По страницам газеты «Правда», Лев Галицкий
2015-07-14 11:34.
Итак, в условиях фактического запрета Компартия Украины начала создание легальной общественно-политической структуры под названием «Левый марш». В общем-то, это обычная и исторически проверенная тактика действий коммунистов в ситуациях, схожих с реалиями сегодняшней Украины.
Насколько «Левый марш» и «Левая оппозиция» смогут действенно решать поставленные задачи, насколько они смогут заниматься реальной работой в массах – покажет время. Гонения и запреты для Компартии – это проверка на прочность и жизненность, которая, как показывает история, может партию укрепить и закалить. Но может и отправить её в небытие, ежели у партийцев недостаёт воли к борьбе…
Пока же следует отметить, что объективно ситуация в украинском обществе для деятельности левых остаётся сложной и неблагоприятной. Недавно в СМИ, в том числе и в российских, были опубликованы результаты двух проведённых на Украине соцопросов. Как сообщала в одном из последних номеров «Правда», согласно исследованию Института социологии Академии наук Украины, ЛИШЬ 13,5% жителей страны – за капитализм, тогда как 15,6% – за социализм.
А по проведённому в мае с.г. опросу Киевского международного института социологии (КМИС), доля украинцев, желающих вступления в НАТО, сократилась с 44% прошлой осенью до 37,4%, практически сравнявшись уже с удельным весом противников членства в альянсе (36%). Натовские устремления поддерживают 60% жителей запада страны, 42% – в её центре, 28% – на юге и лишь 15% – на востоке.
Приведённые выше цифры требуют уточнения и дополнения. В первом случае важна динамика процесса. А она-то как раз для коммунистов крайне неприятная. 15,6% сторонников социализма – это самый низкий показатель за всё время, когда Институт социологии проводит такие исследования. Ранее минимум отмечался в 1996 и 2010 годах – 20%, максимум – 27,5% – в 2002-м. Исходно, в 1992 году, доля тех, кто симпатизирует социализму, равнялась 22,1%. После 2010 года действовала тенденция к небольшому приросту: в 2012 году «социалистов» выявилось 22,9%, что, очевидно, и нашло выражение в заметном успехе КПУ на выборах 2012-го. Но Майдан и последовавшая за ним война, сопровождаемые крутой волной шовинизма и антисоветизма, симпатии к социализму в украинском обществе резко обрушили.
Напротив, в 2012 году капитализм поддерживали всего 8,9% людей (в 1992-м – 12,7%, максимум в 2000 году – 17,1%). Так что сейчас отмечено возрастание числа тех, кому по душе капиталистический строй. Должно быть, к этому привёл именно энтузиазм по поводу евроинтеграции, который, кстати, тоже уже пошёл на спад.
Впрочем, во все периоды независимости в большинстве неизменно пребывали люди, не определившиеся со своим выбором, и многим из них, грубо говоря, «по барабану», какой строй должен быть. Причём если около 2000 года в максимуме находились и приверженцы социализма, и фанаты капитализма, составлявшие тогда в сумме половину граждан, то ныне «идейных» менее 30%! Данная тенденция отражает общую деградацию общественного сознания, снижение уровня культуры и политических знаний – в особенности среди молодёжи, идущей на смену старшему поколению, которое ещё стремилось к политической грамоте, понимало разницу между капитализмом и социализмом и могло на такие темы рассуждать. В этом – большая проблема для серьёзной агитации и пропаганды.
Что касается второго опроса – по НАТО, то здесь нужно обратить внимание не только на общую динамику снижения поддержки пронатовского курса, но и на динамику его по регионам. И вот здесь самое интересное: сильнее всего желание вступить в альянс поубавилось как раз у «западенцев» – с 73% до 60%! А вот на востоке Украины показатель этот почти не изменился. Кстати, и рвение воевать у галичан, мы видим, спало едва ли не в большей мере, чем у жителей Приднепровья!
Получается, русскоязычные националисты из Харькова и Днепропетровска более стойки в своих убеждениях, чем классические галицкие «бандеровцы»! Эти последние, будучи, вполне по-европейски, прагматиками по менталитету, всё более понимают пагубность военной конфронтации и желают, чтобы их попросту оставили в покое в их хате – той, что «с краю». Зато у русскоязычных укронационалистов душа-то в глубинах её русская, склонная к мессианству и пассионарности, отчего им ещё охота рваться в бой за какие-то высокие, по их представлениям, национальные и глобальные («Спасти человечество от агрессии России и Путина!») ценности.
Ещё заметим, что при снижении числа сторонников вступления в НАТО число противников этого шага остаётся тем же, что и осенью прошлого года. То есть люди разочаровываются в своих вчерашних предпочтениях, но отнюдь не вырабатывают какого-то другого устойчивого воззрения на мир и место в нём Украины. Это, по-моему, вообще характерно для сегодняшней Украины, которая вступила в полосу брожения и разочарования без принятия пока каких-либо новых позитивных идей.
Но имеются ещё данные социологических опросов, особенно неприятные для коммунистов: более половины населения страны так или иначе одобряют начатую декоммунизацию, разделяя ту точку зрения, что «коммунизм и фашизм – одинаково преступные идеологии». Было б удивительно, если бы это было не так: мощная машина пропаганды работает на полные обороты. Коммунистов обвиняют во всех прошлых, настоящих и будущих бедах Украины. Именно: в будущих тоже. Не так давно министр финансов Н. Яресько высказалась в том смысле, что причиной краха украинской экономики являются «70 лет коммунизма и плановой экономики».
Несомненный факт: нарастающее недовольство населения политикой властей, снижение рейтингов всех «топ-политиков Майдана». Но это недовольство касается лишь отдельных сторон жизни общества, отдельных решений власти, бьющих по благополучию обывателя. Системных же изменений общественного сознания нет. Над этим надо целенаправленно работать, и не только в порядке политпросвещения, но начиная с элементарных азов грамотности, умения воспринимать информацию и думать. Однако проводить такую работу в сложившихся условиях крайне сложно.