Меню Закрыть

И.И. Никитчук подвёл итоги первого года правления президента Украины

И.И. Никитчук, депутат ГД ФС РФ, д.т.н.
2015-06-30 14:54.

Итоги и перспективы правления Президента Украины (аналитический материал без предвзятого взгляда).

 

Никитчук
Иван
Игнатьевич

Чуть больше года назад, 25 мая 2014 года, состоялись внеочередные выборы президента Украины, на которых впервые в истории страны один из кандидатов победил уже в первом туре. Пётр Порошенко, не обладавший большой партией, но имевший хорошую политическую интуицию, всего за каких-то три месяца смог убедить украинцев, что именно он выведет страну из постмайданного политического кризиса.

Ещё в мае 2013 года, по данным фонда «Демократические инициативы», предвыборный рейтинг теоретического кандидата-одиночки составлял 4,5%. Это был кандидат, который плёлся далеко позади фаворитов социологических опросов – Кличко, Тимошенко и даже лидера коммунистов Украины Петра Симоненко. Но 26 мая 2014 года Пётр Порошенко получил рекордные 54,7% голосов избирателей и стал президентом Украины.

Очевидно, что Пётр Алексеевич готовился к выборам ещё во время Майдана, на котором он всё время пребывал в тени «тройки» оппозиционеров – Кличко, Яценюка и Тягнибока. Но политтехнологии никто не отменял. Фотографии Порошенко верхом на грейдере, в гуще разозлённой толпы, обещание восстановить брусчатку на Грушевского и активные финансовые вливания в протестное движение – вот что добавляло ему очков изо дня в день.

Рейтинг Порошенко к январю 2014 года вырос до 11% и поднял его на третье место среди потенциальных президентов, сразу после Януковича и Кличко, а за месяц прибавил ещё 2%.

Порошенко стал единственным кандидатом, который ездил в Крым после начала там пророссийских движений. Да, ему там были не рады, его освистали, но в марте 2014 года рейтинг будущего президента подскочил до 15,9%, опередив Тимошенко и Кличко.

Но этого было мало, чтобы быть уверенным в победе, и Порошенко смог устранить конкурента со своего пути, убедив Виталия Кличко объединиться в одну команду. Так политик-миллиардер стал «единым кандидатом от демократических сил». 3–12 апреля за Порошенко в первом туре были намерены голосовать уже 29% опрошенных, ближайший кандидат, Юлия Тимошенко, отстаёт на 16%.

На таком подъёме 11 апреля на митинге в Житомире Порошенко заявляет: «Демократические силы могут уже победить в первом туре 25 мая, и уже 1 июня сильное и независимое украинское государство построит эффективную вертикаль власти, защитит от внешнего врага и дальше сделает экономические реформы, которые отведут все риски от нашего государства». Так появился лозунг о победе в первом туре.

Там же он обещает укрепить курс гривны, гневно клеймит позором цену доллара на уровне 13 грн. Порошенко – известный олигарх, у него есть опыт построения больших компаний, и потому его видение экономики внушало доверие.

Спустя несколько дней и.о. президента Александр Турчинов приказал начать АТО в Донецкой и Луганской областях, и к предвыборной риторике президента присоединился тезис о смене стратегии АТО и скором воцарении мира на Донбассе. Украинцы, пережившие Майдан и потерю Крыма, не желали войны, а потому лозунги Порошенко о скором мире на Донбассе привлекали электорат.

В начале мая Порошенко уже выигрывал в первом туре среди избирателей, которые намеревались пойти на выборы. По данным Киевского международного института социологии, уже тогда он набирал 54,7% голосов.

К 25 мая Порошенко уже уверенно шёл на выборы – побеждать. Высокая явка в западных и центральных регионах, а также низкая в южных и восточных – и Порошенко побеждает, а 7 июня был официально объявлен пятым президентом независимой Украины.

Вот как выглядели окончательные результаты голосования:

1 Порошенко Пётр Алексеевич 9857308 54.7% 27.4%

2 Тимошенко Юлия Владимировна 2310050 12.82% 6.42%

3 Ляшко Олег Валерьевич 1500377 8.33% 4.17%

4 Гриценко Анатолий Степанович 989029 5.49% 2.75%

5 Тигипко Сергей Леонидович 943430 5.24% 2.62%

6 Добкин Михаил Маркович 546138 3.03% 1.52%

7 Рабинович Вадим Зиновьевич 406301 2.25% 1.13%

8 Богомолец Ольга Вадимовна 345384 1.92% 0.96%

9 Симоненко Пётр Николаевич 272723 1.51% 0.76%

10 Тягнибок Олег Ярославович 210476 1.17% 0.59%

11 Ярош Дмитрий Анатольевич 127772 0.71% 0.36%

12 Гриненко Андрей Валерьевич 73277 0.41% 0.2%

13 Коновалюк Валерий Ильич 69572 0.39% 0.19%

14 Бойко Юрий Анатольевич 35928 0.2% 0.1%

15 Маломуж Николай Григорьевич 23771 0.13% 0.07%

16 Кузьмин Ренат Равелиевич 18689 0.1% 0.05%

17 Куйбида Василий Степанович 12391 0.07% 0.03%

18 Клименко Александр Иванович 10542 0.06% 0.03%

19 Цушко Василий Петрович 10434 0.06% 0.03%

20 Саранов Владимир Георгиевич 6232 0.03% 0.02%

21 Шкиряк Зорян Несторович 5021 0.03% 0.01%

22 Недействительные бюллетени 244555 1.36% 0.68%

 

Данные о выполнении основных предвыборных обещаний П. Порошенко:

1. Быстрое завершение АТО:

Впрочем, быстрого (и небыстрого тоже) завершения не получилось. После выборов боевики активизировались, бои обострились, а завершилось всё Иловайском и первым Минском. Лишь спустя 100 дней президентства Порошенко в зоне конфликта начал действовать хоть какой-то мирный план, однако зимой конфликт вспыхнул с новой силой, что привело к потере Дебальцево и второму Минску. Не исключено новое наступление, Минск-3. Однако сколько это будет продолжаться, не скажет никто, даже сам Порошенко.

АТО в цифрах (официальные данные с начала конфликта на Украине по средину мая 2015 года):

6 362 чел.                                            15 775 чел.                                            1 283 735 чел.

погибли с начала АТО                    детей получили                                        были временно перемещены

ранения                                                    из зоны АТО

361 895                                                                          109                                                                      1 460

перемещённых семей                                              детей получили                                        человек пропали без вести в

обратились за финансо-                                       тяжелые ранения,                                             зоне АТО

вой помощью, 302 581 42 погибли от про-

её получили                                                           тивопехотных мин

и растяжек

260                                                                          750                                                                   134

украинских военных и                                        человек находятся под                               человека содержатся в изолято-

71 гражданский находят-                                  арестом, инициирован-                                 ляторах СБУ

ся в плену ДНР/ЛНР и на                                         ным СБУ.                                                    ДНР/ЛНР на-

территории РФ                                                                                                                        зывают цифру 1378

«политзаключенных»

1 553                                                        2 586                                                             290

задержанных СБУ сог-                    заложников были осво-                       случаев торговли людьми зафик-

ласилась обменять в                       бождено из плена                                 сировали международные органи-

ДНР/ЛНР на военных                                                                                                        зации

и гражданских залож-

ников

349 496                                                                       400 000                                                                    7 560

человек обратились за                                  пенсионеров не получают                               уголовных дел расследуется в от-

пропусками для пере-                                     соцвыплаты в зоне АТО                                    ношении украинских военных:

мещения через линию                                                                                                                     1964 – самоволка;

разграничения.                                                                                                                               948 – дезертирство;

274 755 человек их                                                                                                                    107 – уклонение от службы и т.д.

получили

 

2.Увеличение численности ВСУ и расходов на оборону:

Он заявил, что численность украинской армии будет увеличена, позже было заявлено, что расходы на ВСУ вырастут до 5% от ВВП.

25 марта 2015 года Порошенко подписал указ об увеличении численности Вооружённых сил Украины до 250 тысяч.

Госбюджетом Украины на 2015 год предусмотрено 44,6 млрд. гривен на нужды Минобороны. Всего на национальную безопасность и оборону, по словам Арсения Яценюка, предусмотрено около 90 млрд. грн.

3.Расследование резонансных преступлений:

«Общество должно знать, что власть сегодня действует эффективно, и те, кто совершил преступление, уже оказались или окажутся на скамье подсудимых», – требовал Порошенко от силовиков расследовать резонансные преступления. Для этого он убедил Раду назначить генпрокурором Виталия Ярему. Однако тот не смог обеспечить конкретные результаты ни по Майдану, ни по Одессе, ни по преступлениям режима Януковича.

Ярема был уволен с поста, на его место пришёл Шокин. Однако расстрел людей на Майдане до сих пор покрыт тайнами, виновные не наказаны. По Одессе ситуация не лучше – следователи якобы установили обстоятельства гибели десятков митингующих, но виновники не наказаны. По делу Януковича и его команды ощутимых результатов нет, а международные организации даже готовы снять санкции против приближённых к экс-президенту лиц.

Показательным является и расследование убийства журналиста О.Бузины и задержание радикалов из «Свободы» и УНА УНСО.

В подозреваемых оказались представители националистического движения, в связи с чем в адрес А. Авакова посыпались упрёки, что глава МВД арестовал настоящих патриотов.

Я не позволю воинствующей мерзости взять верх, написал Аваков на своей странице в Facebook.

Однако арестованные подозреваемые в совершении указанного преступления радикалы, имеющие отношение к «Свободе» и другим радикальным группировкам, не взирая на все заверения министра внутренних дел А.Авакова, уже находятся на свободе за исключением одного.

4. Яценюк останется премьером:

Яценюк оставался премьером вплоть до выборов в Верховную Раду в октябре. После формирования новой коалиции он вновь был избран главой правительства. Заметим, что в июле глава Кабмина написал заявление об отставке, однако оно не было удовлетворено.

5. Безвизовый режим с ЕС в первый год полномочий:

Этот пункт политик прописал и в своей предвыборной программе, указав там сроки – первый год полномочий.

Однако в ЕС настроены весьма скептически в отношении выполнения этого обещания. А весной 2015 года и вовсе в ЕС заявили, что нет технической возможности предоставить Украине безвизовый режим, поскольку Киев не выполнил треть поставленных задач.

6. Первый визит на Донбасс:

Свой обещанный визит на Донбасс Порошенко осуществил 20 июня. В Центре антитеррористической операции Порошенко принял рапорт генерала Муженко, а на встрече с гражданами Донецкой области в городе Святогорск президент рассказал о мирном плане по урегулированию ситуации в регионе. На Донбассе Порошенко поручил ВСУ на неделю прекратить огонь. Впрочем, военные действия на Донбассе продолжились.

7. Продажа бизнеса:

Но прошёл уже год, а компания Roshen так и не продана. При этом сам глава государства заявил, что для продажи своих активов он заключил соглашение с компанией Rothschild, которая и будет искать покупателей на его активы. По словам Порошенко, его график не позволяет стоять на базаре и торговать, да и найти покупателя в нынешнее время довольно сложно. Однако, несмотря на все сложности, фабрика Roshen в Липецке продолжает работать, а Международный инвестиционный банк значительно нарастил капитал по итогам первого года президентства Порошенко.

В бизнес-империю президента входят кондитерская корпорация Roshen (в том числе две фабрики в России в Липецке и Липецкой области), завод «Ленинская кузня», холдинг «Укравтозапчасть», группа «Агропродинвест», СОК «Монитор» (фитнесс-клуб «5 элемент»), ТРК НБМ («5 канал»), «Продовольственная компания «Подолье», Международный инвестиционный банк, Севастопольский ремонтный завод.

8. Досрочные парламентские выборы:

Внеочередные парламентские выборы в Украине состоялись 26 октября 2014 года, после того как коалиция в Раде прекратила своё существование. Однако парламент так и не смог изменить закон о выборах, и волеизъявление состоялось по смешанной системе.

9. Зарплата военнослужащих в 1 тыс. грн. в день:

Однако же денежное обеспечение рядового состава военной службы по контракту, задействованного в АТО, составляет от 5700 до 8445 гривен в месяц. Сержантский и офицерский состав военной службы по контракту получают от 6780 до 12477 гривен. Денежные выплаты офицерского состава – от 9360 до 16710 гривен.

Денежное обеспечение военных действительно выросло, но немного. И это далеко не те 1 тыс. грн., которые Порошенко обещал перед выборами.

Согласно письму Министерства обороны Украины от 28 апреля 2015 года, единовременное пособие в случае гибели военнослужащего выплачивается в размере 500-кратного прожиточного минимума, или 609 тыс. грн.

10. Украина – унитарное государство, но Донбассу – особое самоуправление:

17 октября 2014 года Порошенко подписал закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Документ определяет временный порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местной власти в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Впрочем, боевые действия на востоке страны не прекратились, и Верховная Рада отменила этот закон.

11. Курс доллара ниже 11 гривен:

Cейчас курс колеблется в районе 2122 грн./долл. А ведь были дни, когда он достигал 40 грн. Безусловно, следить за курсом – это не полномочия президента, однако глава Национального банка – его креатура.

12. Статус-кво в языковом вопросе:

В президентство Порошенко «языковый вопрос» в Верховной Раде вообще не поднимался.

13. Изменение Конституции и децентрализация:

«Ключевой позицией конституционной реформы будет не то, что они хотят очередное перераспределение полномочий в треугольнике «президентправительствопарламент». Этим 23 года занимались. Ключевой позицией, которую я буду подчёркивать, будет децентрализация власти», заявлял Порошенко перед выборами. По его словам, местные общины получат больше прав и средств на реализацию своих полномочий уже после местных выборов.

Проект изменений в Конституцию был внесён им в Раду, а также направлен на заключение в Венецианскую комиссию. Однако никаких реальных шагов по децентрализации власти с тех пор принято не было. Скорее всего, местные выборы осенью 2015 года пройдут по старому законодательству.

14. Контроль за деятельностью чиновников:

С 25 апреля 2015 года вступает в силу закон «О предотвращении коррупции». Этим документом предусматривается создание электронного реестра деклараций о доходах чиновников. Минюст намерен создать электронный реестр деклараций о доходах чиновников. В него попадут данные о финансовом состоянии почти 200 тыс. госслужащих.

Хуже обстоят дела с кадровой политикой, в Администрации президента в том числе. Неоднократно в СМИ публиковались данные о назначении на разные должности приближённых к президенту людей, его бизнес-партнёров, чиновников с «тёмным» прошлым и т. д. Более того, продолжаются разоблачения чиновников, замешанных в коррупционных скандалах.

15. Переговоры с «боевиками»:

27 июня состоялись первые переговоры, в которых приняли участие лидеры Новороссии. Украину на них представлял второй президент Леонид Кучма. Позже в Администрации президента уточнили, что у Кучмы есть мандат от Порошенко на представление Украины на переговорах.

5 сентября в Минске по итогам переговоров представителей РФ, Украины, России, а также лидеров Новороссии были подписаны так называемые первые минские соглашения. Именно их выполнение Порошенко назовёт основой своего мирного плана, а спустя два месяца, 4 ноября, он заявляет: «Другие участники минских договорённостей, кроме Украины и ОБСЕ, не выполняют взятые на себя обязательства».

12 февраля в Минске были подписаны вторые минские соглашения при участии Порошенко, Путина, Меркель, Олланда, а также лидеров Новороссии Захарченко и Плотницкого.

16. Антикоррупционная люстрация чиновников:

18 марта 2015 года правительство приняло решение создать Национальное агентство по предупреждению коррупции. Основным полномочием агентства станет анализ и проверка деклараций о доходах госслужащих, мониторинг их образа жизни и формирование электронной системы декларирования доходов государственными служащими.

Ещё в прошлом году на Украине началась люстрация чиновников. 9 октября 2014 года Порошенко подписал закон «Об очищении власти», принятый Верховной Радой 16 сентября. Закон определяет правовые и организационные основы проведения проверки государственных служащих и приравненных к ним лиц, должностных лиц органов местного самоуправления. Впрочем, некоторые чиновники свои увольнения успешно оспорили в судах.

17. Наказание виновных в Иловайской трагедии:

Уже 9 сентября 2014 года пресс-секретарь МО Украины Андрей Лысенко сообщил, что проводится досудебное следствие об «Иловайском котле» в рамках уголовного производства по части 3 статьи 425 Уголовного Кодекса Украины «Небрежное отношение к военной службе, совершённое в условиях военного положения или боевой обстановки, если это причинило существенный вред или тяжкие последствия».

Однако прошло полгода, но никто не понёс наказания ни за Иловайск, ни за Дебальцево, ни за другие поражения на фронте.

18. Парламентско-президентская форма правления:

Конституционной реформы в Украине пока нет, а потому никаких изменений в форме правления не происходило.

19. Законопроект об оппозиции:

По состоянию на конец мая 2015 года президент Пётр Порошенко не вносил на рассмотрение Верховной Рады законопроект о парламентской оппозиции. Проекты «Оппозиционного блока» в Раде были отклонены.

20. Создание общественного телевидения:

13 марта 2015 года Верховная Рада Украины приняла проект закона № 1357, который вносит уточнения в схему создания общественного телевидения и радиовещания. 4 апреля Порошенко в прямом эфире подписал закон «Об общественном телевидении и вещании». Также в прямом эфире логотип «Первого» изменили на логотип «Общественного вещания».

21. Правительство без квот:

При формировании нового Кабинета министров переговоры длились долго, а само правительство формировалось по квотному принципу, торги шли и продолжают идти за каждое кресло.

22. Сокращение количества налогов:

Офшоры до сих пор не перекрыты, а Рада даже не смогла отменить двойное налогообложение с Кипром. Однако что касается налогов, тут есть подвижки. 31 декабря 2014 года Порошенко подписал проект закона № 1578 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы), которыми предусмотрено сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9 (хотя оставшиеся были значительно расширены). Вместе с тем, реального реформирования налоговой системы так и не произошло.

23. Законопроект о референдуме:

По состоянию на конец мая 2015 года среди всех законопроектов авторства Петра Порошенко проект о референдуме отсутствует. Как и отсутствует в Украине законодательство о проведении референдумов.

24. Диверсификация поставок газа:

Украина в 2014 году сократила импорт российского газа по сравнению с 2013 годом на 44% до 14,5 млрд. кубометров. По состоянию на конец мая 2015 года Украина осуществляет реверс газа из Западной Европы.

25. Выборы мэров городов в два тура:

Изменений в законодательство о местных выборах не последовало. А те состоятся уже осенью этого года.

26. Судебная реформа:

Верховная Рада Украины 12 февраля 2015 года приняла закон «Об обеспечении права на справедливый суд», который стал первым законом, реформирующим судебную систему. Также были приняты другие документы, однако сама реформа ещё не завершена.

27. «Мы не оставим Донбасс в беде»:

C 1 декабря 2014 года власти заморозили выплату пенсий и зарплат на «оккупированных» территориях Донбасса. Ещё одним новшеством стало введение пропускной системы. В конце мая на этих территориях временно приостановили некоторые положения о защите прав и свобод человека.

 

Итак, прошёл год, как Пётр Порошенко возглавляет Украину. Следует вспомнить, чем запомнился этот год, и какие изменения произошли в стране.

Порошенко принимал рычаги управления страной, которая была втянута в войну на Донбассе. По состоянию на 16 июня 2014 года в зоне АТО погибли 125 украинских силовиков. Украинские военные смогли освободить Мариуполь, но под Луганском был сбит Ил-76, погибли 49 человек. Боевые действия продолжились, под Славянском силы АТО потеряли боевой вертолёт, погибли 9 военнослужащих.

Силы АТО смогли занять Краматорск и Славянск, занять господствующие высоты на Саур-Могиле, подобраться к самим подступам к Луганску. Но в августе грянул «Иловайский котёл». Масштабное контрнаступление бойцов Новороссии отбросило украинские войска. Часть группировки сил АТО оказалась в «котле» возле Иловайска. Оттуда не вышли как минимум несколько сотен военнослужащих. Кроме того, силы АТО в августе потеряли две трети техники. Несмотря на столь ужасную трагедию, никто из высших армейских чинов не был наказан.

Эти события привели Порошенко и Украину к первому Минску. Переговоры в столице Белоруссии открыли путь «особому статусу» Донбасса и выборам в зоне АТО. Всё это закончилось 12 февраля поражением сил АТО под Дебальцево и соглашением Минск-2.

Со дня минских соглашений прошло уже более 3 месяцев, однако продвижение по их применению довольно медленное, едва начали встречаться подгруппы по прямым переговорам, у сторон обнаружились кардинальные расхождения во взглядах. Тем временем на фронте канонады не стихают, а люди не перестают гибнуть. По словам самого Порошенко, по состоянию на 8 мая 2015 года за время АТО погибли 1675 украинских военнослужащих. ООН заявляет о 7 тысячах погибших в ходе конфликта. Около миллиона граждан Украины стали беженцами. Кроме этого, Украина потеряла 25% промышленного потенциала и тратит около 100 млн. грн. каждый день на АТО.

Как бы ни пытался Запад отмежеваться от украинско-российской войны, но и он понёс прямые потери на Донбассе. 17 июля 2014 года в небе над Торезом был сбит малайзийский «Боинг», погибли 298 человек, среди которых 192 гражданина Нидерландов.

Всё это время Порошенко работал на дипломатическом поприще. Поскольку реформы отошли в ведение Верховной Рады и правительства, главной задачей Порошенко стал поиск помощи вне Украины. Порошенко понял опрометчивость своего заявления об окончании АТО «в считанные часы» и что эту войну Украина сама выиграть не сможет.

Порошенко на сцене мирового политикума выступал успешно, его речи благосклонно принимались и на саммите НАТО в Уэльсе, и на встречах Совета Европы, ему аплодировали в Конгрессе США и польском Сейме. Но, тем не менее, помощь Запада ограничилась лишь не самыми серьёзными санкциями, финансовой и моральной поддержкой. Оружия Украина до сих пор не получила. Даже миротворческую миссию на Донбасс Запад формировать не хочет.

Помощь, казалось бы, главного союзника Украины, США, исчисляется несколькими миллиардами долларов кредитных гарантий, нелетальной помощью и 300 американскими инструкторами, которые учат нацгвардейцев. Европейский Союз тоже, несмотря на регулярные заявления о поддержке, не спешит ни предоставлять безвизовый режим, ни развёртывать полицейскую миссию.

В новом докладе по ситуации Украине миссия ООН отмечает ухудшение соблюдения прав человека. Доклад ООН по Украине: «Пытки, казни, работорговля». На днях Генеральная прокуратура начала уголовное производство по факту мародёрства, похищения людей и др. батальона «Торнадо», входящего в состав МВД.

Финансовая помощь исчисляется миллиардами, но это всё кредиты, внешний долг Украины растёт и ложится бременем на хрупкую экономику Украины.

Об экономике. Критикуя курс доллара в 13 грн., Порошенко обещал его снижение. Он выдвинул на пост главы НБУ Валерию Гонтареву. За год курс доллара с 13 грн. дошёл до 22 грн. В февральские дни обострения на фронте курс гривны на «чёрном» рынке падал до 40 грн.

При этом одобренное Порошенко правительство Арсения Яценюка берёт на себя всё новые обязательства по кредитам МВФ, в основе которых поднятие цены на газ для населения. Коммунальные тарифы поднялись в три раза, а реальные доходы населения снизились.

Обещанные реформы погрязли в бюрократическом болоте, коррупция если и уменьшилась, то неощутимо для экономики, инвестиции не идут, война «высасывает» из бюджета десятки миллионов гривен в день.

При этом в Украине множество переселенцев, трудоустройство которых происходит со скрипом, единая база жилья была создана спустя 4 месяца после начала конфликта, а проблемами людей, бежавших от войны на востоке, часто занимаются волонтёры.

На этом фоне появились слухи о том, что Порошенко недоволен политикой Яценюка и работой правительства. Обе ветви власти заявляли, что работают одной командой и имеют общее видение развития страны, а также не допустят конфликта, который случился во времена президентства Ющенко и премьерства Тимошенко. Однако сейчас уже не всё так гладко, как казалось год назад.

Валовый внешний долг Украины по итогам I квартала 2015 года сократился на 0,3%, или на $340 млн., и на 1 апреля составил $125,967 млрд., тогда как на начало года $126,307 млрд. Однако из-за значительной девальвации гривны и спада экономики объём госдолга Украины впервые превысил объём ВВП.

«Относительно ВВП объём долга вырос за квартал с 95,1% до 110,5% от ВВП», сообщает Национальный банк Украины в понедельник, 22 июня 2015 года. При этом НБУ уточняет, что в расчётах использовал среднеквартальный курс гривны. По данным НБУ, финансовый и корпоративный секторы экономики в январемарте этого года сократили объёмы обязательств перед нерезидентами на $5,7 млрд., однако долг государственного сектора вырос на $5,4 млрд., преимущественно в результате привлечения кредита от Международного валютного фонда ($4,9 млрд.). Помимо того, обязательства по депозитам центрального банка, благодаря операции СВОП с Народным банком Китая, выросли на $1,6 млрд. В результате внешние обязательства секторов общегосударствен­ного управления и центрального банка Украины выросли до $40,4 млрд., или с 26,4% ВВП до 35,5% ВВП, отмечает Национальный банк.

Он указывает, что внешний долг банковского сектора Украины сократился на $1,6 млрд. и составил $17,1 млрд., или 15,0% ВВП. В частности, долгосрочные обязательства уменьшились на $ 1,4 млрд., из них: на $1,0 млрд. по депозитам и остаткам на счетах нерезидентов (за счёт межбанковских операций на $1,3 млрд.); на $0,4 млрд. по кредитам и облигациям.

Внешний долг других секторов экономики сократился на $4,4 млрд до $58,8 млрд., или 51,6% ВВП. Задолженность сократилась по всем инструментам, в том числе на $1,6 млрд. по долгосрочным кредитам и облигациям; $0,2 млрд. по краткосрочным кредитам; $2,7 млрд. по торговым кредитам. Одновременно просроченная задолженность по долгосрочным кредитам и облигациям выросла на $0,9 млрд., отмечается в статистике НБУ.

Согласно ей, межфирменный долг предприятий, находящихся в отношениях прямого инвестирования, вырос на $0,4 млрд. до $9,6 млрд.

Нацбанк уточняет, что основной валютой внешних заимствований Украины по состоянию на 1 апреля 2015 оставался доллар США 75,3%. Удельный вес обязательств в СПЗ перед МВФ возрос с 6,0% на начало года до 9,4%, а доля внешней задолженности в гривнах осталась незначительной 2,6% от валового объёма долга. Обязательства в российских рублях составили 1,6% валовых внешних обязательств украинских резидентов.

Объём краткосрочного внешнего долга по остаточному сроку погашения с начала года уменьшился на $0,8 млрд. и по состоянию на 1 апреля 2015 составил $55,5 млрд.: сократились объёмы будущих выплат по всем секторам, кроме ЦБ из-за операции СВОП.

Объёмы выплат сектора общегосударственного управления, которые должны быть осуществлены в течение следующих 12 месяцев, составляют $6,6 млрд. и сократились за квартал на $1,3 млрд. Основная доля обязательств $5,4 млрд. выплаты по долговым ценным бумагам, из них $3,0 млрд. задолженность перед Российской Федерацией, указывает НБУ.

По его данным, обязательства реального сектора (вместе с кредитами прямого инвестора), которые должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев, составляют $36,9 млрд. и сократились на $0,7 млрд. Основным фактором стало сокращение кредиторской задолженности предприятий по внешнеэкономическим контрактам на $1,8 млрд. Однако выросли объёмы будущих выплат по долгосрочным кредитам на $0,9 млрд. за счёт роста просроченной задолженности.

Объёмы выплат банковского сектора в ближайшие 12 месяцев по состоянию на 1 апреля 2015 составляют $10,0 млрд, что меньше показателя на начало года всего на $0,2 млрд: уменьшение объёмов выплат по валюте и депозитам (на $0,76 млрд.) компенсировалось ростом будущих выплат по облигациям (на $0,65 млрд.), указывает Нацбанк.

Ранее регулятор сообщал, что валовый внешний долг Украины в 2014 году уменьшился на $15,77 млрд., или на 11,1%, в то же время из-за девальвации гривны и падения экономики показатель отношения валового внешнего долга к ВВП за минувший год ухудшился с 75,4% ВВП до 96,5% ВВП.

По данным Госслужбы статистики, с декабря 2013 года по апрель 2015 года инфляция составила 62%, т.е. в среднем всё подорожало в 1,62 раза. Но по отдельным позициям, которые являются важными для всех, цены увеличились намного больше. Даже обычный хлеб (не включая сдобу и печенье) вырос в цене больше средней инфляции или на 69%, сахар – на 66,5%. А рыба за это время подорожала на 86%, подсолнечное масло – на 88%, фрукты – на 136% (более чем в два раза выше средней инфляции), лекарства – на 75%, нефтепродукты – на 81%, коммунальные услуги – на 150% (в 2,5 раза выше инфляции), в том числе газ – в 5,3 раза (почти в 8 раз выше инфляции). Из продтоваров первой необходимости меньше инфляции выросла цена на мясо и мясопродукты – на 40%, яйца – на 29%, молоко – на 25%, сливочное масло – на 21,4%. Из самых необходимых промтоваров и услуг меньше всего подорожали проезд по железной дороге – на 31%, и образование – на 15,5%.

Нестабильности добавляет непонятная ситуация с украинскими олигархами. С одной стороны, власти заявили, что деолигархизация – одна из главных задач, но пока что вспоминается только конфликт между Петром Порошенко и Игорем Коломойским, приведший к отставке последнего с должности главы Днепропетровской ОГА. К остальным олигархам, согласно заявлениям силовых органов, вопросов нет.

Тяжёлое финансовое положение вынуждает украинцев активно протестовать. Если после Майдана 2004 года уровень протестных настроений резко упал, то после Евромайдана он только вырос. Против политики новых властей протестовали журналисты, шахтёры, заёмщики, военные, радикалы и даже псевдомитингующие. Люди требуют изменений. А они «ползут» со скоростью черепахи.

Традиционно в мире принято отсутствие изменений подменять популизмом. Украина в этом плане не исключение. Хотя настоящих реформ пока не увидели, но новых праздников уже полно. Порошенко установил День защитника Украины 14 октября, День памяти и примирения 8 мая, признал бойцов ОУН-УПА борцами за независимость Украины, подписал законы о декоммунизации, а также законы, которые запрещают пропаганду как коммунизма, так и нацизма.

Пётр Порошенко признаёт, что ожидал больших изменений за этот год, однако просит набраться терпения и ждать. Пока украинцы ждут, но уже совершенно очевидно, что терпения осталось не так много. Это понимают и власти, а значит, такая ситуация не может долго продолжаться. Да, не стоит забывать, что свои обещания не всегда выполняют даже президенты США, но у нас совершенно другая ситуация – война и «застой» с реформами ставят Украину на грань выживания.

Вызывает непонимание у экономистов, аналитиков, да и обычных обывателей принятое Кабинетом Министров решение о приватизации. Правительство уже инициировало процесс необходимых для этого законодательных изменений. Так что к списку, в котором и без того немало лакомых облэнерго, горгазов и портов, вскоре добавятся новые, не менее интересные объекты. Несмотря на шквал обрушившейся критики, власти настроены решительно и отступать от намеченных планов не намерены. И хотя времени для качественного проведения приватизационных процессов в этом году уже не хватит, и реальных инвесторов, желающих приобрести украинские активы, днём с огнём не найти, а отсутствие конкуренции вкупе с плачевным состоянием выставляемых на продажу госкомпаний гарантирует госбюджету минимальный доход, процесс запущен.

«Сегодня многие страны мира демонстрируют примеры эффективности государства в качестве собственника. В ведущих странах удельный вес государственного сектора составляет примерно 20–40%, рассказала Ирина Ратинская, эксперт по приватизации Института общественных исследований. Для эффективного управления госсобственностью необходима реформа, централизирующая функции госуправления и внедряющая современные инструменты и методы корпоративного управления и других практик, используемых в частном секторе. Сейчас в Украине действует децентрализованная система управления объектами госсобственности. Функции распылены между огромным количеством центральных и местных органов власти, что приводит к непрозрачности и неподконтрольности государству управленческих процессов, к коррупции и возможности применения схем сознательного доведения до банкротства государственных предприятий». «Война и угроза дефолта обесценили не только активы, но и пассивы: государственные обязательства Украины сейчас можно скупить с огромным дисконтом, собственно, примерно с таким же, как и активы. То есть, если направить деньги от приватизации на обратный выкуп долговых обязательств, то государство как сильно задолжавший собственник только выиграет. Но, конечно, при условии, что приватизация будет прозрачной и высококонкурентной», объяснил Владимир Дубровский, старший экономист «CASE Украина».

Конечно, такой уверенности нет. О прозрачных механизмах приватизации только говорят, цена этим словам известна. Правительству всё ещё мерещатся иностранные инвесторы, которые выстроятся в очередь скупать украинские госактивы. Но наиболее вероятным окажется иной сценарий госпредприятия скупят местные олигархи во власти и около неё. У них, в отличие от иностранных компаний, есть и интерес к представленным в списке объектам, и возможности напрямую управлять процессом приватизации длительным, непрозрачным и коррумпированным. До сих пор в Украине практически не было крупных стратегических объектов, которые бы были приватизированы по прозрачной процедуре. Такие сделки всегда проходили кулуарно, с участием верхушки власти, и все участники процесса понимали, кто, что и за сколько получит. Разделив между приближёнными лакомые кусочки эффективных предприятий электроэнергети­ческой, машиностроительной и горнодобывающей отраслей, действующая власть оставит потомкам балласт в виде тысяч предприятий, находящихся на грани банкротства, и ещё менее привлекательных государственных недостроев.

По всей видимости, «честные и прозрачные» приватизационные процессы будут управляться напрямую из кабинета президента. И в действительности не так важно, как именно разделят именинный пирог, важно, что делить его будут так же, как и во все предыдущие разы, в ущерб национальным интересам. И пока МЭРТ рассуждает о грядущей эффективности госуправления, а Минфин считает, сколько он если не получит, то хотя бы не потеряет после приватизации, ICU (внезапно заинтересовавшаяся энергорынком в конце прошлого года) приценивается, чем ещё пополнить «копилочку» президента Порошенко, а братья Суркисы, Коломойский и Григоришин уже делят милое им облэнерго. Каждому своё.

Как уже заведено, любые непопулярные решения оправдываются в Украине обязательствами перед МВФ. Но в меморандуме, который Украина подписала с фондом, не идёт речь именно о приватизации. Там чётко написано: «создать стратегию реформирования сектора госпредприятий, предусмотреть меры, необходимые для усиления бюджетного надзора, улучшить корпоративное управление». Речь идёт не о приватизации, а о поиске вариантов улучшения управления государственными активами. Конечно, эксперты фонда не возьмутся останавливать украинскую власть, вышедшую за рамки договорённостей и подменившую реструктуризацию приватизацией.

Ещё бы, ведь рейтинги недоверия власти растут так, что она (власть) может очень быстро уйти из-под ног, а её ещё надо успеть конвертировать в капитал, пока происходящее ещё удаётся скрывать за ширмой псевдореформ, войны за страну и сотрудничества с МВФ. Жадность берёт верх над страхом приватизационный адреналин будоражит и побуждает к действиям топ-политиков и чиновников. Без особой оглядки даже на то, что уже два экс-руководителя ФГИ явно преждевременно расстались с жизнью при весьма странных обстоятельствах.

Всё выше сказанное привело к снижению рейтинга не только президента, но и всей власти Украины. Вот результаты одного из последних опросов, опубликованных в еженедельнике «Зеркало недели» и ежедневной газете «Вести» (данные приведены с учётом мнений в регионах Украины):

Какими могут быть следующие четыре года Порошенко?

Строго говоря, ни один из четырёх украинских президентов-предшественников Петра Порошенко не может похвастать, что пришёл на свой пост и ушёл с него без особых скандалов. Леонид Кравчук, избранный в далёком 1991 году, ушёл досрочно в 1994-м вследствие политического кризиса.

Леонид Кучма, пришедший ему на смену, умудрился подмочить свою «избирательную» репутацию несколько раз. Победил Кравчука он в честном «поединке», но в 1999 году трагически и при невыясненных до сегодня обстоятельствах погиб его (Кучмы) наиболее вероятный конкурент на грядущих президентских выборах Вячеслав Черновол, а его место занял Пётр Симоненко, прогнозированно проигравший Кучме. Второй раз Леонид Данилович «прославился», объявив своим преемником Виктора Януковича, следствием чего стал «помаранчевый» Майдан 20042005 гг. и победа Виктора Ющенко в третьем туре президентских выборов. Да и об акциях «Украина без Кучмы» забывать не стоит.

Ющенко же стал образцом политика первой величины, растерявшего за пять лет 9/10 своих сторонников. На президентских выборах 2010 г., на которые он не постеснялся выдвинуть свою кандидатуру, он набрал аж 5% голосов.

Виктор Янукович уже вошёл в историю Украины как президент, приведший Украину к Евромайдану, как президент, покинувший под давлением общества не только пост, но и страну, под угрозой ареста.

Пётр Порошенко за первый год пока не успел настроить против себя страну, хотя на фоне массовых проблем и потерял свой рейтинг.

Вот мнение политических экспертов, усидит ли на «троне» Пётр Алексеевич положенные ему по Конституции 5 лет, и какой будет наша страна после его ухода с поста президента. Вот как оценивают возможные события ведущие украинские политические эксперты:

1.Тарас Березовец, политолог:

Благоприятный сценарий последующих четырёх лет каденции Порошенко – это сценарий, при котором Украина сначала заморозит конфликт на Донбассе, а потом наша страна реинтегрирует эту территорию и возобновит там суверенитет. Кроме того, Украина получит безвизовый режим с Европейским союзом, чёткую перспективу членства в НАТО и ЕС. Будет изменена Конституция, проведена децентрализация. Упростятся условия для бизнеса, к нам придут инвестиции. Худший же сценарий – это не тогда, когда произойдёт так называемый «третий майдан». Нет. Нам навяжут эти образования – «ЛНР» и «ДНР», что приведёт к распространению заразы сепаратизма везде. И тогда Украину ждёт развал, возможно, по Днепру. Понятно, что тогда не стоит ожидать улучшения отношений ни с НАТО, ни с ЕС. Вместо этого мы можем получить дефолт. Что касается политической судьбы Порошенко, то я не думаю, что его могут сбросить в результате «третьего майдана». По крайней мере, на сегодня. Он, этот «майдан», возможен только тогда, когда будут провалены все экономические реформы, усилятся сепаратистские тенденции. Не верю также, что все 4 года нас ждёт «вялотекущая» евроинтеграция, без реальных достижений. Всё-таки Порошенко – куда более жёсткий президент, нежели Виктор Андреевич, скользкий и бесхребетный политик. 5-процентный рейтинг, как у Ющенко под конец каденции, Петру Алексеевичу не грозит.

2. Андрей Золотарёв, политолог:

Если президент сделает выводы из первого года своего президентства и в первую очередь займётся делом, а не будет заниматься информационными манипуляциями, попросту говоря, перестанет врать и займётся не имитацией, а реальной модернизацией страны, то тогда у него будет перспектива. На сегодня, несмотря на достаточно грустный баланс исполненных/неисполненных обещаний, несмотря на то, что большинство граждан очутилось за чертой бедности, всё-таки у президента остался ещё довольно-таки приличный рейтинг. И это оставляет ему перспективу. Если же президент и дальше продолжит играть в политику, делать такие «шизофренические» шаги, как с законом о декоммунизации, когда 15 мая он его подписал, а 16-го уже оправдывался перед Коморовским, то тогда президент, начавший с досрочных парламентских выборов, окончит досрочными президентскими, но уже без своего участия. Смена главы государства может произойти достаточно немирным способом, ведь сейчас уже много людей, как герой Марио Пьюзо, поняли, что с помощью доброго слова и револьвера можно решить гораздо больше, нежели только с помощью доброго слова. И тогда нам останется только гадать, куда подастся Пётр Алексеевич, но последствия для него в любом случае будут грустными. Но я считаю, что Пётр Алексеевич – умный человек и достаточно ловкий политик, и ему хватит ума не доводить до такого сценария. Поэтому, думаю, перспектива усидеть в президентском кресле для него больше, нежели уйти досрочно.

3. Владимир Фесенко, политолог:

Я не стану прогнозировать. Любой ответственный и профессиональный политолог не сможет дать вам прогноз на четыре года вперёд. Это абсолютно бессмысленно! Вот, скажите, кто в 1987 году прогнозировал распад СССР уже через четыре года? Допускали, конечно, что это когда-нибудь случится, но не более. А кто мог спрогнозировать два года назад, что Януковича на посту президента ожидают не только некоторые проблемы? Сейчас ситуация настолько изменчива, настолько непредсказуема, столько факторов влияния, что более как на полгода прогнозировать что-либо бессмысленно. И таких непредсказуемых факторов много. И это не только общественные настроения. Мы можем спрогнозировать поведение Путина? Нет. Мы можем сказать точно, как будет развиваться ситуация на Донбассе? Тоже нет. Я уж не говорю о вещах, неподвластных людям, о булгаковской Аннушке, которая, может, уже разлила масло. Поэтому я как человек ответственный не занимаюсь ненаучной фантастикой.

4. Юрий Палийчук, политический эксперт:

Худший сценарий для Украины в последующие четыре года президентства Порошенко – это усиление раскола, внутренняя дестабилизация и постоянные экономические трудности из-за тлеющего конфликта на Донбассе или легализации «ДНР» и «ЛНР» как частей нашей страны. Последний вариант – это, по моему мнению, даже хуже, чем если мы проиграем войну за Донбасс и признаем неспособность решить вопрос силовым путём. Лучший сценарий – если конфликт на Донбассе будет решён в интересах Украины, а не Германии, Франции, России или США. Даже если он будет предусматривать потерю части территории, но сохранение реального суверенитета, права на государственность и независимую внешнюю политику. Собственно, от Порошенко, который, согласно Конституции, отвечает за национальную безопасность, оборону и внешнюю политику, зависит, по какому сценарию следующие четыре года пойдёт Украина. И первый вариант, и второй не гарантируют ему сохранение должности президента. Но ему следует думать не о власти, а о том, кем он себя видит в учебнике по истории Украины.

5. Тарас Черновол, политик:

«Во время последних и парламентских, и президентских выборов я настаивал, что мы должны относиться к ним серьёзно, ведь они проходили с прицелом на полный срок. И не стоит надеяться на досрочные выборы, поскольку вряд ли появятся основания для общественных возмущений столь мощных, что они приведут к досрочному прекращению президентских или парламентских полномочий. Внепланово мы можем пойти на выборы разве что тогда, когда случится катастрофа – массированное вторжение России. Но оно, опять же, маловероятно. Что касается самого хода войны, то ещё перед выборами Порошенко говорил, что он – президент мира, притом, что именно Порошенко первым начал наступательные и успешные действия на востоке, и всё шло в нашу пользу.

Сейчас же план президента сводится к двум вещам. Первое: прекратить огонь, кровопролитие, временно заморозив конфликт. На востоке появятся международные миротворцы. Тогда начнётся второй этап, который, думаю, он закончит к концу своей каденции: постепенное вытеснение с этих территорий российского влияния с параллельной реинтеграцией их в украинское пространство. Хотя полная реинтеграция, наверное, через четыре года всё же не закончится. Что касается экономической политики, то, имея самую многочисленную фракцию в парламенте, президент не будет стоять в стороне от решения экономических проблем. Но учитывая опыт 2005 года, Порошенко точно не пойдёт на открытый конфликт с Яценюком и правительством в целом. Имея серьёзное представительство в министерствах, Порошенко мог бы «добить» Яценюка, Авакова отправить в отставку, при этом сохранив коалицию. Но он на это не пойдёт. Президент отдаст роль борцов с правительством мелким политсилам в Раде, а свою оградит от таких склок, сохранив определённый постоянный прессинг на правительство. Поэтому повторения конфликта «президент против премьера» мы не увидим никогда».

Пока же ситуация такова: европейское агентство по вопросам предоставления убежища (EASO) сообщило о взрывном росте числа украинцев, желающих покинуть родину и получить убежище в странах Европы. «В прошлом году общее количество заявлений на предоставление убежища (в государствах ЕС, Швейцарии и Норвегии) составило 660 тысяч. Из них 220 тысяч было подано в средиземноморском регионе, то есть 440 тысяч подано в иных местах. И это важно для понимания», заявил исполнительный директор EASO Роберт Виссер. Он отметил, что среди лиц, прибывающих из Восточной Европы, самую многочисленную группу составляют выходцы из Украины. В общей картине они вошли в шестёрку стран с наиболее неблагополучными показателями. «Эти шесть стран: Сирия, Эритрея, Ирак, Сомали, Нигер и Украина», цитирует ТАСС слова Виссера. Директор EASO обратил внимание, что «до начала гражданской войны Украина не была страной, гражданам которой требуется убежище».

В интервью «Познавательному ТВ» украинский политический эксперт Р. Ищенко напомнил, что предыдущему главе Украины Виктору Януковичу пришлось спасать свою жизнь. Порошенко же, по словам политолога, может даже не рассчитывать на такое удовольствие. Недовольство и степень агрессии среди населения выросли до предела. С момента получения Украиной независимости «каждый новый глава грабил её с всё большей силой». «Это, в свою очередь, стало причиной постепенного ухудшения жизни народа, на фоне чего буйно расцвела агрессия. Отразилось это и на самих представителях власти. Двадцать лет назад они ещё просто боролись „за место под солнцем“. Затем пришло время борьбы с оппонентами путём их заключения в тюрьмы. Сегодня же за ними во всю гоняются с автоматами», заявил Ищенко. Резко возросший накал агрессии в стране Ростислав Ищенко связывает с возможной насильственной кончиной Порошенко. «На фоне обострившегося недовольства всем и вся сегодня опасно сталкиваться с представителями народа. Это Кравчук и Кучма ушли спокойно. Ющенко уже досталась порция позора. Януковичу довелось испытать более яркие ощущения, пока он спасал свою жизнь. Если же поймают нынешнего президента, то сразу повесят почти стопроцентная гарантия», считает политолог.

Краткие выводы:

1. Анализ стремительно ухудшающееся экономической ситуации, связанной с падением производства, сокращением рабочих мест, ухудшением социального положения абсолютного большинства населения страны, при увеличивающихся доходах олигархов (в том числе и П. Порошенко) всё больше вызывает негативное отношение как к власти, так и к конкретным её лицам Президенту П. Порошенко, Премьер-министру А. Яценюку, а также ко всему украинскому политикуму. Более того, подобное негативное отношение будет только нарастать.

П. Порошенко пытается дистанцироваться от негативных результатов экономической деятельности правительства, не принимая на себя ответственность за всё более ухудшающееся положение страны. В последнее время украинские экономические эксперты и аналитики всё чаще говорят о реальной угрозе дефолта, который может привести к обвалу всей финансовой и банковской системы, массовому сокращению и остановке производства, рабочих мест и как следствие – социальному взрыву.

Понимая, что власть нынешнего политикума получена из рук радикализированных группировок, которые также недовольны действиями власти, начата процедура ликвидации созданных ими военизированных формирований, в том числе и тех, которые создавали и финансировали такие одиозные фигуры как И.Коломойский. К таким относятся: Правый сектор, батальон «Торнадо», батальон УНА-УНСО. Прекращены тренировки американскими инструкторами военнослужащих полков «Азов» и «Айдар» из-за крайне националистических, профашистских взглядов и идеологии, проповедующихся в этих подразделениях.

Однако участие членов указанных формирований в боевых действиях на востоке страны привело к тому, что в этих формированиях накопилось достаточно большое количество оружия и боеприпасов, которые и так стремительно растекаются по всей стране.

Со стороны руководителя Правого сектора Д. Яроша в последнее время раздаются угрозы в адрес руководства страны за сложившееся положение, а также призывы к свержению власти. Такие же угрозы раздаются и со стороны руководителей батальонов УНА-УНСО и «Торнадо».

В этой связи П. Порошенко вероятнее всего пойдёт на разрушение сложившейся коалиции с А.Яценюком, обвинив его во всех грехах и потребовав отставки, что ещё больше усугубит шаткое равновесие.

В таком случае коалиции с Ю. Тимошенко и О. Ляшко не будет достаточно для большинства голосов. Объединяться же с Оппозиционным блоком он сегодня не готов. Значит – потребуется переформатизация парламента, а это – новые выборы в Верховную Раду, что, в условиях падения рейтинга для Президента и его блока опасно.

2. Ожидать реальных переговоров с лидерами ДНР/ЛНР о прекращении огня и статуса этих районов, как того требуют ЕС и Россия, не представляется реальным. Такие переговоры могли бы начаться при условии, если бы России удалось договориться с лидерами США, которые в свою очередь начали бы давление на руководство Украины. А пока этого нет, война будет продолжаться, тем более, что в ней заинтересованы многие «бизнесмены» от власти и политики, получающие на этой войне немалые дивиденды.

С другой стороны, представив особый статус Донбассу можно ожидать стремление получить такой статус со стороны западноукраинских регионов, подогреваемых польскими и другими политиками. Так, что похоже, что конфликт на востоке страны станет вялотекущим и неутихающим на неопределённое время.

3. Политическая структура страны неоднородна. Верховная Рада Украины приняла ряд радикальных законов о так называемой «декоммунизации», которые ещё более углубили пропасть между юго-востоком и западом страны. Президент Порошенко подписал и законы Верховной Рады, и закон о героизации воинов УПА. И к тому же заявил, что в ближайшее время подаст в Раду законопроект об ответственности за непризнание этой героизации. Однако вскоре после этого, отвечая на вопросы американской прессы об отношении к украинским националистам, президент заявил, что не позволит «демонстрировать то, что будет губительным для украинской репутации».

В стране ведётся беспрецедентная пиар-компания. Подконтрольные СМИ говорят о том, что именно Россия страна-агрессор виновата во всех внутренних и внешних проблемах страны. Европейские партнёры Украины, прежде всего в лице Германии и Франция, требуют от Порошенко неукоснительного выполнения минских соглашений-2. На их реализацию западные политики отвели Украине полгода. В то время как, ДНР и ЛНР требуют предоставления им фактически полной независимости, а оппозиционный блок в Верховной Раде и вовсе ратует за предоставление всем регионам таких же прав в будущей Конституции страны, которую планируется вынести на общеукраинский референдум в конце нынешнего или начале будущего года.

Если дальнейшее развитие пойдёт по такому пути, то распад государства станет наиболее вероятным сценарием.

Порошенко так и не стал президентом всей Украины, он таким только казался.

4. Учитывая падение авторитета в большинстве регионов страны, а также предстоящие выборы в местные советы, П.Порошенко ищет способ его повышения. Таким способом могли бы стать позитивные экономические преобразования в регионе, где его рейтинг на выборах был самым низким – в Одессе и Одесской области.

Именно этим и продиктовано неоднозначное решение о назначении губернатором М. Саакашвили, получившим широкие полномочия по борьбе с коррупцией, чиновничьим беспределом, а также по разрушению правящих в городе и области элит.

В случае успеха М. Саакашвили, по всей вероятности, рассматривается как возможный преемник на посту премьер-министра Украины. В этой связи британская газета Financial Times опубликовала комментарий своего обозревателя Тони Барбера, который высказался по поводу назначения на пост губернатора Одесской области экс-президента Грузии Саакашвили: «Его реформистский пыл в сочетании с неукротимой уверенностью в себя, с непредсказуемостью и способностью к неправильным оценкам ситуации порой граничили с безрассудством», пишет он. «Конечно, назначение Саакашвили должно рассматриваться в контексте усилий Порошенко отстаивать контроль над различными регионами Украины и секторами экономики, где правили бал соперничающие олигархи, процветала коррупция и местные жители видели лишь несколько выгод от прошлогодней революции в Киеве», пишет Барбер.

По словам автора, «Черноморский порт имеет собственный гражданский дух, а Одесса всегда была незабываемой она имела красоту и атмосферу в отличие от других советских городов». И именно это ощущение одесситами собственной свободы и неповторимости может создать проблемы для «чужака» Саакашвили, который привык действовать нахрапом».

То есть это назначение, а также цели, преследуемые П.Порошенко в плане быстрых преобразований в Одесском регионе являются попыткой поиска «бриллианта в куче украинского навоза».

А пока результатом продолжающегося экономического хаоса является тот факт, что страна всё больше напоминает тонущий корабль, пассажиры которого стараются его покинуть.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.