Дмитрий Аграновский
2014-11-25 01:03 (обновление: 2014-11-25 09:12).
В Советском Союзе научная фантастика была по праву любима самыми разными слоями зрителей – от интеллигенции, строившей самолёты и рассчитывавшей траектории спутников, до школьников, обожавших космические приключения. Преимущество фантастики было в том, что она была не связана рамками реальности, не ограничена временем, пространством, законами физики, а только лишь фантазией автора и бюджетами, если говорить о кинематографе.
![]() |
![]() |
Аграновский Дмитрий Владимирович |
И с тем, и с другим в СССР всё было в порядке – многие книги советских фантастов стали классикой, а кинопроизводство в СССР было весьма затратным, и уж если сценарий утверждался худсоветом, то денег на его воплощение не жалели. Поэтому фильмы, которые я помню с детства, были выполнены на уровне лучших мировых образцов и с точки зрения игры актёров, и с точки зрения спецэффектов – куда же в фантастике без того? Потрясающий фильм «Через тернии к звёздам», очень страшный «Петля Ориона» и даже фильмы нелюбимого мною Тарковского «Сталкер» и «Солярис» дали бы фору любой западной фантастике тех лет.
Во времена противостояния и соревнования двух держав, в том числе и в технических достижениях, когда научная мысль ценилась во всём мире, научная фантастика была одним из самых востребованных жанров в кино и литературе. Советская фантастика принципиально отличалась от западной не только тем, что в ней приключения духа были также важны, как и приключения тела, но и, прежде всего, образом будущего.
В западной фантастике всегда страх перед будущим, пришельцами и вообще чем-то высокоразвитым, а значит и более сильным, был на первом месте. Будущее для них – то же настоящее, только ещё хуже, где людей угнетает не только капитал, но и машины, а пришельцы почти всегда монстры, явившиеся истребить или колонизировать людей. Лучше всего это выражено в словах министра обороны США из фильма «День когда остановилась Земля»: «Более развитые цивилизации всегда уничтожают менее развитые. Так мы поступили с индейцами, когда завоёвывали Америку». Справедливости ради, надо сказать, что, наблюдая последние 23 года вокруг нас капиталистическую действительность, поневоле начинаешь понимать, что при такой системе ничего хорошего нас в будущем не ждёт.
В Советской фантастике основной посыл был гуманистическим и прогрессивным и, на мой взгляд, на самом деле, гораздо более реалистичным – мы исходили из того, что человечество развивается от худшего к лучшему и наша страна этому доказательство. Страх перед пришельцами в Советской фантастике отсутствовал напрочь, потому что было очевидно, что если какие-то существа овладели технологиями межзвёздных перелётов и при этом умудрились не истребить себя в какой-нибудь очередной войне, то и духовно они настолько развиты, что никогда не позволят не то что злого, но даже сколько-нибудь бестактного обращения с младшими братьями по разуму.
После убийства СССР и прекращения соревнования, мировые экраны были просто затоплены потоком псевдофантастической мистики и мракобесия. Советский кинематограф, увы, исчез вместе с нашей страной и всё заполонивший Голливуд остался в одиночестве.
Однако, когда прошло довольно много времени, всё большему числу творческих людей в мире становится ясно, что капиталистическая система – это тупик. Всё больше стало появляться откровенно левых, в том числе и фантастических фильмов, с огромным бюджетом и актёрами первой величины, которые, я уверен, были бы без проблем закуплены для проката в СССР. Это «Матрица», «Аватар», «Элизиум» и многие другие.
Вышедший на экраны новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» (с английского – «межзвёздный») был самой ожидаемой премьерой 2014 года – Нолан известен масштабными фантастическими проектами с социальным подтекстом. Бюджет в 200 миллионов долларов означал, что техническая часть фильма будет выполнена на самом высоком уровне.
«Интерстеллар» нельзя назвать просто левым, но он продолжает лучшие прерванные традиции мировой именно научной, космической и гуманистической фантастики, вслед за вышедшей в прошлом году «Гравитацией», где наряду с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни в главной роли наш космический корабль «Союз». В нынешнем торгашеском мире почти нет места романтике, подвигу, самопожертвованию, но в фильме всё это есть.
Земля, доведённая рыночной экономикой до почти полной экологической катастрофы, уже не может обеспечить пропитание всему человечеству. Однако, вместо того, чтобы направить свои усилия на науку и экономию, люди пытаются потребить последние ресурсы, не думая о завтрашнем дне. Пшеница и рожь уже умерли в результате мутировавших заболеваний, люди выращивают кукурузу, но и с ней перспективы ужасные. Бывший лётчик Джон Купер (Мэтью МакКонахи) мечтал стать космонавтом, но от космических полётов человечество тоже отказалось – слишком дорого и не даёт сиюминутной выгоды.
«Человечество всегда смотрело на звёзды, а теперь мы не хотим видеть ничего, кроме грязи у нас под ногами» – эта фраза Купера, на мой взгляд, является вообще ключевой, определяющей весь смысл фильма.
В такой ситуации полуофициальная структура, оставшаяся от развалившегося НАСА решается на отчаянный шаг – около Сатурна обнаружен гиперпространственный переход, через который человечество может переселиться в далёкие, пригодные для жизни миры. Купера просят возглавить экспедицию, но для этого он должен оставить семью – сына и любимую дочь, подающую большие надежды в науке. Более того, время в «чёрной дыре» течёт не так, как на Земле, и увидеть дочь и сына когда-то снова надежды мало.
Однако, выхода и альтернативы нет, и Купер соглашается возглавить экспедицию. Дальше идёт то, что надо просто смотреть – полномасштабные космические приключения в самом лучшем смысле слова, потрясающие спецэффекты, настоящая космическая одиссея, в которой есть и подвиг, и смелость, и самопожертвование, и трусость, и предательство…
Кристоферу Нолану не откажешь в умении так завернуть сюжет, что понять некоторые моменты без специального образования просто трудно. В конце концов, через пространственно-временной туннель Купер передаёт своей дочери, к тому времени уже давно взрослой и известной учёной, информацию о том, как спасти человечество. В конце фильма выясняется, что гиперпространственный переход построили сами же люди – только из будущего, овладевшие пространством и временем.
Купер даже смог вернуться на Землю, для него прошло всего несколько дней, но на Земле прошли долгие годы, и его дочь, уже глубоко пожилой человек, умирает у него на руках. Информация, переданная Купером через неё, помогла спасти человечество, но для этого ему и его дочери пришлось пожертвовать всем, что они любили. Несмотря на зрелищность фильма, его совсем нельзя назвать весёлым и после просмотра остаётся тяжёлое впечатление.
Главная идея фильма – если человечество так и не будет видеть ничего, кроме грязи под ногами, оно обречено. Именно высокое во всех смыслах – подвиг, самопожертвование, стремление через любые тернии к звёздам, сделало нас людьми.
Именно это и позволяет нам ими оставаться.