Меню Закрыть

Газета «Правда». В июле Белоруссия отмечает сразу два юбилея

По страницам газеты «Правда», Олег Черковец, доктор экономических наук
2014-07-03 12:48.

70 лет назад Красная Армия освободила Белоруссию от фашистов, а 20 лет назад сами белорусы изгнали прозападных «демократов», избрав своим президентом Александра Лукашенко.

 

 


Июль — месяц особенный в истории Белоруссии. Страна отмечает сразу два юбилея. 7Применить0 лет назад в результате победоносной операции «Багратион», разработанной под личным руководством Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, была разгромлена самая мощная группировка немецко-фашистского вермахта — группа армий «Центр», что открыло советским войскам дорогу на Варшаву, Кёнигсберг и Берлин. В ходе этой операции 3 июля 1944 года части Красной Армии освободили столицу Советской Белоруссии — город Минск.

Сегодня именно это событие ежегодно отмечается в Республике Беларусь как главный государственный праздник — День независимости. Далеко не все россияне осознают, что Белоруссия — единственная страна в СНГ, которая связывает свою независимость не с развалом Советского Союза в августе—сентябре 1991 года, а, наоборот, с апофеозом торжества советской идеи — разгромом германского фашизма.

И глубоко символично, что практически ровно — с разницей в одну лишь неделю! — через 50 лет после освобождения от фашистов в Белоруссии произошло другое значимое событие, определившее всё дальнейшее развитие соседней и братской нам страны. 10 июля 1994 года, решительно отказав в доверии прозападным «демократам», белорусы отдали на выборах президента республики свыше 80 процентов голосов рядовому на тот момент депутату Верховного Совета Александру Лукашенко.

Иногда, сравнивая ситуацию в Белоруссии начала 90-х годов с положением в других бывших союзных республиках, представляют дело таким образом, будто бы и так на белорусской земле в то время всё было относительно спокойно, не существовало никаких проявлений национализма и русофобии.

Да, в Белоруссии, по счастью, не было ничего похожего на кровавую гражданскую войну, как, скажем, в Приднестровье или Таджикистане. Но в период с конца 1991-го до середины 1994 года волна «либеральной эйфории», сопровождавшая развал Советского Союза и сопутствующую «суверенизацию» вчерашних союзных республик единой страны, накрыла и Республику Беларусь. Страна, руководимая кучкой национал-предателей во главе с одним из троих подписантов позорных Беловежских соглашений — С. Шушкевичем, взяла чёткий политический и экономический курс на Запад. Одновременно пышным цветом начал расцветать национализм, и лозунг «чемодан — вокзал — Россия!» стал звучать уже и в белорусских городах.

Именно поэтому уникальность и масштабность происходящего за последние 20 лет на наших глазах на территории Белоруссии в том и состоят, что в июле 1994 года там одновременно начались и преодоление катастрофических последствий применения прежними властями гибельной «либеральной» модели социально-экономического развития, и смена одностороннего прозападного внешнеполитического вектора развития. Уже позже, в ходе одной из регулярных встреч с представителями российских региональных средств массовой информации, президент А. Лукашенко скажет, что «в основном мы становились на тот фундамент, который был создан в Советском Союзе, здесь, на этой земле, и возводим нормальное здание экономики, которое сегодня даёт определённый результат». В этом — идеология белорусской социально-экономической модели: не только не разрушая фундамента (причём как материального, так и духовного), заложенного трудом нескольких поколений в советский период истории, более того, активно используя все советские достижения, Белоруссия строит на их основе современное социально ориентированное государство XXI века с развитой экономикой.

Именно поэтому сегодняшнюю белорусскую социально-экономическую модель — с мощной ролью государства при использовании рыночных рычагов, особенно в мелком и среднем бизнесе — de-facto вполне можно сравнивать с ленинским нэпом или первой стадией строительства социализма, которую мы наблюдаем в сегодняшнем Китае.

Именно благодаря такой модели за прошедшие 20 лет Белоруссия добилась поистине впечатляющих экономических успехов. Уже по итогам 2001 года она единственная в СНГ достигла уровня производства ВВП советского, «дореформенного» периода. В последующие годы — с 2002-го по 2013-й — ВВП Белоруссии увеличился ещё более чем вдвое. Страна значительно продвинулась вперёд, постоянно модернизируя свою и без того высокоразвитую промышленность, внедряя новые технологии в сельское хозяйство, покрыв всю свою территорию от столицы до самых маленьких районных центров и даже посёлков сетью прекрасных — на европейском уровне — автомобильных дорог. Вот, например, что написал недавно дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт Алексей Леонов: «Мой знакомый генерал армии, ветеран войны, делится впечатлениями: «Решил я проехать по местам своих боёв — от Смоленска до Кёнигсберга. И что увидел? Нигде нет ни засеянных полей, ни коровёнки, ни трактора — пустота и разруха! Но вдруг картина совершенно меняется: и дороги хорошие, и земля ухожена, комбайны убирают хлеб, везде чистота и порядок. Это — Белоруссия. Въезжаешь в Калининградскую область — и снова пошёл сплошной чертополох в рост человека…»

Да, думается, что такое свидетельство дорогого стоит!

Если уж говорить о сельском хозяйстве, то в Белоруссии достигнута просто фантастическая по сравнению с Центральной Россией урожайность зерновых. Это при том, что обе территории расположены в одном широтном поясе. А в Гродненской области (это запад Белоруссии) урожайность давно уже выше, чем на знаменитых чернозёмах Кубани. А ведь Краснодарский край расположен на целых 10 градусов и почти на 1000 километров южнее! И всё потому, что забота об аграрном секторе в Белоруссии — это повседневная общенародная деятельность, а не разовые мероприятия «под визит» первого лица государства, как это, например, сплошь и рядом происходит у нас в России.

В свою очередь, стабильное развитие и сельского хозяйства, и передовых отраслей промышленности обеспечивает столь же активное развитие белорусского экспорта. Причём дело опять-таки не столько в количественных показателях, сколько в качественной структуре экспорта. Например, сегодня Белоруссия поставляет в Россию практически всю линейку готовых продуктов: от высокотехнологичных компонентов и деталей для всемирно известных видов продукции российского ВПК (мобильного ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М», реактивных систем залпового огня «Ураган», оперативно-тактического комплекса «Искандер» и других), от автобусов, троллейбусов и гигантских большегрузных «Белазов» до высококачественных продовольственных товаров. Причём значение последних возрастает год от года.

Так, по данным минсельхоза РФ, в 2009—2010 годах Россия импортировала ежегодно порядка 7 миллионов тонн молочной продукции. Из этого количества на долю белорусских аграриев приходилось порядка 2,8 миллиона тонн, то есть 40 процентов всего российского молочного импорта. Между тем годы идут, а ситуация на нашем молочном рынке, несмотря на все громкие заявления российских властей, только ухудшается. По свидетельству экспертов, доля импорта молока (равно как и, кстати говоря, говядины) в общем балансе потребления этого продукта по итогам 2013 года превысила уже 60 процентов! Академик РАН Виктор Ивантер назвал такую ситуацию просто драматичной. Количественно, если говорить о том же молоке, это выглядит так. По сообщению председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, если ещё в 2012 году мы импортировали

9 миллионов тонн молока, то в настоящее время — уже 11 миллионов тонн. И при этом на одну лишь Белоруссию приходится уже половина всего возросшего импорта, а это пять с половиной миллионов тонн. Более того: прекрасно отлаженные сельское хозяйство и молочная промышленность небольшой Белоруссии работают уже на пределе своих возможностей, снабжая большую Россию! Это значит, что в ближайшее время увеличить поставки «в разы» наши друзья вряд ли смогут.

Вот тут-то самое время вспомнить про дамоклов меч западных санкций, нависший над сегодняшней Россией. Некоторые «ура-патриоты» (преимущественно из партии с созвучным названием) стали наперебой уверять общественность, что «санкции-де нам не страшны». Но чем, интересно, будет питаться наше население, если Запад вдруг всё-таки «ударит» санкциями — хотя бы в области того же молока? Ведь вторая-то половина импорта приходится на страны, у которых отношение к России принципиально иное, чем у братьев-белорусов, которые, как мы увидели, и так отдают нам всё, что могут.

Кроме того, у нас «провисает» импорт и сыра, и той же говядины, да и много чего ещё. Так, может быть, господам из правительства и «Единой России» вместо махания шашкой на словах пора наконец хоть немного поработать по организации производства чего-нибудь, кроме добычи газа и нефти?!

А экономическое сотрудничество между Россией и Белоруссией и так стремительно набирает темпы. В качестве примера можно назвать хотя бы прошедший в начале июня в Минске первый форум регионов Белоруссии и России. По его результатам, в частности, было объявлено, что только в российскую столицу Белоруссия в ближайшие годы увеличит поставки сельскохозяйственной продукции различных видов примерно на 15 процентов. Это — показатель важнейшего значения, поскольку Москва особенно зависит от импорта продовольствия из таких стран, как Канада, США, Австралия и Новая Зеландия, причём по некоторым важнейшим позициям зависимость эта просто критическая. И если Россия не на словах, а на деле собирается проводить хоть какую-то независимую от США и их «англосаксонских кузенов» политику, то с продовольственной импортной «иглы» надо срочно слезать. Братская Белоруссия в меру своих сил всегда готова нам в этом помочь.

Поделиться: