Известия
2015-06-29 04:12.
Депутаты от КПРФ возмущены публичными высказываниями галериста в украинском интернет-журнале.
Депутатов Госдумы – зампредседателя ЦК КПРФ Валерия Рашкина и секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова – возмутила публикация известного российского галериста Марата Гельмана в украинском журнале «Новое время», в которой арт-менеджер говорит о необходимости «успешного дворцового переворота» в России. Народные избранники подготовили запросы (есть в распоряжении «Известий») генеральному прокурору Юрию Чайке и директору ФСБ Александру Бортникову с просьбой провести проверку этой публикации на предмет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ч.2 ст. 280 УК РФ). Если вина Гельмана будет доказана, то ему могут грозить обязательные работы до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определённые должности в следующие три года, либо тюремный срок до пяти лет также с лишением права занимать определённые должности.
Зампредседатель ЦК КПРФ Валерий Рашкин считает, что Марат Гельман ненавидит русский народ, который не приемлет его деятельность, поэтому призывает к госперевороту.
– Он и представить не мог, что народ в России всё ещё способен защищать свои ценности, историю и культуру. Когда он устраивал выставки типа «Родина» или ICONS, выставляя, например, апостолов как людей с синдромом дауна или как вторсырьё, он надеялся не только банально заработать денег и привлечь к себе внимание. Господин Гельман хотел насладиться глумлением над русским народом, у которого, как он был уверен, за последние десятилетия был сломан хребет. Не получилось. Мы срывали его выставки в 2012 году в Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Коммунисты, казаки, православные и патриоты монолитом стали на защиту России от постмодернистской мерзости. Поэтому Гельман в ярости, он негодует, что Россия ещё жива, и призывает всю русофобскую публику, по сути, к госперевороту в надежде поставить точку в русской истории, – заявил коммунист.
Публикация Гельмана появилась на украинском ресурсе (основатель – издательский дом «Медиа-ДК») 21 июня под заголовком «Ещё один шаг России в ад». В своём обращении депутаты отмечают, что Гельман (или иное лицо, которое публикуется от его имени) утверждает, что его «коллегам, занимающимся современным искусством, грозит реальная опасность. Холодная война обычно идёт на фоне беспощадной войны с инакомыслием внутри страны». Они обеспокоены тем, что автор утверждает, что «новый европейский тренд не «сносить Путина», а «пусть они разрушат свою экономику, развалят страну, иначе нет гарантий, что через несколько десятков лет не появится новый Путин». Депутаты отмечают, что Гельман в статье приходит к выводу, что «единственный крохотный шанс – успешный дворцовый переворот», и задаёт вопрос: «Есть ли, кому устраивать переворот?».
В разговоре с «Известиями» первый зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Валентин Шурчанов поддержал намерение коллег, отметив, что Гельману должно быть стыдно за то, что «хулит свою страну».
– Надо действительно проверить такой материал российского гражданина Марата Гельмана на экстремизм и, если профильные структуры найдут признаки вины, то наказать его. Потому что нечего хулить свою страну. В конечном итоге надо этому положить конец, потому что иначе мы Россию не сохраним и ничего суверенного не будет. Уже «клюнули», когда пришёл Михаил Горбачёв и стал говорить о новом мышлении, общечеловеческих ценностях, а на самом деле оказалось, это неоколониальная политика в период информационных технологий, – пояснил он.
Рашкин и Обухов напоминают, что у галериста действительно взаимоотношения с российской властью за последнее время изменились. В разговоре с «Известиями» они пояснили, что «галерист и арт-менеджер», как отмечено в профиле на сайте украинского журнала «Новое Время», долгое время занимался созданием в России «музеев современного искусства» и иными творческими, если можно так выразиться, проектами, финансируемыми во многом из бюджетов различного уровня.
В 2011 году Гельман устроил в пермском краевом государственном автономном учреждении «Музей современного искусства» (ПЕРММ), создание которого он инициировал и директором которого являлся, выставку «Родина». Согласно данным открытых источников, на выставке были представлены такие работы, как обезьяна, одетая в военную форму с орденами ВОВ, банки с клизмами, символизирующие храмы с куполами, карта России из половых тряпок, православные кресты из колбасы и другие.
При этом, согласно отчётам учреждения, музею в 2013 были выделены из бюджета субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, а также иные цели в размере более 54 млн. и 3 млн. рублей соответственно.
Более того, за 9 млн. рублей Гельманом была изготовлена 12-метровая объёмная буква «П» на въезде в Пермь. «Арт-объект» «Сфера» обошёлся в 5 млн. рублей. Троица человечков с мусорными бачками, так называемых «трэшменов», обошлась бюджету по 102 тыс. рублей за штуку. Примерно столько же было потрачено на каждого из деревянных «красных человечков», установленных на газоне перед зданием краевой администрации. Высокохудожественная «Стена», на деле представляющая собой решётчатый забор из клеёного бруса, обошлась краевому бюджету в 35 млн. рублей.
Но самым дорогостоящим проектом – 230 млн. рублей – оказался фестиваль «Белые ночи», финансирование которого, по заключению ФАС, производилось с нарушениями законодательства.
В итоге выставки Гельмана под давлением общественности были закрыты, сам он в 2013 году был со скандалом уволен с поста директора пермского музея современного искусства, со временем прекратилось бюджетное финансирование и из иных источников. Именно это коммунисты и называют главной причиной его нелицеприятных высказываний о России.
Политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что независимо от того, является ли человек гражданином России или нет, – призывы к государственному перевороту должны расцениваться как преступление, по которому должно быть открыто уголовное дело.
– Марат Гельман прежде всего бизнесмен. Бизнесмен в области так называемого «социального акционизма». Он вышел из направления современного искусства, которое занимается политической и социальной провокацией. Таким образом он зарабатывает деньги. Поскольку сейчас в России возможности зарабатывать деньги с помощью политической провокаций у Гельмана нет, бюджеты у него упали. Он и обратил внимание на другие места, где эти бюджеты есть. Я говорю не об украинских деньгах, а о западных, которые связаны с Украиной. Поэтому он и начал рекламную кампанию там с целью привлечения новых заказчиков. Но при этом перешёл в своих статьях черту уголовного кодекса, – высказал своё мнение политолог.