Л.Н. Швец
2015-04-24 08:28 (обновление: 2015-04-24 08:59).
23 апреля на Пленуме Ульяновского обкома КПРФ состоялось выступление советника председателя ЦК КПРФ, кандидата экономических наук Любови Никитичны Швец, посвящённое 145-летию Владимира Ильича Ленина.
Швец
Любовь Никитична Советник
Председателя
ЦК КПРФ,
член ЦК КПРФ
|
Дорогие соотечественники и соратники!
Приветствую всех вас, собравшихся сегодня по случаю 145-летия поистине великого сына человечества. Никто и никогда не сможет отнять у вас гордость за то, что вы родились и живёте на земле, давшей миру Владимира Ильича Ульянова-Ленина.
Как бы ни усердствовали сторонники господства капитала, приверженцы власти вещи над её творцом, как бы они ни бесчинствовали, разрушая памятники Ленину, очерняя его эпоху, его деятельность и созданное им Советское Государство, имя Ильича будет жить, пока существует человеческое общество.
Гений Ленина и его величие в том, что он своим учением и своими деяниями освобождал человека труда от власти капитала, возвращал людям право на свободный и созидательный труд, на духовное обогащение – на то, в чём и состоит истинная свобода человека. Ленин возносил человека труда на пьедестал, с которого сбрасывал тех, кто человека труда веками эксплуатировал.
Отказавшись от всего, что касается сугубо частных интересов, от всего сугубо бытового, Ленин подчинил свою жизнь и деятельность той цели, которую очень ёмко и просто изложил в своей работе «Великий почин». Поводом для её написания в июне 1919 года стало проведение первых в Советской России коммунистических субботников. Вот основная мысль, высказанная Лениным в этой работе:
«Более демократического, в истинном смысле слова, более тесно связанного с трудящимися и эксплуатируемыми массами государства на свете ещё не было».
Владимир Ильич был реалистом и прекрасно осознавал, что построить такое государство очень непросто. И ещё труднее сохранить его от враждебного наступления тех, кто стремится к экономическому и политическому господству ради собственной наживы, для кого безраздельная власть и возможность эксплуатировать других и есть истинный смысл жизни, главная философия и главная религия.
Понимая всю сложность задач и препятствий, стоящих на пути создания свободного от эксплуатации государства, Ленин особое внимание уделял организации управления как на высшем уровне руководства, так и во всём обществе, в трудовых массах. В то время, когда за «невыгодный» «Брестский мир» на него обрушились не только сторонники царской России, но и некоторые соратники по партии, он не оправдывался, а правдиво и стратегически взвешенно объяснял необходимость трудных решений в политике молодой Советской страны.
В работе «Очередные задачи советской власти», написанной весной 1918 года, Ленин говорил:
«Благодаря достигнутому миру, – несмотря на всю его тягостность и всю его непрочность, – Российская Советская республика получает возможность на известное время сосредоточить свои силы на важнейшей и труднейшей стороне социалистической революции, именно – на задаче организационной».
И эти слова не устарели. Они и сегодня актуальны не меньше, чем в 1918 году.
Не погрешу против правды, если скажу, что в нашей партии организационной работе уделяется самое пристальное внимание. На Мартовском Пленуме, тема которого звучала как «Октябрь и современность», мы рассмотрели все этапы становления созданной благодаря Ленину великой страны – Советского Союза. Мы досконально изучаем исторические явления, вникаем в их суть, пытаясь осмыслить причины небывалого подъёма, – не только экономического, но и духовного, – которого сумела достичь первая в мире страна социализма. Мы также стремимся понять глубинные причины, приведшие к потере тех завоеваний и достижений, которыми славилось наше социалистическое Отечество.
Можно уверенно говорить, что в работах Ленина, в его богатейшем наследии есть и ответы на вопрос о том, почему через несколько десятилетий после его ухода из жизни завоевания Октября оказались утрачены, почему сегодня на карте мира нет Союза Советских Социалистических Республик. Давая стране и обществу установку, что делать, как строить работу партии в самых различных сферах жизни, Ленин при этом предупреждал об опасностях, демонстрируя такую силу предвидения, которая может быть доступна только выдающемуся мыслителю.
Вслушайтесь в эти ленинские слова:
«Веди аккуратно и добросовестно счёт денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде, – именно такие лозунги, справедливо осмеивавшиеся революционными пролетариями тогда, когда буржуазия прикрывала подобными речами своё господство как класса эксплуататоров, становятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и главными лозунгами момента».
Обращаясь с этими лозунгами к гражданам молодой Сраны Советов, Ленин подчёркивает, что они могут быть воплощены в жизнь только после окончательного свержения буржуазии. И наша нынешняя действительность доказывает великую правду ленинских слов и заветов. Давайте посмотрим на сегодняшнее положение России с точки зрения ленинских идей и установок.
Совсем недавно, 7 апреля, были обнародованы результаты проверок, проведённых Росфиннадзором по итогам 2014 года. Эти проверки касались использования бюджетных средств. Их результаты говорят об астрономических масштабах финансовых нарушений. В течение 2014 года не по целевому назначению было использовано более 1 триллиона рублей. Эти огромные деньги были либо разворованы, либо растрачены впустую. И масштабы нецелевого использования бюджета в прошлом году оказались на 30% внушительнее, чем в 2013-м. Для более ясного понимания масштаба этих финансовых потерь нужно учесть, что они превышают сумму расходов федерального бюджета 2015 года на образование и здравоохранение вместе взятые.
Как могут относиться к Ленину те, кто распоряжается государственными средствами как своими собственными, не считаясь с нуждами и бедами народа? Разве ленинские наказы не воровать, добросовестно трудиться могут быть приняты теми, кто присваивает бюджетные миллиарды, и после этого, даже если оказывается разоблачённым, сидит не в тюремной камере, а в своей двенадцатикомнатной квартире, и в качестве самого тяжкого наказания получает от государства электронный браслет? Отстаивая своё право на стяжательство и нажитую нечестным путём собственность, воры и мошенники, маскирующие криминальную сущность созданной ими системы заклинаниями о «свободном рынке», продолжают очернять вождя трудового народа, требуют стереть с лица земли всякую память о нём – и поставленные ему памятники, и его имя в названиях улиц и площадей, и Мавзолей на Красной площади. Они готовы сделать всё, чтобы вытравить из памяти народа и образ Ленина, и ленинские дела. Но сила ленинского учения, величие ленинских свершений твёрдо сопротивляется поруганию со стороны негодяев и всегда будет вдохновлять честных, совестливых и мыслящих людей.
Сегодня, анализируя происходящее в нашей стране и в мире, мы убеждаемся в том, что ленинские идеи не менее актуальны и ценны, чем столетие назад. И постигать эти идеи, нести их в жизнь в наше время не менее сложно, чем в начале прошлого века.
Хочу обратиться к присутствующим здесь молодым людям как человек, родившийся в Советской Стране и проживший в ней лучшую часть своей жизни. Изучайте и постигайте Ленина. Чем глубже вы будете вникать в суть его учения, увязывая это учение с сегодняшней действительностью, тем более свободными вы будете. Свободными потому, что сможете ясно понимать всё, что происходит сегодня в России и в мире. Вас не сможет одурачить никакая идеология «свободного рынка», «цивилизованного капитализма» и «спасительной» буржуазной демократии. Лживую сущность этой идеологии Ленин раскрыл ещё сто лет назад. Послушайте, как актуально звучат ленинские оценки свободы слова и гласности в условиях буржуазного общества, в которых они выполняют лишь роль ширмы, прикрывающей истину. Говоря о гласности, Ленин пишет:
«Буржуазная республика обеспечивает её только формально, на деле подчиняя прессу капиталу, забавляя “чернь” пикантными политическими пустяками, скрывая то, что происходит в мастерских, в торговых сделках, в поставках и пр., покровом “коммерческой тайны”, ограждающей “священную собственность”. Советская власть отменила коммерческую тайну, вступила на новый путь, но для использования гласности в целях экономического соревнования мы ещё почти ничего не сделали. Надо систематически взяться за то, чтобы, наряду с беспощадным подавлением насквозь лживой и нагло-клеветнической буржуазной прессы, велась работа создания такой прессы, которая бы не забавляла и не дурачила массы политическими пикантностями и пустяками, а именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьёзно изучать их».
Разве эти слова не применимы в такой же степени и к сегодняшней российской прессе, к сегодняшнему российскому телевидению и радио, где читают свои проповеди, пропитанные клеветой на общество социальной справедливости, ненавистники советской истории и советских ценностей – сванидзе, познеры, венедиктовы? Все они в своё время охотно и умело использовали советскую систему в собственных шкурных интересах. И предали эту систему не потому, что при ней им плохо жилось, а потому что это предательство сулило им ещё большие дивиденды.
Ленин с самого начала предвидел такое предательство со стороны мнимых союзников социализма и советской власти, предвидел возможность перерождения части советской элиты во врагов советского государства. Он осознавал, что искренне воспримут идеи социализма люди труда, те, кто хочет честно жить и работать, не наживаясь на ближних, не эксплуатируя других. А те, у кого в крови стремление к эксплуатации, кто по самой своей природе не способен принять идею равноправия для всех, останутся не только врагами революции, но и врагами победившей советской власти, врагами уже утвердившейся социалистической системы, внутри корой они будут выполнять роль разрушителей – в том числе и под масками её самых преданных сторонников.
Мы, дети тех, кто одержал победу в самой страшной войне в истории человечества, дети страны, совершившей прорыв в космос, стремительно преодолевшей экономическую и социальную отсталость и превратившейся в великую мировую державу, были слишком согреты заботой государства, любовью родителей, вниманием учителей. Мы были слишком успокоены успехами и мощью своей страны, доступностью образования и медицины, гарантированной работой по специальности. И большинство из нас всё меньше читали Ленина, а если и читали, то поверхностно. Мы оказались неспособны противостоять буржуазному реваншу в форме неолиберализма. Наше поколение утратило бдительность – вот в чём состоял губительный результат той коварной успокоенности, которая стала нарастать в советском обществе после ухода Сталина, унаследовавшего от Ленина точное понимание потенциальных опасностей, угрожающих советской системе.
Достаточно было вдумчиво проанализировать ту же ленинскую работу «Очередные задачи советской власти», чтобы не только понять суть советской системы и методы её построения, но и осознать, что она всегда находится под угрозой ненасытных буржуа. Мы обязаны были понимать, как сохранить эту систему, как защитить нашу Советскую Родину от буржуазного реванша. Вот что по этому поводу сказано у Ленина:
«…было бы величайшей глупостью и самым вздорным утопизмом полагать, что без принуждения и без диктатуры возможен переход от капитализма к социализму. Теория Маркса против этого мелкобуржуазно-демократического и анархического вздора выступала очень давно и с полнейшей определённостью. И Россия 1917–1918 годов подтверждает теорию Маркса в этом отношении с такой наглядностью, осязательностью и внушительностью, что только люди, безнадёжно тупые или упорно решившие отвернуться от правды, могут ещё заблуждаться в этом отношении. Либо диктатура Корнилова…, либо диктатура пролетариата… Все средние решения – либо обман народа буржуазией, которая не может сказать правды, не может сказать, что ей нужен Корнилов, либо тупость мелкобуржуазных демократов, Черновых, Церетели и Мартовых, с их болтовнёй о единстве демократии, диктатуре демократии, общедемократическом фронте и т. п. чепухе».
Поменяйте имена названных Лениным участников тогдашнего политического процесса, и вы увидите новых псевдопатриотов-корниловых, диктатура которых, по сути, необходима сегодняшней буржуазии – даже той её части, которая на словах осуждает эту диктатуру. Вы увидите новых церетели, черновых и мартовых с их либеральной болтовнёй, не имеющей никакого отношения к подлинным интересам страны и народа. И вы снова увидите, что единственной альтернативой им может быть диктатура справедливости и законности, утверждаемой на основе социалистических ценностей. Иного пути у России быть не может, если говорить о пути возрождения и развития, а не о пути разрушения, не о пути к катастрофе.
Изучая ленинское наследие и соотнося его с реальной действительностью советского времени, можно с уверенностью сказать: пока руководители партии и страны на деле следовали ленинским установкам, мы побеждали капитализм на всех фронтах. И этого нельзя было достичь, руководствуясь болтовнёй о буржуазной демократии, понимая права и свободы человека в отрыве от обязанности каждого служить интересам общества и строго соотносить с ними свои личные, эгоистические интересы.
Позвольте снова обратиться к молодым коммунистам, к тем, кому в школе, в вузе, а может быть, и в собственной семье не довелось слышать правду о Ленине и его идеях. И уж тем более не довелось слышать правду о сталинской эпохе. Той эпохе, которая как раз и обеспечила построение социализма, превращение Советской Страны из отстаивающей своё право на жизнь в высокоразвитую, мощную, несокрушимую державу. Прочитайте книгу Сталина «Основы ленинизма», и вы увидите, как глубоко Сталин понимал марксистско-ленинское учение и как последовательно руководствовался им в своей деятельности. Для Сталина были наполнены живым смыслом ленинские слова:
«…всякая великая революция, а социалистическая в особенности, даже если бы не было войны внешней, немыслима без войны внутренней, т. е. гражданской войны, означающей ещё большую разруху, чем война внешняя, – означающей тысячи и миллионы случаев колебания и перемётов с одной стороны на другую, – означающей состояние величайшей неопределённости, неуравновешенности, хаоса. И, разумеется, все элементы разложения старого общества, неизбежно весьма многочисленные, связанные преимущественно с мелкой буржуазией (ибо её всякая война и всякий кризис разоряет и губит прежде всего), не могут не “показать себя” при таком глубоком перевороте. А “показать себя” элементы разложения не могут иначе, как увеличением преступлений, хулиганства, подкупа, спекуляций, безобразий всякого рода. Чтобы сладить с этим, нужно время и, нужна железная рука…»
В арсенале сегодняшних антисоветчиков есть, помимо категорического отрицания всего, что связано с советской историей, и другой приём: утверждать, будто ленинские идеи и ленинские начинания были впоследствии подвергнуты Сталиным категорической ревизии, искажены, будто сталинские методы построения и укрепления государства противоречат истинной ленинской идеологии. Но тот, кто будет читать Ленина внимательно, анализировать его мысли и его опыт, убедится: то, на чём настаивал сам Ленин, то, о чём он сам неоднократно говорил, ясно указывает именно на прямую связь сталинской политики с ленинской идеологией, с ленинской теорией и с ленинскими установками. Сталин как раз и реализовал на практике всё то, что не успел реализовать так рано ушедший из жизни Ленин. И ленинский план построения социалистического государства, сформулированный в работах вождя революции, служит, в том числе, доказательством того, что Сталин следовал именно этому плану.
Ленин хорошо знал, что одними достижениями в экономике, в науке и культуре, одними лишь добрыми призывами и воспитанием нельзя переубедить и победить тех, кто не признаёт власти трудового народа, не признаёт сути социализма. Тех, кого социальный инстинкт подталкивает к тому, чтобы идти против народной воли, против народных завоеваний. Именно необходимостью защитить эти завоевания, не позволить обратить в бессмыслицу военные и трудовые победы страны, была обусловлена и необходимость «железной руки». Поэтому Ленин говорит:
«Диктатура есть железная власть, революционно-смелая и быстрая, беспощадная в подавлении как эксплуататоров, так и хулиганов. А наша власть – непомерно мягкая, сплошь и рядом больше похожая на кисель, чем на железо… Чем ближе мы подходим к полному военному подавлению буржуазии, тем опаснее становится для нас стихия мелкобуржуазной анархичности. И борьбу с этой стихией нельзя вести только пропагандой и агитацией, только организацией соревнования, только отбором организаторов, – борьбу надо вести и принуждением».
В чём состоит сущность сталинской эпохи, её важнейшее завоевание, без которого оказались бы невозможными все прочие завоевания? В том, что соблюдалась высочайшая дисциплина и ответственность во всех областях жизни Советской Страны. Особое внимание Сталин уделял соблюдению экономических законов. Те из вас, кто прочитал его книгу «Экономические проблемы социализма в СССР» и усвоил её смысл, убедились, как глубоко научно понимал Сталин основы марксизма, как он был предан ленинскому учению и с какой прозорливостью предостерегал от искажения экономических законов социализма.
Если бы те, кто позднее возглавил партию, вникали в суть этих законов, не нарушали их, не забалтывали, а постигали, наша страна шла бы к новым вершинам развития и по сей день оставалась бы великой социалистической державой. На нас бы не набросили долларовую удавку, мы не торговали бы бездумно своими природными богатствами – сырьём, металлами, лесом. Мы не отдали бы полмиллиона талантливых учёных и специалистов американским и европейским научным центрам.
От такой катастрофы, связанной с деградацией страны и общества, тоже предостерегал Ленин. Его оценка положения России в 1918 году безусловно перекликается и с сегодняшним днём:
«…виноват в мучениях голода и безработицы всякий, кто нарушает трудовую дисциплину в любом заводе, в любом хозяйстве, в любом деле, – …виновных в этом надо уметь находить, отдавать под суд и карать беспощадно. Мелкобуржуазная стихия, с которой нам предстоит теперь вести самую упорную борьбу, сказывается именно в том, что слабо сознание народнохозяйственной и политической связи голода и безработицы с распущенностью всех и каждого в деле организации и дисциплины, – что держится прочно мелкособственнический взгляд: мне бы урвать побольше, а там хоть трава не расти».
Наша сегодняшняя реальность доказывает абсолютную справедливость ленинских предостережений. Сегодня мы живём в обществе, созданном теми, чья истинная идеология сводится именно к этому принципу: урвать побольше, а там хоть трава не расти. И чувствовать себя в этом обществе комфортно, считать, что Россия такого общества заслуживает, что его построение – это достижение страны, а не её трагедия, не её позор, могут только те, кто живёт теми же принципами, той же идеологией. Те, кто ни на что более достойное не способен. Любая их патриотическая и государственническая риторика – это блеф, не имеющий отношения ни к истинному патриотизму, ни к созиданию полноценного государства, отвечающего интересам большинства. Государство не может быть таким, если не основывается на законности и социальной справедливости, если не отстаивает и не реализует их на деле, а не только в обещаниях, провозглашаемых с высоких трибун, и в телевизионных проповедях официозных пропагандистов. Те, кто руководствуется идеей урвать побольше, а там хоть трава не расти, – будь то представители власти, убеждающие общество, что ведут страну верным курсом, или обыватели, убеждающие себя, что страна идёт верным курсом, – патриотами и государственниками могут быть лишь фальшивыми и лишь постольку, поскольку им это выгодно в смысле самообмана и обмана других.
Ленин прекрасно понимал это и совершенно справедливо ненавидел и презирал это. Ненавидел и презирал то лицемерие, ту подлость, ту несправедливость и то предательское равнодушие, которыми оказалась пронизана наша сегодняшняя действительность. Кризисные процессы, которые переживает сегодня Россия, и которые в перспективе могут угрожать самому её существованию, – это расплата за то, что были преданы ленинские идеалы, зримо воплощённые в первой половине XXвека в Советском Государстве. Расплата за разрушение страны и социально-политической системы, которая, – первая в истории человечества, – была построена не на принципе власти денег и кастового превосходства одних над другими, а на нравственной идее, на идее социальной справедливости и равного права всех честных и ответственных людей на достойную жизнь. И начать строительство общества, действительно достойного России, строительство государства, способного обеспечить гражданам подлинное развитие и безопасность, можно только при том условии, что мы исправим свою роковую историческую ошибку и вернёмся к тем нравственным, политическим и социально-экономическим основам, которые заложены в ленинском учении.
«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!», – это не просто лозунг. Время со всеми его историческими свершениями и историческими катастрофами доказало, что это истина, навсегда подтвержденная величием и гениальной ясностью ленинского учения, заложившего основу выдающихся достижений советской эпохи. Сегодня день рождения одного из тех немногих людей, кто своими делами достиг бессмертия, потому что его жизнь продолжается в памяти поколений и в стремлениях новых сторонников самой светлой и самой справедливой идеи. И сегодня живой Ленин даже на пороге окончательной катастрофы указывает нам путь преодоления и возрождения, указывает дорогу нашей борьбы и нашей победы.