Меню Закрыть

Газета «Правда». Какие политические силы стоят за Майданом

По страницам газеты «Правда», Георгий Крючков, член Центрального Комитета КПУ, народный депутат Украины III—IV созывов
2014-01-16 12:14

Украина переживает, пожалуй, один из самых острых и сложных этапов после провозглашения её независимости. Продолжающиеся протестные акции сотрясают страну.

 

 

 

В отдельные дни столичный «Майдан номер два» собирал сотни тысяч людей. Радикальные ультимативные требования, бесчинства, угрозы, захват административных зданий и транспортных коммуникаций, дезорганизация работы государственных органов, предприятий, систем жизнеобеспечения, акты пещерного вандализма, наиболее вызывающим из которых явилось разрушение памятника Владимиру Ильичу Ленину в Киеве… В стычках участников акций с сотрудниками правоохранительных органов из отрядов «Беркута» пролилась кровь. Десятки людей — и протестующих, и «беркутовцев» — с тяжёлыми травмами доставлены в больницы. «Полетели» первые головы: за превышение полномочий отстранены от занимаемых должностей глава Киевской госадминистрации А. Попов, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины В. Сивкович, другие должностные лица.

На поверхности — якобы спонтанный «протест украинского народа, единодушно стремящегося в Европу и возмущённого решением правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с Европейским союзом». Но не возникни осложнения с выбором вектора внешнеполитической интеграции, нашёлся бы другой повод. Обострение было неизбежным. Его причины и подоплёка намного глубже.

Украинское общество спустя 20 лет после провозглашения независимости остаётся глубоко расколотым. Причём размежевание идёт по ряду важных направлений:

— по отношению к перевороту 1991 года и к утвердившемуся в стране общественно-политическому строю, то есть к реставрации капитализма;

— по отношению к событиям и деятелям прошлого, особенно к событиям, связанным с пребыванием Украины в составе Российской империи и Союза ССР, ко Второй мировой войне и её составной части — Великой Отечественной;

— по поводу внешнеполитической ориентации Украины;

— по отношению к ценностям восточно-славянской и западной цивилизаций;

— по языковым предпочтениям.

И, конечно же, раскол порождён формированием в нашем обществе после антисоциалистического переворота 1991 года резко поляризованной по доходам и уровню жизни социальной структуры, всё углубляющимся социальным и имущественным расслоением. Правда, ещё нет отчётливо выраженного массового осознания классового характера этого противоречия. В то же время между буржуазией и нарождающимся слоем помещиков-латифундистов, захвативших после переворота экономическую и политическую власть в стране, идёт ожесточённая борьба за остающиеся в собственности государства предприятия и отрасли, за передел уже приватизированной собственности, за доступ к государственной кормушке — рычагам власти, которая опять-таки конвертируется в собственность. В социально-классовом отношении борющиеся группировки — одного поля ягоды и различаются разве что степенью алчности, агрессивности и популистской демагогии.

НЫНЕШНЕЕ ОБОСТРЕНИЕ политической обстановки вызвано тем, что на выборах 2012 года в Верховную Раду Украины ни одна из противоборствующих сил не достигла своих целей. Регионалы, рассчитывавшие на конституционное большинство в парламенте (не менее 300 мандатов), не могут наскрести даже простого большинства. Так называемая оппозиция тоже большинства не завоевала. Но в западных областях Украины (прежде всего во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской) националистические силы фактически установили свою власть, они отказываются выполнять отдельные решения Центра и стремятся навязать свою национал-шовинистическую, русофобскую позицию всей стране. Власть явно теряет и столицу.

Верховная Рада Украины не осуществляет определённых Конституцией полномочий. Её пленарные заседания то и дело срываются оппозицией, что делает парламент практически недееспособным. Ситуация усугубляется тем, что в парламент прошла откровенно неонацистская партия «Свобода», которая ещё недавно называлась социал-националистской. С ней сомкнулись «Батькивщина» и партия «Удар» В. Кличко, создав в Верховной Раде объединённую правонационалистическую оппозицию, идеологическим ядром которой стала «Свобода». Известный деятель «Батькивщины» Н. Томенко в порыве откровения назвал её «ОМОНом оппозиции». Что это за «ОМОН», теперь видят все.

На Украине создалась реальная угроза фашизации общественной и государственной жизни. После парламентских выборов оппозиция показала, что не успокоится, пока не захватит всю власть в стране. Действуя по принципу «чем хуже, тем лучше», оппозиционеры взяли курс на провоцирование недовольства и дестабилизацию обстановки в обществе.

О какой «спонтанности» протестных выступлений можно говорить, если они заранее были тщательно и всесторонне организованы. С периферии, в основном из западных областей, в столицу свозились тысячи людей, сразу же обозначились «полевые командиры», накопившие опыт на «Майдане-2004». Было заготовлено большое количество армейских палаток, отработаны вопросы питания, обогрева, размещения на ночлег. Продуманы все детали, вплоть до создания юридического обслуживания и внутренней охраны. В местах, где возникали острые ситуации, «в нужное время» обязательно появлялись журналисты и телекамеры… Рука опытных режиссёров-провокаторов видна во всём.

СУТЬ И ГЛУБИНУ нынешней схватки невозможно понять без учёта внешнего фактора. События на Украине происходят в условиях обострения извечного противостояния между Западом и Россией, его не устранили ни разрушение СССР, ни реставрация капитализма на постсоветском пространстве. Усилия Запада направлены на то, чтобы любой ценой оторвать Украину от России, не допустить их сближения. Нашлась и «пятая колонна», часть которой была «взращена» ещё в недрах КПСС. США и их союзники преисполнены решимости не допустить возрождения в любой форме союза бывших республик СССР, вхождения в него Украины. Республику явно втягивают в НАТО. Ещё в ноябре 1996 года в согласованной обеими палатами американского конгресса резолюции № 120 «В поддержку независимости Украины» были даны строгие указания, что надлежит делать президенту, правительству, парламенту «независимой» Украины.

Избранный в 2009 году президентом лидер Партии регионов В. Янукович получил поддержку большинства избирателей главным образом потому, что обещал восстановить добрососедские отношения с Россией, предоставить статус государственного русскому языку, противодействовать агрессивному национал-шовинизму, не допустить втягивания Украины в НАТО. Эти обязательства были зафиксированы в его Соглашении с Левым блоком, в котором ведущая роль принадлежала Компартии. Фактически же утвердился режим «ющенковщины без Ющенко», когда генеральным направлением внешней и внутренней политики Украины была объявлена евроинтеграция, подписание Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с Европейским союзом. Лозунгами бело-голубой власти стали: «Европа — наш дом, Россия — сосед», «ЕврАзЭс — не наш выбор». Назойливо повторялось, что «о вступлении Украины в Таможенный союз не может быть речи». Активизировалось разностороннее сотрудничество с НАТО.

Компартия Украины с самого начала выступала за то, чтобы по такому судьбоносному вопросу, как выбор вектора интеграции, было выяснено мнение народа, проведён всеукраинский референдум. Власть упорно сопротивлялась этим предложениям, игнорировала предостережения учёных, специалистов, независимых экспертов. Она грубо нарушала Конституцию и закон о референдуме. Несмотря на чинимые препятствия, коммунистам удалось собрать более 3,5 млн. подписей в поддержку проведения референдума. Работа по сбору подписей сопровождалась активным разъяснением пагубных для нашей страны последствий вступления в Европейский союз.

По мере того, как становились известными детали проекта Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС, обнаруживалась их прямая угроза национальной безопасности Украины. В обществе стала нарастать озабоченность. Её выразили и представители предпринимательского корпуса, прежде всего руководители предприятий, которым угрожает в случае подписания Соглашения об ассоциации резкое снижение производства, а стране — рост безработицы. В итоге правительство вынуждено было за несколько дней до Вильнюсского саммита, на котором предстояло подписать Соглашение, принять решение о приостановке процесса евроинтеграции.

Западом тотчас был приведён в действие сценарий дестабилизации обстановки на Украине. В его реализации активное участие принимают сенаторы и чиновники госдепа США, министры и обанкротившиеся президенты ряда европейских государств, имевшие опыт организации «цветных революций», и прочая подобная публика. Они бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела страны, открыто призывают бороться против законной власти. Однако со стороны президента, правительства, МИД Украины не прозвучало ни одного голоса осуждения по поводу попрания норм международного права.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что самой характерной чертой сегодняшней обстановки в республике является снижение доверия ко всем институтам власти и гражданского общества. Это убедительно отражают материалы исследований общественного мнения, ежегодно проводимых Институтом социологии Национальной академии наук. Опрос проводился в июле 2013 года, ещё до массовых протестных выступлений.

За три последних года уровень доверия президенту В. Януковичу снизился с 30,8% до 10,9%, то есть почти втрое. Такого падения на протяжении одного президентского срока ещё не отмечалось.

Верховной Раде выразили доверие всего 4,6% респондентов против 14,2% три года назад. Кабинету министров Украины — соответственно 8,1% и 19,6%, местным органам власти — 13,8% и 17,9%. Такого низкого уровня доверия населения государственные органы в последние 10—15 лет не имели. Милиции в июле, до массовых выступлений, выразили «полное доверие» лишь 0,8% опрошенных, прокуратуре и налоговой инспекции — по 0,9%. За более чем 10 лет не был таким низким уровень доверия и к политическим партиям (6,6% в этом году), профсоюзам (15%), банкам, страховым компаниям, руководителям государственных предприятий, частным предпринимателям.

Такого тотального недоверия и неверия в украинском обществе ещё не было. Но оснований для него более чем достаточно. Ухудшение положения в экономике и финансовой сфере, рост безработицы, массовая бедность, углубляющееся социальное расслоение, невозможность для миллионов людей удовлетворить даже самые неотложные жизненные потребности, фактическая ликвидация бесплатного медицинского обслуживания и образования, невозможность во многих случаях получить во властных структурах защиту законных прав, беспрецедентная коррумпированность неизбежно ведут к неудовлетворённости огромного числа граждан своей жизнью и тем, как ведутся дела в стране. Всё это стало объективной предпосылкой массового участия граждан в нынешних протестных выступлениях. Но воспользовалась этим агрессивная прозападная, правонационалистическая оппозиция.

О НАСТРОЕНИЯХ, преобладающих в обществе, красноречиво свидетельствуют данные социологических исследований. 82,7% опрошенных считают, что власть совсем не решает или решает только для видимости проблемы, связанные с повышением благосостояния населения и уменьшением имущественного неравенства. Более 68% убеждены в том, что власть так же поступает в отстаивании общенациональных интересов, укреплении единства и согласия в обществе. В том, что украинская прокуратура служит любому, кто заплатит, уверены 42,5% респондентов. Относительно милиции этот показатель достигает 49,1%, а судов — 55,5%. По мнению почти пятой части участников исследования, правоохранительные органы служат президенту, другим руководителям органов власти, но не народу.

О невозможности контроля общественностью действий властных структур заявили три четверти граждан. В два раза увеличилась в сравнении с 2010 годом доля тех, кто считает, что на Украине люди не могут свободно выражать свои политические взгляды (было 12,2%, теперь — 28%). Как и в предыдущие годы, 44% участников считают, что Украине не нужна многопартийная система. 45,1% респондентов не видят среди существующих в стране политических партий и движений таких, которым можно было бы доверить государственную власть. Считают, что в стране нет политических лидеров, которые могли бы эффективно руководить государством, 48,7% опрошенных (в 2010 году таковых было 30,3%), при этом 28,3% не смогли или не захотели ответить на этот вопрос.

Скорее неудовлетворительным считают своё нынешнее положение в обществе 50,5% участников мониторинга, а ещё почти треть колебались с ответом. Каждый четвёртый видит себя на одной из двух самых низких общественных ступеней (всего ступеней семь), то есть изгоем общества. Люди, по данным опросов, жалуются не только на то, что не могут приспособиться к новому жизнеустройству, но и на то, что им не удаётся питаться в соответствии со своими вкусами, не хватает добротного жилья, содержательного досуга, возможности полноценно проводить отпуск и т.п. Так думают от трети до половины участников исследований.

Лишь 11,1% опрошенных считают, что в стране «не всё так плохо» и «можно жить». В то же время почти треть респондентов заявили, что далее терпеть столь тяжёлое положение невозможно. По данным исследования, люди больше всего боятся роста цен (79,6%), безработицы (78,1%), невыплаты зарплаты, пенсий, пособий (75,4%), роста преступности (49,3%), опасных для жизни инфекций (36,6%), остановки предприятий (36,4%), голода (29,8%), холода в квартирах (28,4%), массовых уличных беспорядков (18,6%), установления в стране диктатуры (18,3%).

УКРАИНА НЕ СТАЛА ни демократическим, ни правовым, ни социальным государством. Так считают от половины до двух третей участников опроса. Отмечая, что сегодня уже не действуют моральные ценности, которые пропагандировались и утверждались при Советской власти (социальное равенство, коллективизм, взаимопомощь и др.), 48% опрошенных заявили, что не принимают систему ценностей, которая насаждается на Украине после переворота 1991 года (господство частной собственности, стремление к обогащению, индивидуализм и т.д.).

Оценивая политическую ситуацию в стране, 57,8% респондентов охарактеризовали её как напряжённую, а каждый пятый — как взрывоопасную. А 42,5% заявили о необходимости активно протестовать против ухудшения условий жизни. Однако власть не обеспокоена нарастанием тревожных тенденций в настроениях общества. Природа такого поведения — в характере правящего режима. Все президенты и члены правительств, которые управляли Украиной два последних десятилетия, выражали интересы криминально-олигархического, компрадорского капитала. Показательно, что ведущие украинские миллиардеры после проведённой с ними «воспитательной» работы представителями западных кругов поспешили публично заявить о поддержке «европейских устремлений Украины». На память приходит ленинское предостережение о том, что «буржуазия предаст родину и пойдёт на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом и свои доходы». Её ничему не научили итоги заигрывания с правонационалистическими силами, в том числе с неофашистской «Свободой».

Президентство В. Януковича ознаменовано «вольным» обращением с Конституцией и законами, сосредоточением в руках главы государства огромных полномочий, фактическим установлением в стране авторитарного режима, выражающего узкособственнические интересы ограниченного круга олигархов, в том числе тех, кого стали обозначать понятием «Семья».

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР носит кадровая политика режима. При В. Ющенко на руководящие должности выдвигали «любимых друзей», при нынешней власти — «своих» (в основном «донецких»). Это привело к беспрецедентной коррумпированности на всех уровнях государственного организма. В практику вошло такое позорное явление, как плата за лояльность и послушание раздачей «хлебных» должностей, государственных наград, генеральских званий. В Службе безопасности Украины за годы независимости сменилось 12 председателей. Половина из них пребывали в должности менее двух лет, зато пять успели получить звание генерала армии. В МВД было 10 министров, шесть из них руководили менее года каждый. Министерством экономического развития и торговли (оно прежде называлось по-разному) сегодня руководит 21-й по счёту министр, финансовым ведомством — 11-й.

У власти практически нет известных обществу авторитетных, самостоятельных деятелей, способных занимать и отстаивать принципиальную позицию. Что касается президентского окружения, то порой складывается впечатление, что в нём, кроме послушных «флюгеров», есть ещё и плохо замаскированные «кроты» — люди, сознательно работающие на дискредитацию главы государства.

Власть практически отдала «оппозиции» информационное пространство. Даже государственные СМИ (телеканалы, радиопрограммы, печатные издания) в этой обстановке больше работают на… совершение государственного переворота. В одном власть и «оппозиция» едины: в раздувании антикоммунистической истерии, в стремлении оплёвывать наше советское прошлое. В то же время власть явно уступает «оппозиции» в активности, наступательности, умении влиять на настроения людей, организовывать массовые акции. При этом действующее руководство страны совсем не желает прислушиваться к голосу народа, считаться с выводами и предложениями науки.

Сегодня нашему народу приходится расплачиваться за провальную экономическую и социальную политику нынешнего и предыдущих правительств, за невыполнение властью предвыборных обещаний, за неумение и нежелание учитывать в практической деятельности плюсы и минусы (риски) принимаемых решений и заключаемых соглашений (особенно имеющих стратегическое значение). Майдан-два — это продукт непродуманных реформ (пенсионной, медицинской и др.), ухудшающих положение миллионов людей. Это — расплата за утверждение авторитарного стиля руководства, за пренебрежительное отношение к законности. «Майдан два» — это следствие утраты властью доверия народа.

СИТУАЦИЯ в стране очень сложная. Власти противостоит агрессивный, организованный, открыто поддерживаемый Западом противник. «Оппозицию» возглавляют люди, которые явно не подходят на роль национальных лидеров. Но они опасно заражены жаждой власти и не остановятся ни перед чем во имя её достижения. Приход их к власти означал бы установление в стране режима фашистского типа. Первыми его шагами стали бы запрещение Компартии, исключение из закона об основах внутренней и внешней политики положения о внеблоковом характере внешнеполитического курса Украины, втягивание её в НАТО, денонсация Харьковских соглашений, выдворение Черноморского флота Российской Федерации с территории Украины, утверждение национал-шовинистической идеологии в качестве государственной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Первоочередной задачей сейчас является разъяснение людям всей меры опасности при такой угрозе развития событий.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ показывают, что значительная часть населения Украины находится в оппозиции к устоям нынешнего общественно-экономического строя, то есть к капитализму. Люди начинают всё больше задумываться над тем, что они утратили с ликвидацией социализма, что принёс им хвалёный капитализм. Большинство сограждан не приемлют экономическую модель, в которой доминирует частная собственность. Граждане Украины негативно относятся к приватизации земли, выступают за усиление  роли государства в регулировании социально-экономических отношений. 41,3% опрошенных высказались за сочетание государственного управления и рыночных методов, а ещё 27,2% — за возвращение к плановой экономике на основе полного государственного учёта и контроля.

У большинства населения восприятие ситуации в стране, происходящих в ней процессов близко к позиции Коммунистической партии. Речь идёт о том, чтобы эффективнее использовать существующие объективные предпосылки для привлечения на сторону партии широких масс трудящихся.

Организационное усиление партийных организаций, существенное пополнение молодыми силами, активизация их деятельности — таковы сегодня важнейшие задачи. На это указал недавно состоявшийся пленум Центрального Комитета КПУ.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.