Меню Закрыть

И.И. Никитчук: Чистая вода как главный жизненный ресурс

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-04-18 10:01

 

 

 

Депутат Государственной Думы, первый заместитель Председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И. Никитчук 17 апреля 2013 года принял участие во Всероссийском съезде специалистов водоканалов, на котором выступил с докладом по рассматриваемой съездом повестке.

 

— Уважаемые коллеги!

Никитчук

Иван Игнатьевич

Позвольте вас поприветствовать от имени руководства Государственной думы, Фракции КПРФ в Государственной Думе и Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и пожелать всем участникам успехов в работе, полезных контактов.

Каждый из нас прекрасно понимает, что вода является важнейшим ресурсом. Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней. Проблема доступности воды в мире обостряется. По оценке экспертов Организации Объединенных Наций уже к 2025 г. не менее 52 стран мира с населением более 3 млрд. человек будут жить в условиях дефицита питьевой воды.

Дефицит воды может выступать также одной из причин возникновения продовольственной проблемы, поскольку до 70% расхода воды используется именно на сельскохозяйственные нужды.

Россия является одной из наиболее богатых водными ресурсами стран. По объему речного стока наша страна занимает второе место в мире после Бразилии.

Располагая огромными водными ресурсами, мы не всегда их рационально используем. Кроме того, на наиболее развитые и наиболее заселенные центральные и южные районы Европейской части России, где, как известно, сосредоточено около 80% населения, приходится лишь 8% водных ресурсов.

Однако острый дефицит воды ощущается не только по причине неравномерного распределения водных ресурсов, но и в связи с поистине варварским их загрязнением бытовыми и промышленными стоками. Сегодня в России 45% наземных и 25% подземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам.

Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены, например, вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.

Централизованные системы водоснабжения имеют 99% городов, 83% поселков городского типа и около 22% остальных населенных пунктов. Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тысяч 650 коммунальных и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%.

В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2-3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности, превышающее норму, от 2 до 5 раз.

В связи с повсеместным загрязнением источников питьевого водоснабжения, несовершенством либо отсутствием устройств водоподготовки в системах питьевого водоснабжения не менее 50% населения страны потребляет некондиционную воду. Эта часть населения ежедневно подвергает риску своё здоровье.

Сегодня в стране ежегодно образуется около 20 млрд. км куб сточных вод. При этом водозабор из всх источников составляет более 42 млрд. км куб.

В результате безответственного отношения к сохранению водного ресурса в течение последних 10-15 лет были созданы условия, в том числе и законодательные, для свободного использования подземных вод – стратегического ресурса жизнеобеспечения, – при которых объемы изъятия этой воды превысили их ресурсы.

На территориях (от Ленинградской области до Иркутской), где подземные воды являются основным или единственным источником питьевого водоснабжения, в водоносных горизонтах продолжают формироваться крупные депрессионные воронки. Площади некоторых из них составляют более 4 млн. гектаров, а снижение уровня воды в центре таких воронок составляет от 25 до 130 м (Московская область и г. Москва, части Владимирской, Калужской, Тверской, Орловской, Брянской, Белгородской областей, Краснодарского края, Республик Адыгея, Дагестан и Калмыкия, Ставропольского края, Республик Мордовия, Башкортостан, Пензенской, Томской, Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областей, Республики Алтай). Указанные параметры снижения уровней подземных вод свидетельствуют об истощении ресурсов пресных подземных вод, о реальной угрозе лишения прав граждан на доступ к воде, их права на жизнь и хозяйственную деятельность.

Из приведенного можно сделать тревожный вывод о том, что прогрессирующее загрязнение водных объектов вредными веществами, а также истощение ресурсов подземных вод, активизированные пороками системы государственного управления водными объектами, противоречиями и изъянами в законодательстве является реальной угрозой национальной безопасности России, здоровью её граждан, дальнейшему ухудшению демографической ситуации в стране.

Профессионалы-водники считают, что первопричиной кризисного состояния водных объектов и водных ресурсов является безответственность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, порожденная Законами Российской Федерации «О недрах», «Об охране окружающей среды», и особенно Водным кодексом Российской Федерации.

Этот базовый законодательный акт был навязан стране, отвергнув замечания и предложения российских специалистов. В итоге, мы имеем Водный кодекс, губительный для водного хозяйства России.

Водный кодекс создал правовую основу для проведения в стране водохозяйственной политики, которая вместо решения задач обеспечения потребностей населения и экономики в водных ресурсах и услугах, решения проблем качества воды, защиты от вредного воздействия вод, охраны природы, и т.д., делает акцент на обслуживание узкокорыстных частных интересов российского и зарубежного бизнеса.

Вызывает удивление, например, позиция Министра регионального развития РФ, изложенная на пленарном заседании 3-го Международного форума «Чистая вода», 6 ноября 2012 года. Рассматривая роль государства в ЖКХ, он заявил: «На современные формы управления коммунальной инфраструктурой – долгосрочную аренду и концессию – перешли пока только 37% всех водоканалов. Все остальные – по-прежнему находятся в муниципальной собственности». Министра обязаны были ознакомить с данными Организации Объединённых Наций о том, что  90% населения в мире пользуются государственными услугами в секторе водоснабжения и водоотведения, в том числе, в США – 86%, в странах ЕС – 80%.

Недавним подтверждением правильности такого курса стала информация об успешном выполнении одной из ключевых «Целей Развития Тысячелетия ООН» (ЦРТ ООН) в сфере водоснабжения и санитарии.

В 2000 году ООН приняла решение: 2015 году – уменьшить вдвое число людей на планете, не имеющих доступа к питьевой воде и санитарии. Более 1 млрд. человек. не имели доступа к водоснабжению и более 2 млрд. человек – услугам санитарии.

В 2002 году в Иоганнесбурге на Всемирном Форуме по Устойчивому Развитию было заявлено о ключевой роли частного сектора в достижении этой цели.

Однако в 2012 году ООН представляет доклад с иными результатами работ по указанной проблеме. Неожиданным является следующее:

а) Удалось досрочно достичь ЦРТ ООН в области водоснабжения;

б) Не оправдал надежд частный сектор. Указанные цели были достигнуты, благодаря ключевой роли государства. В этой связи даже Всемирный банк  пришёл к выводу: «Участие частника в создании водной инфраструктуры разочаровало – он, вопреки надеждам, играет значительно менее важную роль в финансировании создания инфраструктуры в городах. Это явилось неожиданностью на фоне того большого внимания, которое уделялось и продолжает уделяться частнику в стратегиях по мобилизации финансирования для создания инфраструктуры…».

Пример: Даже в самом нищем, проблемном регионе мира – суб-Сахели Африки – государство оплачивает 80% всех расходов в сфере водоснабжения и санитарии (данные 2010 года). Указанная ключевая роль государства характерна для всей Африки.

России было бы полезно использовать опыт США в этой области. В 1972 году, с принятием «Закона о Чистой Воде» в США был осуществлён переворот в менталитете общества и власти, которые осознали ключевую роль чистой воды для жизнеобеспечения страны.  Законом была одобрена и начата реализация грандиозной Программы борьбы с загрязнением вод посредством строительства предприятий водоподготовки и очистных сооружений.

Успех Программы стал возможен благодаря применению двух ключевых инструментов:

— Создано правительственное Агентство по Охране Окружающей Среды, которое включило в Программу обязательное достижение следующих двух целей: а) ликвидацию всех источников точечного загрязнения; б) достижение такого качества вод, которое удовлетворяет требованиям рыбоводства, а также безопасному и комфортному пребыванию людей на природе. В основу своей деятельности Агентство заложило директивные методы, обеспечивая контроль и руководство ходом реализации Программы.

— Руководство США обеспечило значительное финансирование её выполнения. За 20 лет федеральное правительство выделило на эти цели 112,6 млрд. долларов только на строительство очистных сооружений. Правительства штатов также выделили 72 млрд. долларов. Вклад частного сектора в реализацию Программы также был значительным.

Мировой опыт свидетельствует о том, что невозможно решить ключевые проблемы водного сектора и связанные с ними проблемы экономики и охраны природы без разработки и внедрения инноваций в этих областях. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Китая, Евросоюза и США.

В этой связи предлагаем:

—  Минрегиону РФ, Минприроды РФ  и другим заинтересованным министерствам и ведомствам изучить опыт Китая, США и Евросоюза в указанной области;

— Президенту РФ дать поручение, опираясь на мировой опыт, разработать и реализовать под патронажем президента РФ «Федеральную стратегию в области науки и технологий для решения проблем водообеспечения и качества воды в России». Обосновать это предложение резким ухудшением качества водных ресурсов в мире, воздействующих на жизнеспособность стран, и беспрецедентными мерами в экономически развитых странах, направленными на разработку и внедрение в водное хозяйство инновационных технологий.

— Под объединённым руководством Минрегиона РФ, Минприроды РФ и других основных министерств и ведомств, определяющих водную политику России, разработать (по примеру Китая) «План Внедрения Технологических Достижений для Рационального Использования и Охраны Вод».

Не могу не отметить, что действующим Водным кодексом Российской Федерации не урегулирована ни одна из множества проблем водопользования и охраны водных объектов. Некоторые из них оказались в лабиринте неразрешимых противоречий, так как законодатели не учли, что природная вода находится в непрерывном движении, что вода – ресурс возобновляемый, но весьма уязвимый, что водные ресурсы ограничены.

Например, государственная система управления использованием и охраной водных объектов, состоящая ранее из трёх федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с этим Кодексом доведена до 86 органов исполнительной власти, которых 83 органа государственной власти субъектов РФ. Спрашивается: «Можно ли найти крайнего в таком хаосе управленческих решений в области использования и охраны водных объектов в пределах речного бассейна?». «Какой результат может принести указанная система управления в такой ответственной области природопользования?».

Главное, в Водном кодексе Российской Федерации отсутствуют механизмы рациональным использованием, восстановлением и охраной  водных объектов, В нем имеется ряд сомнительных положений и пробелов.

Приведение Водного кодекса Российской Федерации в соответствие с законами природы, опытом человеческой цивилизации по разумному использованию и охране источников питьевого водоснабжения, нацеленных на восстановление качества воды в них и предотвращение истощения водных ресурсов – одна из главных задач Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в текущем году.

Среди основных проблем использования водных ресурсов водоемов и рек —  это устаревшие водоемкие технологии, высокий уровень потерь воды при транспортировке и недостаток эффективных законодательных и экономических механизмов стимулирования внедрения и применения водосберегающих технологий.

Среди проблем использования подземных вод — нарушение режима использования их ресурсов, бурение скважин на воду без разрешения и без проектов, бесконтрольный забор воды из таких скважин.

Такая анархия в использовании подземных вод уже привела к истощению их ресурсов, к необходимости принятия экстренных мер по сокращению объемов забора этих вод с единственной целью – не допустить полного исчерпания их запасов и связанного с этим процессом загрязнения этих вод.

Для решения этой проблемы возможно потребуется строительство групповых водозаборов… Для ее решения, естественно, будут привлекаться или создаваться новые ВОДОКАНАЛЫ!

Как видите, уважаемые коллеги, проблему создать очень легко, а решить ее очень тяжело и накладно.

Сегодня Водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. происходит увеличение объёма вовлекаемых водных ресурсов.

В целом для сохранения водных экосистем необходима модернизация очистных сооружений, предотвращение деградации малых рек и исключение истощения ресурсов подземных вод и их загрязнения. И эти мероприятия должны быть законодательно обеспечены.

В настоящее время утвержден основополагающий документ по развитию водного хозяйства России — Водная Стратегия России до 2020 года. В этой стратегии закреплены базовые принципы в области использования и охраны водных объектов. В Стратегии также определены принципы сохранения водных экосистем и условия для взаимодействия участников водных отношений.

На реализацию мероприятий, предусмотренных Водной стратегией России, и решение других водохозяйственных проблем нацелена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350.

Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса этой Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

— ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;

— защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

— развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;

— сокращение негативного антропогенного воздействия на состояние водных объектов и их экологическая реабилитация.

В результате реализации Программы предполагается обеспечить:

— строительство новых водохранилищ и реконструкцию гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения — 72 единицы;

— строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты и берегоукрепление протяженностью около 1,7 тыс. километров;

— строительство и реконструкцию объектов по очистке сточных вод и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения — 225 единиц;

— экологическую реабилитацию водных объектов, включая санитарные расчистки русел рек — 4,3 тыс. километров;

— приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности  –    2,4 тыс. единиц;

— открытие новых и модернизацию существующих гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети  –   3,6 тыс. единиц.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 523,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета — 291,6 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 108,6 млрд. рублей, средства внебюджетных источников — 123,2 млрд. рублей.

Затраты на проведение НИОКР и нормативно-правовое сопровождение Программы составят 4, 03 млрд. рублей.

Программой предусматривается, что привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы будет осуществляться через механизм софинансирования региональных целевых программ из средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям Программы.

Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию Программы планируется осуществлять в рамках реализации проектов по капитальному строительству и модернизации комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения с использованием механизма субсидирования с покрытием части платежей по процентам за пользование заемными средствами за счет бюджетных средств в объеме трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России.

Но, вообще говоря, основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Экологической доктрине Российской Федерации.

В развитие данных мер 27 мая 2010 года было проведено заседание президиума Государственного совета по экологии, на котором были рассмотрены направления развития государственной политики в сфере охраны окружающей среды. В рамках реализации решений, принятых по итогам заседания, Минприроды России были разработаны Основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды, а также подготовлен пакет законопроектов.

Ряд законопроектов из этого пакета находятся в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Их принятие создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на совершенствование системы нормирования воздействия выбросов, сбросов и размещения отходов производства и потребления, построенного на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Данные законопроекты находятся в высокой степени готовности, и их принятие будет способствовать не только достижению целей охраны окружающей среды, но и одновременно модернизации промышленности в стране.

Одним из таких законов является закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

Законопроект предусматривает сроки и порядок перехода промышленных предприятий на так называемые наилучшие доступные технологии и основывается на комплексном подходе к регулированию охраны окружающей среды. По сути, этот законопроект является одним из первых шагов гармонизации российского природоохранного законодательства с европейским. В первую очередь с таким документом, как Директива Совета Европейского Союза от 24 сентября 1996 года «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Вам всем хорошо известно, что существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. В течение нескольких десятков лет данная система доказала свою природоохранную эффективность, хотя и не без недостатков. Весь смысл вносимых изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять некоторые излишние административные барьеры.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Этот момент очень важен, и я на нем хочу особо обратить ваше внимание. Из более чем 3 млн. хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное воздействие, только немногим более 10 тыс. из них наносят ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. В отношении остальных предприятий предусматривается не ужесточение требований, а снятие административных барьеров, мешающих их развитию, и им в этом смысле будет работать проще и легче. Таким образом, 2 млн. 700 тысяч предприятий Российской Федерации будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тысяч предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов и выбросов. Остальным придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

Таким образом, еще раз подчеркну, что с учетом мирового опыта в основу новой системы нормирования положен принцип наилучших доступных технологий, которые представляют собой оборудование и технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом экономически доступны для субъектов предпринимательства.

Законопроектом будут установлены конкретные сроки перехода на новейшие технологи, не исполнение которых повлечет серьезные штрафные санкции за нанесение вреда окружающей среде.

Прохождение законопроекта проходит очень трудно. В первом чтении он был принят еще в 2011 году, т.е. почти два года назад. Правительство, внося данный законопроект в Думу, не согласовало заранее, с так называем предпринимательским сообществом, все болевые точки. Прежде всего, это сроки перехода на новые технологии, что определяет финансовые затраты предприятий. Сегодня те, кто наносит самый большой ущерб природе – нефтяники, газовики, металлурги, горняки, стеной встали против законопроекта, доказывая, что у них нет средств для перехода на современные технологии. Идут непрерывные совещания в Минприроды, на уровне вице-премьеров, но особого прогресса пока не наблюдается.

Второй важный сдерживающий фактор – возможность приобрести необходимое оборудование. Отечественное машиностроение фактически в значительной степени разрушено. Придется закупать импортное. И снова вопрос упирается в средства.

Так что на сегодня трудно прогнозировать сроки окончательного принятия данного законопроекта, и в каком виде он увидит свет тоже не ясно. Будет ли он полноценным или пустышкой выхолощенной, поживем – увидим.

Кроме того, предстоит большая работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов. Назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в его тексте, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов. Работа такая ведется, подготовлено несколько законопроектов на данную тему. Их принятие позволит укрепить законодательную базу в области обеспечения рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к водным объектам.

На рассмотрении в Комитете имеется ряд других законопроектов по охране и рациональном использовании водных ресурсов, в том числе и предложенные законодательными органами власти некоторых регионов страны, где эта проблема стоит особенно остро. К таким регионам относится и Москва, Московская область. Особенно Московская область, использующая на 90% в своих потребностях воду подземных источников. Серьезные проблемы водоснабжения возникают в связи с расширением Москвы.

Уважаемые коллеги! Природа нас наделила огромным водным богатством. Рационально использовать его для нужд ныне живущих и будущих поколений – наша общая задача. Объединив усилия, мы ее обязательно решим. Наш Комитет готов к тесному сотрудничеству с профессионалами-водниками в интересах экологического благополучия наших граждан.

Желаю всем нам успехов!

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.