилизации. И эта интеллектуальная работа – больше, чем исследование прошлого. Она реально будет способствовать формированию облика обновлённого социализма XXI века» [12, 303].
Кстати сказать, «Примерная тематика занятий в системе партийно-политической учёбы в отделениях КПРФ в 2014/15 учебном году» начинается темой №1: «КПРФ и стратегия построения социализма XXI века. По материалам XV съезда партии» (почему-то без упоминания его обновления, тогда как в перечне тем предыдущего учебного года в теме №8 такое упоминание было?). В материалах съезда, конкретно, в разделе: «К социализму XXI века» в характеристике облика социализма XXI века, говорится, что: «Нам нужна научная картина развития общества. Не больше и не меньше» [13, 113]. Думается, это заявление вызвано следующими обстоятельствами.
Во-первых, социализм, как известно, предполагает замену частной собственности на средства производства общественной собственностью; [13, 113].
Во-вторых, социализм XXI века – это развивающийся социализм с коммунистической перспективой; [13, 116].
В-третьих, облик социализма неразрывно связан с приоритетом науки в жизни общества; [ 13, 117 ]. Это общество социальной справедливости, где трудящиеся вернут и приумножат свои права; [13, 118]. Это социализм подлинного народовластия. И КПРФ борется за то, чтобы парламентская демократия западного буржуазного типа уступила (?!) в России место демократии советского типа; [13, 120]. Наконец, социализм XXI века продолжит своё развитие в национальных границах. Он призван гарантировать России безопасность; [13, 122]. К тому же это общество высокой культуры. Доступ к её достижениям станет равным для всех членов общества, как и было в СССР; [13, 122].
«Облик социализма XXI века, КПРФ включает в него черты, давно выявленные марксистско-ленинской наукой и опытом реального социализма. Учитываются современная практика, уровень достижений научно-технического прогресса и национальные особенности конкретных стран» [13, 124,].
Нетрудно заметить, что изложенное в издании: «Идейно-теоретическая основа партии», и, в частности, в «Политическом отчёте ЦК XV съезду КПРФ», по содержанию, в основном, совпадает с классической формулировкой социализма в Программе КПРФ, которая, конечно же, т.к. она научно обоснована, выверена временем на практике, успешно прошла жестокие испытания в конкретно-исторической обстановке и наглядно доказала свою жизнеспособность [1, 34].
И тем не менее, представляется, что есть смысл и основания высказать ряд о уточнений и дополнений в связи с программным тезисом о стратегической цели Компартии и обсуждённой на управляемой выше научно-практической конференции, а также исходя из содержания доклада Г.А. Зюганова на VII (мартовском) 2015 г. совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ (анонсная публикация), в котором говорится, что: «Для партии, выступающей за строительство обновлённого социализма, важно понимать: сохраняются ли сегодня черты той эпохи, в которой В.И. Ленин вёл партию к победоносной социалистической революции?». И далее отмечается, что в докладе учёных Института социологии РАН (конец 2014 г.) 70 % опрошенных граждан имеют политические взгляды, а 75 % оказались сторонниками различных моделей социализма. Думается, что эти сторонники и составляют ту социальную базу, с которой нам необходимо плотно работать.
Необходимость безотлагательной выработки понятия и чёткого понимания обновлённого социализма в простой, доходчивой и понятной большинству наших реальных и потенциальных сторонников форме исходит и из содержания статьи С. Горцева (Смоленск) «Неудобный гений», посвящённой 100-летию со дня смерти Л.Н. Толстого, в которой говорится следующее: «В СССР издавалось много книг Льва Николаевича, но лишь один раз и крайне ограниченным тиражом выпустили все 90 томов его произведений. Массовый читатель имел доступ к 22-томному собранию. Говоря о Толстом, обычно не упоминали о его отношении к социалистам-революционерам. Между тем, великий гуманист считал преступными их призывы к новому общественному порядку, не зная всех последствий этого перехода». Толстой был убеждён, что «без улучшения прежде всего внутреннего мира человека всякое общественное переустройство ни к чему хорошему не приведёт. «Не Россию надо спасать, а то, что в миллион миллионов раз дороже – свою душу!» – призывал он».[18]
Справедливости ради, надо сказать, что наше положение выгодно отличается от того, исходя из которого рассуждал Л.Н.Толстой, т.к. у нас есть, пусть даже горький, не во всём положительный опыт общественного переустройства: Великая Октябрьская социалистическая революция, более 74-х лет Советской власти – наглядное тому подтверждение. Дело за малым – предельно напрячь все свои интеллектуальные, морально-психологические возможности и способности, использовать весь накопленный жизненный и трудовой опыт для того, чтобы предельно критически оценить и усвоить жёсткий, даже жестокий урок перестройки и наметить всем нам понятный, чёткий и правильный путь выхода из создавшегося положения, исправления допущенных ошибок советского социалистического строительства в будущем.
Так что же такое обновление, в котором мы пытаемся разобраться и понять, по поводу чего, как говорится, «ломаются копья»? Надо ли, вообще, вести разговор об обновлении социализма, не является ли эта проблема надуманной и не заслуживающей такого пристального внимания такого большого количества людей? В ходе обсуждения этой проблемы с декабря 2012 года на «круглых столах», на мероприятиях, как сейчас принято выражаться, другого формата, в которых приняли участие около 300 человек членов КПРФ и беспартийных, высказывались различные мнения по этому поводу, в т.ч. и такое: «Надо ли вообще обсуждать проблему обновлённого социализма?». При этом приводятся следующие аргументы:
– во-первых, основоположники марксизма-ленинизма достаточно подробно и внятно изложили теоретическое обоснование неизбежности коммунизма (социализма – первой его стадии) как общественно-политической формации, а практика ряда стран подтвердила справедливость и реальность марксистско-ленинской теории по этому вопросу и поэтому добавлять к этому нечего и нет необходимости – ортодоксальная точка зрения;
– во-вторых, надо ли обновлять несуществующее (правильнее сказать – не существовавшее), т.к. социализма, как такового, в нашей стране не было, а был государственный капитализм с признаками социализма, не нуждающийся в обновлении – есть и такое мнение;
– в-третьих, социализм по своей природе это переходная форма, обеспечивающая движение социума от индустриального к автоматизированному производству. И не более того. (Со ссылкой на слова К.Маркса, что «характер общества определяется не тем сколько производится, а тем, как производится»).
– в-четвёртых, социализм должен быть смешанным, т.е. допускающим наряду с государственной, общенародной собственностью частную, кооперативную собственность (довод – НЭП прекратил гражданскую войну).
Высказывались и другие мнения и точки зрения: о руководящей роли Компартии, о контрпропаганде, об открытости Компартии перед беспартийными (по поводу «закрытых писем»), о тестировании членов Компартии (сравнивалось с «охотой на ведьм») и т.д. И это хорошо, т.к. появляется повод поговорить, поспорить, ведь «в спорах рождается истина». Но нам необходимо постоянно помнить о том, что «марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию». В нашем конкретном случае к действию реальному, а не виртуальному, обязывают упомянутые выше глобальный системный кризис, события на Украине, взаимные санкции, «нефтяные войны» и многое-многое другое, не менее тревожное и опасное. «Наступать же на одни и те же грабли», как говорится, категорически нельзя!
Итак, в чём состоит наше понимание проблемы «обновлённого социализма»? Выскажем свои соображения на этот счёт. В толково-энциклопедическом словаре само понятие: «обновление» излагается в шести вариантах:
1) Возвращение чему-либо утраченного первоначального вида;
2) Починка, ремонт, переделка, придающая старой вещи вид новой;
3) Замена чего-либо устаревшего новым;
4) Пополнение чего-либо новыми элементами (коллекции, фонды);
5) Введение новшеств, реформирование;
6) Появление в жизни человека новых чувств, впечатлений, идей и т.п., вытесняющих прежние. [14]
Без всякой «натяжки» полагаю, что все эти определения имеют право на применение при обсуждении проблемы обновлённого социализма.
Но прежде следует несколько слов сказать о случившемся с советским социализмом, со всеми нами, пережившим и переживающим как трагические события, полного и истинного объяснения причин которых нет до сих пор.
В этой связи уместно привести несколько цитат:
– Джордж Оруэлл, (Эрик Блэр), английский писатель: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим»;
– Ю.П.Белов, политический обозреватель газеты «Правда»: «Со времён Аристотеля признаком ума считается способность видеть противоречия в анализируемом явлении, факте и находить пути и средства их разрешения»;
– Уинстон Л.С.Черчиль: «Тот, кто не выучил уроки прошлого, повторит их опять»;
– А.И.Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже спускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперёд».
Не будет лишним привести и высказывание Г.А.Зюганова. Во время встречи с лидерами братских компартий на заседании Исполкома Совета СКП–КПСС в августе 2004 г. он подчеркнул: «Мы видим решение всех тех проблем, которые накопились в партии, через активную дискуссию и вовлечение в созидательные процессы широких масс. Не междусобойчики, договорённости в партийных верхах, а оздоровление ситуации, опираясь на мнение всех партийцев».
В ходе обсуждения трагических событий перестроечных лет и причин, их обусловивших, на «круглых столах» и других партийных мероприятиях всегда возникали такие вопросы:
● Возможна ли была перестройка с такими же последствиями в 50–70-е годы прошлого столетия? Скорее всего и даже без сомнений – НЕТ! Таким был, как правило, ответ, т.к. её не дала бы сделать историческая общность людей – советский народ?
● Что случилось с Компартией, насчитывавшей в своих рядах 19,5 млн. человек, а это 1625 полнокровных мотострелковых дивизий по штатному расписанию военного времени (12 тыс.), утратившей чувство самосохранения, умение защищаться и допустившей случившийся вариант перестройки? (Только не надо объяснять перестроечные события одним лишь предательством доморощенных «геростратов всех времён и народов», делая им незаслуженный комплимент, т.к. историю, в конечном счёте, делают массы, а не отдельные личности).
В чём причина низкой активности избирателей и протестного движения как проявления классовой борьбы обворованных и угнетённых против грабителей и мироедов, которые по своему потенциалу сегодня практически исключают возможность достижения определённых Программой и Уставом целей и решения поставленных задач?
На эти и многие другие вопросы ответы частично содержатся во втором разделе Программы КПРФ и в других её местах, но они, к сожалению, не исчерпывающие и не полные, т.к. не касаются, как представляется, основного вопроса: «Что такое обновлённый социализм как социализм XXI века?».
Отвечая на сформулированные выше вопросы, определённо можно сказать, что мы под общий «одобрямс» расслабились и забыли об оценке В.И.Ленина «всякой революции, которая умеет защищаться»; упустили из виду слова И.В.Сталина об обострении классовой борьбы по пути продвижения к коммунизму. И совсем непростительно, что своевременно не придали должного внимания так называемой пресловутой доктрине Даллеса, в которой говорится, что Россию военными средствами победить невозможно, а вот взорвать изнутри, подменив коммунистические идеалы и ценности, – можно, если проводить политику, направленную на «оболванивание и одурачивание советских людей», на«создание в управлении страной хаоса и неразберихи», на «вырывание духовных корней и опошление народной нравственности».
Если сопоставить нашу действительность с целями из этой доктрины, то, к сожалению, приходится констатировать, что намеченное в ней достигнуто с лихвой.
К этому добавилось:
– во-первых, превращение партийных органов в хозяйственные и практическое отсутствие партийных методов и приёмов руководства;
– во-вторых, закостенелая номенклатурная система работы с кадрами, которая, наряду с положительными сторонами их подготовки, подбора и воспитания, включала в себя и негативные моменты и факты, зачастую без разумной меры ограждающие нерадивых и проштрафившихся от взыскательной критики и ответственности;
– в-третьих, непрозрачность, бесконтрольность, безотчётность Компартии перед беспартийными, перед народом за свою деятельность по руководству общественно-политическим развитием общества, за результаты деятельности по руководству народным хозяйством, социально-культурным развитием общества. А это, в свою очередь, ослабляло прочность блока коммунистов и беспартийных. Практически исключалось какое бы то ни было участие беспартийных в партийных мероприятиях: собраниях, пленумах, конференциях, съездах; но зато широко практиковались «закрытые письма», содержание которых на следующий день становилось достоянием самых широких масс с добавлениями и комментариями, порой нелестными и вызывающими негативную реакцию народа на происходящие события.
– в-четвёртых, при приёме в ряды Компартии мнение о принимаемом его окружающих, работающих или живущих рядом с ним, ни в коей мере не учитывалось. А, наверное, зря! Эту же ошибку мы допускали и при неоднократных обменах партийных документов.
Как тут не вспомнить описанный в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина» эпизод приёма в партию Кондрата Майданникова. На сцене Давыдов, Нагульный, Размётнов, в зале станичники с обязательным присутствием вездесущего и всезнающего деда Щукаря, который не без ехидства, но доброжелательно, заметил, что Кондратушка «уронил слезу, когда вёл своих быков на колхозный баз и поэтому быть в партии не достоин». Мы посмеялись над выходкой деда Щукаря и пошли дальше наслаждаться романом. А ведь Михаил Александрович в этом эпизоде, предполагаю, заложил глубокий смысл не показного, не нарочитого, а истинного, реального единства партии и народа, когда мнение рядовых людей, простых граждан учитывалось и ценилось.
Всё это и многое другое негативное в производственной и общественной деятельности, в поведении на бытовом уровне членов Компартии «свели на нет» и извратили широко распространённые лозунги: «Народ и партия – едины», «Да здравствует нерушимый блок коммунистов и беспартийных», тогда как в реальной действительности многое и самое важное из этих лозунгов уже давно было не так. Полагаю, что в этом месте будет уместной цитата из статьи Ю.П.Белова: «С отступничества от коммунистической нравственности начинается дорога к отступничеству от коммунистической идеологии». И далее: «Вера людей в коммунистов как живых носителей великих идеалов – непременное условие их веры в сами идеалы. Когда она подрывается, идеалы подвергаются сомнению и обесцениваются» [15].
По этому же поводу не лишне вспомнить и высказывание И.В.Сталина:
«Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии Антея. Они так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, они имеют все шансы на то, чтобы оставаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства» [3, 346].
В.И.Ленин в проекте регламента работы своих заместителей на время болезни, писал: «…заместители подбирают своих помощников и исполнителей из наркоматов рабочей и крестьянской инспекции, приучая их к работе и проверяя их работу, в особенности добиваясь расширения участия беспартийных рабочих и крестьян в этой работе (дело исключительно трудное, но в то же время такое, без постепенного развития которого Соввласть неминуемо осуждена на гибель» [2,45,157].
К великому сожалению, предупреждение В.И.Ленина нами не было учтено, за что и поплатились, а диагноз нашего вождя по поводу Соввласти полностью оправдался.
Исходя из вышеизложенного, в качестве мер по обновлению социализма, безусловно далеко не исчерпывающих и не претендующих на истину в последней инстанции, предлагается следующее:
Во-первых, совершенствование организационно-партийной работы:
● чёткое и строгое соблюдение уставных требований при приёме новых членов Компартии и при обмене партийных документов с учётом мнения членов трудового коллектива, населения по месту жительства принимаемого (обменивающего партийные документы – особенно);
● кандидатский стаж с конкретным поручением и возможностью приостановки его, а также членства в рядах Компартии;
● тестирование членов Компартии с обязательным их самоотчётом в трудовом коллективе или по месту жительства перед населением;
● постоянно поддерживая на необходимом уровне партийную дисциплину, строго соблюдать принцип демократического централизма, всемерно развивая критику и самокритику на всех без исключения уровнях партийной структуры.
В письме В.М.Молотову по поводу приёма новых членов партии В.И.Ленин отмечал: «Поэтому необходимо: 1) увеличить все кандидатские стажи; 2) определить с особо детальными подробностями, в чём должно состоять действительное прохождение кандидатского стажа, каковы должны быть конкретные и практические условия проверки того, что кандидатский стаж действительно проходится, а не остаётся пустой формальностью; 3) необходимо создать квалифицированное большинство в тех учреждениях, которые решают вопрос о приёме новых членов в партию; 4) необходимо обусловить этот приём решениями не только губкомов, но и контрольных комиссий; 5) надо выработать ещё какие-либо меры для того, чтобы облегчить освобождение партии от тех её членов, которые совсем не являются коммунистами, проводящими вполне сознательно пролетарскую политику» [2,45,20].
Во-вторых, исключение интеграции партийной и государственной деятельности:
● не допускать конкретного вмешательства партийных органов всех уровней в непосредственную производственно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, организаций, сельскохозяйственных формирований;
● для осуществления руководящей и направляющей роли партии выработать партийные методы и приёмы руководства и управления; партийно-политическую и агитационно-пропагандистскую работу должны вести профессионально подготовленные партийные функционеры, специалисты, овладевшие научно разработанными методами и приёмами партийной работы, партийного направления и руководства всесторонним развитием обновлённого социалистического общества, а также: а) овладевшие ораторским искусством; б) усвоившими наряду с произведениями по марксистско-ленинской теории в необходимых объёмах такие дисциплины, как: этика, эстетика, эвристика, этнография, социология, дипломатика, логика, психология и другие (их более 20-ти), не менее полезных и необходимых таким партийным функционерам и специалистам; в) владеющие способностью анализировать производственно-хозяйственную деятельность и морально-психологический климат в обществе, в коллективе, в административно-территориальном образовании с тем, чтобы затем выработать необходимые рекомендации и направления по ликвидации негативных явлений и поддержания и развития полезного и положительного, способствующего укреплению обновлённого социалистического общества.
Необходимо, указывал В.И. Ленин – разграничить гораздо точнее функции партии (и ЦК её) и Соввласти, повысить ответственность и самостоятельность совработников и совучреждений, а за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе. Без теперешнего слишком частого, нерегулярного, часто мелкого вмешательств» [2,45,61].
После Великой отечественной войны и преодоления её последствий Сталин возвращается к двум вопросам. Во-первых, к вопросу о власти, в которой Советы должны занять своё должное место. Во-вторых, о нахождении механизма гибкого соединения партийных и советских учреждений.
В 1952 году на XIX съезде партии было принято решение о преобразовании Политбюро в Президиум ЦК в составе 25 человек и 11 кандидатов (Политбюро включало 9–11 человек), большинство из которых должны быть не партийными, а государственными деятелями, подчинёнными председателю Совета министров и, следовательно, Верховному Совету» [17].
В-третьих, осуществление руководящей и направляющей деятельности партии прозрачно, подконтрольно и подотчётно перед народом, перед беспартийными с непосредственным их участием в осуществлении народовластия и в партийной деятельности:
● участие беспартийных в партийных мероприятиях с возможностью высказывания мнений, не совпадающих с официальными, являющихся практической и эффективной заменой фракционности;
● проведение собраний, конференций, съездов беспартийных с повесткой дня по вопросам управления государством, общественным, производственным, социально-культурным развитием и совершенствованием обновлённого социалистического общества;
● создание и постоянное совершенствование форм непременного, непосредственного и целенаправленного участия широких масс трудящихся, населения, всего народа в осуществлении истинного, реального народовластия;
В подтверждение предложенного привожу несколько выборок из работ В.И. Ленина:
«Наказ от СТО местным советским учреждениям»: «Сплошь и рядом ещё мы видим наследие первого периода Советской власти, именно: периода ожесточённейшей гражданской войны и бешеного саботажа, наследие, выражающееся в том, что коммунисты замыкаются в узкий круг правящих, боясь или не умея привлечь к делу беспартийных в достаточном числе» [2,43,280 ].
«Речь об экономических органах на местах»: «В заключение своего небольшого добавления я хочу подчеркнуть одно. Одна из самых важных задач теперь, это – широкое привлечение к работе беспартийных и достижение того, чтобы действительно, кроме членов партии и, во всяком случае, кроме представителей своего ведомства, заинтересована была в работе и привлечена к ней возможно более широкая масса беспартийных» [2,43,345].
«Дополнение и поправки к проекту письма ЦК РКП(б) об отношении к беспартийным рабочим»: «Вопрос о взаимоотношениях между нашей партией и широкими массами рабочих есть ныне вопрос о взаимоотношениях между коммунистами и беспартийными».
«Наша задача во что бы то ни стало усилить связь коммунистов с честными беспартийными. Это единственный путь, на котором можно оживить наши иногда хиреющие партийные ячейки. Там, где между коммунистами и беспартийными рабочими выросла стена, отчуждённость должна быть во что бы то ни стало уничтожена. Тот не коммунист, кто не сумел сгруппировать вокруг себя несколько честных беспартийных рабочих, войти с ними повседневно в сношения, бывать у них дома, помогать им в повседневном быту, снабжать их газетой, выдвигать их из среды работников в профсоюзы и советские органы и т.п.».
«Беспартийные рабочие хотят идти на ответственные должности в Советах и профсоюзах. Партия должна пойти этому навстречу. Партия должна суметь через свои ячейки и через профсоюзы нащупать наиболее ценных и стойких беспартийных рабочих и работниц (а также крестьян) и поставить их на должные места (в частности в рабочее-крестьянскую инспекцию). В этом залог успеха нашего и в борьбе против бюрократизма.
Беспартийные конференции могут помочь сближению коммунистов с беспартийными, облегчить борьбу с бюрократизмом, дать возможность выдвигать новых работников. Но – лишь при известных условиях. Главнейшее условие – серьёзная, деловая подготовка таких беспартийных конференций».
«Для установления связи с беспартийными необходимо далее регулярно собирать не только общее собрание для массы рабочих и крестьян, но и ставить деловые отчёты всех должностных лиц перед массами рабочих и крестьян. Такие отчёты обязательно устраивать не реже раза в месяц с тем, чтобы массе беспартийных рабочих и крестьян была предоставлена возможность критики советских учреждений и их работы. Отчёты должны давать не только коммунисты, но и все должностные лица на всех ответственных постах, в первую голову работники продовольственных и совнархозовских учреждений.
Каждый губком обязан ежемесячно сообщать в ЦК точные сведения о числе и ходе всех таких отчётов, а равно и требованиях беспартийных, заявляемых на таких собраниях.
Десятки ещё других путей должны найти товарищи на местах, чтобы ближе связаться с беспартийными и выдвинуть из их среды новых работников» [2,43,390–392].
«О значении воинствующего материализма»: «Без союза с не коммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи» [2,45,23].
«Материалы к статье «Как нам реорганизовать Рабкрин»»: «И вот, мне думается, что в результате всех наших попыток переорганизовать Рабоче-крестьянскую инспекцию, вывод получается тот, что мы не сделали ещё одной попытки. Именно, мы не попытались отдать это дело нашим рабочим и крестьянам, поставить их во главе нашей партии, как членов ЦК».
«Новым членам ЦК, которые совершенно равноправны с другими членами ЦК, даётся задание: длительной и упорной работой изучить и улучшить наш госаппарат» [2,45, 444–445].
В-четвёртых, следует, на мой взгляд, исключить или значительно сократить использование понятия «контрпропаганда» и шире пользоваться словосочетанием «пропаганда и агитация», придавая ему приоритетное, всеобъемлющее значение и применение – наступать, а не обороняться! Если бы большевики не вели активно «пропаганду и агитацию», а занимались только «контрпропагандой», то, наверное, не было бы победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году.
В.И. Ленин в своих работах придавал особое внимание пропаганде и агитации, постоянно подчёркивая их первостепенные роль и значение:
● «Что такое «Друзья народа»»: «Нельзя быть идейным руководителем без вышеуказанной теоретической работы, как нельзя быть им без того, чтобы направлять эту работу по запросам дела, без того, чтобы пропагандировать результаты этой теории среди рабочих и помогать их организации» [2, 1, 309].
● «Задачи русских социал-демократов»: «Социалистическая работа русских социал-демократов состоит в пропаганде учений научного социализма, в распространении среди рабочих правильного понятия о современном общественно-экономическом строе, его основании и его развитии…».
● «В неразрывной связи с пропагандой стоит агитация среди рабочих, выдвигаясь, естественно, на первый план при современных политических условиях России и при уровне развития рабочих масс» [2, 2, 447].
● «Письмо к товарищу о наших организационных задачах»: «Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таковым, надо порядочно поучиться и набрать опыта), и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо» [2, 7, 15].
● «Восстание в армии и во флоте»: «И передовые рабочие все усилия должны употребить на то, чтобы укрепить, восстановить, развить нелегальную партию рабочего класса, РСДРП. Только тогда партия, ведя революционную агитацию, используя все средства легальной пропаганды через рабочую печать и через рабочих депутатов Думы, в состоянии будет удержать от растраты сил в безнадёжных мелких восстаниях и готовить армию пролетариата к великому победоносному восстанию» [2, 22, 3].
● «Платформа реформистов и платформа революционных социал-демократов»: «Обыватель удовлетворяется той бесспорной, святой и пустой истиной, что нельзя знать наперёд, будет революция или нет. Марксист не удовлетворяется этим; он говорит: наша пропаганда и пропаганда всех социал-демократических рабочих входит одним из определителей того, будет революция или нет» [2, 22, 172–173].
● «X съезд РКП(б)»: «Ясность пропаганды и агитации есть основное условие. Если наши противники и говорили и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было истрачено много бумаги, а это надо понимать внутренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в головы всех. И от этой правды отклониться нельзя» [2, 40, 252].
● «Детская болезнь левизны в коммунизме»: «Пока речь шла (и поскольку речь ещё идёт) о привлечении на сторону коммунизма авангарда пролетариата, до тех пор и постольку на первое место выдвигается пропаганда, даже кружки, имеющие все слабости кружковщины, тут полезны и дают плодотворные результаты» [2, 41, 79].
Важность и необходимость преимущественного применения понятия «пропаганда и агитация» вместо термина «контрпропаганда» обусловлены тем, что приставка «контр» по определению означает вторичность, утрату инициативы, достижения преимущества в идеологической борьбе. Чтобы побеждать в этой борьбе, необходимо учиться и уметь бороться за свои идеалы на опережение, предвидя положительные и отрицательные последствия и результаты дальнейшего хода общественного развития, самой идеологической борьбы, что, конечно же, сложнее, чем сидеть в обороне и отбиваться, как получится.
Одним словом, необходимо всеми силами и возможностями, включая все средства пропаганды и агитации, максимально ослабить накопившийся в общественных памяти и сознании народа, негатив от ошибок в недалёком прошлом, который буквально сковывает активность наших потенциальных избирателей, мешает нашим соотечественникам объективно и справедливо оценить сложившуюся в стране ситуацию, а она сложнейшая, тревожная, реально и ощутимо смертельно опасна. Поэтому, как и в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, актуален и справедлив лозунг: «ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!».
Таким образом, в качестве итога всему, изложенному выше, отмечу, что как концепция обновления социализма при его построении в XXI веке, предотвращающая или значительно сокращающая возможность повторения допущенных ранее ошибок, должна включать в себя триаду, в которой социализм должен быть:
– во-первых, самоочистившимся в теоретическом его понимании;
– во-вторых, самоочищающимся в будущей реальной действительности;
– в-третьих, самосовершенствующимся на всю дальнейшую перспективу.
Детализируем высказанное предложение.
Так, социализм самоочистившийся предполагает дополнить содержащуюся в Программе КПРФ классическую, научно обоснованную, выверенную временем и реальной действительностью формулировку социализма следующим:
– при безусловном сохранении научно обоснованной руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в экономическом и социально-культурном развитии и жизнедеятельности социалистического общества обеспечить неукоснительное исключение интеграции партийной и государственной деятельности с чётким и действенным контролем за этим;
– выработать и постоянно совершенствовать партийные методы и приёмы руководства и направления экономического и социально-культурного развития обновлённого социалистического общества; освоение этих методов и приёмов широко образованными и профессионально подготовленными партийными кадрами;
– выработать и постоянно совершенствовать формы непременного и целенаправленного, неформального участия широких масс трудящихся, всего народа в деятельности и мероприятиях Коммунистической партии, что и будет не на словах, а на деле укреплять и делать нерушимым блок коммунистов и беспартийных.
Социализм самоочищающийся (как корабль от ракушек) в реальной действительности должен:
– обеспечить чёткое определение и неукоснительное соблюдение временных рамок пребывания на выборных должностях всех уровней партийной структуры;
– исходя из принципа демократического централизма, идейной общности и партийного товарищества уделить особое, пристальное внимание реальному импульсу критики и, особенно, самокритики в деятельности каждого коммуниста, партии в целом на всех её структурных уровнях;
– неукоснительно практиковать непременное участие трудящихся, населения в приёме кандидатов в ряды Компартии с учётом их мнения о принимаемом (тоже, и особенно, при обмене партийных документов), периодически (один раз в 3–5–7 лет) проводить тестирование всех без исключения членов Компартии, сочетая его с обязательным их самоотчётом в трудовом коллективе или по месту жительства о своей позиции и активности в партийной жизни, о результативности в производственной и общественной деятельности;
– обеспечить высокоэффективную деятельность органов народного контроля с широкими его полномочиями её осуществления, вплоть до партийных и государственных органов;
– воспитывать и воспитать у каждого гражданина, в первую очередь у коммунистов, чувство личной ответственности и самоконтроля за своим поведением и поступками в быту, за производственную и общественную деятельность и гражданскую позицию в обществе. Каждый гражданин, а тем более коммунист, должен, обязан исполнять свои обязанности перед обществом, свой гражданский долг «с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками».
Наконец, социализм самосовершенствующийся в перспективе должен:
– обеспечить организацию проведения и постоянное совершенствование работы по социологическому обследованию морально-идеологического состояния общества в целом и отдельных его образований, уделяя особое внимание, так называемым «группам риска» по профессиям, классовой принадлежности, национальным и возрастным особенностям и т.д.;
– систематически проводить референдумы и опросы по ключевым и особо важным вопросам жизнедеятельности общества на общегосударственном, региональном и местном уровнях с проведением тщательного анализа и публикацией их результатов с тем, чтобы основанные на них выводы использовать в дальнейшем в практической партийной и государственной деятельности;
– постоянно на научной основе совершенствовать общественное устройство в зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений, социально-культурного развития и состояния общества;
– постепенно и последовательно расширять формы бесплатного пользования общественными благами, включая регулярное снижение розничных цен, снижение и последующую отмену платы за общественный транспорт, культурно-массовые мероприятия, санаторно-курортное оздоровление, оказание реальной помощи в воспитании детей и содержании членов общества преклонного возраста и т.д. и т.п.;
– широко внедрять дифференцированные формы самоуправления коллективами, в т.ч. народные предприятия, проявляя при этом необходимую осторожность, чтобы избежать негативных последствий коллективного эгоизма, не менее опасного и разлагающего, чем эгоизм индивидуальный;
– постоянно совершенствовать и творчески развивать эффективные формы и методы идеологического и нравственного воспитания членов социалистического общества, учитывая их классовую, национальную, профессиональную, возрастную, образовательную и другие принадлежность и особенность;
– разработать, внедрить и постоянно совершенствовать систему конкретного и эффективного участия трудящихся, населения, всего народа в решении наиболее важных и существенных вопросов государственного управления экономикой и социально-культурным развитием обновлённого социалистического общества.
Лев Николаевич Толстой, как известно, писал, что: «Огромные массы людей обычно приходят в движение потому, что их объединяет некое простейшее, но общее чувство, в основании которого лежит единый универсальный интерес». Представляется, что таким «единым универсальным интересом» и станет, а это крайне желательно, обновлённый социализм, социализм XXI века, образно выражаясь, по принципу «домино» или «снежного кома». И здесь для нас всех «непочатый край» работы по выработке и применению конкретных механизмов, методов и приёмов по воплощению в жизнь самоочищения и самосовершенствования обновлённого социализма. В Программе КПРФ по поводу возрождения Советского строя и следования по пути социализма записано, что: «Речь идёт не о том, чтобы вернуться назад, а о том, чтобы двигаться вперёд, к обновлённому социализму, очищенному от ошибок и заблуждений прошлого, в полной мере отвечающему реалиям сегодняшнего дня».
Литература:
1.Программа Коммунистической партии РФ, Москва, 2008.;
2.Ленин В.И., Полное собрание сочинений [В тексте в квадратных скобках указаны номера томов и страницы];
3.Сталин И.В., «История Всесоюзной коммунистической партии», ОГИЗ – Госполитиздат, 1945 г., стр. 346;
4.Блогер – esk, Советская Россия, №112 от 07.10.2010 г.;
5.Кожемяко В., «Спасение страны остаётся для нас главной задачей», Правда №91 от 23 – 26.08.2013 г.;
6.Зюганов Г.А., «Правда жизни – на нашей стороне», Правда №93 от 29.08.2013 г.;
7.Зюганов Г.А., доклад на III (октябрьский – 2013 г.) Пленуме ЦК КПРФ, журнал Политическое просвещение, №6,стр. 29,30;
8.Зюганов Г.А., интервью: «Вертикаль защиты народных интересов», Правда №34 от 01 – 02.04.2014 г.;
9.Зюганов Г.А., доклад на пленуме Совета СКП–КПСС 10.07.2014 г., Правда №76 от 18.07.2014 г.;
10.Зюганов Г.А., Политический отчёт ЦК СКП–КПСС на юбилейном XXXV съезде, г. Минск, 01.11 2014 г.;
11.Зюганов Г.А., статья: «От испытаний к надеждам», Советская Россия, №147 от 30.12.2014 г.;
12.Зюганов Г.А., «Идейно-теоретическая основа партии», ИТРК, Москва, 2013 г.;
13. Материалы XV съезда КПРФ, ИТРК, Москва, 2013 г.;
14.Толково-энциклопедический словарь, С-Пб, «Норинт», 2006 г.;
15.Белов Ю.П., статья: «Антикоммунизм против России», Правда №53 от 22–25.05.2009 г.;
16.Островский Н., «Как закалялась сталь», Алма-ата, издательство «Жалын», 1977 г. стр.268–272;
17.Колесников А., статья: «Сила по имени класс», Отечественные записки №27 от 18.12.2014 г.
18.Горцев С., «Неудобный гений», Советская Россия №124 от 13.11.2010 г.
19. Журнал «Политическое просвещение» №6 (71) 2012.