«Свободная Пресса»
2015-03-11 01:37.
Глава украинской группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук заявил 10 марта, что Донецкая и Луганская народные республики, «воспользовавшись перемирием», сумели создать единую боеспособную армию Новороссии. С одной стороны, заявления Тымчука, которого остряки прозвали «говорящей каской», сложно оценивать серьёзно. Слишком часто его информационный центр сообщал об «уничтоженных российских танковых колоннах» или «вторжении российских войск» без всяких доказательств, потом «забывая» о своих громких реляциях.
С другой, последнее сообщение «Информационного сопротивления» выбивается из общей тональности. Ведь в нём Тымчук ссылается не на «российские войска», а пишет именно о создании вооружённых сил Новороссии, ВСН.
«Пользуясь «перемирием», командование продолжает совершенствовать уровень боеспособности своих формирований. Оно сумело создать единую командную структуру т.н. «армии Новороссии». Несмотря на разделение территорий на ДНР и ЛНР, их военные формирования на данный момент уже перестроены и имеют чёткую структуру, в том числе в области оперативного и административного управления, строятся и действуют по единому плану и единому замыслу, – пишет Тымчук на своей странице в «Фейсбуке». –Одновременно с этим непосредственно «на передовой» продолжаются мероприятия, направленные на повышение уровня боеспособности, включая доукомплектование их боевой техникой и вооружением, личным составом».
Далее Тымчук анализирует силы ДНР и ДНР и утверждает, что они создали три ударных тактических группы: на донецком, мариупольском и северо-луганском направлениях. В составе «Горловского гарнизона», которому подчинена северная (донецкая) группировка, по данным Тымчука, до трёх тысяч человек. Мариупольская насчитывает две с половиной тысячи личного состава, а луганская – пять–пять с половиной тысяч человек.
Раньше киевские спикеры утверждали, что украинская армия на голову сильнее и вот-вот разобьёт противника. Об этом можно было услышать даже в разгар «Дебальцевского котла», а все последующие неудачи обычно списывали на внезапное вторжение призрачных российских войск. О чём говорит изменение тональности украинских «речников АТО», которые вдруг начали признавать, что у Новороссии появилась своя боеспособная армия?
– Заявление Тымчука о создании армии Новороссии в целом соответствует действительности, – считает военный обозреватель Денис Селезнёв. – Вот только это произошло не во время нынешнего недолгого перемирия, а раньше – осенью и в начале зимы. Эта работа шла постоянно, начиная с конца августа–начала сентября. Было много разных проблем, но к зиме удалось достигнуть прогресса и показать результат. Это видно хотя бы по тому, как прошла зимняя кампания.
После летней ситуации, когда в каждом городе был свой командир, силы Новороссии значительно продвинулись вперёд. Ещё остаются некоторые рудименты, вроде казаков, и районы, которые не хотят входить в общую систему, но с ними сейчас ведётся работа. А в остальном это действительно практически регулярная армия.
У ДНР, насколько можно судить, около девяти бригад: три гвардии, шесть механизированных, отдельные артиллерийские бригады, части разведки. У ЛНР есть две механизированные и две отдельные бригады – Мозгового и казачья. Управляется всё из одного центра, есть общий Генштаб, который разрабатывает операции. Так что в этом плане Тымчук, к несчастью Киева, прав.
«СП»: – А насколько соответствуют действительности оценки Тымчука о том, что ДНР и ЛНР готовят тактические ударные группировки?
– Тымчук употребляет слово «ударные», и оно воспринимается, как подготовка к наступлению. Но это политический момент, сложно сказать, будет наступление или нет. Армии Новороссии нужно время, чтобы восполнить потери и сделать «разбор полётов» зимней кампании. Но если ситуация обострится, думаю, они в состоянии наступать.
Тымчук вообще характерен тем, что нагнетает ситуацию. Он постоянно пишет, что ополчение готовится к нападению. Но предыдущие два перемирия нарушала как раз украинская сторона. Сейчас они исчерпали свои возможности для наступления. Собственно, они исчерпали их ещё в августе. Но трудно предвидеть их действия, так как они не совсем адекватно оценивают свои силы. Возможно, это элемент внутриукраинской политики, давление на Порошенко, чтобы он предпринял какие-то меры.
«СП»: – Перемирие только-только установилось, разве нужно сейчас сторонам новое наступление?
– В январе обе стороны тоже не были готовы к наступлению. Военным всегда нужно больше времени, чем дают политики. Они предпочли бы ещё полгода-год готовиться, собраться и основательно ударить. Но это политика. Возможно, многим кажется, что воевали недостаточно, им не хватает «шоу» и они ждут следующую серию. Конфликт ещё не разрешён, но я затрудняюсь сказать, когда снова начнётся эскалация.
Украинская армия не способна вести наступательные действия. Если они будут адекватно оценивать свои силы, они не должны идти вперёд. Но именно с адекватностью у них проблемы. В зимней кампании расчёт был на то, что они спровоцируют наступление ВСН, смогут его отбить, нанести серьёзные потери, и это станет для них большим политическим плюсом. Но они в очередной раз просчитались. Подчеркну, что всё это провоцируют украинские политики, военные на местах правильно оценивают свои силы.
«СП»: – А вообще оценкам Тымчука военной мощи ВСН можно доверять?
– То, что назвал Тымчук, думаю, только половина истинного потенциала ВСН. По многим компонентам армия Новороссии уже сравнялась с украинской, а по некоторым и превосходит её. Конечно, по численности личного состава народные республики уступают. Но нужно понимать, что у Украины специфическая армия. Как минимум треть тех, кто находится на фронте, ни при каких условиях не хотят воевать. Их единственная задача – уцелеть, разбежаться и спрятаться. Условно силы армии Украины и ВСН равны, но у ВСН лучшее управление, лучшая мотивация, есть некоторая техника, в частности, радиоэлектронной борьбы, которая отсутствует у украинской стороны. Поэтому их шансы гораздо выше.
Но главное всё же мотивация. У ополченцев есть опыт побед, они верят в свои силы, доверяют командованию. Может, не безраздельно, но видно, что доверие есть. Тогда как у украинской стороны большой кризис в этом отношении. На местах среди солдат недоверие не то, что к высшему руководству, но даже к командованию батальонов. ВСН сейчас сильнее. Думаю, в перспективе украинская армия обречена. По хорошему Киеву нужно заканчивать эту войну какими-то более конкретными переговорами и признанием своего военного поражения. Но они не могут этого сделать, потому что пришли к власти на милитаристских настроениях и должны им соответствовать. В этом их трагедия.
Политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов считает, что у заявления Тымчука есть политическая подоплёка.
– Стоит обратить внимание на контекст заявления Тымчука. Он фактически поддержал с другого фланга призыв Петра Порошенко к депутатам Верховной Рады одобрить ввод иностранных войск на территорию Украины (речь о допуске иностранных войск на территорию Украины для участия в международных учениях в текущем году, которое Порошенко внёс в парламент 10 марта. – прим. ред.)
Обращение Порошенко грубо нарушает статью Минской декларации в которой говорится, что с территории Украины должны быть выведены все иностранные войска. Заявление Тымчука должно подтвердить слова президента о том, что Украина столкнулась с иностранной агрессией, а «сепаратисты» вопреки Минским соглашениям продолжают совершенствовать военную машину и «грубо нарушают дух Минской декларации». Киев хочет начать формировать общественное мнение, причём не столько на Украине (оно и так милитаризовано), сколько на Западе, и обосновать в его глазах свой грядущий отказ от выполнения Минских соглашений. Эти заявление Тымчука и Порошенко можно назвать информационной артразведкой.
«СП»: – Что, в таком случае, следует предпринять ополчению?
– Киев начнёт наступление или скоро или очень скоро. В любом случае, это будет весной. С большой долей вероятности уже в марте. Я постоянно общаюсь с представителями ДНР и слышу от них, что они не расслабляются и в любой момент ожидают возобновления боевых действий.
Украина использует эту временную передышку, чтобы подвести технику и войска, собрать людские и технические резервы. Хотя недавно было заявлено, что Барак Обама пока отказался от поставок летального оружия Украине, это не совсем так. Американская техника по данным разведки ДНР и ЛНР поступает на Украину. Очевидно, Порошенко наращивает боевой кулак. Как только он будет собран, как только будут уточнены планы наступательной кампании, тут же Киев начнёт заявлять о нарушениях и провокациях со стороны ополченцев, после которых Украина посчитает себя свободной от выполнения Минских соглашений. Всё это прекрасно понимают в народных республиках. Заявление спикера «АТО» Андрея Лысенко о том, что у Киева на позициях осталось тяжёлое пехотное вооружение свидетельствует о том, что скоро возобновятся боевые действия. Но в Донбассе готовятся достойно встретить врага.
«СП»: – Как оценивать заявления Тымчука о том, что ВСН формируют ударные тактически группы?
– Оно не соответствует действительности по той простой причине, что не соответствует задачам народных республик. Стратегическая цель Киева в том, чтобы одним мощным ударом уничтожить армию республик Донбасса. А стратегическая цель ДНР и ЛНР в том, чтобы ни в коем случае не дать против себя информационное, дипломатическое и политическое оружие противной стороне. Поэтому они исходят из того, чтобы не начинать наступление первыми.
Их армии по частям отвоёвывают территорию бывших Донецкой и Луганской областей, но только в виде контрнаступления. В Донбассе пользуются любой возможностью перемирия, чтобы продемонстрировать мирный характер республик. Донбасс никогда не пойдёт в наступление первым, даже обладая информацией о том, что Киев готовит атаку. Западные страны монолитом выступают против Донбасса, и он вынужден вести очень осторожную политику, не переходя в наступление. Ополченцы не заинтересованы в провокациях. Они занимаются только подготовкой к отражению очередной агрессии со стороны Киева.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что к заявлениям «Информационного сопротивления» нужно подходить осторожно.
– Тымчук – украинский пропагандист, который реализует специальные информационные программы, запущенные на американские гранты ещё год назад. Верить этому человеку или информации, которая от него исходит, нельзя. Цели и задачи Тымчука – демонизация этим комментарием ДНР и ЛНР, чтобы представить их в качестве ненадёжных и неадекватных партнёров по переговорам.
Что касается решения задачи по созданию единого командного центра, откуда будет управляться армия Новороссии, это абсолютно необходимо для успешного оформления государственного статуса ДНР и ЛНР. Учитывая, что Киев может спровоцировать новую бойню в Донбассе, необходимо всячески развивать военные возможности двух непризнанных республик, улучшать боевую подготовку вооружённых подразделений. Разумеется, необходимо и единое командование.
«СП»: – То есть ополчению всё равно нужно готовиться к новому наступлению со стороны Киева?
– Украина не может соблюдать перемирие, потому что не может выполнить Минские соглашения. Они построены по принципу дорожной карты, и если наступит мир, Украина вынуждена будет реализовывать прописанные там пункты. А это для Киева экономически и политически невозможно.
Срыв Минских соглашений, либо подмена их другими квазидокументами и инициативами, как уже происходит сегодня, – это задача режима Порошенко. Вместо определения статуса ДНР и ЛНР подсовывается филькина грамота по поводу некоего «конституционного совещания». Вместо того, чтобы заниматься отводом вооружений и обменом пленных, Киев затягивает этот процесс. Они выступают с инициативой приглашения миротворцев ООН, хотя в соглашениях чётко прописано, что функцию контроля должна выполнять ОБСЕ. Киев будет делать всё, чтобы сорвать выполнение Минских соглашений или исказить их суть.