И.И. Никитчук
2015-01-18 17:09.
В сентябре 2014 года МВФ, который чувствует себя в Москве как дома, в очередной раз посоветовал ЦБ России проводить денежно-кредитную политику на более жёстком уровне, чтобы стабилизировать и понизить темпы инфляции. И поскольку у российского правительства главная задача – борьба с инфляцией, а не развитие реального сектора экономики, то такая рекомендация была принята с благодарностью. Последовавший после этого переход на гибкий обменный курс явился, по сути, продолжением «шоковой терапии», но в иной форме. Ведь гибкий или равновесный обменный курс, означает всего лишь баланс спроса и предложения валюты, – это фикция, порождаемая аппетитами финансовых спекулянтов, одним из которых является сам Центробанк РФ.
Никитчук Иван Игнатьевич |
Заметим, что торгуют, как правило, только тем, что имеет стоимость. Например, акциями, удостоверяющими владение собственностью. И, если котировки акций той или иной компании оказываются ниже дозволенного значения, обусловленного её истинной стоимостью, или, как принято говорить по-научному, ликвидностью, то торговлю этими акциями временно прекращают.
Деньги, как известно, стоимости не имеют, это всего лишь платёжное средство. Но, тем не менее, ими также торгуют на валютных биржах, присваивая им некую биржевую цену. Понятно, что подобная торговля – абсурд. Продавцы долларов и евро, торгующие ими за рубли, произвольным «удорожанием» своего псевдотовара систематически девальвируют рубль до неправдоподобно низких значений покупательной способности, весьма далёких от его реальной покупательной способности. Однако Центробанк России, отвечающий согласно Конституции страны за обеспечение устойчивости рубля, валютные торги, обваливающие рубль, не прекращает. Более того, его руководители нередко сами провоцируют девальвацию, лукаво утверждая, что рубль якобы «переоценён». Весь 2014 год валютные спекулянты с подачи Центробанка и при полнейшей беспомощности его руководства изменить что-либо опускали рубль ниже плинтуса, непрерывно и безнаказанно снижая его «цену» в долларах, а также в евро и иных валютах соответственно, утверждая, что базарная «цена» рубля должна будто бы определяться рыночными спросом и предложением. На самом же деле она во многом зависит от сговора спекулянтов.
Ещё раз подчеркнём, что деньги, не будучи товаром, не имеют стоимости, а, следовательно, цены. Поэтому ими нельзя торговать подобно товару. Деньги, образно говоря, – это «гири», с помощью которых «взвешивают» стоимость товара, выражаемую ценой. Т.е. деньги обладают определённой покупательной способностью. Покупательная способность национальной денежной единицы обусловлена исключительно ценами на товары внутри данной страны. Она корректируется по индексу относительного изменения цен, который периодически определяют по изменению стоимости определённого набора товаров и услуг. Поэтому курс обмена тех же рубля и доллара, чтобы не обманывать друг друга в международной торговле, должен быть равен отношению стоимостей такого набора в этих денежных единицах, то есть равен паритету их покупательных способностей. Иначе говоря, «взвешивающую», то есть покупательную, способность рубля нельзя делать зависимой от аппетитов биржевых спекулянтов и искажённых представлений российских чиновников о деньгах.
Однако базарную «цену» того же рубля в долларах почему-то принимают за его валютный курс, который представляет собой соотношение фиктивных покупательных способностей этих валют. Покупательная способность рубля оказывается при этом существенно заниженной по сравнению с долларом. Между тем, согласно фиктивному валютному курсу продаётся у нас импортная продукция в пересчёте на рубли и так же пересчитываются иностранные кредиты.
Искусственное занижение курса рубля по сравнению с его реальным обменным курсом помимо обмана покупателей и получателей валютных кредитов неизбежно вызывает подорожание импортной продукции в рублевом эквиваленте, а необходимость увеличения рублёвых выплат при их конвертации в валюту для возврата иностранных заимствований – подорожание и отечественной продукции. Всё это порождает рост ценовой инфляции и тем самым снижение покупательной способности рубля, а, следовательно, снижение жизненного уровня населения и рост социального недовольства.
Итак, валютный курс представляет собой соотношение покупательных способностей соответствующих национальных валют. Чтобы обеспечивалась эквивалентность товарообмена по стоимости, попросту говоря, чтобы продавцы и покупатели не обманывали друг друга в международной торговле, курс обмена валют должен устанавливаться равным паритету их реальной покупательной способности. Базарная «цена» рубля в долларах, принимаемая за обменный курс этих валют, представляет собой отношение их фиктивных покупательных способностей, и поэтому условию эквивалентности товарообмена по стоимости не удовлетворяет в принципе. Проще говоря, базарная «цена» рубля не имеет никакого отношения к его покупательной способности.
Для получения информации об экономиках стран мира Всемирный банк каждые три года организует сопоставление их ВВП, исчисленных по покупательной способности валют этих стран с долларом. Последнее такое сопоставление проводилось в 2011 году. Тогда покупательная способность рубля с долларом составил в среднем за год 17,35 рубля за доллар, в то время как среднегодовая спекулятивная «цена» доллара на российском рынке, используемая в качестве официального обменного курса, равнялась 30 рублям. Таким образом, покупательная способность рубля была Центробанком искусственно занижена в среднем за год более чем на 70%, что потянуло за собой весь шлейф упомянутых выше инфляционных последствий. В декабре того же 2011 года за доллар брали уже свыше 32 рублей.
По данным Министерства труда США инфляция в Соединённых Штатах в 2012-м и 2013 году была близка к нулевому значению, а у нас по данным Росстата – немногим больше 6% соответственно. Следовательно, курс обмена по покупательной способности на 1 января 2014 г. составил, оценочно, 19,5 рубля за доллар, в то время как официальный курс Центробанк установил равным 32,65 рубля за доллар.
Согласно п.2 ст.75 Конституции России на Центробанк возложены защита и обеспечение устойчивости рубля, с чем он явно не справляется, а вернее сказать, умышленно нарушает эту свою конституционную обязанность. Ведь под устойчивостью рубля следует понимать стабильность его покупательной способности. Поэтому совершенно очевидно, что недопустимо в качестве обменных валютных курсов использовать спекулятивные цены валют, отражающие рыночные интересы финансовых спекулянтов, а не реальную покупательную способность того же рубля, которую они при содействии ЦБ существенно занижают. Иначе говоря, торговля валютами должна быть прекращена и заменена их обменом по объективному курсу. Однако, этого недостаточно. Должна быть прекращена и деятельность руководителей финансовых ведомств страны, заменив их профессионалами. Радикальная же мера – это смена либерального курса, ведущего Россию в пропасть.