Меню Закрыть

КПРФ предлагает переписать стратегию ЖКХ до 2020 года

«Известия»
2015-08-13 13:50 (обновление: 2015-08-13 21:30).

Депутаты Госдумы В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов и К.А. Лазарев направили запрос премьер-министру.

 

 

На имя Дмитрия Медведева отправлен депутатский запрос с предложениями и замечаниями.

Коммунисты в Государственной Думе раскритиковали подготовленную правительством «Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года» и предложили с учётом замечаний от КПРФ отправить документ на доработку. В осеннюю сессию, как полагают парламентарии, эта тема (реформирование ЖКХ) будет одной из ключевых.

Депутаты Госдумы от КПРФ написали коллективный депутатский запрос за подписью Сергея Обухова, Валерия Рашкина и Константина Лазарева на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с предложением о необходимости доработки стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года. В документе (есть в распоряжении «Известий») указаны слабые стороны стратегии и предложены конкретные решения для улучшения работы жилищно-коммунального сектора в России.

Как указано в документе, депутаты просят правительство доработать проект стратегии, исходя из своих предложений, и проинформировать Государственную Думу о принятых решениях.

– Отдавать этот вопрос на откуп правительства без учёта мнения депутатов Государственной Думы нельзя. И после начала осенней сессии необходимо инициировать обсуждение это вопрос жизни и смерти каждой российской семьи и её выживания. Не только мы, но и эксперты «Общероссийского народного фронта» тоже увидели много изъянов в проекте стратегии, мы выступаем за широкое обсуждение данного документа. Готовы сопоставить предложения наши, от ОНФ и других фракций в Госдуме и консолидировано продвигать позицию общества, заявил Сергей Обухов.

Главный упрёк в адрес стратегии со стороны коммунистов вызвал тот факт, что большая часть ответственности за развитие и обновление отрасли перекладывается с государства на плечи потребителей услуг и частных инвесторов. Однако, по мнению членов КПРФ, этот расчёт ничем не подкреплён.

Мы не согласны с тем, что к 2020 году предполагается резкое сокращение госфинансирования этой отрасли а частный капитал и надежда на концессию (форма договора государственно-частного партнёрства. «Известия») ситуации не решат. Этим уже в своё время занимался Чубайс, и всё кончилось полным фиаско. Государство и муниципалитеты из этой отрасли не должны уходить ни в коем случае. И разговоры о том, что нет денег, это, по сути, вопрос приоритетов при составлении бюджета. ЖКХ это та сфера, которая затрагивает каждого жителя нашей страны, и она должна быть приоритетной, подчёркивает Сергей Обухов.

Депутаты предостерегают, что в итоге создаётся риск монополизации рынка концессий в сфере ЖКХ компаниями, близкими к региональным и местным элитам, роста коррупции, вывода капиталов из отрасли. «Что касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях значительного износа (не менее 60–70%) вряд ли может быть эффективным. Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом их уровень жизни ещё больше ухудшится», говорится в документе на имя Дмитрия Медведева.

Также в запросе отмечается, что перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.

Раскритиковали коммунисты и распределение приоритетов в правительственной стратегии.

По их мнению, несмотря на масштабные проблемы отрасли а это и низкое качество жилищных и коммунальных услуг, и изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ, в проекте стратегии в качестве ключевых приоритетов указываются формирование активных собственников помещений, развитие предпринимательства, а также повышение энергетической эффективности отрасли.

«Фактически такое распределение приоритетов говорит о том, что недостатки системы ЖКХ должны быть устранены за счёт повышения активности собственников помещений и развития частного предпринимательства, при этом государственное участие ни в текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не обозначено в числе существенных условий реализации стратегии», указывается в тексте запроса.

Сергей Обухов также в комментарии «Известиям» подчеркнул, что перечень проблемного поля не исчерпывается теми целями, которые указаны в стратегии.

Если чиновники говорят, что свыше половины граждан потребляют некачественную воду, и при этом заявляется, что нужно развивать чувство собственника в качестве стратегической цели, то понятно, что вода в кране от этого лучше не станет, возмущается депутат.

В качестве конкретных мер поддержки отрасли ЖКХ коммунисты предложили включить в проект стратегии разработку государственного плана модернизации ЖКХ РФ до 2020 года, с распределением приоритетов по годам.

«Данный государственный план должен предусматривать конкретные количественные и качественные показатели устранения износа объектов ЖКХ, их модернизации, технологического перевооружения, мероприятий по ресурсосбережению. Кроме того, необходимо предусмотреть меры федеральной поддержки с учётом фактической платёжеспособности субъектов Российской Федерации. На уровне региона этот план должен быть конкретизирован краткосрочным планом модернизации ЖКХ, сроками модернизации объектов, определять необходимые объёмы работ, их предельную стоимость, источники финансирования», указано в документе.

Коммунисты также настаивают на установлении нормативов госфинансирования сферы ЖКХ «в абсолютных цифрах и в соотношении с частным финансированием (платежи населения, частные инвестиции), а также в соотношении с потребностями отрасли в средствах на содержание и на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое перевооружение».

Ещё один предложенный пункт доработки стратегии гласит о создании всероссийского общественного наблюдательного совета по вопросам развития ЖКХ, с включением в него представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, а также независимых экспертов.

«Мы выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли только на площадках, близких к власти, в том числе специально созданных ею для имитации общественного контроля. Полагаем необходимым создание сети площадок на базе общественного наблюдательного совета, с независимым мониторингом и экспертизой краткосрочных планов модернизации в каждом субъекте Российской Федерации», говорится в депутатском запросе

Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов говорит, что депутатский запрос своевременен, показывает ключевые проблемы ЖКХ.

Хотим мы того или нет, но ЖКХ требует масштабных вложений (около 500 млрд. рублей ежегодно). Откладывая их, мы берём в долг у будущего. Но отдавать этот долг рано или поздно придётся, причём с каждым годом он растёт, считает Николай Миронов. Все эти проблемы говорят о главном: отрасль не поднять, не модернизировать без государственного финансирования. Население не сможет профинансировать модернизацию столь изношенного фонда ЖКХ, особенно в условиях кризиса. Тем более, что средства нужны здесь и сейчас, но чтобы собрать нужную сумму с населения, нужны десятки лет.

Эксперт полагает, что уповать на частные инвестиции утопия, коммерциализация ЖКХ приводит только к ухудшению качества оказываемых услуг и совершенно не решает проблему капиталовложений.

Государству нужно понять, что бюджетные вложения в ЖКХ (в котором годовой оборот составляет 5,7% ВВП) дадут толчок развитию сразу нескольких отраслей экономики. Плюс снизится нагрузка на производственную сферу и на семейные бюджеты, что просто жизненно необходимо сейчас, когда исчерпаны резервы для наращивания потребления. А без него нам из кризиса не выйти, подчеркнул он.

Николай Миронов также говорит, что износ коммунальной инфраструктуры составляет порядка 70% и с каждым годом усиливается. Связано это с хроническим недофинансированием отрасли. В ней последние 20 лет только латали дыры, не делая нужных капиталовложений. В результате недоинвестирования приходится больше платить за текущее содержание объектов ЖКХ, потому что они в изношенном состоянии требуют больше расходов. В итоге колоссальные средства, заплаченные населением, государством, уходят в никуда, оставляя проблему нерешённой.

Если предложенные депутатами КПРФ изменения будут использованы, то есть шанс за короткий промежуток времени значительно обновить жилищно-коммунальный фонд в стране, уверен Миронов.

По ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы на модернизацию коммунальной инфраструктуры было предусмотрено 24,5 млрд. рублей бюджетных вложений, в том числе федеральных 10,4 млрд., региональных и местных 14,2 млрд. рублей. Эти средства, рассчитанные на 4 года, составляют менее 5% от ежегодных инвестиционных потребностей отрасли ЖКХ. Ещё часть средств выделяется по госпрограмме, однако они крайне незначительны из федерального бюджета 12,7 млрд. рублей в 2015 году и в 2016-м 314 млн. рублей. После 2016 года в программе вложения не предусмотрены. Ещё некоторую часть расходов отрасли финансируют регионы. Всё остальное а это более 90% финансовых потребностей для модернизации ЖКХ должны покрывать частные инвестиции и граждане.

Поделиться: