expert.ru
2014-08-25 02:24.
Для того, чтобы подбодрить население и усилить патриотические чувства (начинающие слабеть из-за провалов в АТО, неэффективного управления и отсутствия горячей воды в Киеве) Пётр Порошенко устроил в столице военный парад с демонстрацией действующих образцов военной техники, которую ополченцы ещё не сожгли на Донбассе.
Причём Киев попытался с символической точки зрения приравнять свой парад к памятным моментам Великой Отечественной. Так, войска, маршировавшие в украинской столице, повторили путь воинов, маршировавших на московском параде в честь 24-й годовщины Октябрьской революции – с плаца они отправились прямо на фронт. Интересно, что ополченцы ответили на киевский парад «донецким», и тоже провели его по примеру одного из московских. Они вспомнили «парад пленных» 17 июля 1944 года, и провели по улицам столицы ДНР захваченных ими украинских военных и добровольцев из спецбатальонов. И, в точном соответствии с событиями 70-летней давности, после парада по маршруту движения проследовала поливальная машина, которая демонстративно промыла весь асфальт.
Между тем сама ситуация на Донбассе для Украины превращается из неблагоприятной в крайне опасную. Фактически сейчас Порошенко расплачивается за решение несколько недель назад пойти «ва-банк» и форсированно взять хотя бы одну из столиц ДНР. Если бы этот план удался, то украинский президент резко бы усилил свои позиции как внутри страны, так и на переговорах с Россией и Европой об окончании войны на Донбассе. Однако план провалился, ополченцы выдержали натиск, и теперь перехватывают инициативу.
Так, бездумные и неподготовленные наступательные действия украинских войск позволили ополченцам фактически окружить их и создать новые «котлы». «В результате внезапных и решительных действий ополченцев окружена группировка карателей в районе населённого пункта Оленовка. В Оленовском кольце оказались подразделения батальонов нацгвардии «Азов» и «Днепр» общей численностью до двух тысяч бойцов, до тридцати танков, до восьмидесяти боевых бронированных машин, до шестидесяти орудий и миномётов… Силами ополчения блокирована группировка карателей в районе Войковский, Кутейниково, Благодатное, Алексеевское, Успенка, Ульяновское.
В окружении оказалась штаб 8 армейского корпуса, 28-я, 30-я, 93-я механизированные бригады, 95-я аэромобильная бригада, батальоны территориальной обороны «Айдар», «Донбасс», «Шахтёрск». По сообщению информбюро штаба армии Юго-Востока, в котле оказались до пяти тысяч военных с вооружением и военной техникой, среди которой: до пятидесяти танков; до двухсот боевых бронированных машин; до пятидесяти реактивных систем залпового огня; до ста артиллерийских орудий и миномётов.
Кроме того, масштабные наступательные действия и стремление во что бы то ни стало взять Донецк к 24 августа оставили украинское командование без резервов, чем и воспользовались ополченцы. Так, стягивание войск к Иловайску привело к тому, что в южной части Донецкой области осталось крайне мало украинских подразделений, и ополченцы пошли там в контрнаступление к морю – они уже заявили о взятии Тельманово, после чего дорога на Новоазовск, по их словам, фактически открыта. В Киеве осознают вероятность начала скорого штурма Новоазовска, и уже на всякий случай говорят, что в операции примет участие и Россия.
По словам спикера СНБО Андрея Лысенко, «в районе посёлка Васильево-Ханжоновка Ростовской области, напротив участка отдела пограничной службы «Новоазовск» Донецкого отряда было зафиксировано размещение около 40 установок «Град», 20 автомобилей КамАЗ и несколько танков». «Две ночи подряд с российской территории обстреливали нашу пограничную заставу «Седово» в Новоазовском районе Донецкой области. В результате застава уничтожена полностью, есть убитые и раненые среди пограничников и добровольцев из батальона «Днепр-1». Очевидно, российские оккупанты готовят наступление на Мариуполь и Приазовье в целом», – вторит ему депутат Олег Ляшко.
В этой ситуации президент был вынужден фактически признать, что речь уже не идёт о контртеррористической операции – масштаб событий стал совсем иным. «События последних месяцев стали для нас пусть и не оглашённой, но настоящей войной», – отметил он. Для окончательного признания реальности президенту осталось лишь добавить к слову «война» прилагательное «гражданская», однако сделать этого официальный Киев не может. В этом случае украинским властям не только придётся разбираться с причинами, вызвавшими эту войну, но и они фактически дают дополнительные аргументы в руки россиян и европейцев, требующих начала федерализации страны. Отчасти именно поэтому Пётр Порошенко пытается убедить всех, что речь идёт о классической «войне против внешней агрессии, за Украину, за её волю, за честь и славу, за народ, за независимость… Возможно, она так и войдёт в учебники истории как Отечественная война 2014 года», – говорит президент.
Между тем, для Москвы расклад не изменился – в Кремле до сих пор хотят сохранить территориальную целостность Украины и готовы вести с Петром Порошенко рациональные переговоры о федерализации страны. Существует надежда, что нынешняя серия поражений вкупе с давлением со стороны Ангелы Меркель сделает украинского президента более сговорчивым на минских переговорах, которые пройдут 26 августа.