Д.В. Аграновский
2014-11-06 00:46.
На днях мы под хоругвями, имперскими знамёнами и трёхцветными флагами, которые, увы, как мы помним, в Великую Отечественную войну были по другую сторону фронта, вспоминали великие свершения СССР. Смотрели Советские фильмы, гордились своей страной, и было чем – ведь это именно в нашей стране, пусть и при другом строе но, по крайней мере, территориально, были совершены величайшие достижения в истории человечества, беспримерные подвиги и победы.
Аграновский Дмитрий Владимирович |
«Праздник» 4 ноября, придуманный просто для механической замены 7 ноября, дня Великой Октябрьской Социалистической Революции, вдруг оказался востребован. После воссоединения с Крымом, после страшных событий на Украине, которую абсолютное большинство из нас никогда не будет воспринимать как чужую страну, а её людей как чужих, мы вдруг стали понимать, что это такое – народное единство и как оно важно и нужно. Вроде бы нежизнеспособный праздник, под которым с исторической точки зрения ничего нет (поляков изгнали из Москвы как раз 7 ноября 1612 года), вдруг начал обретать смысл и, может быть, в перспективе не только не будет противоречить 7 ноября, но и дополнит его. А всего-то потребовалось несколько пока ещё не сильных, но демонстративных ударов по России со стороны Запада, чтобы у народа начала просыпаться генетическая память.
Ведь мы совсем недавно, с исторической точки зрения, можно сказать, вчера были одной Великой страной, одним народом. Сейчас, конечно, мы разбежались по своим национальным и религиозным углам, из которых испытываем как минимум недоверие (а порой и ненависть) к соседу. Некоторые, кто смог преуспеть, ещё и отгородились от прочих стенами элитных домов, охраной и системой безопасности, которой позавидовали бы военные фортификаторы.
После оранжевого переворота 1991–1993 годов ничтожные люди, случайно, хотя и не без помощи Запада, оказавшиеся у руля Великой Державы, стали представлять Советский период как «чёрную дыру» в истории, в которую в 1917 году провалилась «процветающая и передовая страна». Да и саму Революцию стали называть «переворотом», а выходки каких-нибудь хулиганов и маргиналов в Киеве, Тбилиси или Каире – цветными «революциями».
Всё перевернулось с ног на голову, чёрное стало белым, добро – злом, а зло – «добром». Чего стоит одно обращение «господа», призванное заменить «товарищей». Ведь «господин» – другая сторона «холопа». Раз ты кому-то господин, значит кому-то и холоп. И уж никак не товарищ. Будешь играть по правилам – будешь подниматься наверх в «пищевой цепочке» и всё больше холопов будут называть тебя «господином». А те, кто совершал Революцию в октябре 1917 года, не хотели быть господами, но и холопами никому себя сделать не позволили. В «Стажёрах», одном из ранних, ещё ярко-красных произведений Стругацких, отлично об этом сказано: «Вы уже кое-чего достигли, вы не хотите быть рабом. Теперь осталось перестать хотеть быть господином».
Я не буду сейчас описывать те многочисленные проблемы и бедствия, с которыми сталкивалась дореволюционная Россия, хотя, увы, их было немало. Не буду анализировать причины самой высокой в Европе детской смертности в России, её катастрофического (по многим показателям в разы и десятки раз) промышленного отставания. Плевать в свою страну – это всё-таки традиция наших политических оппонентов. Для нас же, для Советских людей, уважение к тысячелетней истории России было очевидной аксиомой – взять хотя бы тот факт, что всем нам с детства знакомые образы Александра Невского, Ивана Грозного и Петра Первого, такими, какими мы их знаем, были созданы именно в фильмах сталинской эпохи. А до Революции – почитайте хоть бы лекции профессора Платонова – эти исторические деятели не очень-то и почитались. И почитайте хотя бы Гоголя, чтобы увидеть, что разбитый в России Наполеон пользовался почему-то куда большим уважением дореволюционной российской «элиты», чем разбивший его Кутузов.
Наши противники говорят нам, что после Революции были уничтожены «лучшие люди страны» – видимо, подразумевая, что остальные люди были «худшие». Я не буду сейчас говорить о моральных качествах противников большевиков и Красной Армии. Мне жалко любого человека, погибшего на войне – даже если он был вооружён до зубов иностранным оружием. Даже если он был одет, обут, накормлен и обучен иностранцами, даже если он участвовал не в какой-то там «братоубийственной гражданской войне», а в самой настоящей иностранной интервенции, такой же, как в нынешних Ливии и Сирии, Чечне и Афганистане. Не вина большевиков, быстро и бескровно взявших власть по всей стране, что они не смогли сразу заняться мирным строительством. Да и с кем в тот момент было воевать, если власть и все государственные институты были разложены и уничтожены духовными предтечами нынешних либералов после февральского переворота 1917 года. Даже царя свергли ещё до прихода большевиков к власти.
Не вина большевиков, что Запад, самым бесцеремонным образом вмешавшийся в сугубо внутренний на тот момент конфликт в России, помог разрозненным отрядам Юденича, Деникина, Колчака, Врангеля и прочих сформировать настоящий фронт и вести войну, стоившую России миллионов жизней и огромного количества материальных ресурсов. Так что если кто-то брал в руки оружие, особенно иностранное и в интересах иностранных держав, то стоило ли ему обижаться, что легитимные власти страны поступили с ним адекватным образом? Не говоря уже о том, что когда силы, дважды сделавшие ставку на Запад и интервенцию – в 1917-м и в 1991–1993 годах, упрекают большевиков в «сотрудничестве» с иностранцами – это просто смешно.
Думаю, я ни в коем случае не принадлежу к тем, кого наши противники называют «лучшими людьми страны». В моём роду нет ни дворян, ни купцов, а только представители бедных и беднейших слоёв общества. Нет и так называемых «репрессированных». И я на примере своей большой и многонациональной семьи вижу, как Великая Октябрьская Социалистическая Революция дала нам, людям из народа, возможность реализовать свой потенциал. Дети рабочих и крестьян смогли стать академиками и самыми высокими руководителями. Народ раскрылся, показал всю свою силу, и страна просто рванула вперёд!
Очевидно, что как сторонники, так и противники большевиков увидели и признали, что альтернатива всей предыдущей эксплуататорской, капиталистической истории возможна, и она жизнеспособна – да ещё как! Так жизнеспособна, как никто, нигде и никогда! Ни одна страна во всей истории не выдерживала таких испытаний, ни одна страна не развивалась так быстро, ни одна страна так быстро не восстанавливалась после войны.
Великая Октябрьская Социалистическая Революция вызвала бурю восхищения во всём мире, и не только в рабочем классе, но и в интеллигенции, сильно отличавшейся от того, что определяют этим словом сегодня. Лениным восхищались самые выдающиеся мыслители, он завораживал своей энергией. Большевики нашли нужные для народа слова. «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос» – думаю, Александр Блок выразил настроение творческих людей тех лет, описывая, как Иисус Христос идёт впереди патрульного отряда красноармейцев. То, что большевики были партией мессианского типа, намеревавшейся изменить весь мир, подчёркивали многие выдающиеся мыслители. И это мессианство было необычайно близко духу русского народа, о чём блестяще написал Николай Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма».
Одним из первых декретов большевиков была отменена смертная казнь. Она была введена только после злодейского убийства одного из самых ярых противников смертной казни – М.С.Урицкого. Но, как говорил Ленин, всякая Революция только тогда чего-то стоит, когда она умеет защищаться.
Человек единственный из всех живущих на Земле существ знает, что смертен. Коммунистическое учение иногда называют новой религией, как будто это для нас обидное слово. Да, некоторые религиозные элементы в нём есть, а что тут плохого? Все религии мира обещают человеку жизнь вечную после смерти, особенно если в течение жизни земной он честно и безотказно трудился на богатого дядю. Великая Октябрьская Социалистическая Революция не только обещала, но и дала человеку жизнь вечную – в участии в общем деле, в построении будущего, счастливого и светлого, в котором навсегда останется частица труда каждого. «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей Республики» – некоторые современные люди могут даже не понять, чему так радуется бессеребренник Маяковский.
Каждое действие нашей Великой Революции, каждое её движение было открытием во всех сферах жизни человечества. Оказывается, можно жить не только для себя, но и для других, строить вместе со всеми будущее и будет это гораздо более увлекательным и интересным, чем делать бизнес и набивать карманы за счёт созданной чужим трудом прибавочной стоимости.
К сожалению, Советский социализм не смог до конца раскрыть свой мирный потенциал, потому что за всю его историю не было ни единого спокойного года, когда нам не приходилось был обороняться от той или иной западной агрессии. А потенциал социалистической системы был огромен. Можно даже сейчас сравнить стартовые условия СССР и США в начале века. Или уже в 21-м веке сравнить Китай и Индию. А с недавних пор – Китай и США. Очевидно, что Советская система могла быть прекрасно и бескровно реформирована, если бы в нужный момент у власти оказались любящие Родину патриоты, а не предатели. Увы, система, дававшая потрясающие результаты в войне и мирном строительстве, оказалась неэффективной против подлости, измены и предательства.
Обычно политики, те, кто лишил страну будущего, чтобы оправдать плачевные результаты своего правления, говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Но давайте просто представим, что было бы, если бы СССР был сейчас жив не только в наших сердцах.
И давайте поздравим друг друга с нашим любимым и действительно светлым праздником – с Днём Великой Октябрьской Социалистической Революции!