Меню Закрыть

«Импортозамещение: бодрые декларации власти и печальные реальности!». Статья В.Н. Тетёкина

В.Н. Тетекин, депутат Госдумы
2014-08-01 14:14.

Предлагаем вашему вниманию статью депутата Госдумы В.Н. Тетёкина.

 

 

В политическую моду у российской верхушки всё больше входит термин «импортозамещение». Его появление вызвано тем, что Запад всё больше ужесточает санкции против России. Не проходит буквально и дня, чтобы не сообщили о новом пакете мер по ограничению торгово-экономических и политических отношений. Сопротивление Европы, поначалу активно сопротивлявшейся введению санкций, особенно экономических, сломлено под давлением США.

Противился свёртыванию торговли с Россией, прежде всего, западный бизнес, немало наживающийся на полуколониальном типе торгово-экономических связей с Россией (из РФ вывозится сырьё, нам поставляются не только высокотехнологичная продукция, но и обыкновенный ширпотреб). Но вот даже немецкие политики, дольше всех пытавшиеся избежать обострения отношений с Россией, заявили, что государственные интересы не могут быть принесены в жертву бизнесу.

С этого времени, как прорвало – санкции посыпались, как из рога изобилия. Хотя есть полное понимание того, что они аукнутся и самой Европе. Возможные потери экономики РФ и европейского бизнеса оцениваются примерно в одинаковую цифру – 100 миллиардов евро.

Но бог с ними, с потерями европейского бизнеса. Они сами добровольно (вернее, почти добровольно) решили «выстрелить себе в ногу». Нас должно интересовать другое: насколько Россия может реально противостоять санкциям. Отметим, поначалу у российской элиты доминировали шапкозакидательские настроения: мол, нам не страшен серый волк. Между тем, вскоре верхушка РФ пошла на уступки Западу: от границы отвели российские войска, было отозвано согласие Совета Федерации на использование наших войск за рубежом, ОБСЕ начали чуть ли не слёзно упрашивать направить контролёров на границу РФ и Украины, дабы убедиться, что силам самообороны Новороссии никакой военной помощи не оказывается.

Однако публичное прогибание никаких плодов не принесло. Чем больше и быстрее удовлетворялись разнообразные требования Запада, тем более наглыми эти требования становились. Ситуация обычная – непротивление злу порождает всё большее зло. Но вот игра пошла по-крупному. Запад решил нанести удары по самым чувствительным отраслям российской экономики: вводятся  запреты на поставки оборудования на нефтедобычу, на экспорт в РФ продукции двойного назначения и на займы в инобанках.

В Москве громко заявили, что нам всё это не страшно и Россия способна производить всё самостоятельно. Всё правильно. За исключением одного: Россия БЫЛА способна всё производить самостоятельно. Пока в лихие 1990-е и 2000-е годы научно-технические основы нашей обрабатывающей промышленности, и, прежде всего, машиностроения не были варварски разрушены. Поэтому давайте посмотрим, насколько обоснованы громкие декларации на тему импортозамещения. Начнём с кадров, с тех, кто должен будет воплотить в жизнь величественные предначертания г-на Путина в области импортозамещения.

И.В.Сталин, роль которого как выдающегося «топ-менеджера» (говоря современным сленгом) колоссальной советской экономики незаслуженно замалчивается, однажды высказал гениальную по простоте и глубине идею: «Кадры решают всё». И действительно, в 30–70-е годы в СССР была создана выдающаяся управленческая школа, способная решать практически любые, даже сверхсложные научно-технические задачи.

Сталинские наркомы ворочали производством в таких масштабах (по 23 миллионам работающих в отрасли), по сравнению с ними нынешние западные «топ-менеджеры» выглядят жалкими начальниками отделов в крупной корпорации.

Какими руководящими кадрами подкреплено заявление г-на Путина о нашей способности играючи преодолеть западные санкции? Обратим внимание на тот факт, что это заявление президент РФ сделал на заседании в узком кругу, где по идее должны были быть собраны те самые путинские «наркомы», способные свернуть горы. Камера показывала «наркомов» очень бегло. Но всё равно удалось разглядеть светлые лики г-на Мантурова министра промышленности и торговли и г-на Погосяна гендиректора Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Так ведь в узких кругах широко известно, что Счётная палата РФ, проверяя по просьбе депутатов Госдумы от КПРФ деятельность ОАК, нашла там такое количество нарушений, что во времена И.В.Сталина даже путёвка на Колыму явно была бы для виновника таких нарушений избавлением от гораздо более тяжёлых последствий. О полной неспособности авиационной отрасли даже на внутреннем рынке конкурировать с Боингом и Аэробусом говорит беглый взгляд на любой российской аэропорт. Какое импортозамещение, если 80% дальне- и среднемагистральных самолётов в РФ – иностранного производства. И это не стечение обстоятельств, а вполне целенаправленная политика тех, кто эту самую промышленную политику определяет. Включая г-на Мантурова и других участников вышеуказанного совещания.

Добавим ещё один небольшой штрих: сам г-н Мантуров является не инженером, а выпускником социологического факультета МГУ. По некоторым оценкам, ни один из его замов не имеет инженерного образования. Как-то уже это не внушает уверенности в том, что дело импортозамещения находится в опытных, знающих руках. Основное их искусство – в разруливании потоков. Денежных. Но это маловато для тяжелейшей работы по возрождению отечественной высокотехнологической промышленности.

Итак, с управленческими кадрами дело швах. Может, с инженерными и рабочими кадрами получше? Да ничего подобного. Уже стали общим местом сообщения о том, что основу рабочих кадров в России ныне составляют станочники, наладчики, слесаря в возрасте сильно за 60 лет. Среди инженеров и учёных примерно такая же картина. Новых, молодых кадров учёных, инженеров и рабочих в количествах, достаточных для преодоления технологической зависимости от Запада, тоже не предвидится. Системы высшего, среднего специального и профтехобразования варварски разрушены. Уже нет той стройной системы подготовки кадров под конкретные нужды народного хозяйства, которая обеспечила мощнейший рывок СССР к высотам человеческой цивилизации в 30–70-е годы.

На поток поставлено производство (вернее, перепроизводство) финансистов, экономистов, юристов. А вот на инженерные специальности молодёжь идёт крайне неохотно: не престижно, да и зарплаты в случае работы по специальности в разы уступают зарплатам разнообразных охранников, не говоря уж о бизнесе. Это что, случайность, что инженерные и рабочие специальности оказались столь малопрестижными и малооплачиваемыми?

Вот это вряд ли. Очень умные (и весьма враждебные России) люди корёжили наши лучшие в мире образовательные системы, уничтожая саму возможность возрождения России через образование. Теперь их добивают в основе – через введение ЕГЭ и другие разрушительные «эксперименты» в школьном образовании.

Теперь о материальной базе. Разгром этой самой материальной базы – зданий, помещений, лабораторий, испытательных полигонов, станочного парка, приборов и оборудования – полным ходом шёл в 90-х годах, когда здания и территории могучих «оборонных» заводов и НИИ налево и направо распродавались под барахолки, а стратегические мобилизационные запасы сырья и полуфабрикатов уходили за рубеж. Ценнейшее оборудование, в том числе и сверхсовременное, только что закупленное по импорту, за гроши продавалось на металлолом. Так возникали небезобидные курьёзы, когда не имеющая запасов полезных ископаемых Эстония в середине 90-х превратилась в шестого в мире экспортёра цветных металлов.

Вернуть все площадки некогда могучих оборонных предприятий и НИИ к их прежнему предназначению практически невозможно. Они уже трижды перепроданы и даже если удастся доказать незаконность приватизационных сделок – священное право собственности незыблемо. Д.О.Рогозин, когда его назначили вице-премьером по ОПК, пожелал лично ознакомиться с состоянием оборонки. Приехав на всемирно известную фирму «Туполева», он обнаружил, что большая часть её территории распродана под жилую застройку и там уже стоят огромные многоэтажки. Попытка найти крайнего виновного в распродаже активов стратегически важного предприятия в том числе и с подключением Генпрокуратуры, ни к чему не привела.

Подведём некоторые предварительные итоги. Заявленное быстрое импортозамещение практически невозможно ввиду почти полного истребления материальной и кадровой основы для этого. Однако хуже всего обстоит дело с управленческими кадрами. Нынешняя команда в силу запредельной коррумпированности и неэффективности просто не способна поднять столь гигантскую программу, как возрождение российской «оборонки», причём на новом технологическом уровне.

Если эта «команда» организовала относительно несложное мероприятие, как зимние Олимпийские игры, так, что на них было потрачено в четыре раза больше, чем запланировано, то что тут говорить о колоссальной программе технического перевооружения и переоснащения армии современными системами оружия.

Тут требуется колоссальная комплексная программа. И начинать нужно не с того, чтобы выточить деталь, которая перестала поступать с Украины, а с образования. Пока обучение по инженерно-техническим специальностям не станет престижным, а работа по этим специальностям высокооплачиваемой, до тех пор говорить о возрождении российского машиностроения не приходится.

Ну, а главное, надо менять управленческую команду. Как говаривал великий баснописец С.Крылов, «а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». С нынешней правящей группировкой мы не только не станем чемпионами, но и как сборная РФ на недавнем ЧМ по футболу, даже из группового турнира выйти не сможем.

Поделиться: