Меню Закрыть

Из доклада заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина

В.И. Кашин
2015-10-30 01:36.

27 октября 2015 года в г. Москве состоялось заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности под председательством Президента РФ В.В. Путина, на котором обсуждались вопросы стратегии и перспективы развития топливно-энергетического комплекса РФ в рамках текущих и прогнозируемых условий, а также совершенствование системы финансовых расчётов при экспорте топливно-энергетических ресурсов. Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашин принял участие и выступил на заседании Комиссии.

 

 

 

Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель
Председателя
ЦК КПРФ

В своём выступлении В.И.Кашин озвучил роль нефтегазового комплекса в обеспечении экономической и экологической безопасности страны, отразил проблемы, стоящие перед топливно-энергетическим комплексом в текущих условиях и пути их решения.

В.И.Кашин осветил проблему дефицита квалифицированных кадров в отрасли, отметив сокращающееся количество профессиональных образовательных организаций с 4166 в 1995 году до 1217 в 2013 году, а выпускников, соответственно, с 2 млн. человек до 774 тыс. человек. Выказал обеспокоенность недостатком работающих в отрасли специалистов с высшим образованием и качеством инженерного корпуса выпускников ВУЗов.






В своём выступлении В.И.Кашин обратил внимание, что на государственном уровне недостаточно внимания уделяется геологоразведке. В текущем году произошло снижение бюджетного финансирования на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 4,5 млрд. руб., Геологоразведка выполняется за счёт бюджета только примерно на 0,5% от расходной части федерального бюджета, остальное – за счёт недропользователей. При этом, в связи с падением мировых цен на сырьё снижается интерес недропользователей к проведению геологоразведочных работ на участках недр (расходы недропользователей в 2014 году составили, 279 459,7 млн. рублей или 76,5 % от запланированного уровня). Разведочное бурение за 2014 год составило 994 тыс.м., за 2015 год составит 790 тыс.м. ( -20,5% по сравнению с 2014 годом). Отмечено, что предшествующий рост государственных и частных инвестиций в отрасль привёл к открытию в России в последние шесть лет более 290 месторождений углеводородного сырья, в том числе крупных месторождений, как нефти, так и газа, при этом всего за два года реализации госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» только от разовых платежей бюджет получил уже около 250 млрд. рублей доходов.

Особое внимание В.И.Кашиным было уделено экологической безопасности в топливно-энергетическом комплексе. Так как топливно-энергетический сектор является безусловным «лидером» по объёму нанесённого окружающей среде ущерба среди отраслей народного хозяйства на него приходится около 70% всех выбросов по стране. Предприятия отрасли являются основными источниками загрязнения атмосферного воздуха углеводородами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидами азота и поверхностных вод – нефтепродуктами, сульфатами, хлоридами, соединениями азота, фенолом и другими вредными веществами.

Ежегодно происходит около 20 тыс. случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием её в водоёмы, гибелью людей, большими материальными потерями. При этом, по экспертным оценкам, экологический ущерб, наносимый от разливов нефти и нефтепродуктов уже приближается к объёмам прибыли, получаемой от реализации добытой нефти и нефтепродуктов. От аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ущерб водным объектам и почвам только за 1-е полугодие 2014 г. оценивается в 6 млрд. руб. Если факт аварии не выявляется вовремя, а нефтяное пятно перемещается с места происшествия (по водному объекту), то через 12 дня уже невозможно идентифицировать принадлежность его к тому или иному опасному производству, и затраты по ликвидации последствий аварии переносятся на бюджет государства.

В среднем по стране трубопроводы, разъеденные коррозией, ежегодно являются причиной утечки 810% добытой нефти (от 20 до 50 млн. тонн, в зависимости от годового объёма добычи). Только на месторождениях Западной Сибири эксплуатируется свыше 100 тыс. км промысловых трубопроводов, из которых 30% имеют 30-летний срок службы. Не в достаточном объёме проводятся работы по обследованию состояния внешней и внутренней коррозии (57% аварий происходит из-за эксплуатационной коррозии). Средний срок эксплуатации нефтебаз и складов нефтепродуктов 30 лет и более. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов построены с начала 40-х по 60-е годы. Степень износа основных производственных фондов в химии – около 75%, электроэнергетике – 70%, НПЗ – около 50%, трубопроводный транспорт – около 25%.

В то же время в модернизацию предприятий ТЭК не вкладывают соответствующие средства. Инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих производств нефтяными компаниями по факту составили за 2014 год 289,6 млрд.руб. (по плану 823,1 млрд.руб) , за 2015 год – 214 млрд.руб.

В.И.Кашин отметил, что значительным этапом в развитии природоохранного законодательства явились существенные преобразования, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный Закон стал отправным пунктом в кардинальном реформировании не только законодательной базы в области охраны окружающей среды, но и всего механизма государственного управления в области охраны окружающей среды. Соответствующие изменения рассчитаны на планомерное вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс реализации природоохранной политики России в целом посредством установления, с одной стороны, новых требований, ужесточения правовых режимов, повышения коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду, с другой стороны, определения мер и направлений государственной поддержки (не только де-юре, но и де-факто) хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

В.И.Кашин обратил вниманиена то, что нет должного контроля над рациональным использованием недр. Например, на каждом месторождении устанавливается величина коэффициента извлечения нефти (КИН). Если КИН, скажем, равен 0,4, то это значит, что 40% нефти можно забрать, а 60% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие технологии. Работать в этом направлении компании не очень хотят, потому что это чревато дополнительными затратами. В итоге в последние годы в России резко падает коэффициент нефтеизвлечения. При этом в США тоже усложняются горно-геологические условия, однако там КИН растёт сейчас около 40 %. При этом надо понимать, что выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части России она достигает порядка 70%, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи. Поэтому проблема повышения значения КИН с каждым годом только возрастает. Сейчас КИН, как правило, не превышает 0,20,3. Значит, более70 % нефти остаётся. И никого это особо не тревожит.






К примеру, повышение коэффициента извлечения нефти всего на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно 1,3 млрд. тонн увеличения запасов нефти.

Кроме того, необходимо повышение уровня локализации технологий и оборудования, в которых нуждаются российские компании.

В.И.Кашин обратил внимание участников заседания на усиление роли рубля в расчётах за продукцию нефтегазового комплекса и прекращением практики использования иностранной валюты в расчётах между предприятиями ТЭКа, а также на реформу налогообложения в нефтяной сфере.

Отмечено, что при снижении цены на нефть происходит снижение фискальной нагрузки, так при 70 долларах США за баррель экспортная пошлина составляет 32,7 % от выручки, НДПИ составляет 31, 6 % от выручки, при 40 долларах США за баррель, соответственно экспортная пошлина 25,8 % от выручки, НДПИ 25,1 % от выручки. При этом следует отметить, что с 5 до 27% увеличилась доля льготируемой нефти в добыче с 2007 по 2014 год.

В.И.Кашин уточнил, что бюджет при падении цены теряет больше, чем нефтяники; они меньше всех отраслей пострадали.

При цене нефти $50 за баррель под угрозой оказывается значительная часть новых проектов по добыче нефти и газа в Арктике, Восточной Сибири и трудноизвлекаемых запасов, которые становятся нерентабельными. А значит, компенсация выпадающих объёмов добычи под вопросом. Естественный путь в этой ситуации, это повышение эффективности добычи на уже действующих месторождениях.

Состояние нефтяной ресурсной базы позволяет поддерживать текущий уровень добычи (примерно 525 млн. т) и увеличить его при хорошей конъюнктуре, а газовой – существенно нарастить её. При этом поддержание добычи возможно только при растущей доле применения высоких технологий.






В заключении В.И.Кашиным было отмечено, что ситуация в нефтедобывающей отрасли не простая. Правительству необходимо серьёзно заняться реформированием важнейшей отрасли, наведением порядка в её структуре, обновлением законодательной базы, серьёзно пересмотреть отношение к проблемам геологоразведки. Гарантировать постоянное восполнение минерально-сырьевой базы страны можно только через модернизацию основных фондов, финансирование научных разработок и внедрение наилучших, инновационных технологий.

Поделиться: