По страницам газеты «Правда», Владимир Ряшин
2015-04-10 13:47.
Официальное название законопроекта, поступившего в Госдуму, звучит так: «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». О загранице тут ни слова. Хотя в президентской администрации и правительстве не раз подчёркивали, что правовой акт, который предстоит принять депутатам, должен прежде всего определить условия амнистии капиталов, находящихся вне России.
Кто же владельцы активов, спрятанных за пределами РФ? Открывают список почитаемые нашей властью олигархи, живущие на два дома: зарубежье – Российская Федерация. За ними следуют беглые миллиардеры, скрывающиеся от отечественного правосудия. Далее идут рантье, чьи деньги дурно пахнут. А вот и самая многочисленная группа: хозяева малых и средних фирм, топ-менеджеры, другие офисные служащие. Наконец мы добрались до родственников богатых предпринимателей и чиновников, стерегущих за кордоном семейную элитную недвижимость, а заодно и движимость – яхты, самолёты и т.д. Пожалуй, ни в одном зарубежном государстве не представлены все виды и подвиды заграничного российского бизнеса. Есть лишь одно исключение – Великобритания.
Европейские схроны для денег из России
Что-то сломалось в характере бывшего совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина после переезда в Лондон. Исчезла прежняя лихость, пропало желание удивлять публику эпатажными выходками. Это в Москве он мог устраивать рекламные представления, сопровождавшиеся коллективным стриптизом: каждый из обнажившихся догола покупателей получал в подарок от компании Чичваркина шикарный мобильный телефон. На берегах Темзы эксцентричный предприниматель остепенился. Открыл на паях с другом детства и постоянным деловым партнёром Тимуром Артемьевым винный магазин. Но виноторговля для него – скорее, забава, чем бизнес.
Денег, вырученных от продажи «Евросети», хватит, если ими не сорить без счёта, и детям. Так что можно жить спокойно и счастливо. И долго, добавляет Артемьев, вложивший немалые средства в институт, занимающийся проблемами борьбы со старением человеческого организма. Судя по словам спонсора геронтологических исследований, первые результаты обнадёживают: подопытные черви прожили намного дольше срока, отпущенного им природой.
Этой зимой Чичваркин стал автором сенсации, вызвавшей лёгкий переполох среди бизнесменов, которые, делая «быстрые» миллионы в России, предпочитают прятать их за рубежом. Рассказ бывшего хозяина «Евросети», которому британский банк прислал письмо с предложением раскрыть данные о происхождении денег, хранящихся на открытом им счёте, до сих пор обсуждается на интернет-форумах. «Я-то отчитаюсь, – не без злорадства заметил он. – А что будет с теми, кто на чёрт знает кого купил дома и открыл компании?» Чичваркин, чрезвычайно осмелевший после того, как в Москве закрыли возбуждённое против него уголовное дело, не упустил возможности бросить камень в огород вороватых столоначальников: «Я надеюсь, что не только Великобритания, но и вся Европа прошерстит наших чиновников».
Разумеется, точных сведений о том, сколько русских денег спрятано в зарубежных схронах, нет. И лишь по косвенным признакам можно судить о величине заграничных «золотовалютных резервов» российского бизнеса. Недавно лондонская «Таймс», ссылаясь на доклад Дойче банка, сообщала: в последнее время резко возрос приток «горячих денег» на британские рынки, причём основной источник здесь – господа из РФ, стремящиеся сохранить или отмыть средства вне России. Как пишет газета, с 2006 года в Великобританию поступило 93 миллиарда фунтов стерлингов, или, если считать по нынешнему валютному курсу, около 139 миллиардов долларов. Ну а перевод их в рубли выльется в сумму, способную потрясти воображение тех 16 миллионов граждан нашей страны, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Представьте только: это почти 7,3 триллиона рублей.
Понятно, что здесь не одни лишь российские деньги. На британский фондовый рынок и рынок недвижимости поступают средства из Китая, Греции, Израиля, других государств. Но вот одна весьма любопытная особенность, на которую обращает внимание «Таймс», цитируя аналитика Дойче банка: «Часть аномалий в данных носит технический характер, однако мы зафиксировали корреляцию между незарегистрированным притоком денег в Британию и оттоком капиталов из России. Логично предположить, что в большой мере речь идёт о незаконной деятельности».
«Наш Лондонград» пока не паникует
Великобритания – не единственная гавань, где российский бизнес укрывает вывезенные из РФ капиталы. В течение двух постсоветских десятилетий вполне комфортным пристанищем для российских денег сомнительного происхождения оставался Кипр. Как это ни удивительно, услугами местного офшорного рая не брезговали пользоваться даже госкорпорации. Их топ-менеджеры объясняли чересчур любопытной публике: дескать, никакой корысти, просто местные банки очень хороши для ускорения расчётов с зарубежными партнёрами. Но после разразившегося на островном государстве в 2013 году банковского кризиса, который обернулся для российских клиентов чувствительными финансовыми потерями, доверие к непотопляемому хранилищу капиталов было в значительной степени подорвано.
Иное дело – туманный Альбион. Там русскоязычная диаспора, насчитывающая в своих рядах, по разным сведениям, от двухсот до трёхсот тысяч человек, ни разу не испытывала потрясений кипрского масштаба. «Наш Лондонград» – так иногда именуют здешнюю общину выходцев из России – находится под надёжной защитой правительства Соединённого Королевства. Оно не выдаёт РФ даже таких отпетых мошенников, как банкир Андрей Бородин, обвиняемый на Родине в многомиллиардных хищениях.
Не надо думать, что живут в Великобритании сплошь и рядом грабители, нагло поправшие российские законы. «Наш Лондонград» –структура многослойная, где доля нечистых на руку супербогачей ниже одной десятой процента. Большинство здесь принадлежит представителям так называемого среднего класса – владельцам небольших фирм разного профиля, бизнес-управленцам, финансовым аналитикам, юристам и т.д. Нельзя забывать и других «лондонградцев» – наёмных работников, занятых в основном в сфере услуг. Осели на британских берегах и наши учёные, зачисленные статистиками из минобрнауки в графу «утечка мозгов». Так вот, среди «утёкших мозгов» оказались профессора Манчестерского университета Андрей Гейм и Константин Новосёлов, получившие в 2010 году Нобелевскую премию по физике.
Для ностальгирующих «лондонградцев» всегда найдутся успокаивающие душу маленькие радости: можно отправиться за покупками в «русский» магазин, посидеть в «русском» ресторане, почитать местные «русские» СМИ. Мимоходом заметим: летом 1999 года ваш покорный слуга опубликовал в газете «нашего Лондонграда» статью о скорой отставке премьер-министра Сергея Степашина, однако не предугадал, что на смену ему придёт Владимир Путин.
Кстати, о прогнозах. После введения Западом жёстких антироссийских санкций отечественные эксперты заговорили о неизбежном исходе «русского» бизнеса из зарубежных «стран рассеяния». Но опыт «нашего Лондонграда» свидетельствует об обратном. Исследование агентства «Рейтер» зафиксировало: вопреки всем ожиданиям, приток бизнесменов из РФ в Англию в 2014-м вырос по сравнению с предыдущим годом. Они едут сюда надолго, с семьями. Увеличивается и число юных россиян в частных школах Британии, теперь там каждый двадцатый ученик – с российскими корнями.
На «лондонградцев» не произвело особого впечатления заявление руководителя Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, сделанное им во время встречи с президентом. Мол, «письма счастья», которые пришли россиянам, имеющим счета в британских банках, – «это… сигнал о том, что всех их попросили обосновать природу происхождения капиталов». Отвечая на реплику Путина о создании за рубежом предлогов для воспрепятствования возвращению денег в Россию в рамках готовящейся амнистии капиталов, Чиханчин не исключил того, что власти ряда государств запустят «механизмы финансовых расследований, возбуждения уголовных дел».
Как же отреагировал Лондон на высказывания главного финансового разведчика РФ Чиханчина? Официальный представитель казначейства, куда обратились за комментариями сотрудники московского информационного холдинга РБК, сообщил: «правительство… не принимало никакого решения, которое конкретно относилось бы к проверке счетов российских резидентов в Великобритании на предмет происхождения средств». Столь же категоричен был и чиновник из службы по надзору за финансовым поведением: ведомство не рассылало писем россиянам с банковскими счетами в Великобритании и не приказывало банкам рассылать такие письма.
На самом деле, как показывает опрос РБК, «письма счастья» иногда приходят. Однако они скорее исключение, чем правило. Бизнесу из «нашего Лондонграда» могут простить в конце концов мелкие грешки. Ведь его деньги работают на благо экономики Соединённого Королевства. А вот к российским клиентам высокого риска требования, судя по некоторым признакам, будут только ужесточаться. В эту группу, согласно классификации межправительственной организации, разрабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ФАТФ), включают политических деятелей, чиновников, военных высокого ранга, топ-менеджеров госкомпаний, а также их близких родственников и приближённых лиц. Так что нашим начальникам надо спешно уведомлять доверителей: срочно закрывайте счета в лондонских банках и уносите ноги с берегов Темзы. Хотя мы по своей наивности недооцениваем господ коррупционеров. Многие из них оказались гораздо изворотливее сахалинского губернатора Хорошавина, сидящего в Лефортовском следственном изоляторе. Кто поручится, что мздоимцы не использовали опыт миллиардера Сергея Пугачёва, разорившего Межпромбанк, и не разместили «грязные» деньги в офшорных тайниках, спрятанных на линии Виргинские острова – Новая Зеландия?
Индульгенции заготовлены
Иногда даже невозмутимые англичане теряют терпение. Недавно вышла из себя не склонная к публичной демонстрации эмоций редакция лондонской «Файнэншл таймс». Кто бы мог представить года полтора назад, что на её страницах появится такое: «Британия должна призвать к ответу российскую клептократическую элиту». Уж очень допекла она, эта «элита», не только ограбленных ею россиян, но и толерантных иностранцев. По крайней мере тех, которые во время проходивших в Высоком суде Лондона процессов Березовский против Абрамовича, Черной против Дерипаски смогли увидеть кое-какие детали людоедской кухни дикого капитализма, построенного в нашей стране в «лихие девяностые».
Однако в российских коридорах власти олигархов всегда встречают с распростёртыми объятиями. А для того, чтобы подсластить жизнь во время кризиса, им выдают самые лакомые доли бюджетного пирога. Ласкающие ухо миллиардеров новости следуют одна за другой. В соответствии с антиофшорным законом о контролируемых иностранных компаниях собственники обязаны были до 1 апреля 2015 года раскрыть информацию о своих зарубежных активах. Теперь исполнение этого требования сдвигается на более поздний срок. Нечистые на руку господа возлагают большие надежды на поступивший в Госдуму законопроект об амнистии капиталов.
Идеология готовящегося закона была сформулирована в президентском Послании, адресованном Федеральному собранию РФ в декабре прошлого года: «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получает твёрдые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнётся с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов».
Кроме индульгенции, освобождающей от ответственности за противоправные деяния с активами, укрытыми, скажем, от налогообложения, законопроект предусматривает и другие государственные щедроты для непойманных воров и мошенников. При добровольной декларации денежных вкладов, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества никакие платежи не взимаются. Более того, легализованные активы можно даже не возвращать в Россию.
Особая статья – охрана от чужого глаза декларации физического лица, легализовавшего средства, находившиеся за пределами российской юрисдикции. Законопроект признаёт содержание сего документа налоговой тайной, за разглашение которой можно получить до семи лет лишения свободы. На наших глазах рождается особая отрасль права, нацеленная на всеобъемлющую защиту капиталов, репатриируемых из-за рубежа. Как говорится, приехали: дядя Вася, стащивший у тёти Насти пару гусей, будет сидеть в колонии-поселении. А господин, прятавший за границей миллиарды рублей и не плативший с них долгие годы налогов, отправится 9 мая на Красную площадь на гостевую трибуну. После юбилейного военного парада он в компании случайно или сознательно не разоблачённых грабителей поднимет тост: «За нашу победу!»
А пока они с ухмылкой слушают правительственных чиновников, твердящих изо дня в день: закон об амнистии капиталов разработан не ради пополнения казны, с его принятием укрепится доверие к сфере бизнеса, улучшится инвестиционный климат. Но верят ли сами члены кабмина в то, что говорят? Вряд ли. Они хорошо осведомлены о настроениях российских предпринимателей, осевших на Западе. Как сказал один из лондонских собеседников РБК, тот, у кого «всё в порядке с происхождением денег, не станет возвращать их в Россию». Ничего не поделаешь, для нашей буржуазии национальные интересы – пустой звук. В случае дальнейшего ужесточения антироссийских санкций в РФ потекут лишь капиталы с криминальным клеймом. Закамуфлированных мошенников, которые успеют подать декларации до 31 декабря 2015 года, простят. Не оставят в покое только фигурантов незакрытых уголовных дел, участников операций по отмыванию средств, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то его авторы получат повышение по службе. А пока им поручено готовить приветственную речь. Первый вариант её уже ходит в списках. Какие удивительные слова нашли талантливые сочинители, сколько в них неподдельного чувства: «Добро пожаловать, многоуважаемые воры! Государство, в котором не судят за незаконное обогащение, сделает всё для того, чтобы на родной земле вы смогли не только сохранить, но и приумножить свои преступные капиталы». Почему не слышно аплодисментов? Чем возмущены, господа? Чиновники вон накануне хлопали, не жалея ладоней.