Меню Закрыть

Газета «Правда». Почему наше кино развелось со зрителем?

По страницам газеты «Правда», Владимир Вишняков
2015-06-24 11:11.

Незадолго до открытия 37-го Московского международного кинофестиваля его президент Никита Михалков провёл пресс-конференцию, на которой рассказал о программах кинофорума, о его проблемах, в частности, связанных с дефицитом кинозвёзд, объясняющимся якобы западными санкциями против России.

 

 

 

«Проблемы с гостями продолжаются с прошлого года, с момента введения санкций, – сказал он. Нас обрезают, с нами ведут борьбу… и довольно много моих товарищей кинематографистов с именами готовы бы приехать, но говорят: «Ты понимаешь сам…»

«Мы всё время пытаемся надувать щёки и быть, как «взрослые», как Канны, например, продолжил мэтр, а у меня такое ощущение, что мы достаточно самодостаточны для того, чтобы испытывать удовольствие от того, что мы делаем сами, и приглашаем коллег, чтобы это удовольствие разделять».

Самодостаточны? Ну это уж из разряда выдачи желаемого за действительное. О какой самодостаточности можно говорить в условиях полного краха российской киноиндустрии и опустевших кинотеатров? Что же до «взрослости», то взрослым, то есть уважаемым, престижным, Московский кинофестиваль был в советские годы, когда сюда охотно приезжали «звёзды» уровня Феллини и Куросавы, когда кинематограф был важнейшим донором госбюджета.

Что же случилось, почему ММКФ, образно говоря, впал в детство? Некоторых болезненных проблем российского киноискусства Михалков коснулся. «Мы своими руками отворачивали зрителя от своего кино, признал он. Сейчас начинаем нащупывать, что хочет зритель…»

Отворачивали зрителя от своего кино это верно подмечено. И заключалось это отворачивание не в том, что оскудела вдруг страна киноталантами, а в том, что таланты эти быстренько «перестроились» вместе с властью, предавшей свой народ, и в тщетной надежде на заоблачные прибыли пошли на выучку к западным ремесленникам, строгающим свои киноподелки в расчёте на самого невзыскательного зрителя. Отмашку этому процессу дал пресловутый 5-й съезд Союза кинематографистов СССР (1986 год), присягнувший на верность чужестранным модам.

Да разве не то же самое проповедует сегодня и сам Никита Сергеевич, несмотря на весь свой декларативный патриотизм? На что он, руководитель творческого Союза кинематографистов, ориентирует коллег, с чем связывает надежды на возрождение отечественного киноискусства? «Для меня из современных картин, заявил он, как ни странно, это «ДухLess 2».

Действительно странно. Фильм, состряпанный режиссёром Романом Прыгуновым, продюсерами Петром Ануровым, Фёдором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским по сценарию, к созданию которого приложил руку творец пустейшей книжонки о похождениях нынешних российских «гёрлз» Сергей Минаев, повествует о переживаниях успешного светского денди по имени Макс, который, представьте себе, разочаровался во всём, что так ценил, в светской жизни, успешной карьере, роскошном пентхаусе и ищет утешения, рассекая на сёрфе тёплые волны в Юго-Восточной Азии.

Не ясно ли, что при всей постановочной претенциозности (бюджет 4 миллиона долларов) это пример именно такого кино, глубоко буржуазного по своему духу, которое окончательно разведёт российского кинозрителя, в массе своей сохраняющего здоровую советскую ментальность, с нынешними пропахшими попкорном мультиплексами.

Трудно себе представить, что на этом пути российские кинематографисты смогут «нащупать» что-то такое, что примирит их со зрителем.

Поделиться: