По страницам газеты «Правда», Владимир Вишняков
2015-06-24 11:11.
Незадолго до открытия 37-го Московского международного кинофестиваля его президент Никита Михалков провёл пресс-конференцию, на которой рассказал о программах кинофорума, о его проблемах, в частности, связанных с дефицитом кинозвёзд, объясняющимся якобы западными санкциями против России.
«Проблемы с гостями продолжаются с прошлого года, с момента введения санкций, – сказал он. – Нас обрезают, с нами ведут борьбу… и довольно много моих товарищей – кинематографистов с именами – готовы бы приехать, но говорят: «Ты понимаешь сам…»
«Мы всё время пытаемся надувать щёки и быть, как «взрослые», как Канны, например, – продолжил мэтр, – а у меня такое ощущение, что мы достаточно самодостаточны для того, чтобы испытывать удовольствие от того, что мы делаем сами, и приглашаем коллег, чтобы это удовольствие разделять».
Самодостаточны? Ну это уж из разряда выдачи желаемого за действительное. О какой самодостаточности можно говорить в условиях полного краха российской киноиндустрии и опустевших кинотеатров? Что же до «взрослости», то взрослым, то есть уважаемым, престижным, Московский кинофестиваль был в советские годы, когда сюда охотно приезжали «звёзды» уровня Феллини и Куросавы, когда кинематограф был важнейшим донором госбюджета.
Что же случилось, почему ММКФ, образно говоря, впал в детство? Некоторых болезненных проблем российского киноискусства Михалков коснулся. «Мы своими руками отворачивали зрителя от своего кино, – признал он. – Сейчас начинаем нащупывать, что хочет зритель…»
Отворачивали зрителя от своего кино – это верно подмечено. И заключалось это отворачивание не в том, что оскудела вдруг страна киноталантами, а в том, что таланты эти быстренько «перестроились» вместе с властью, предавшей свой народ, и в тщетной надежде на заоблачные прибыли пошли на выучку к западным ремесленникам, строгающим свои киноподелки в расчёте на самого невзыскательного зрителя. Отмашку этому процессу дал пресловутый 5-й съезд Союза кинематографистов СССР (1986 год), присягнувший на верность чужестранным модам.
Да разве не то же самое проповедует сегодня и сам Никита Сергеевич, несмотря на весь свой декларативный патриотизм? На что он, руководитель творческого Союза кинематографистов, ориентирует коллег, с чем связывает надежды на возрождение отечественного киноискусства? «Для меня из современных картин, – заявил он, – как ни странно, это «ДухLess 2».
Действительно странно. Фильм, состряпанный режиссёром Романом Прыгуновым, продюсерами Петром Ануровым, Фёдором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским по сценарию, к созданию которого приложил руку творец пустейшей книжонки о похождениях нынешних российских «гёрлз» Сергей Минаев, повествует о переживаниях успешного светского денди по имени Макс, который, представьте себе, разочаровался во всём, что так ценил, – в светской жизни, успешной карьере, роскошном пентхаусе – и ищет утешения, рассекая на сёрфе тёплые волны в Юго-Восточной Азии.
Не ясно ли, что при всей постановочной претенциозности (бюджет – 4 миллиона долларов) это пример именно такого кино, глубоко буржуазного по своему духу, которое окончательно разведёт российского кинозрителя, в массе своей сохраняющего здоровую советскую ментальность, с нынешними пропахшими попкорном мультиплексами.
Трудно себе представить, что на этом пути российские кинематографисты смогут «нащупать» что-то такое, что примирит их со зрителем.