Меню Закрыть

Кандидат в члены ЦК КПРФ, адвокат Дмитрий Аграновский о грядущем Дне конституции: «Серый день календаря»

Дмитрий Аграновский
2014-12-11 08:52.

Ныне действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года на референдуме. Юридическим основанием для его проведения послужил Указ Ельцина от 15.10.1993 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым устанавливалась дата голосования.

 

 

Аграновский
Дмитрий
Владимирович

Я совершенно умышленно пишу «Указ Ельцина», а не «Указ Президента», поскольку для меня как для правоведа было очевидно, что после роспуска и расстрела законного Парламента 3–4 октября 1993 года, Борис Ельцин не имел никаких юридических оснований считаться президентом. На момент указа ещё стоял обгоревшим и чёрным расстрелянный Дом Советов, многие из его защитников были убиты или находились в розыске. Как пишут в книгах – «кровь защитников Дома Советов ещё не успела остыть».

Вот в такой обстановке, на таком фоне, на референдум пришло 58.187.755 человек или 54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей (по так называемым официальным данным ЦИК). Из них за Конституцию проголосовали 32.937.630 человек или 58,4%. Таким образом, действующая Конституция была принята чуть более, чем четвертью голосов от всех избирателей – по официальным данным, которым, увы, как показал опыт, верить мало оснований. Вопрос о том, насколько избиратели были впечатлены и просто банально напуганы танковым расстрелом Парламента в центре Москвы, насколько добровольным был их выбор, ни тогда, ни даже сейчас в медийном пространстве предпочитают не обсуждать. Особенно забавно наблюдать, как люди, с пеной у рта (иногда в самом прямом смысле), агитировавшие за принятие Конституции, теперь говорят, что референдум в Крыму был проведён «под дулами автоматов».

В плане соблюдения прав человека, Конституция 1993 года была очень серьёзным шагом назад по сравнению с действовавшей Конституцией и по сравнению с правозащитными критериями выработанными мировым сообществом настоящим мировым сообществом с активным участием СССР, а не группы западных стран, присвоивших себе право бомбить и унижать неугодных от имени «мирового сообщества». Конституция 1993 года, практически, полностью ликвидировала социальные права, закреплённые не только в расстрелянной Конституции РСФСР, но и во Всеобщей Декларации прав человека, принятой действительно всем мировым сообществом в 1948 году. Вместо этого она была переполнена трескучими и, как оказалось бесполезными на практике «политическими» правами. Кстати, как мы помним, западное «мировое сообщество» рукоплескало и событиям октября 1993 года, и проекту новой Конституции.

Когда эта Конституция только принималась, главным её достижением предлагали считать блок, посвящённый правам человека. Я как раз учился в то время в МГУ на кафедре Конституционного права, и конечно, Конституция, принимаемая после танкового расстрела законно избранного Парламента, не могла оставить нас равнодушными и вызывала бурные обсуждения.

Мы сходились на той оценке, которую давали подобным конституциям учебники истории – «реакционная». Такого рода конституции принимали всегда после подавления народных восстаний, революций и т.п. Кроме того, такие конституции принимались в «протекторатах» то есть, находящихся под внешней «защитой», а фактически, оккупированных государствах. В ней была установлена довольно редкая для современных конституций норма о приоритете международного права над внутренним (ст.15). Большинство стран выполняют международные договоры, но очень небольшое количество декларирует такой приоритет в своих конституциях. Эта Конституция, как я уже говорил, не оставила камня на камне от социальных прав человека, сделав упор на совершенно декларативные политические права, которые просто невозможно осуществить.

Государство снимало с себя почти все социальные обязательства, заявляя лишь в ст.7 ч.1, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть, создаются условия, в которых сильнейшие обеспечат себе достойную жизнь, а остальные как придётся. Помню шутку тех лет – равные условия для сорняков и злаков.

Земля и другие природные ресурсы, принадлежавшие до этого всему народу, стали объектом купли-продажи (ст.ст.9, 36).

Была продекларирована цель отмены смертной казни (ст.20 ч.2). Разумеется, на мой взгляд, при сегодняшнем качестве следствия и суда смертную казнь применять категорически нельзя, но государство сразу показало, к кому именно будет применяться его весьма избирательный гуманизм.

В стране, где через непонятные и закрытые институты приватизации типа залоговых аукционов и все богатства, созданные народом за многовековую историю, оказались в руках кучки людей, стала запрещена агитация «возбуждающая социальную рознь» (ст.29 ч.9). Ведь мы помним, как Гайдар «обнулил» накопления граждан, исключив для них даже теоретическую возможность участия в приватизации.

Было ликвидировано право на труд. Вместо этого указано, что «труд свободен» (ст.37). Здесь я всё-таки процитирую даже не Конституцию РСФСР, а всё ту же Всеобщую Декларацию прав человека, действующий и уважаемый во всём мире документ, статью 23:

«1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.»

Право на жилище не гарантировано, указано лишь, что никто не может быть лишён жилища «произвольно» (ст.40 ч.1). То есть, теоретически и Конституция, и Жилищный Кодекс допускают выселение человека на улицу.

Это впрямую противоречит статье 25, Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право на жилище безусловным:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.»

То есть, современное государство сначала должно обеспечить человеку минимум социальных благ, а уже потом требовать от него платить за всё – а не наоборот. Вообще, довольно любопытно именно в наше время, при диком российском капитализме, прочесть Всеобщую Декларацию прав человека – такое впечатление, что читаешь программные документы КПРФ. Хотя не секрет, что блок социальных прав был включён в Декларацию именно по инициативе СССР. Не стало СССР – не стало и социальных прав. Государство гарантирует лишь 8 классов образования (ст.43). Хорошо ещё, что не 4 класса.

Справедливости ради, права отдельных групп граждан, наоборот, расширились. Так, устанавливалось, что лица с двойным гражданством не должны подвергаться никаким ограничениям (ст.62). И каждый стал вправе скрыть свою национальность, а равно определить себе любую по своему усмотрению (ст.27).

Именно эта Конституция, по нашему мнению, превращала в фикцию представительные органы власти, а Президент по ней становился даже не главой исполнительной власти, а отдельной ветвью власти, находящейся над всеми остальными. Такие права имеет далеко не каждый монарх, поэтому, мало назвать эту Конституцию «авторитарной» или даже «монархической» скорее, просто диктаторской. Желающие, могут сравнить Конституцию РФ всё с той же Всеобщей Декларацией прав человека.

При этом, сводилась к самому минимуму и почти полному бесправию роль представительных органов власти (Глава 4 «Президент Российской Федерации», Глава 5 «Федеральное собрание»). Примерно такое же распределение властных полномочий, с полным зажимом представительных органов, стало и на уровне губернатор – представительное собрание субъекта федерации, мэр – совет депутатов города.

Фактически, демократия как возможность народа влиять на власть, выбирать и контролировать её, была или полностью ликвидирована, или сведена к минимуму.

В 1993 году такие драконовские меры открыто объяснялись недопущением возврата к власти коммунистов и реставрации Советского строя. Потом просто привыкли, и это стало просто удобно для властей. Ведь это действительно удобно – никого не спрашивать и ни с кем не считаться.

Конституция 1993 года даже тогда декларировалась как временная, переходная. Однако, за все эти годы она осталась, практически неизменной – разве что срок полномочий президента вырос с 4 до 6 лет, Государственной Думы с 4 до 5 лет. В СССР и в Российской Федерации до 2005 года День Конституции был выходным, но с 2005 года это теперь обычный рабочий день. Думаю, это весьма показательно с точки зрения отношения власти к Основному Закону страны. Будем надеяться, что когда-нибудь у нас будет новая, настоящая, народная Конституция, в которой будут гарантированы все реальные, нужные людям, а не декларативные права. Тогда, в выходной день, мы с полным право скажем друг другу: «С праздником, товарищи! С Днём Конституции!»

Поделиться: