По страницам газеты «Правда», Сергей Кожемякин, (Соб. корр. «Правды»), г. Бишкек
2015-11-27 13:15.
С начала следующего года в Казахстане исчезнет «социальный» хлеб. Власти объявили о прекращении субсидирования цен на этот продукт. Решение является частью радикальной смены социально-экономического курса.
РАЗГОВОРЫ ОБ ОТКАЗЕ государства от субсидирования цен на хлеб ведутся в Казахстане несколько месяцев. Начало им положила встреча президента с руководителями ряда областей. Сославшись на опыт Запада, Нурсултан Назарбаев предложил отказаться от госрегулирования цен и назвал существующую практику «наследием советского периода». Тем не менее эксперты не были уверены в скорой реализации этой идеи: по их мнению, власти повременят со столь непопулярными мерами.
Прогнозы не оправдались. Ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Арман Евниев сообщил на встрече с журналистами, что субсидии прекратятся с 1 января следующего года. Аргументы чиновников слово в слово повторяют заклинания российских либералов начала 1990-х годов, когда людям навязывали мысль о некоей «невидимой руке рынка», якобы способной решить все проблемы. «Цена на хлеб должна быть рыночной, – заявил Евниев. – Инвестиции идут туда, где им комфортно. А комфортно там, где есть понятные рыночные условия. Как происходит саморегулирование на рынке? На какой-то товар растёт цена – люди начинают этим бизнесом заниматься. А когда на хлеб не растёт цена, кто будет этим бизнесом заниматься?»
Подобные объяснения не могут не вызвать недоумения хотя бы потому, что речь идёт вовсе не о всей хлебобулочной продукции, в отношении которой давно действуют законы свободного рынка, а лишь о так называемом социальном хлебе. Субсидии выделялись государством для поддержки социально уязвимых слоёв населения, а вовсе не бизнесменами из собственного кармана. Хлебопёкам, к примеру, делали скидки на коммунальные услуги, частично дотировали закупку ими зерна. Так что бизнес никогда не испытывал особого дискомфорта, и доводы властей явно «притянуты за уши».
Объяснения нужно искать в государственной политике в целом. Руководство республики не перестаёт повторять о либерализации экономики и социальной сферы. Очевидно, что шагами, подобными отмене субсидий на хлеб, оно хочет показать западным финансовым институтам свою приверженность либеральным реформам и добиться выделения помощи.
В ЭТОМ ЖЕ РЯДУ стоит масштабная программа приватизации. Несколько месяцев назад правительство объявило о намерении выставить на торги 60 крупных предприятий. Среди них – все три работающих в стране нефтеперерабатывающих завода: Павлодарский, Чимкентский и Атырауский. В связи с этим скорее всего будет отменено госрегулирование розничных цен на бензин марки АИ-80 и дизельное топливо. В сентябре власти уже отпустили в «свободное плавание» цены на бензин 92-й марки, что привело к его заметному подорожанию. Окончательная либерализация топливного рынка вызовет мультипликативный эффект в виде резкого роста цен на самые разные товары.
На примере топливного рынка хорошо видна ошибочность экономического курса казахстанских властей. Необходимость жёстких мер они обосновывают зависимостью от импорта бензина из России. И это при том, что Казахстан добывает нефть в немалых объёмах! Однако, во-первых, самому молодому из нефтеперерабатывающих заводов республики 30 лет, поэтому удовлетворять возросшие с советских времён потребности они не могут. Во-вторых, сама государственная политика способствует экспорту сырой нефти, а не её переработке: в отличие от сырья, продаваемого за рубеж, при поставках нефти на нефтеперерабатывающие заводы платится налог на добавленную стоимость.
Таким образом, руководство страны делает ставку на сырьевые отрасли и слепо следует догматам монетаризма. Это приводит к уязвимости экономики и бьёт по самым широким слоям населения, за счёт которого власти пытаются решить возникающие проблемы.
ЧИНОВНИКИ, как обычно, обещают не допустить резкого роста цен. Однако, по словам производителей, цена самой дешёвой булки в результате отмены субсидий увеличится вдвое – до 90 тенге (около 20 рублей). Вместе с ростом цен на другие товары и услуги это сильно ударит по миллионам казахстанцев. В правительстве обещают ввести новую модель социальной защиты малообеспеченных граждан.
Но, во-первых, изменения планируется внедрить только с 2018 года, а во-вторых, новая система будет не сильно отличаться от нынешней, которую трудно назвать эффективной. По закону сегодня адресную социальную помощь могут получать семьи, чей среднедушевой доход ниже официальной черты бедности (40 процентов от прожиточного минимума).
Официальная статистика говорит о 465 тысячах бедных граждан, однако получателями социальной помощи являются лишь 35 тысяч. Согласно новому порядку, будет несколько расширен круг жителей, имеющих право на получение помощи (порог поднимется с 40 до 50 процентов), а в остальном систему менять не собираются. Так что либерализация, затеянная властями, неизбежно обернётся снижением уровня жизни значительного числа граждан.