Меню Закрыть

«Мефистофель с чемоданчиком». Рецензия в газете «Правда» на новый телевизионный фильм «Савва Морозов»

По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова
2014-05-23 12:21.

Воплотить на экране биографию исторического лица — дело серьёзное и ответственное. Тут не место вольным домыслам и смелым предположениям.

 

 

 

История не терпит сослагательного наклонения: мол, этого не было, но могло бы быть. Однако так называемые художники, идя на поводу «массовых запросов», пускаются во все тяжкие, берутся за любой заказ, лишь бы привлечь внимание к своей особе. Судьбы замечательных людей то и дело становятся материалом для очередного телевизионного «мыла»: с садистским удовольствием смыливаются удивительные судьбы и великие события.

Сюжет нового телевизионного фильма «Савва Морозов» кажется почерпнутым из речи помощника прокурора, нелицеприятно выведенного в романе Льва Толстого «Воскресение»: с одной стороны — «богатый купец», «широкая натура», «тип могучего нетронутого человека», который вследствие своего великодушия и доверчивости «пал жертвой глубоко развращённых личностей, под власть которых попал»; с другой — женщина, представляющая «явление декадентства» в самых низких проявлениях, завладевшая «русским богатырём», «доверчивым Садко — богатым гостем» и употребившая его доверие на то, «чтобы сначала обокрасть его, а потом лишить жизни».

Эта интрига и вдохновила режиссёра О. Сафаралиева. Означенная схема воспроизведена с неукоснительной точностью: доверчивый богач, готовый пожертвовать своим состоянием ради прихотей разнузданной особы, окружённой к тому же аморальными сообщниками.

Но, позвольте, какое отношение эта криминальная схема имеет к известным лицам, оставившим заметный след в отечественной истории ХХ века? Что общего между необузданным, всецело поглощённым любовной интрижкой господином, набитым деньгами (он раздаёт их прямо из кармана), и видным промышленником, меценатом Саввой Морозовым?

А истеричная дамочка, поражающая дурацкими выходками вроде кражи бубликов с уличного лотка, — что в ней от знаменитой актрисы Марии Андреевой? А некий праздношатающийся писатель, образующий третью сторону треугольника, — неужели это Максим Горький? Приходится констатировать, что автор фильма ровным счётом ничего не понял в этих людях, прошёл мимо их реальной биографии, подменил действительные отношения злонамеренными домыслами.

И, опять-таки, напрашивается цитата из произведения свидетеля той эпохи, знатока человеческих душ Льва Толстого: «Живут три человека… Между ними сложные отношения, борьба добра со злом, такая духовная борьба, о которой вы понятия не имеете… И вы, получая по двугривенному за пакость… с лёгким сердцем куражитесь над ними, над людьми, которых вы мизинца не стоите, которые вас к себе в переднюю не пустят. Но вы добрались и рады…»

Лучше не скажешь о заказчиках и создателях вышеупомянутой пакости, чем сказано в толстовском «Живом трупе». В самом деле, зачем изучать подлинные биографии выдающихся людей, если поступил заказ на очередную контрреволюционную антисоветскую стряпню? Савва Морозов, в сущности, не интересовал ни заказчиков, ни авторов: ну богач, ну безобидный дурак — жертва проходимцев.

Весь критический запал достался «безродной актёрке» и её подельникам-революцио-нерам. И нет нужды беспардонным драмоделам, что Мария Андреева — талантливая актриса, стоявшая у истоков Московского художественного общедоступного театра, соратница Станиславского и Немировича-Данченко. Пятнадцать лет, проведённых на сцене этого выдающегося театра, она играла главные роли в пьесах Чехова, Горького, Островского, Гауптмана, Ибсена, Шекспира.

Да, работая в театре, она ещё в 1899 году примкнула к социал-демократам, начала изучать марксистскую идеологию, переводить «Капитал». Разносторонне образованная, обладавшая широкой эрудицией, владевшая несколькими языками, имевшая значительные связи, она была настоящей находкой для РСДРП. Ей поручались хранение и транспортировка нелегальной литературы, легализация подпольщиков, снабжение их документами. И до, и после революции она отдавала всю свою энергию, весь организаторский талант делу победы социализма. Это была крупная личность — куда нынешним пигмеям до таких людей!

Шельмуя Андрееву, прислужники реставраторов капитализма попутно унизили всё её окружение, начиная с Художественного театра, изображённого как некий богемный кружок на содержании миллионера. Об огромном общественно-политическом и художественном значении театра и речи нет — напротив, на него брошена тень. Авторы смотрят на театр глазами старухи-капиталистки Морозовой, жестоко порицающей сына-мецената. Представился и удобный случай «посрамить» революционного писателя Максима Горького: мол, отбил у друга пассию, а сам сел в тюрьму за свою «противозаконную деятельность», оставив её, больную и беспомощную, без всяких средств к существованию.

НО ГЛАВНЫЙ заряд злобы и ненависти выпущен, естественно, по Леониду Красину — большевику, искровцу, ближайшему соратнику Ленина. Это даже не человек — какой-то злой демон с немигающим взглядом, похожий на Мефистофеля из провинциального театра. Не хватает только музыкальной темы «Люди гибнут за металл». При нём всегда чемоданчик, куда он складывает деньги «на революцию».

С этим чемоданчиком Красин буквально преследует несчастного Савву, пока тот в подпитии не пытается спустить незваного гостя с лестницы. Но Мефистофеля этим не проймёшь. Узнав, что Савва в порыве неуравновешенных чувств завещал своему «бедному ангелу» страховой полис на 100 тысяч рублей, он (с молчаливого согласия этого взбалмошного «ангела») отправляется на Лазурный берег Франции, где несчастный богач нашёл наконец душевное успокоение в роскошных садах подле законной супруги. И, опять-таки не вырвав у него денег «на кровавые дела», злодейски убивает его одним выстрелом. Ну как же не Мефистофель, если с первого раза попадает точно в сердце!

Весь этот бред преподносится в духе жестокой мелодрамы. Понятно, тут не до здравого смысла, не говоря уж об исторической правде, об истинных человеческих отношениях и характерах. Фильм превращается в акт чудовищного надругательства над памятью выдающихся людей, и прежде всего — над памятью Саввы Тимофеевича Морозова.

Биография этого редкого человека могла бы послужить основой яркого художественного произведения. Савва Морозов, промышленник и меценат, близко сошёлся с российскими социал-демократами. Дружба с Леонидом Красиным привела его к пониманию исторической правоты революционеров: смелость этого человека, талант инженера и мыслителя, преданность делу революции произвели на Морозова большое впечатление, убедили в реальности грядущих перемен. В то же время он не исключал прогрессивных реформ сверху.

Окончивший два университета, объехавший половину Европы, он чувствовал себя вправе формировать гражданское общество. Отсюда и его докладная записка в кабинет министров, выдвигавшая требования введения демократических свобод в России и как одну из мер — заботу о благосостоянии народа. Это была целая программа конституционных реформ — документ сохранился в архиве до наших дней.

Но прежде, чем дать ему ход, Морозов решил заручиться поддержкой московских промышленников, начав со вверенной ему Никольской мануфактуры, где владелицей была его мать. Правление директоров во главе с ней отказалось подписать документ. Оказавшись в ссоре с пайщиками и родной матушкой, он не сумел договориться со своими рабочими, объявившими стачку, и принять их условия. В Орехово-Зуево были введены войска. Под натиском военщины рабочие сняли свои требования. Пошатнулась слава «справедливого хозяина». Да, тогда, в феврале 1905 года, вскоре после январского Кровавого воскресенья, он не выдержал взятой на себя миссии, отошёл от людей, которые ему верили. А тут — новая ссора с матерью, взбешённой многомиллионными убытками вследствие забастовки, отстранившей его от директорства и пригрозившей опекой.

Человек своего сословия был сломлен этим сословием. Семейный доктор засвидетельствовал, что психически Савва Тимофеевич здоров. Но с некоторых пор он постоянно носил при себе револьвер. А в мае 1905 года, находясь на отдыхе, Савва Морозов застрелился в арендованном номере каннского отеля. Пуля была пущена точно в сердце, пальцы левой руки опалены: видимо, они направляли дуло браунинга.

Все эти факты общеизвестны, широко освещены в литературе и печати. Есть книга Б. Кремнёва «Красин» из серии «Жизнь замечательных людей», есть документальный фильм С. Арановича и Б. Добродеева «Друг Горького — Андреева»», есть, наконец, документальная повесть внука Саввы Морозова — тоже Саввы Тимофеевича — «Дед умер молодым». Но руководители канала «Культура» сделали вид, что не знают о самоубийстве Морозова. Им важно было выдвинуть свою трактовку событий: убийство с целью получения денег по страховому полису. Убийцей изобразили видного деятеля большевизма. Нужна была дезинформационная страшилка в виде Мефистофеля с чемоданчиком, дабы внушить миллионам ненависть к социалистической революции. Затем и был сделан заказ на фильм о Савве Морозове, затем и выложено это примитивное «мыло» в Интернет для бесплатного просмотра.

Почитайте отзывы на сайте этого фильма — дыхание прервётся. «Редкий балда был этот Савва, а Мария Фёдоровна — молодец, крутила этими мужиками как хотела и тянула из них деньги…» Или: «У нас в городе была улица Красина. Теперь ясно, в честь кого назвали… Ай да Красин, легко добыл деньги. Вот как три товарища (Горький — плут и мошенник Алёшка, прости господи актёрка и бандит-убийца) сослужили службу великому русскому народу…».

Всё это перемежается с немногословными отзывами многочисленных Свет, Татьян и Наташ: «Замечательный фильм…», «Очень понравилось». Словом, деятели канала «Культура» могут радоваться: им удалось нанести удар по русской культуре и внести заметный вклад в расчеловечивание масс.

Бесполезно апеллировать в таких случаях к министерству культуры. Телевидение подчиняется напрямую Кремлю — не удивимся, если заказ на фильм «Савва Морозов» поступил непосредственно оттуда. И это — в год, объявленный Годом культуры, под разговоры о концепции культурной политики России. На словах — «единый культурный код», «цивилизационный принцип», «накопленный потенциал», а на деле — культурологический бандитизм, неприкрытое насилие над умами, мыслями и чувствами людей, не защищённых этим самым «цивилизационным принципом».

Поделиться: