Меню Закрыть

Газета «Правда». Ещё раз к вопросу об антиалкогольной кампании

По страницам газеты «Правда»
2014-11-11 17:49.

Борьба за возвращение трудовому народу того, что отнято у него — общественной собственности и власти, — невозможна без очищения сознания людей труда от измышлений о советском прошлом.

 

 

В обществе вновь повышается интерес к проблеме преодоления алкозависимости — социального зла. Вспоминают антиалкогольную кампанию советских 1980-х годов. Увеличивается количество соответствующих материалов в средствах массовой информации. Назовём лишь некоторые: «Об участии церкви в спаивании народа» («Независимая газета», 01.10.2014), интервью Н.И. Рыжкова в газете «Известия» (26.09.2014). Наряду с правдивым освещением кампании продолжаются искажения и домыслы о том, что побудило её начать, о целях, способах и результатах реализации.

В связи с этим считаю нужным отметить следующее.

Во-первых, антиалкогольная кампания началась не по прихоти руководства страны и отдельных его представителей, как об этом иногда пишут, а по требованию широких масс трудящихся с целью избавить общество от пьяниц, а семьи — от мучений и страданий. Партийные и государственные органы были завалены такого рода письмами граждан.

Во-вторых, борьба с пьянством имела определённую цель, включала комплекс мер, имела законодательную базу — Указ Верховного Совета СССР.

Что касается участия церкви в спаивании народа, в чём её иногда обвиняют, то было бы справедливо вести речь об отдельных её структурных подразделениях, представителях духовенства, а не о религиозном объединении в целом.

В процессе кампании была поставлена цель: сохранить, уберечь народ, повысить его работоспособность, укрепить семью. Кстати говоря, термины «сохранение, сбережение народа» принадлежат М.В. Ломоносову. Были также определены меры по профилактике пьянства, а именно: улучшение жизни советских людей, пропаганда здорового образа жизни, сокращение производства водки, прекращение застолий с выпивкой «на дармовщину» за счёт государственных средств (по случаю разного рода юбилеев, а также после совещаний и заседаний). В ту пору широко развернулось строительство жилья, клубов, концертных и спортивных залов.

Производство водки было сокращено на 40%, коньяка — осталось на прежнем уровне, выпуск шампанского возрос на 50%. Спрашивается, какой же это «сухой закон»! Изготовление так называемой бормотухи, наносившей особый вред здоровью человека, было прекращено.

Решения о принятых мерах руководством страны утверждались единогласно.

Каковы результаты антиалкогольной кампании? Пьянку потеснили с рабочих мест, значительно меньше её стало и в общественных местах. По данным статистики и специалистов, на 20—30% снизилась преступность, уменьшилось число прогулов и травм на производстве, транспортных происшествий, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Повысилась рождаемость, снизилась смертность. В 1986—1987 годах родилось на полмиллиона детей больше, чем прежде. В Сбербанк было внесено на 35 млрд. рублей больше, чем обычно. Самое главное — спасены тысячи людей. Этим можно гордиться. Страна, что называется, вздохнула. Обо всём этом граждане писали в прессу, партийные и государственные органы.

Что касается расстройства бюджета якобы по причине антиалкогольной кампании, то этого не могло произойти хотя бы потому, что наряду с сокращением производства водки были повышены цены на алкогольную продукцию. Уже в 1988 году доходы от её продажи превысили уровень 1985 года (54 млрд. рублей), составив 10—15% доходной части бюджета. В конце концов, что дороже — рубли или спасённые жизни людей?!

В процессе антиалкогольной кампании были допущены и ошибки, и просчёты. Возобладало запретительство, возросло самогоноварение. Ошибки не только признавались, но их начали устранять. Стали больше заниматься организацией свободного, внерабочего времени. Однако в этот период обострилась политическая ситуация в стране, решалась судьба Советского Союза и его народов. В этих условиях было сложно продолжать активную борьбу с алкоголизмом. Между тем в ЦК КПСС приходили письма граждан с требованием продолжить работу по преодолению пьянства на прежнем уровне.

Сегодня же вместо того, чтобы использовать опыт антиалкогольной кампании, отбросив всё ошибочное и наносное, обществу навязывается мысль о том, что любые попытки потеснить пьянство обречены на неудачу. Ведь речь идёт о больших барышах кучки крупных буржуа, наживающихся на человеческом горе. К тому же злоупотребления алкоголем отвлекают людей от борьбы против социальной несправедливости. Это выгодно буржуазной власти.

Антиалкогольная кампания в целом послужила делу сбережения народа. Русский гений Л.Н. Толстой писал: «Трудно представить себе то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом».

Е.К. Лигачёв.

Поделиться: