Меню Закрыть

«Белые пятна громкого процесса». Газета «Правда» о приговоре высшим должностным лицам Киргизии

Автор Сергей Кожемякин. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек
2014-07-30 01:13 (обновление: 2014-07-30 09:53).

Пожизненное заключение для экс-президента Киргизии и длительные сроки заключения для бывших чиновников, признанных виновными в гибели десятков человек, — таковы итоги завершившегося в Бишкеке судебного процесса по делу о событиях 7 апреля 2010 года. Однако следствие так и не сумело ответить на многие вопросы, связанные с тем трагическим днём.

 

 

Самый громкий процесс в истории постсоветской Киргизии начался в ноябре 2010 года. На скамье подсудимых тогда оказались около трёх десятков человек — бывшие члены правительства, руководители спецслужб и силовых ведомств республики, а также рядовые сотрудники спецподразделений. Все они подозревались в убийстве 77 и ранении более 300 демонстрантов и просто граждан у здания правительства 7 апреля 2010 года — в тот самый день, когда был свергнут режим Курманбека Бакиева. Впрочем, самых высокопоставленных обвиняемых, включая экс-президента, судили заочно: сразу после апрельского переворота они успели бежать из страны.

За эти годы процесс обрёл славу и самого скандального. Родственники погибших и пострадавшие неоднократно провоцировали потасовки в зале суда, пытались устроить самосуд над подозреваемыми, организовывали митинги и пикеты. У здания, где проходили заседания, имела место даже попытка теракта, в которой потом обвинили членов радикальной исламистской группировки. В общем, почти четыре года суд и связанные с ним события не сходили с уст обывателей и со страниц местных изданий.

Прения, допросы, показания свидетелей и потерпевших завершились в мае этого года. Однако ещё два месяца понадобилось председательствующему судье Дамиру Онолбекову, чтобы внимательно изучить почти 90 томов уголовного дела и, наконец, вынести приговор. Оглашённое 25 июля решение суда не принесло больших сенсаций. Экс-президент, его брат — глава службы госохраны Жаныш Бакиев, а также бывший премьер-министр Данияр Усенов признаны виновными в должностных преступлениях и соучастии в массовом убийстве и приговорены к пожизненным срокам заключения. Все трое — заочно. 25 лет заключения суд назначил двум экс-заместителям службы госохраны Нурлану Темирбаеву и Данияру Дунганову. 20 лет получил бывший председатель Государственной службы национальной безопасности Мурат Суталинов, по 10 лет — экс-генпрокурор Нурлан Турсункулов, экс-глава аппарата президента Каныбек Жороев, бывший советник главы государства Эльмурза Сатыбалдиев, экс-руководитель секретариата президента Оксана Малеваная и старший сын Курманбека Бакиева Марат, занимавший должность заместителя главы Госслужбы национальной безопасности. Кроме того, к 6 годам заключения приговорены командиры отрядов спецназначения «Альфа» и «Арстан». Что касается бойцов этих подразделений, также проходивших по делу обвиняемыми, то все они оправданы за отсутствием доказательств.

На вынесение приговоров уже откликнулся президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По его словам, «массовое убийство киргизстанцев режимом Бакиева стало большой трагедией для всех нас и оставило глубокие раны в сердцах». «Уже ясно, что вокруг процесса будут продолжаться споры и обсуждения, но суд провёл огромную работу и вынес своё решение, которое трудно будет комментировать без внимательного изучения его деталей», — заявил Атамбаев. Говоря о неизбежных спорах, глава республики не приукрасил ситуацию. По сути, суд так и не дал ответа на главный вопрос: кто виновен в гибели десятков человек 7 апреля 2010 года. По версии следствия, отдавали приказы о стрельбе Жаныш Бакиев и его заместители. Однако конкретные исполнители не установлены. Многочисленные экспертизы и показания свидетелей сняли подозрения с бойцов «Альфы» и «Арстана», которые изначально считались теми самыми снайперами, стрелявшими по демонстрантам с крыши дома правительства и соседних с ним зданий. Таким образом, в событиях четырёхлетней давности остаётся много белых пятен, и судебный процесс в этом смысле оказался бесполезным.

Этим обстоятельством собирается воспользоваться пострадавшая сторона. Некоторые её представители заявили о намерении обжаловать решение суда. А это значит, что многолетний процесс может затянуться на неопределённое время.

Поделиться: