По страницам газеты «Правда». Владимир Ряшин
2015-05-18 10:07.
«Людмила – девочка из русской деревни, хотя родилась в Ленинграде, но влюбилась в Америку и захотела жить там. Я никогда не был против. Это её право, но что касается меня, я не вижу себя американцем, – говорил полтора с лишним года назад мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин. – Да, мы купили с Людмилой дом в Калифорнии, который я потом переписал на неё. Все остальные дома она покупала сама, так как является успешной бизнесвумен, риелтором, и сделки с недвижимостью – её работа». Рассказом о расставании с женой, принявшей гражданство США, его откровения не закончились.
Американо-русские приключения экс-мэра
В интервью сахалинскому интернет-изданию градоначальник не забыл объявить о другом щедром даре, на сей раз не жене, а деловому партнёру. Оказывается, в 2011 году чиновник подарил ему все свои американские компании. Признания Лобкина могли потрясти кого угодно, но только не старожилов Сахалина. Они-то прекрасно знали, что на самом деле представляет собой здешняя чиновничья рать.
Если что и удивило местную публику, так это неожиданная добровольная отставка мэра Лобкина, последовавшая вскоре после чересчур откровенного интервью. Может быть, ему указали на дверь из-за излишней болтливости? Сколько угодно разглагольствуй о своих американских приключениях, но о компаньонах молчи – таков закон островного закрытого сообщества. А он решил напомнить конкурентам, какая мощная «бригада» у него за спиной: «Я чувствую, что мне рано готовить преемника, могу поработать и сам. Но всё же я – человек команды. И если от команды поступит взвешенное и обоснованное предложение уйти, я поступлю, как скажет команда. Я очень уважаю нашего губернатора, всецело его поддерживаю, ценю его труд и благодарен за помощь в развитии города. Считаю, что у нас налажены крепкие деловые отношения. Но всё же губернатор принимает решения».
Наверное, сегодня экс-мэр жалеет об этих словах. Но кто тогда мог знать, что весной 2015 года на губернатора Александра Хорошавина наденут наручники и увезут в следственный изолятор ФСБ «Лефортово»?! Деятельность главы региона высоко оценивалась федеральными чиновниками, а уж о людях из его окружения и говорить нечего: почитали и побаивались начальника.
Лобкин безропотно сложил с себя полномочия мэра и занялся на досуге тем, что в определённых кругах называется «чисткой бизнес-хвостов» – удалением с них криминального налёта. И теперь есть, пожалуй, только один человек, которого отставному градоначальнику стоит опасаться. Это Николай Кран, основной акционер Тихоокеанского Внешторгбанка (ЦБ недавно отозвал у него лицензию), морского торгового порта в Холмске и ещё ряда компаний. В прошлом году его арестовали и поместили в СИЗО «Матросская тишина». Потом бизнесмена неожиданно перевели под домашний арест.
Из Крана хлещет компромат
Судя по информационным утечкам, именно Николай Кран и «сдал» Хорошавина и его подельников, подробно рассказав о технологиях сахалинского мздоимства. Бизнесмен, которого на острове называли непревзойдённым разработчиком и исполнителем крупнейших мошеннических схем, якобы признался, что ему пришлось дать губернатору взятку пять с лишним миллионов долларов за содействие в получении весьма выгодного контракта. Обыск, проведённый в хорошавинском хранилище, поразил следователей: изъятая сумма потянула на миллиард рублей! Значит, господин Кран был не единственным клиентом руководителя региона.
Лавина слухов, обрушившаяся на Сахалин, лишила покоя местных чиновников и бизнесменов. Они ищут и не находят ответа на мучающий их вопрос: верно ли, что «пламенный комсомолец восьмидесятых годов» Кран заготовил компромат на каждого игрока команды Хорошавина? Вроде бы уже выписаны ордера на арест некоторых его заместителей. А на очереди – «теневой губернатор» Александр Верховский, сахалинский рыбопромышленник и строительный магнат, который после подсчёта доходов, полученных им в 2014 году, вошёл в тройку богатейших членов Совета Федерации. Против него на Сахалине не раз пытались возбудить уголовные дела, но все они заканчивались пшиком. А теперь, когда Хорошавин в СИЗО, кто прикроет тылы местного олигарха?
В социальных сетях вновь цитируют письма хорошавинской поры, которые после поступления в федеральный центр направлялись оттуда столоначальниками в обратный путь на Сахалин. Чтобы там, на месте, губернатор во всём разобрался и «принял меры». Ну и как должен был он реагировать, скажем, на пересланное из столицы обращение участников съезда коренных малочисленных народов севера Сахалинской области: «Деньги, выделенные на развитие Сахалина и Курил, пока развивают только бизнес людей, входящих в команду действующего губернатора. В первую очередь это группа компаний «Гидрострой», принадлежащая сахалинскому сенатору Верховскому, которого многие считают негласным и реальным хозяином Сахалина»? Уведомить Москву: да, чистую правду пишут люди? Нет уж! Есть старая, проверенная временем чиновничья формула: изложенные в письме сведения в основном не подтвердились.
Разумеется, Хорошавин знал всё о тяжких пороках местных бизнесменов. Одно утешало: они не лезли на территорию, где работали Газпром, Роснефть и иностранные углеводородные компании. Кожей чувствовали лихие предприниматели, что от Алексея Миллера и Игоря Сечина лучше держаться подальше.
Генералу браслет не положен
«Дело Хорошавина» добавило вдохновения не только сахалинским, но и московским сочинителям. Из предложенных ими версий особого внимания заслуживает эта: изъятый следователями миллиард рублей не принадлежал арестованному главе региона. Дескать, деньги, обнаруженные у него, собрали бизнесмены в фонд будущих губернаторских выборов. Поспешили? Наверное. Но, мол, никакого злого умысла у главного сахалинского чиновника не было. Будь иначе, он давно бы приготовил для себя и родных запасной аэродром. Да такой, что даже семейство Верховского, владеющее домом в Италии, позавидовало бы.
Раз уж на горизонте появился Апеннинский полуостров, то в криминальный сюжет должен ворваться новый персонаж. Речь идёт о Дмитрии Безделове, беглом руководителе Росграницы – ведомства, занимающегося обустройством рубежей нашей страны. На родине ему предъявлены обвинения в хищении миллиарда рублей. Несколько месяцев назад он был арестован по ордеру Интерпола итальянскими полицейскими в Риме. Но его экстрадиция в Москву затягивается. И дело здесь не только в искусстве нанятых им адвокатов. Не исключено, что с хранителем важных государственных тайн продолжают работать западные «специалисты узкого профиля».
Другой носитель госсекретов первой категории – заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников – решил не искушать судьбу. Получив из надёжных источников информацию о том, что ему уготована роль главного фигуранта в деле о многомиллиардных «нецелевых тратах» казённых средств, отпущенных на создание системы кадастрового учёта, он не стал мешкать. Собрал всё необходимое для зарубежных странствий, сел в машину и направился в сторону западной границы, пересечь которую – как тут не вспомнить гражданина Безделова! – не составляло труда. С тех пор о Сапельникове ни слуху ни духу, если не считать недавнего невнятного сообщения, будто он наконец-то объявился в США.
А вот лефортовский сосед сахалинского экс-губернатора генерал-полковник внутренней службы Александр Реймер оказался плохим конспиратором. Сейчас у него достаточно времени, чтобы поразмышлять о том, когда же он допустил роковую ошибку. Условия у заслуженного арестанта отличные: просторная, почти стерильная камера с удобствами и телевизором. Всё-таки в «Лефортово» учли, что в течение нескольких лет генерал руководил Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН), управляющей практически всеми следственными изоляторами, трудовыми колониями и тюрьмами РФ.
Реймера уволили в отставку в 2012 году. Претензии к нему, конечно, были, но даже собранные вместе, они, как казалось генералу, не тянули на состав преступления. Бывший начальник ФСИН спокойно уехал в Германию. Там он попытался получить вид на жительство. Не удалось. И тогда генерал отправился в Израиль. Обретя душевный покой на земле обетованной, он решил вернуться в Россию. Занялся на родине делом привычным: открыл частное охранное предприятие.
Окончательно потерявший бдительность Реймер не догадывался, что полным ходом идёт расследование мошеннической операции, которую он провернул, находясь на посту руководителя ФСИН. Первое потрясение генерал испытал во время задержания, второе – после судебного заседания, избравшего для него меру пресечения. Он очень надеялся, что его поместят под домашний арест и обяжут всего-то носить электронный браслет, позволяющий отслеживать каждый шаг обвиняемого. Но генерала в наручниках отправили в СИЗО.
За два года Реймер и его подельники переместили из казны себе в необъятные карманы около трёх миллиардов рублей. По словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, применённая ими схема не отличалась особой изобретательностью: «Стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тысяч рублей закупалось за 108 тысяч. А такое же мобильное устройство вместо тех же 19 тысяч – по цене 128 тысяч». Впору говорить, что браслетики для домашних арестантов обошлись государству дороже некоторых золотых украшений.
Ах, как тянет на Лазурный берег!
Наверное, стоило бы вдобавок рассказать о больших и малых финансовых шалостях новосибирского и брянского губернаторов Василия Юрченко и Николая Денина, уволенных «в связи с утратой доверия». Однако пора остановиться, и без того достаточно пугающих подробностей из жизни наших антигероев. Осталось лишь поделиться одним наблюдением. И арестованные, и стоящие в очереди в СИЗО чиновники к моменту их разоблачения ещё не выработали до конца свой карьерный ресурс. Если бы Фортуна не отвернулась от них, они так бы и продолжали бег вверх по служебной лестнице.
Происходящее вокруг заставляет усомниться в существовании в постсоветской России порядочного, радеющего о народном благе чиновника как вида. В ответ неугомонный оппонент спешит с советом: обратите взор на российский «Белый дом», там демонстрируют образцы служения государству. Но государству ли? Или всё-таки олигархическому монстру? За два минувших десятилетия экономическая стратегия, сформированная младореформаторами в «лихие девяностые», практически не изменилась. Как и в прежние времена, в стране один выгодополучатель – крупный капитал. И правительственный антикризисный план–2015 в очередной раз напомнил: так было и так будет.
И это вполне объяснимо. Ведь в кабмине РФ на ключевых постах можно обнаружить выходцев из большого бизнеса, сохранивших солидные активы в трастовых структурах; бывших топ-менеджеров известных частных компаний. К примеру, из «Норникеля» вышли четверо: вице-премьеры Ольга Голодец и Александр Хлопонин, министры Александр Новак и Лев Кузнецов. Нет-нет, никто не собирается объявлять их лоббистами главного акционера Норильского горно-металлургического гиганта Владимира Потанина. Но принципы управления, представления о роли государства в экономике, привитые олигархической средой, то и дело дают о себе знать в работе правительственных чиновников.
Конечно, у государственных мужей, которые, как убеждают нас, горят на работе, нет дворцов, личных самолётов, шикарных яхт и других олигархических игрушек. Но, следуя лозунгу «Больше денег, больше недвижимости, больше комфорта», они умудряются взять своё сполна.
Посмотрите налево, посмотрите направо. А вот и он, глава минэкономразвития Алексей Улюкаев, начинавший госслужбу советником Егора Гайдара. Судя по декларации, доходы министра в 2014 году составили 43,3 миллиона рублей. Кроме того, у него с женой несколько квартир, три жилых дома и пятнадцать земельных участков, общая площадь которых измеряется не сотками, а гектарами. Заметьте, Улюкаев отнюдь не самый богатый член правительства.
Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов поотстал от более успешного коллеги: уступил ему по размерам и доходов, и угодий. Зато на зарубежном направлении преуспел. Во Франции у него с супругой дом на Лазурном берегу, квартира, земельный участок площадью 3385 квадратных метров, три гаража.
Не одного Кузнецова потянуло в комфортную Европу. Несколько обитателей правительственного олимпа тоже стали владельцами или арендаторами жилой недвижимости в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии и других странах. Кстати, в декабре 2013 года Лев Кузнецов, тогда ещё губернатор Красноярского края, попал во Франции, что называется, в переплёт. В его дом на Лазурном берегу ворвались грабители. Избили жену чиновника, а ему самому досталась пуля, выпущенная из травматического пистолета. К счастью, ранение оказалось лёгким. Забрав драгоценности, оценённые в 200 тысяч евро, налётчики скрылись. Позже Кузнецов получил на родине достойную компенсацию за пережитые на чужбине физические, нравственные и финансовые страдания – его назначили министром.
В высшем эшелоне российской бюрократии существует неписаный «кодекс чести». Согласно ему, люди из нынешнего состава правительства – «чистые», а вчерашние их сподвижники Безделов, Сапельников и другие федеральные чиновники, опустошавшие казну, – «нечистые».
И всё же высокопоставленным классификаторам следовало бы почаще обращаться к старой истине: «Блудные сыновья – ваша кровь, ваша плоть, их вина – ваша вина». Так что никак не отречься «отцам-наставникам» от воров, некогда входивших в «золотой» кадровый резерв. Опоздав к раздаче лакомых кусков госсобственности в конце прошлого столетия, они, усевшись в начальственные кресла, решили, что пора им получить из казны возмещение за «утраченную выгоду». Для начала – не меньше миллиарда рублей на брата.