Алексей Полубота («Свободная пресса») На фото: протестующий Юго-Восток — от Одессы до Луганска
2014-04-14 07:53 (обновление: 2014-04-14 08:17).
Выступления сторонников федерализации на Востоке Украины приобретают всё более массовый характер. пишет портал «Свободная пресса».
Как мы уже рассказывали, 12 апреля под контроль народных ополченцев перешли административные здания Славянска, в том числе райотдел милиции. И.о. главы МВД Украины Арсен Аваков объявил о начале контртеррористической операции на Востоке Украины.
Утром, как сообщала «СП», была предпринята попытка штурма мятежного города. Однако, потеряв по разным данным, от одного до девяти человек, нападавшие отступили. Есть погибшие и среди защитников Славянска. Пока известно о гибели одного жителя этого города. Одновременно поступают сообщения о захвате пророссийскими активистами административных зданий в Мариуполе, Енакиеве, Краматорске, Красном Лимане и других городах и посёлках Донецкой и Луганской областей. В самом Донецке поддержать протестующих вышли около 10 тысяч человек. В Харькове митингующим против задержания товарищей антифашистам в удалось захватить здание горсовета. Прошли митинги и столкновения с «евромайдановцами» в Одессе.
В новостях замелькало название организации «Украинский восточный блок», что свидетельствует о структуризации протеста. Поступает информация и о создании единого движения юго-восточных областей за федерализацию. Его, как сообщает Ридус, согласился возглавить кандидат в президенты Украины и депутат Верховной рады Олег Царев.
— Обстановка напряжённая, ждём продолжение штурма, но бодрости духа не теряем, — рассказывает представитель контактно-информационного центра ополченцев Славянска Михаил.
«СП»: — Был ли взят блок-пост на окраине Славянска, как об этом сообщают в СМИ?
— Нет, я такой информацией не располагаю. Могу только подтвердить, что утром была попытка штурма здания райотдела милиции. Нападающие попали в засаду и отступили с потерями. При этом они убили мирного жителя.
«СП»: — Есть у вас информация, кто именно предпринял попытку штурма?
— Точно сказать трудно, возможно, это были верные киевскому правительству силовики.
«СП»: — Сколько, примерно, было нападавших?
— Я не имею полномочий разглашать такую информацию.
«СП»: — Кто сейчас стоит на защите административных зданий Славянска?
— Это жители самого города и его окрестностей, некоторые приехали из других городов Донецкой области. Все – местные жители, имеющие чёткую гражданскую позицию. Людей возмущает, что нас не хотят слышать. Почему то, что, происходит на Юго-Востоке Украины называется сепаратизмом и терроризмом, а то, что происходило в Киеве – народным протестом?!
«СП»: — Чем вооружены ополченцы в Славянске?
— Есть дубинки, щиты, противогазы, есть охотничьи ружья. Есть и ещё кое-какое огнестрельное оружие…
«СП»: — На ваш взгляд, после пролившейся крови конфликт станет носить более ожесточённый характер?
— Могу сказать, что именно после неудачной попытки штурма над городом начали барражировать вертолёты. Кроме того, есть информация, что недалеко от города высадились около 200 десантников. К городу подтягивают бронетехнику. Не знаю, будут ли новые попытки штурма, но мы готовы идти до конца.
«СП»: — До сих пор киевские власти говорили, что в пророссийских митингах участвует немного людей, следовательно, сторонников федерализации Украины немного даже на Юго-Востоке. Насколько вас поддерживает население Славянска?
— Поверьте мне, сторонники федерализации – это большинство жителей нашего города. Такая же ситуация в целом на восточной Украине. Многих просто-напросто запугали. Я разговаривал с шахтёрами – руководство им конкретно дало понять: выходите на митинг – на следующий день пишите заявление об увольнении. Если бы не это, на мирные митинги выходили бы десятки тысяч человек.
Напряжённой ситуация остаётся и в Донецке, в городе, где ещё 7 апреля было провозглашено создание Донецкой народной республики.
— Есть сведения, что в окрестностях Донецка вооружают приехавших на автобусах разномастно одетых людей, —рассказывает командир донецкого народного ополчения Мирослав Руденко. – Возможно, это сторонники «Правого сектора». Но за достоверность этой информации поручиться пока не могу. Те внутренние войска, что находятся в городе, по нашей информации, остаются в расположении своих частей и не собираются предпринимать штурм. Сотрудники «Беркута» на нашей стороне.
Если нас будут штурмовать, то, скорей всего, приезжие из Западной Украины, а, может быть, даже иностранцы. Кстати, в Славянске были тяжело ранено двое мирных рыбаков, одетых в камуфляж. Иностранцы не знают, что у нас многие ходят в такой одежде, поэтому, наверное, они и начали стрелять по обычным людям.
«СП»: — Почему, на ваш взгляд, спецоперацию начали со штурма в Славянске?
— Наверно, киевскую хунту испугало расширение народного протеста на Востоке Украины. Кроме того, там была взята под контроль оружейная комната в милиции. Возможно, это тоже повлияло.
Сегодня всё больше людей готовы бороться за свободу волеизъявления жителей Донбасса с оружием в руках. Наверно, в Киеве решили, что нельзя медлить. Сейчас уже многие другие города и посёлки Донецкой области свергают ставленников Киева. Агрессия, которая началась в большой православный праздник, показывает, насколько цинично действует новая власть.
«СП»: — Донецк оказывает какую-то помощь Славянску, кроме моральной?
— Да, из нашего города выезжают туда активисты. Мирные, безоружные люди выходят на дороги и блокируют воинские части, подчиняющиеся киевской хунте. Жители Донецкой области хотят жить в стране, где уважают их права.
Каковы будут действия России в этой ситуации?
— По некоторым данным, из-за сложной обстановки в приграничных районах Россия привела в повышенную боевую готовность войска на границе с Украиной, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Тем не менее, пока, на мой взгляд, ввода российских войск не будет. Но если и дальше киевские власти будут пытаться применять силу, прямое или косвенное участие российских военных в конфликте произойдёт.
С одной стороны, у киевского режима сейчас нет иного выхода, кроме как попытаться задавить протест на Востоке Украины, поскольку каждый день существования фактически независимых от Киева регионов приближает конец режима Турчинова-Яценюка, и ставит под угрозу проведение президентских выборов 25 мая.
С другой стороны, у этого режима очень шаткая поддержка силовиков. Большая часть из них отказывается подавлять протесты. А кто-то даже переходит на сторону протестующих.
Кроме того, в Киеве помнят о том, что Совет Федерации РФ разрешил Владимиру Путину задействовать войска за пределами России. И некоторым напоминанием о том, что президент готов этой возможностью воспользоваться, стали слова главы МИДа Сергея Лаврова о том, что Россия выйдет из намеченных четырёхсторонних переговоров, если Киев будет продолжать попытки силой подавить выступления на Востоке Украины.
«СП»: — Если будут новые жертвы, возможен ли вариант, что население Востока Украины не захочет федерализации, а потребует независимости или присоединения к России?
— Уже сегодня градус напряжённости в Донецке и Луганске таков, что в случае, если Киеву не удастся взять ситуацию под контроль, то большинство жителей не захотят, чтобы их регионы оставались в составе Украины. Возможен вариант существования этих регионов по типу Приднестровской молдавской республики. Возможны и другие варианты. Но тут уже многое зависит от того, насколько Москва решится на кардинальное столкновение с Западом. Не исключаю, что в руководстве России возобладает принцип: семь бед – один ответ. Как показывают последние действия политиков США и их союзников, они находятся в состоянии близком к бешенству по поводу действий России на Украине. Поэтому даже нейтральные отношения между командой Владимира Путина и западной элитой в обозримом будущем вряд ли возможны.
Атака на Славянск, по последней информации, была проведена с согласия ЦРУ. В этом плане нет никаких иллюзий, что США в случае подавления протестов на Юго-Востоке Украины запустят форсированный процесс присоединения страны к НАТО. Поэтому с Западом в данной ситуации можно говорить только с позиции силы.