«Известия»
2015-08-13 13:50 (обновление: 2015-08-13 21:30).
Депутаты Госдумы В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов и К.А. Лазарев направили запрос премьер-министру.
На имя Дмитрия Медведева отправлен депутатский запрос с предложениями и замечаниями.
Коммунисты в Государственной Думе раскритиковали подготовленную правительством «Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года» и предложили с учётом замечаний от КПРФ отправить документ на доработку. В осеннюю сессию, как полагают парламентарии, эта тема (реформирование ЖКХ) будет одной из ключевых.
Депутаты Госдумы от КПРФ написали коллективный депутатский запрос за подписью Сергея Обухова, Валерия Рашкина и Константина Лазарева на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с предложением о необходимости доработки стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года. В документе (есть в распоряжении «Известий») указаны слабые стороны стратегии и предложены конкретные решения для улучшения работы жилищно-коммунального сектора в России.
Как указано в документе, депутаты просят правительство доработать проект стратегии, исходя из своих предложений, и проинформировать Государственную Думу о принятых решениях.
– Отдавать этот вопрос на откуп правительства без учёта мнения депутатов Государственной Думы нельзя. И после начала осенней сессии необходимо инициировать обсуждение – это вопрос жизни и смерти каждой российской семьи и её выживания. Не только мы, но и эксперты «Общероссийского народного фронта» тоже увидели много изъянов в проекте стратегии, мы выступаем за широкое обсуждение данного документа. Готовы сопоставить предложения наши, от ОНФ и других фракций в Госдуме и консолидировано продвигать позицию общества, – заявил Сергей Обухов.
Главный упрёк в адрес стратегии со стороны коммунистов вызвал тот факт, что большая часть ответственности за развитие и обновление отрасли перекладывается с государства на плечи потребителей услуг и частных инвесторов. Однако, по мнению членов КПРФ, этот расчёт ничем не подкреплён.
– Мы не согласны с тем, что к 2020 году предполагается резкое сокращение госфинансирования этой отрасли – а частный капитал и надежда на концессию (форма договора государственно-частного партнёрства. – «Известия») ситуации не решат. Этим уже в своё время занимался Чубайс, и всё кончилось полным фиаско. Государство и муниципалитеты из этой отрасли не должны уходить ни в коем случае. И разговоры о том, что нет денег, – это, по сути, вопрос приоритетов при составлении бюджета. ЖКХ – это та сфера, которая затрагивает каждого жителя нашей страны, и она должна быть приоритетной, – подчёркивает Сергей Обухов.
Депутаты предостерегают, что в итоге создаётся риск монополизации рынка концессий в сфере ЖКХ компаниями, близкими к региональным и местным элитам, роста коррупции, вывода капиталов из отрасли. «Что касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях значительного износа (не менее 60–70%) вряд ли может быть эффективным. Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом их уровень жизни ещё больше ухудшится», – говорится в документе на имя Дмитрия Медведева.
Также в запросе отмечается, что перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.
Раскритиковали коммунисты и распределение приоритетов в правительственной стратегии.
По их мнению, несмотря на масштабные проблемы отрасли – а это и низкое качество жилищных и коммунальных услуг, и изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ, – в проекте стратегии в качестве ключевых приоритетов указываются формирование активных собственников помещений, развитие предпринимательства, а также повышение энергетической эффективности отрасли.
«Фактически такое распределение приоритетов говорит о том, что недостатки системы ЖКХ должны быть устранены за счёт повышения активности собственников помещений и развития частного предпринимательства, при этом государственное участие ни в текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не обозначено в числе существенных условий реализации стратегии», – указывается в тексте запроса.
Сергей Обухов также в комментарии «Известиям» подчеркнул, что перечень проблемного поля не исчерпывается теми целями, которые указаны в стратегии.
– Если чиновники говорят, что свыше половины граждан потребляют некачественную воду, и при этом заявляется, что нужно развивать чувство собственника в качестве стратегической цели, то понятно, что вода в кране от этого лучше не станет, – возмущается депутат.
В качестве конкретных мер поддержки отрасли ЖКХ коммунисты предложили включить в проект стратегии разработку государственного плана модернизации ЖКХ РФ до 2020 года, с распределением приоритетов по годам.
«Данный государственный план должен предусматривать конкретные количественные и качественные показатели устранения износа объектов ЖКХ, их модернизации, технологического перевооружения, мероприятий по ресурсосбережению. Кроме того, необходимо предусмотреть меры федеральной поддержки с учётом фактической платёжеспособности субъектов Российской Федерации. На уровне региона этот план должен быть конкретизирован краткосрочным планом модернизации ЖКХ, сроками модернизации объектов, определять необходимые объёмы работ, их предельную стоимость, источники финансирования», – указано в документе.
Коммунисты также настаивают на установлении нормативов госфинансирования сферы ЖКХ «в абсолютных цифрах и в соотношении с частным финансированием (платежи населения, частные инвестиции), а также в соотношении с потребностями отрасли в средствах на содержание и на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое перевооружение».
Ещё один предложенный пункт доработки стратегии гласит о создании всероссийского общественного наблюдательного совета по вопросам развития ЖКХ, с включением в него представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, а также независимых экспертов.
«Мы выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли только на площадках, близких к власти, в том числе специально созданных ею для имитации общественного контроля. Полагаем необходимым создание сети площадок на базе общественного наблюдательного совета, с независимым мониторингом и экспертизой краткосрочных планов модернизации в каждом субъекте Российской Федерации», – говорится в депутатском запросе
Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов говорит, что депутатский запрос своевременен, показывает ключевые проблемы ЖКХ.
– Хотим мы того или нет, но ЖКХ требует масштабных вложений (около 500 млрд. рублей ежегодно). Откладывая их, мы берём в долг у будущего. Но отдавать этот долг рано или поздно придётся, причём с каждым годом он растёт, – считает Николай Миронов. – Все эти проблемы говорят о главном: отрасль не поднять, не модернизировать без государственного финансирования. Население не сможет профинансировать модернизацию столь изношенного фонда ЖКХ, особенно в условиях кризиса. Тем более, что средства нужны здесь и сейчас, но чтобы собрать нужную сумму с населения, нужны десятки лет.
Эксперт полагает, что уповать на частные инвестиции – утопия, коммерциализация ЖКХ приводит только к ухудшению качества оказываемых услуг и совершенно не решает проблему капиталовложений.
– Государству нужно понять, что бюджетные вложения в ЖКХ (в котором годовой оборот составляет 5,7% ВВП) дадут толчок развитию сразу нескольких отраслей экономики. Плюс снизится нагрузка на производственную сферу и на семейные бюджеты, что просто жизненно необходимо сейчас, когда исчерпаны резервы для наращивания потребления. А без него нам из кризиса не выйти, – подчеркнул он.
Николай Миронов также говорит, что износ коммунальной инфраструктуры составляет порядка 70% и с каждым годом усиливается. Связано это с хроническим недофинансированием отрасли. В ней последние 20 лет только латали дыры, не делая нужных капиталовложений. В результате недоинвестирования приходится больше платить за текущее содержание объектов ЖКХ, потому что они в изношенном состоянии требуют больше расходов. В итоге колоссальные средства, заплаченные населением, государством, уходят в никуда, оставляя проблему нерешённой.
– Если предложенные депутатами КПРФ изменения будут использованы, то есть шанс за короткий промежуток времени значительно обновить жилищно-коммунальный фонд в стране, – уверен Миронов.
По ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы на модернизацию коммунальной инфраструктуры было предусмотрено 24,5 млрд. рублей бюджетных вложений, в том числе федеральных – 10,4 млрд., региональных и местных – 14,2 млрд. рублей. Эти средства, рассчитанные на 4 года, составляют менее 5% от ежегодных инвестиционных потребностей отрасли ЖКХ. Ещё часть средств выделяется по госпрограмме, однако они крайне незначительны – из федерального бюджета 12,7 млрд. рублей в 2015 году и в 2016-м – 314 млн. рублей. После 2016 года в программе вложения не предусмотрены. Ещё некоторую часть расходов отрасли финансируют регионы. Всё остальное – а это более 90% финансовых потребностей для модернизации ЖКХ – должны покрывать частные инвестиции и граждане.