«Свободная Пресса»
2015-06-26 01:53.
В четверг, 25 июня, в Брюсселе открылся двухдневный саммит ЕС. Форум обещает стать едва ли не самым тяжёлым для глав 28 стран Евросоюза. По большому счёту, Европа может расколоться под гнётом текущих проблем. Неслучайно накануне саммита английская королева Елизавета II, которая ранее всегда оставалась вне политики, призвала не допустить такого сценария. «Раскол Европы опасен, и мы должны противостоять этому как на Западе, так и на Востоке нашего континента», –заявила Елизавета II. Но проблема в том, что на страны еврозоны действуют мощные центробежные силы, и призывами их не ослабить.
Прежде всего, Европу захлестнула волна мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока. Причём, судя по активным действиям террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), нет надежды, что этот поток ослабеет. Только с начала 2015 года 50 тысяч нелегалов высадились в Италии, Греции и Мальте. Оттуда они растекаются по всему ЕС. Венгрия уже заявила, что построит четырёхметровую стену на границе с Сербией, чтобы остановить поток мигрантов. «В ЕС пытаются решить проблему иммиграции, однако Венгрия больше не может позволить себе ждать», – заявил глава венгерского МИДа Петер Сийярто. Напомним, что последний раз стену в Европе строили в 1961 году в Берлине.
Камнем на шее ЕС повисла и Греция. Накануне встречи в Брюсселе, Афины так и не смогли прийти к согласию с международными кредиторами в отношении сделки по предоставлению финансовой помощи. Компромиссный план экономии на 7,9 млрд. евро за два года, который предложили греки, кредиторам не понравился. Афины не хотят резать «социалку» и планируют увеличить налоги на бизнес, тогда как кредиторы требуют повышения пенсионного возраста и сокращения пенсий уже с 1 июля текущего года.
Дело идёт к тому, что Греция не сможет выплатить МВФ до конца июня необходимые 1,5 млрд. евро и объявит дефолт. Это означает, что греков исключат из ЕС, и что такая же перспектива маячит перед другими странами группы PIGS – Португалией, Италией и Испанией.
Клин в раскол Европы вбивает и ситуация на Украине. 25 июня агентство Bloomberg сообщило, что, по данным аналитиков компании Goldman Sachs, Киев ждёт дефолт уже в конце июля, поскольку он не сможет осуществить купонную выплату по облигациям. В этом случае, не исключено, Брюсселю вновь придётся оказывать финансовую поддержку своим киевским протеже – за счёт, разумеется, европейцев, многим из которых такая перспектива всё меньше нравится.
Наконец, неприятие в ЕС вызывает идея создания Трансатлантической зоны свободной торговли с США. По мнению ряда экспертов, ослабленная кризисом европейская экономика в этом случае обеспечит отличные условия для экспансии американских товаров и производств.
Чем закончится саммит в Брюсселе, станет ли он спусковым крючком для процессов дезинтеграции в ЕС?
– Пока экономика ЕС росла, проблем с мигрантами не возникало, – отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. – Еврозона всасывала огромную массу иностранных рабочих, не особенно их социализируя. Напротив, Европа стремилась оставить мигрантов в положении людей, пребывающих в Третьем мире – но более устойчивом Третьем мире, находящемся внутри Первого мира, – и шансами пробраться в Первый мир.
Но сейчас ситуация поменялась: экономика ЕС не растёт, и потому не нуждается в мигрантах. Более того, на севере ЕС развивается вторая волна экономического кризиса. Она уже проявляется в так называемой «зелёной зоне ЕС» – в Германии, Австрии, Польше и Чехии, – а также в странах Скандинавии. На эти кризисные процессы в немалой степени повлияла ситуация в России. Как выяснилось, проблемы в российской экономике отнюдь не безобидны, и служат катализатором европейских кризисных процессов.
Ну и, конечно, эти процессы подогревают ситуацию вокруг Греции, которая у европейцев вызывает серьёзные страхи. Сейчас происходит обмен хлёсткими заявлениями. Греки говорят: «Германия нас поработила, прекратите нас унижать!». ФРГ отвечает: «Вас вообще нужно выгнать на 10 лет из еврозоны, потому что вы ленивые и набираете долги, которыми не умеете управлять!»
Но за этой перепалкой скрывается прагматичная политика. Греческие руководители боятся выпасть из ЕС, поскольку основной поток туристов в Грецию определяется именно еврозоной. ЕС тоже боится выгонять греков из зоны евро. Иначе дело обернётся дестабилизацией ситуации в Греции, дефолтом Афин, а следом – серьёзным банковским кризисом в ЕС. Этот сценарий не устраивает Берлин.
«СП»: – Какие решения примут в итоге на саммите?
– Видимо, ЕС вынужден будет сделать заявление: дескать, мы не можем принимать больше мигрантов, потому что не в состоянии обеспечить им достойное существование. На деле, это всего-навсего красивые слова: ЕС строит в Греции концентрационные лагеря для иммигрантов, и полиция может делать с ними порой всё, что угодно, потому что эти люди – вне закона, и их судьба европейцев не волнует.
Но европейцам далеко не безразлично, когда иммигранты начинают теснить коренных жителей на рынке труда. В курортных зонах Средиземноморья местные жители банально не могут найти работу – работодатели предпочитают иметь дело с мигрантами, труд которых в разы дешевле. В итоге, миграция несёт только рост социального напряжения в ЕС.
Повторюсь: Брюссель не захочет принимать иммигрантов до тех пор, пока не начнётся экономический подъём.
«СП»: – За счёт чего этот подъём начнётся?
– Этого никто, никакой саммит, объяснить не может: налицо тенденция на спад, на вторую волну кризиса в ЕС. Это значит, кстати, что поток туристов в ту же Грецию ослабеет, и это принесёт Афинам новые осложнения. В итоге, Греция всё же скатится в дефолт, а это может вывести из строя важный финансовый механизм по перекачке денег с юга на север Евросоюза – через систему займов, долгов, господства северных корпораций.
В итоге, кризис начнёт прогрессировать, и накроет Болгарию, а с ней – Сербию, Македонию, Албанию.
«СП»: – При каких условиях Евросоюз мог бы расколоться?
– Если экономика России будет расти и развиваться с ориентацией на собственный рынок, Евросоюз действительно может расколоться, и довольно быстро. Сейчас странам Европы – Венгрии, Италии, Греции – просто некуда уходить из ЕС. Выйди они из зоны евро – мгновенно потеряют заказы, потоки туристов, деньги, и свалятся в экономическую депрессию.
Как только ЕС потеряет первого члена, за ним последуют второй, третий – и система начнёт сыпаться. Это будет означать дальнейшую периферизацию Европы, снижение её политического и экономического статуса в мире…
– Нынешнее положение ЕС действительно очень серьёзное, – отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Причём, Европа попала в него не столько из-за неумелых действий брюссельской бюрократии, сколько из-за глобальной игры США против ЕС.
Именно политика Вашингтона разрушила авторитарные государства Северной Африки, которые сдерживали миграционные потоки. Тем самым американцы нанесли европейцам ощутимый удар. На мой взгляд, Штаты системно ослабляют Евросоюз, чтобы предельно сузить возможности формирования на базе ЕС глобального конкурента. Например, США реализуют сейчас план Трансатлантического партнёрства, который предполагает, по сути, поглощение европейской экономики американскими компаниями.
Масла в огонь добавляет и проблема Греции. Дело даже не в деньгах – поскребя по сусекам, Брюссель, я думаю, мог бы найти необходимую сумму для поддержки Афин. Но пойдя по этому пути, руководство ЕС создало бы опасный прецедент. Получилось бы, что государство в ЕС может не проводить рекомендованные реформы, не платить по долгам – и получать финансовую помощь. Раз так – по стопам греков тут же пойдут другие слабые государства – члены ЕС: Португалия, Испания, Италия. С другой стороны, изгнать Грецию из ЕС – значит, запустить центробежные силы в других европейских государствах.
Наконец, США подложили под Евросоюз ещё одну мину – втянули ЕС в конфликт на Украине. Сейчас ЕС, с одной стороны, испытывает морально-политические перегрузки, поскольку ему приходится участвовать в урегулировании конфликта. С другой стороны, Брюссель вынужден регулярно оказывать помощь украинскому руководству, что порождает недовольство среди небогатых стран ЕС.
В силу этих причин Евросоюз стоит сейчас перед лицом серьёзных проблем, которые в перспективе чреваты как раз расколом и распадом. Если сюда добавить проблемы внутреннего сепаратизма в ЕС – шотландского, каталонского, фламандского, – можно утверждать: ситуация в зоне евро будет ухудшаться, а риски распада ЕС – увеличиваться в прогрессии.
Возможно, сейчас Брюссель с проблемами справится путём «латания дыр». Но стратегически эти проблемы имеют тенденцию к нарастанию, и через короткое время станут угрожающими…