И.И. Никитчук
2015-04-22 00:29.
Представляем вашему вниманию Статью Председателя ЦС РУСО, первого заместителя Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, д.т.н.
Никитчук Иван Игнатьевич |
Урок 1. О СОБСТВЕННОСТИ
Встречаясь с избирателями и даже с партийным активом на местах, часто можно услышать в высказываниях товарищей путаницу в понимании центрального вопроса марксизма о собственности –частной и личной. Причин тому много – начиная от затушёвывания этого вопроса современными буржуазными СМИ и до наших упущений в подготовке партийных кадров. Чёткое ориентирование в проблеме собственности – это важнейший инструмент в понимании главной цели коммунистов, достижении победы социализма. Именно это обстоятельство и сподвигло на написание этой заметки в помощь молодым коммунистам.
Прежде всего, надо уяснить, что частная собственность и личная собственность – совершенно разные понятия. И дело вовсе не в размерах собственности, а в том, как она используется собственником. Например, автор какого-нибудь выдающегося изобретения или открытия может получить гонорар или вознаграждение, которое позволит ему приобрести роскошную виллу, открыть крупный банковский счёт, позволяющие ему безбедное существование. Но это будет не частная, а личная собственность.
Владелец личной собственности не присваивает себе результаты чужого труда или их часть. Он владеет только той собственностью, которая получена им за счёт его личного труда.
С другой стороны, например, хозяин небольшого ресторана может иметь доход намного меньше, чем, скажем, писатель или художник, но этот доход состоит из двух частей – из трудовых усилий владельца по обеспечению работы ресторана и присвоенной доли труда его наёмных рабочих. Присвоенной на том основании, что ресторан принадлежит хозяину на правах частной собственности.
Таким образом, владелец частной собственности, в отличие от владельца личной собственности, не только имеет возможность присвоить себе часть результатов чужого труда, но и постоянно присваивает себе эти результаты на основании «священного права частной собственности».
Владелец частной собственности может даже не управлять этой собственностью, перепоручив управленческую функцию так называемым менеджерам, т.е. может вообще не работать, но будет получать доход с неё, превращаясь, таким образом, в праздного паразита.
Ещё одна тонкость. Роскошный дворец миллиардера не является для него частной собственностью. Обладая им, он не использует его для присвоения чужого труда. Для этого он владеет фабриками, заводами, рудниками и т.д. Для частного собственника его дворец, хотя и не является частной собственностью, в то же время, он не является и личной собственностью, потому что приобретён на средства, полученные за счёт частной собственности, т.е. в результате присвоения чужого труда. Следуя выражению известного философа и социолога Прудона, такая собственность является просто кражей, имея в виду кражу части чужого труда.
Таким образом, личная собственность – это овеществлённый результат личного труда её владельца. Частная собственность – это овеществлённый результат присвоения чужого труда владельцем частной собственности.
Впервые этот вопрос чётко и полно прояснили Маркс и Энгельс. Они высветили главное противоречие капитализма – противоречие между трудом и капиталом, которое заключалось в несправедливом присвоении результатов труда рабочих частнособственническим меньшинством. Особенно чётко это противоречие и несправедливость стали ясными после разработки Марксом и Энгельсом теории перехода от частнособственнического к коммунистическому обществу, где все права на производительные силы и на производимый при их посредстве общественный продукт принадлежат не группе частных собственников, а всему обществу. Именно это и произошло в России с победой Великой Октябрьской социалистической революции.
Урок 2. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
На встречах с избирателями, рабочими челябинских металлургических и машиностроительных предприятий, часто звучит вопрос о том, почему не сработал великий лозунг Маркса: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!?
Ответ на этот вопрос будет полезен не только для рабочего класса, но и для молодых коммунистов, кто намеревается посвятить свою жизнь борьбе за обновлённый социализм.
Дело в том, что Маркса читали не только пролетарии, но и капиталисты, и для них не было ничего страшнее этого лозунга. Более того, давайте вспомним заключительные строчки «Манифеста Коммунистической партии»: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетарии ничего в ней не теряют, кроме собственных цепей. Приобретут же они весь мир».
Могли ли буржуи, прочитав эти слова, несущие конец их господству, оставаться в бездействии? Конечно, нет!
Маркс учил, что сила рабочих в их объединении. Прочтя Маркса, капиталисты сообразили, что отныне их сила, с одной стороны, – в разъединении рабочих, а с другой – в тесном объединении самих капиталистов. Они это и сделали. И, похоже, сделали это лучше, чем рабочие.
Капиталисты различных государств, порой, вступали в смертельную схватку между собой за рынки сбыта и влияние в том или ином регионе. Но, со времён Маркса и по настоящее время, в деле разъединения трудящихся они действуют сообща, дружно и согласованно.
Для буржуазии стали смертельно опасными политические требования рабочих о передаче власти в их руки. Поэтому вопросом жизни и смерти для буржуев стал вопрос о переводе политических требований пролетариев в экономические (о заработной плате, условиях труда, отпуске и др.) с одновременным вбиванием клиньев в рабочее движение. Для этого была создана «рабочая аристократия», которой выплачивалась повышенная заработная плата, институт штрейкбрехеров, в рабочую среду внедрялись «засланные казачки» капиталистов, вносившие смуту и разброд в рабочее движение. Вспомним хотя бы Второй Интернационал Бернштейна, Каутского и других ренегатов марксизма, которые оказались главными политическими штрейкбрехерами в рабочей среде.
И буржуи в разобщении рабочего класса по имущественному положению, по национальной принадлежности и т.д. во многом преуспели. Когда мировой капитал развязал Первую мировую войну за передел мира, вооружённые этим капиталом рабочие не повернули штыки против буржуев, а начали миллионами уничтожать друг друга. И только Ленин в России выдвинули лозунг: «Война войне!» и предложил войну империалистическую превратить в войну классовую, в войну за власть трудового народа. И только пролетариат России пошёл до конца и сумел свергнуть власть капиталистов и помещиков.
Война унесла жизни миллионов рабочих и крестьян ради того, чтобы богатые стали ещё богаче.
Вторая мировая война снова унесла жизни десятков миллионов рабочих и крестьян и обогатила триллионами долларов капиталистов – торговцев смертью. В наши дни империализм снова для своего спасения и обогащения пытается развязать новый мировой пожар, устраивая кровавую бойню в различных уголках мира – Югославия, Ирак, Сирия, Ливия, теперь Украина.
Сегодня все больные проблемы человечества – деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, терроризм, голодная смерть миллионов, преступность, наркомания, разрушение нравственности, межнациональные конфликты и т.д. – всё это стало возможным по одной очень существенной причине. Трудящимся планеты не хватило решимости и организованности расстаться с мировым капитализмом. Более того, трудящиеся допустили разрушение первого в мире государства рабочих и крестьян – СССР.
Миром сегодня правит живой труп капитализма. Его давно ждут на свалке истории. Осознав свою роль и место в освобождении человечества от власти капитала и спасения земной цивилизации от гибели, пролетариат обязан объединиться. В единстве его сила и залог будущей победы в борьбе с отжившим капитализмом. Вот почему лозунг Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сегодня становится ещё более актуальным, и он обязательно будет реализован.
Урок 3. ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН СОЦИАЛИЗМА
Любому коммунисту необходимо чётко представлять и знать, в чём суть Основного экономического закона социализма и в чём его отличие от основного экономического закона капитализма. Наиболее полно этот вопрос освещён в последней работе И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».
В этой работе, которую обязан с карандашом в руке изучить каждый коммунист, Сталин сделал несколько важнейших философских открытий. Одно из них заключается в том, что законы политической экономии, «в отличие от законов естествознания, недолговечны», что они «действуют в течение определённого исторического периода, после чего… уступают место новым законам». Но пока они действуют, ими нельзя пренебречь, обойти или отменить, как это можно сделать с юридическими законами, предупреждал Сталин.
В той же работе Сталин даёт точные формулировки как основного экономического закона капитализма, так и основного экономического закона социализма:
«Главные черты и требования основного закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли.
Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
Как видим, разница между капитализмом и социализмом неизмеримая, настоящая пропасть. Если при капитализме всё работает на увеличение прибыли эксплуататоров, то при социализме главная цель – удовлетворение растущих материальных и, что ещё более важно, культурных потребностей общества.
При этом Сталин верно отметил, что критерий эффективности социалистической экономики является не прибыль, а снижение себестоимости производимой продукции. Снижение себестоимости немыслимо без внедрения новой техники, без снижения энергоёмкости, трудоёмкости на единицу продукции, без внедрения передовых технологий.
Но если снизить себестоимость продукции, то можно снизить и розничную цену, если цель производства не получение прибыли, а удовлетворение потребностей человека, увеличение возможностей трудящихся по приобретению продуктов производства. И тогда, даже при неизменной оплате труда, труженик сможет покупать больше и чаще. Вот откуда те снижения розничных цен даже после разрушительной войны пока был жив Сталин! После его смерти не было ни одного снижения цен, только рост, особенно в постсоветское время. Причём, в соответствии с основным законом социализма, человек новой эпохи, по мнению Сталина, будет испытывать потребность в удовлетворении не столько материальных, сколько духовных запросов, что позволит сформировать всесторонне развитого строителя социализма и коммунизма.
Что будет с человеком, если он, пренебрегая физическими законами, например, законом тяготения, прыгнет в пропасть? Понятно – случится трагедия. Экономические законы, если ими пренебречь, неизбежно отомстят нарушителям так же жестоко, как и законы природы.
Основным экономическим законом социализма начали пренебрегать в СССР, начиная с 1965 года, когда на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС была принята экономическая реформа, известная под именем Косыгина. Было принято решение «по улучшению использования таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит». От этого решения повеяло капитализмом. В тело социализма начали внедрять инородное тело, закладывая тенденцию гибели социализма. Делая прибыль, а не всесторонне развитого человека основной целью экономической деятельности в СССР, инициаторы реформы 1965 года проигнорировали основной экономический закон социализма.
Реформа Косыгина с неумолимостью законов природы закладывала основы уничтожения социализма как экономического явления, а также предопределила будущее уничтожение в советском человеке сознательного строителя социализма. Что со временем и произошло, завершившись уничтожением Советской власти и Советского государства – СССР.
Урок 4. БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ?
Думаю, что каждому коммунисту хорошо известно выражение из марксисткой теории: «Бытие определяет сознание». Эту истину многие коммунисты-марксисты и сегодня считают основополагающей и непреложной. Но подлинный марксизм может рассматриваться только как вечно живое и постоянно совершенствуемое течение человеческой мысли. В этом смысле нет более точного выражения марксисткой методологии, чем тезис: «Марксизм – не догма, а руководство к действию».
В данном случае речь не идёт о какой-либо ревизии марксизма. Предпринимается лишь попытка разобраться в полноте высказанной истины.
В 2008 году в Москве была издана мизерным тиражом брошюра одного из наиболее глубоких современных марксистов Ричарда Косолапова под названием «Неспокойные этюды», одна из глав которой так и названа: «Главная недоработка марксистов». Ряд идей, в ней высказанных, создаёт базу для своего рода системного завершения марксизма, как всеобъемлющей философской и социальной теории, верно объясняющей ход мировой истории в прошлом и верно указывающей на только два возможных варианта её будущего развития – деградационный – в рамках реального мирового капитализма и творческий – в рамках возможного мирового социализма.
В частности в этой брошюре автор пишет: «До сих пор не выполнена кардинальная задача, поставленная перед философией Энгельсом ещё в 70-х годах XIX века и подтверждённая Лениным в начале XX-го. Эта задача – придание материализму новой формы, формы не пассивно-созерцательной, а активно-творческой, в точном соответствии с подвижками в естественно-исторической и социально-экономической областях. Ленин положил начало её решению, … он дал понять, что первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию незыблема лишь в плане происхождения, однако диалектически подвижна в плане их взаимодействия…»
Необходимо заметить, к этой проблеме вплотную подошёл и Сталин в своей последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Здесь он уже фактически исходил из того, что с определённого момента общественного развития формула «Бытие определяет сознание» не в полной мере ему соответствует. Эта формула верна только в том смысле, что материя является незыблемо первичным элементом мироздания, а сознание – свойство живой материи – является лишь продуктом развития материи из неживой в живую. С определённого этапа общественного развития и после появления в обществе неких новых факторов (например, появление марксизма) общественное сознание способно стать по отношению к бытию приоритетным и определять ход общественного бытия!
Иными словами, Сталин в каком-то смысле интуитивно осознавал, что в современном мире перспективное общественное бытие определяется прежде всего уровнем и характером того общественного сознания, которое реально главенствует в обществе. Если главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание, развивается и укрепляется также материальная база социализма, развиваются производительные силы общества. Если главенствует потребительское сознание, то в обществе сохраняются капиталистические отношения, и по-прежнему существует живой мертвец капитализма.
Действительно, бытие самой Вселенной, бытие во Вселенной неживой материальной планеты Земля – первично. Уже после возникновения Земли на ней появилась – тем или иным образом, но тоже как объект материального мира – живая материя с рефлекторным сознанием. На определённом этапе развития возникает человек. Его развитие даёт высший тип сознания – активное человеческое сознание, способное инициировать всё более масштабные и усложняющиеся действия по сознательному, целенаправленному преобразованию материального мира.
Общество продолжает развиваться, накапливаются новые знания, возникают новые представления об окружающем мире, и в середине XIX века появляется действительно научная – материалистическая теория развития общества. С этого момента начинается борьба двух основных типов общественного сознания – традиционного, идеалистического, частнособственнического, капиталистического, и нового – марксистского, материалистического, коммунистического. В мир брошен лозунг не объяснения мира, а его преобразования с заменой права частной собственности для немногих на всеобщее право всех членов общества на общественные производительные силы общества и на производимый совокупный общественный продукт. Именно с этого момента общественное сознание – вторичное по отношению к материи в плане возникновения сознания, становится уже первичным по отношению к будущему общественному бытию, если рассматривать взаимоотношения этого будущего общественного бытия и общественного сознания в конкретных параметрах места и времени, то есть в условиях воздействия на массы трудящихся, как нового коммунистического сознания, так и старого капиталистического сознания при всё более обостряющейся борьбе этих двух сознаний.
К сожалению, люди, и, в первую очередь, в Советском Союзе, не сумели подняться до глобального социалистического сознания. В результате была ликвидирована система социализма. Ведь Советский Союз и мировой социализм рухнули не в результате материальной внешней агрессии, не в результате серии природных катаклизмов, а в результате умелого манипулирования общественным сознанием. Именно лучшая подготовленность мировой капиталистической частнособственнической элиты к формированию в массах нужного этой элите общественного сознания, а не системная и экономическая несостоятельность социализма стала причиной кризиса социализма.
Однако сознание, внедрённое в общество частнособственнической элитой, не может стать господствующим навсегда или даже продолжительное время. Дело в том, что это сознание фактически является антиобщественным, поскольку оно обеспечивает интересы не всего общества, а кучки собственников. Господство в обществе этого антиобщественного сознания программирует деградацию и гибель общества. А это означает, что ухудшающееся общественное бытие (а мы это уже наблюдаем!) приведёт к подвижкам в мировом общественном сознании в сторону подлинно общественного – социалистического сознания.
И в этом смысле можно говорить о том, что, в конечном счёте, общественное сознание всё же определяется общественным бытием. Здесь нет ни парадокса, ни противоречия. Мы имеем здесь всего лишь одно из проявлений диалектического характера общественного развития. В обществе, где возникли и борются два типа общественного сознания, подчинённость сознания бытию и бытия сознанию может диалектически меняться. В одних конкретных параметрах места и времени общественное сознание идёт за общественным бытием и «весит» менее его, в других конкретных параметрах места и времени общественное сознание предвосхищает общественное бытие и становится более весомым, чем материальная реальность. Но нет никакого сомнения, что в соответствии с положительным вектором развития материального мира и общественного сознания, уже в обозримом будущем главенствующим в мире станет социалистическое общественное сознание, и это обусловит окончательный переход человечества к мировому социалистическому общественному бытию. Ведь у мира нет иного конструктивного выхода.
Урок 5. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРОВ
Марксистская теория социального прогресса с формальной точки зрения, если иметь в виду реальное развитие мировой ситуации, оказалась не абсолютно верной. Карл Маркс объективно не мог сразу дать научно полную и безупречно верную картину будущего человечества.
Ф.Энгельс, проживший дольше Маркса, увидел, что теория Маркса в меняющемся обществе требует уточнения. В письме Й.Блоху в 1890 году, через семь лет после смерти Маркса, он поясняет: «Мы делаем нашу историю сами, но… мы делаем её при весьма определённых условиях и предпосылках. Среди них экономические условия являются, в конечном счёте, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую…
По мнению Маркса, именно экономическое развитие человечества на определённом этапе развития производительных сил должно было неизбежно привести к преобразованию капиталистических производственных отношений в социалистические в мировом масштабе. Схема была, на первый взгляд, логичной и простой: капитализм в своём развитии создаёт мировое хозяйство с настолько общественным характером производства и общественным разделением труда, что с какого-то момента люди должны были понять: всё, что им остаётся – ликвидировать в мировом масштабе устаревшее юридическое право частной собственности, поскольку крупная собственность приобрела общественный характер.
Однако реальное мировое социальное развитие, как известно, пошло несколько иначе. И оно пошло иначе потому, что лидеры буржуазии сумели осознать всю угрозу идей Маркса для старого мира быстрее и глубже, чем пролетарии, и принять превентивные меры.
Классический марксизм был убеждён в неизбежности исключительно положительного общественного развития в силу полной детерминированности социального процесса. И экономический фактор социальной жизни был в этой схеме решающим. Политические же условия, в том числе традиции, живущие в головах людей или внедрённые в них, т.е. человеческий фактор, в развитии мировой социальной ситуации должны были играть значительную, но не решающую роль.
Маркс был убеждён, что мировой капитализм исторически обречён – и это попадание точно в цель. Но он был также убеждён и в неизбежности исторического торжества мирового социализма. А вот это, к сожалению, сегодня не может расцениваться как непреложная истина. Сегодня мир вполне может привести себя не только к мировому социализму, но и к мировому катаклизму, если и дальше миром будет править живой труп капитализма.
С одной стороны, это было заблуждением Маркса и Энгельса, с другой, – им поставить это в вину нельзя, ибо их деятельность пришлась на самое начало периода бурного развития человечества. Маркс не мог знать, что сам факт появления его теории стал спусковым крючком для совершенно нового подхода мировой «элиты» к проблемам социального развития. И чем сильнее было влияние идей Маркса на реальный мир, тем изощрённее эта «элита» противодействовала развитию мира от мирового капитализма к мировому социализму, тем большее значение приобретал человеческий фактор по сравнению с экономическим.
Далеко не всё можно было рассмотреть классикам марксизма в исторической дымке будущего. Это сегодня, после всех извивов и изломов мировой истории последних ста лет, не так уж сложно сообразить, что и экономический (материальный) фактор, и субъективный (человеческий, духовный) фактор для развития социального процесса равнозначны, как равнозначны два крыла у птицы или самолёта для осуществления их полёта. При этом человеческий фактор может стать единственно определяющим и не просто исказить мировой социальный процесс, но исказить его принципиально, создав условия для гибели, а не для развития человечества.
В.И.Ленин – не только теоретик социального анализа, но и практик социального реформирования, столкнувшись с проблемами реального социального эксперимента, справедливо замечал, что если нас что погубит, то это бюрократизм.
И.В.Сталин – второй после Ленина великий социальный реформатор, оценивал исторический процесс ещё трезвее. Наблюдая современное ему мировое сообщество, он понимал, что если конечная гибель капитализма и неизбежна, то конечное торжество социализма и коммунизма отнюдь не обеспечивается автоматически. Иными словами, Сталин понимал, что общественный характер собственности сам по себе ещё не является гарантией прочности социалистического строя в условиях существования в мире наряду с социалистическим и капиталистического лагеря. В том числе и поэтому Сталин выдвинул научно абсолютно верный тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму, понимая, что подрывная работа более социально опытного старого лагеря может разложить и уничтожить новый, социально неопытный, новый лагерь. А заодно – и весь мир.
Для коммунистов в практическом отношении это обстоятельство чрезвычайно важно. Оно акцентирует наше внимание на важности идеологической, пропагандистской работы партии с тем, чтобы избежать ошибок в будущем, ошибок, которые уничтожили первое в мире государство рабочих и крестьян – СССР.
Урок 6. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССОВАЯ БОРЬБА
В результате развития капитализма характер классовый борьбы за последние примерно сто лет существенно изменился. В чём суть этих перемен? Ответ на этот вопрос должен знать каждый коммунист.
Дело в том, что сегодня трудящиеся «золотого миллиарда» являются таковыми лишь частично.
Экономический уклад на основе частной собственности, позволяющий одним эксплуатировать других, существует тысячелетия. Его политические характеристики со временем менялись и совершенствовались. Постепенно развивающийся социальный навык масс, в первую очередь Запада, к объединению, веками проявляясь в виде социальных взрывов, политических движений, восстаний и противостояний «элиты» и «масс», а также влияние реального социализма СССР на социальную жизнь капиталистических стран привели в итоге к локально устойчивой общественной системе либерального капитализма с приоритетом неограниченного потребительства.
При этом надо иметь в виду, что эта устойчивость в пределах западного мира тесно связана, по мере развития капитализма, с приобретением им империалистического характера. «Элита» стран Запада сумела приобщить слои своих наёмных рабочих к тем выгодам, которые даёт Западу эксплуатация стран «третьего мира».
Маркс верно делил общество на антагонистические классы. Но можно вспомнить и известного француза Талейрана, который заявлял, что мир делится на тех, кто стрижёт, и на тех, кого стригут.
Эта мысль сегодня стала особенно актуальна, поскольку наёмные трудящиеся развитых стран вместе со своими хозяевами стригут народы «третьего мира». И не только. Сегодня под эту стрижку попали и народы бывшего СССР.
В прошлом трудящиеся развитого Запада тоже подвергались беспощадной эксплуатации. Однако, борясь против этого, они сумели добиться, в том числе и за счёт влияния русского Октября, более выгодного для них распределения мирового общественного продукта за счёт тех, кто ещё не готов к эффективному протесту. Трудящиеся США и Западной Европы присваивают себе стоимость большую, чем они производят, т.е. уподобляются частным собственникам, не являясь по факту таковыми. При этом эта дополнительная часть их дохода взята из прибавочной стоимости, произведённой туземным пролетариатом Азии, Африки и Латинской Америки. Например, до 40% заработной платы среднего американца заработана для него трудящимися «третьего мира». Причём, эта часть зарплаты, заработанная не американцем, а туземцем, в несколько раз превышает заработную плату самого туземца.
Вот почему, почувствовав угрозу своему уровню потребления со стороны трудящихся «развивающихся» стран, отстаивающих свои права на справедливое распределение общественного продукта, эти, не имеющие частной собственности «трудящиеся» Запада, поддержат самые людоедские и палаческие, кровавые разбои США И НАТО. Что мы постоянно и наблюдаем.
Другими словами, если можно так сказать, квазипролетариат развитых империалистических стран вместе с квазисоцалистическими партиями и профсоюзами ведёт, иногда довольно жёсткую, квазиклассовую грызню со своей буржуазией за делёж пирога, испечённого туземным пролетариатом, и при этом в его квазиклассовом сознании этот пирог представляется продуктом его собственного труда.
После того как квазиклассовое сознание квазипролетариата развитых империалистических стран сформировалось, его вряд ли возможно заменить классовым без серьёзных мировых потрясений. И эти потрясения становятся всё более вероятными. Сложившаяся ситуация не может быть вечной. Рано или поздно третий мир может и восстать против тех, кто присваивает себе те блага, которые принадлежат трудящимся этого мира.
Страны Запада пока что эту угрозу серьёзно не рассматривают. Однако обстоятельства обостряются. Государственный долг США уже достиг фантастической цифры – около 17 триллионов долларов. Такой долг можно ликвидировать только затянув пояса. Но США, напротив, пояс массового потребления всё более распускают. Они предпочитает бандитствовать на больших дорогах внешнего мира, надеясь сохранить своё главенствующее положение в мире.
Т.е. «золотой миллиард» может жить хорошо только за счёт остальных миллиардов трудящихся мира. Частная собственность обеспечить благоденствие на планете для всех не способна. Капитализм уничтожает в человеке человека разумного. Присвоение чужого труда в современном мире становится яблоком раздора не только между трудом и капиталом, но и между трудящимися разных стран. В этом одна из важных особенностей классовой борьбы на современном этапе. Воспитание нового человека, который способен осознать свою роль в обеспечении достойной жизни на земле – в этом цель и суть социализма. Это жизненное и политическое кредо великих марксистов Ленина и Сталина, всех истинных коммунистов.
Законы природы можно игнорировать, но с однозначно гибельными последствиями. Поэтому можно идти и против такого закона, как необходимость единства и равенства людей. Собственно, современный мировой социальный прогресс практически полностью оказывается попранием этого фундаментального закона. И последствия могут быть гибельными для человечества. Чтобы избежать катастрофы, люди должны вновь услышать великий призыв Маркса: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Урок 7. ЛИЦЕМЕРИЕ ЛИЦЕМЕРОВ
После поражения КПСС коммунистическая идеология (как известно, свято место пусто не бывает) начала интенсивно вытесняться как либерально-рыночной, так и религиозными догмами различной окраски. Сегодня дело дошло до того, что не только в школах появились предметы религиозного содержания, маскирующиеся как бы изучением мировой «культуры», но даже в одном из ведущих ВУЗов страны, коим является МИФИ, организована кафедра теологии. Т.е. в физическом институте, где должны готовиться инженеры-физики, познающие материальный мир и его объективные законы, теперь, очевидно, будут выпускать специалистов, объясняющие всё происходящее вокруг нас и внутри нас известной сентенцией: На всё воля божья! Это, конечно, проще, чем отвоёвывать у Природы её тайны. Другими словами, намереваются готовить лицемеров, людей с шизофреническим сознанием, у которых с одной стороны знание физических законов, а с другой – проявление этих законов, как проявление воли божьей, как некое чудо, на чём, собственно, и построено верование – на чуде «непорочного» зачатия, на чуде «воскрешения» и «вознесения», на чуде «благодатного огня», «кровоточащих» икон и т.п.
Проникновение религиозного влияния ощущается даже в партийной среде, дело доходит до лобызания и целования поповских рук коммунистами высокого ранга. При этом часто ссылаются на И.В.Сталина, который, дескать, незадолго до конца своей жизни снизил накал противостояния с церковью. Подчеркну – с церковью, а не с православием. Дело в том, что церковь и христианская идея – это, как говорится в Одессе, две большие разницы, это такая же разница, как коммунистическая идея и ЦК КПСС в последние годы его существования, когда проповедовалось одно, а делалось совершенно другое, что и привело в итоге к катастрофе. Сталин, будучи в юности учеником религиозного учебного заведения, уже тогда изнутри осознал эту истину. Поэтому его решение было осознанным и понятным, и определялось несколькими обстоятельствами.
Во-первых, он прекрасно понимал, что бороться запретами с любой идеологией дело практически безнадёжное, пока остаётся хоть один приверженец этой идеи. Вспомним хотя бы так называемое «крещение» Руси, когда тех, кто продолжал поклоняться волхвам, жестоко убивали, не оставляя живыми ни стариков, ни детей. Но даже и эта жестокость не была до конца успешной. И сегодня ведические идеи живы вместе с теми, кто их исповедует.
Во-вторых, русское духовенство в основной своей массе было настроено патриотически, против фашистских оккупантов, и в условиях ведущейся войны, учитывая определённое влияние церкви на настроения людей, грех было бы не воспользоваться этим обстоятельством.
Ну, и наконец, к тому времени коммунистическая идеология уже завоевала прочные позиции в обществе, снизилось противостояние Советской власти и самой церкви. Сталин как коммунист, как, естественно, сторонник демократизации общества, сторонник провозглашённого и реализуемого принципа свободы совести принял хорошо продуманное, правильное решение, получив в то тревожное время дополнительного союзника в тяжелейшей борьбе с фашизмом.
Вместе с тем, Сталин никогда не скрывал своего истинного отношения к религии, уделяя большое внимание не запрету верования, а антирелигиозной пропаганде. Он, в частности, говорил: «Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, когда кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развёртыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким «коммунистам» не место в нашей партии…
Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам…»
Сказанное чётко показывает принципиальное отношение Сталина и руководимой им партии большевиков к религии. Ну, и в самом деле, разве можно считать за восстановление в государственных правах православия только потому, что восстановили патриаршество, которое явилось всего лишь выражением благодарности церковникам за то, что они наконец-то после долгой и упорной контрреволюционной деятельности повернулись лицом (или сделали вид, что повернулись?) к Советской власти?
Слова Сталина о том, что поповщина всегда поддерживает эксплуататорские классы, проповедует рабскую покорность убедительно подтверждаются известными сентенциями поповщины: «Бог терпел и нам велел» или «Всякая власть от бога». Церковь и сегодня, после расстрела Советской власти, остаётся верной своим принципам, поддерживая власть олигархов. И эта «любовь» взаимна. Олигархи и нынешняя власть не остаются в долгу. Строятся и открываются новы храмы, реставрируются старые, предоставляются другие преференции, и в тоже время разваливаются и закрываются школы, больницы, Дворцы культуры, клубы, Дворцы пионеров и т.д. При этом зачастую такое строительство ведётся не только на деньги олигархов, но и на государственные средства, хотя церковь формально вроде бы как отделена от государства.
Принимая деньги от олигархов и даже бандитов и увековечивая, в знак благодарности, их имена на стенах храмов, отцы церкви лицемерно закрывают глаза на то, что эти деньги – краденные, а иногда и обагрены кровью. Они украдены у народа. Ведь, как известно, капитализм – это узаконенное воровство результатов чужого труда. Забывая одну из основных заповедей православия (Не укради!) и, принимая краденное, церковь лицемерно становится соучастницей этого воровства.
Столь же лицемерно и другое. «Заботясь» как бы о душе человека, готовя её к жизни на небесах, служителям церкви, оказывается, не чуждо ничего земное. Они разъезжают на дорогих иномарках, украшают свои одежды золотом и дорогими каменьями (вероятно для того, чтобы своим блеском приводить в трепет «рабов божьих»), да и, судя по монументальным фигурам, не прочь сладко выпить и закусить.
Лицемерием пронизаны все стороны жизни нашего общества: чиновники и депутаты вроде бы заботятся о благе народа, суды вроде бы судят по справедливости, здравоохранение вроде бы печётся о здоровье нации, правоохранительные органы вроде бы стоят на страже порядка и безопасности граждан и т.д…, и вся так называемая элита, начиная с президента и председателя правительства, стоит в храмах со свечками в руках, вроде бы веря в бога. При этом многие держат свечку так, как будто бы у них в руках не свечка, а стакан или рюмка с водкой.
Всё это вызывает омерзение. В одном из Евангелий (от Матфея), которое как бы церковники должны каждый день читать и знать, написано: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Пожалуй, лучше и не скажешь.
Урок 8. ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИИ
Сегодня проблемы экологии, охраны окружающей среды, антропогенного давления на Природу становятся заглавными для выживания человечества. От человека как главного геологического фактора (по В.И.Вернадскому) исходит основная угроза всему живому на планете Земля.
Об экологических проблемах человечества, о глобальной угрозе окружающей среде обитания говорится много и относительно давно. Однако, суть этих разговоров остаётся в их словах, без каких-либо существенных практических шагов. Установившиеся капиталистические общественные отношения не дают человеку сделать определяющий вывод в поисках выхода из экологического тупика, который можно сформулировать следующим образом: человек настолько изменил окружающего его среду, что теперь для того чтобы выжить в ней, он должен изменить себя. Но, чтобы изменить себя, следуя марксистскому определению «бытие определяет сознание», человек должен изменить социальную среду своего обитания.
Казалось бы, давно должно быть ясно, что именно буржуазная, капиталистическая социальная среда обитания человечества с её безудержной эксплуатацией природы никогда не обеспечит его выживания, «устойчивого развития» и непреходящего благополучия. Современные «интеллектуалы» сплошь и рядом боятся сказать открыто об этом. И только коммунисты бьют тревогу, призывая людей прекратить рубить сук, на котором сидят, и обратиться к разуму и здравому смыслу. Человек, не сумев вовремя похоронить живой труп мирового капитализма, сегодня не просто уничтожает планету, он её уничтожает необратимо.
Уничтожаются тропические леса – эти незаменимые регуляторы планетарного климата, которые связывают огромное количество двуокиси углерода и выделяют кислород. Без них нам угрожает глобальное потепление, таяние полярных льдов и другие проблемы.
Загрязнение мирового океана грозит уничтожением микроорганизмов (планктон), синтезирующих солнечную энергию, превращая его в кислород. Катастрофа в Мексиканском заливе грозит разрушить тёплое течение Гольфстрим с колоссальными глобальными климатическими последствиями.
Непомерное сжигание углеводородов грозит загрязнением атмосферы и необратимыми климатическими изменениями. Сегодня человечество в год сжигает такое количество нефти и газа, для создания которого природе требуется миллион лет.
А ведь вышеупомянутое – это лишь небольшая часть тех грозных проблем, усугубление которых ставит под угрозу само существование человека на земле. И происходит всё это исключительно потому, что мировой капитализм не может существовать, не производя бездумного потребителя, который и обеспечивает его главную цель – прибыль.
На капиталистических форумах «восьмёрок» и «семёрок» с участием российских «шестёрок» никто даже заикнуться не смеет о губительном продолжении социального бытия на принципах общества потребления. Концепция разумного самоограничения может быть принята и реализована лишь в системе мирового социализма. Именно марксизм дал великую в своей жёсткой правоте формулу: «Свобода – это осознанная необходимость». Т.е. только человек, осознавший законы природы и подчинившись им, осознавший своё место и роль в исполнении этих законов может быть свободным в своих действиях, не причиняя вреда природе. И только социализм, даже в его несовершенном прошлом реальном исполнении, мог воспитывать человека и общество в таком духе. Сегодня любой, кто словом и делом противостоит такому подходу, всё более обращается в преступника. Особенно велика ответственность учёных. Даже не обращаясь к научному наследию Маркс, Энгельса, Ленина и Сталина, не исходя из основополагающего марксистского тезиса о примате классового подхода к анализу общественных явлений, современный учёный, оправдывающий существующий порядок вещей, является или социально слепым, или социально подлым. Но в том и другом случае он, вольно или невольно, обслуживает интересы только и исключительно только кучки миллиардеров, предавая интересы многомиллиардного человечества.
Человека по сей день оглупляют, в общественном человеке всё более вытравливают Человека. Судьба человека как биологического вида полностью и неразрывно связана с его общественной судьбой. Следовательно, если он хочет сохраниться как Человек, как биологический вид, он должен восстать в защиту себя под лозунгом: «За мировой социализм!».