Меню Закрыть

Фосфорные бомбы долетели до Женевы. Human Rights Watch признала факт применения запрещённого оружия на Украине

«Свободная Пресса»
2014-11-13 01:33.

12 ноября в Женеве может случиться сенсация. Правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) в рамках Конвенции о конкретных видах обычного оружия обнародует доклад о применении зажигательных боеприпасов на Украине. Об этом правозащитники сообщили накануне на официальном сайте организации.

 

 

«Во время полевых миссий в августе и октябре 2014 года исследователи HRW документально подтвердили использование зажигательного оружия в Иловайске и н.п. Луганское (посёлок к югу от Донецка)», – говорится в сообщении.

В обоих населённых пунктах эксперты HRW обнаружили обломки капсул, содержащих зажигательные вещества. Кроме того, один из экспертов нашёл в поле, примерно в 18 километрах от Иловайска, заброшенную огневую позицию с несколькими ракетами от системы залпового огня «Град», оснащёнными зажигательными боеголовками. Каждая такая боеголовка содержит 180 зажигательных капсул, которые после детонации ракеты горят в течение двух минут. По данным HRW, ракеты были брошены на огневой позиции по той причине, что дали осечку во время стрельбы.

«HRW не может определить, кто произвёл атаку зажигательными ракетами в Иловайске или Луганском… Однако тот факт, что обнаруженные ракеты имели чёткие признаки пуска с осечкой, делают крайне маловероятным, что пророссийские силы повстанцев или кто-то другой умышленно подбросил их в это место», – отмечает HRW.

Напомним: первые сообщения о применении украинской армией фосфорных бомб, запрещённых к применению Протоколом III к Конвенции о конкретных видах обычного оружия, появились ещё 12 июня. Об этом РИА «Новости» сообщили в штабе ополчения, обороняющего деревню Семёновку в окрестностях Славянска. В подтверждение была представлена видеосъёмка ночного боя, на которой ясно видно, как с неба на землю льются огненные потоки.

Месяц спустя случаи применения фосфорных боеприпасов были зафиксированы возле станции Мандрыкино. В ночь на 26 июля украинская армия обстреляла фосфорными бомбами Донецк. В ежедневной сводке Комитета социальных коммуникаций ДНР отмечалось: «Улица Садовая подверглась бомбардировке фосфорными снарядами. На асфальте видны белые следы от фосфора, в воздухе ощущается его запах. По состоянию на 07:00 продолжали гореть несколько домов».

В августе представители ополчения Донбасса обвинили украинские войска в обстреле окрестностей женского монастыря Украинской православной церкви (Московского партиархата) в Грузско-Ломовке фосфорными боеприпасами из установок РСЗО «Ураган».

Следственный комитет РФ тогда заявил, что получил «неопровержимые доказательства использования запрещённого оружия против мирного населения» Юго-Востока Украины в ходе расследования возбуждённого им уголовного дела о применении запрещённых средств и методов ведения войны на территории Донецкой и Луганской областей, где украинская армия проводила «антитеррористическую операцию».

Почему, спрашивается, Human Rights Watch потребовалось почти пять (!) месяцев, чтобы убедиться в очевидном? Какие последствия доклад правозащитников будет иметь для Киева?

– Доклад Human Rights Watch не будет иметь серьёзных международно-политических и международно-правовых последствий, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Европейцев и американцев сейчас гораздо больше интересует восстановление территориальной целостности Украины и контроля Киева над всей территорией страны, а не военные преступления, совершённые украинскими силовиками в ходе «антитеррористической операции». Но, разумеется, только в случае, если Киев не потерпит сокрушительного поражения в попытке военного реванша в Донбассе.

«СП»: – Факты применения фосфорных бомб на Украине получат огласку на Западе?

– Сейчас в западных СМИ внимание к Украине не так уж высоко. Тема ушла на периферию. В тот момент, когда она была на пике, такие сообщения на Запад не просачивались. Теперь они могут появиться, но не повлияют существенным образом на баланс общественного мнения.

Надо понимать: общественное мнение на Западе возлагает на Россию ответственность за украинский конфликт, и изменить его довольно сложно.

«СП»: – В начале октября Human Rights Watch признала использование украинскими военными кассетных боеприпасов против мирных жителей Донецка. Украинский МИД тогда оперативно, в полном соответствии с пословицей «на воре и шапка горит», эти обвинения опроверг. Как Киев поступит сейчас?

– Киеву не составляет труда отрицать очевидное. Точно так же украинские власти поступят и на этот раз. Грубо говоря, Киеву нет резона менять официальную точку зрения на события в Донбассе.

«СП»: – Почему правозащитники публикуют доклад с огромным опозданием?

– Прежде всего, HRW публикует доклад для собственной репутации. Организации важно подчеркнуть, что она ведёт универсальную, неизбирательную работу по защите прав человека в разных регионах мира. И вне зависимости от того, кто на чьей стороне.

Трудно сказать, оттягивала ли HRW время публикации доклада намеренно, чтобы сделать это в удобный для себя момент. Сбор доказательств требует времени. Всё-таки Human Rights Watch – не следственная оперативная группа, а международные эксперты, и они не обязаны действовать по горячим следам. Поэтому пауза с публикацией доклада организацию никоим образом не компрометирует…

– Боюсь, существенных неприятностей Киеву этот доклад не доставит, – отмечает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. – Да и точку зрения Запада на украинский кризис тоже не изменит.

Идея, что Запад якобы чего-то не понимает, и стоит ему что-то разъяснить, как у него откроются глаза – очень удобная, но не имеет отношения к реальности. Ещё в середине XIX века по этому поводу хорошо высказался русский философ и геополитик Николай Данилевский. Он писал, что Запад хорошо знает, как устроена молекула, но в определённых случаях предпочитает ничего не знать и не понимать – когда ему это выгодно.

Запад всегда руководствовался только своими интересами, и с этой точки зрения ему нет смысла замечать военные преступления киевских властей. Точно так же, кстати, Запад, где за малейшее проявление нацизма можно угодить в тюрьму, в упор не замечает шествий эсэсовцев в Прибалтике.

Поэтому не стоит рассчитывать, что после доклада Human Rights Watch он вдруг прозреет и встанет на путь истинный. Именно Запад заинтересован в украинском кризисе, он его организовал, а киевская власть – не более чем инструмент в руках Запада.

«СП»: – Почему правозащитники из HRW заговорили о зажигательных боеприпасах именно сейчас?

– Здесь может быть три объяснения. Во-первых, невозможно всё время выставлять киевских карателей в розовом свете и полностью отрицать их деяния. Уж слишком много фактов говорят против них, и скрывать эти факты – значит, полностью дискредитировать международные правозащитные организации.

Гораздо умнее отметить некоторые факты преступлений и со стороны украинских военных. Тем более, HRW не утверждает прямо, что именно Киев применил фосфорные бомбы. Правозащитники зафиксировали лишь сам факт применения запрещённого оружия – и умыли руки.

Надо сказать, это общая тактика международных правозащитных организаций. В начале сентября, напомню, Amnesty International обвинила и украинские войска, и ополченцев в применении пыток и похищениях людей. А также – отдельно украинских силовиков в неизбирательных обстрелах жилых районов. Но каждый раз речь идёт об отдельных «нехороших фактах» со стороны украинской армии, которые «Киев, стремящийся к европейским ценностям, примет во внимание и преодолеет».

Второе объяснение – нужно и Киеву послать сигнал: ребята, вы знайте своё место. Ранее, на мой взгляд, со стороны Запада уже было несколько сигналов, что Киев «зарывается» в своих отношениях с Европой.

Есть, наконец, и третье объяснение: доклад Human Rights Watch подыгрывает Петру Порошенко во внутриполитической борьбе, которая идёт сейчас на Украине.

В любом случае, нам от этого ни холодно и ни горячо. Разбирать, зачем на самом деле публикует доклад подконтрольная западным спецслужбам Human Rights Watch не так уж важно. Важно понимать, что делает она это исключительно в собственных целях, и эти цели прямо противоположны нашим.

Поделиться: