Меню Закрыть

Депутат-коммунист А.В. Корниенко о коммунальной энергетике

Пресс-служба депутата Государственной Думы А.В. Корниенко
2015-06-09 12:13 (обновление: 2015-06-09 12:57).

На пленарном заседании Государственной Думы 9 июня от имени фракции КПРФ выступил депутат Алексей Корниенко. Публикуем текст его выступления.

 

 

Корниенко
Алексей
Викторович

О катастрофическом состоянии коммунальных сетей в последние годы сказано так много, что добавить, по сути, нечего. По данным Ростехнадзора износ теплосетей составляет 60–70%, ТЭЦ около 60%, котельных около 68%.

Расход энергоресурсов по предприятиям ЖКХ в среднем наполовину выше, чем в государствах Европы.

При этом в самом незавидном положении оказываются те, кому за это так называемое бесперебойное электро- и теплоснабжение приходится платить, то есть граждане-потребители.

В советское время в основном строили ТЭЦ, ориентированные на комбинированное производство тепла и электроэнергии. В наиболее удалённых небольших городах и посёлках под их перспективное развитие строились котельные, работавшие на электроэнергии и мазуте. Сейчас это погибающие посёлки с полуразрушенной инфраструктурой и убыточными котельными.

Специалисты и сегодня считают систему централизованного теплоснабжения наиболее экономичной и эффективной. По данным Сибирской генерирующей компании себестоимость тепла на котельных на 79% выше, чем на ТЭЦ. Результат – рост тарифов. По оценке «Совета производителей энергии» задолженность за тепло за 2014 г. выросла со 133-х до 155 млрд. рублей. Больше половины долга приходится на жилищные организации и управляющие компании.

Отопительный сезон при нашем климате длится в иных регионах до 9 месяцев. Львиную долю в плате за коммунальные услуги составляет тепло. Даже самые экономные граждане не могут сэкономить на отоплении – ни убавить, ни отключить батареи. Выбрать компанию, у которой тепло стоит подешевле, тоже не можем. Конкуренции на этом рынке нет, почти в каждом городе котельная – монополист.

Например, в Перми тепло производит Территориальная генерирующая компания, хозяином которой является сколковский мечтатель Вексельберг, а продаёт населению это тепло его дочерняя компания, но уже на 43% дороже.

В Кирове коммунальной инфраструктурой рулят две конторы Кировская теплоснабжающая компания и Кировские коммунальные сети, которые и должны нести ответственность за состояние сетей, износ которых превышает 90%. Однако их не наказывают и не ругают, возможно, и потому, что принадлежат они все тому же Вексельбергу.

Будучи вице-премьером, Игорь Сечин привлёк к проверке энергокомпаний спецслужбы. Выяснилось, что 60% топ-менеджеров компаний имели свои структуры, которым отдавали заказы от возглавляемых ими структур. Стоимость этих заказов они определяли сами. Вряд ли что изменилось и в настоящее время.

Казалось бы, все знают, что делать: разрабатывать новые программы развития теплоснабжения регионов, привлекать в отрасль инвестиции, заниматься энергосбережением и экономией топливно-энергетических ресурсов. Вот только всё это требует не обсуждений на различных форумах, а конкретных дел управляемости и контролируемости.

На Сахалине на проводимую в течение 9 лет реконструкцию теплоснабжения городов Долинска и Шахтёрска затрачено более 7 млрд. руб. По утверждению директора местного Института коммунальной энергетики оба города не получили ничего, кроме новых экономических и экологических проблем. Обнаруженная Институтом ошибка в системе горячего водоснабжения Южно-Сахалинска, лишь по капитальным затратам оценивается до 1,0 млрд. рублей. Только после моего четвёртого депутатского запроса прокуратура обнаружила неправомерные расходы почти на 600 млн. рублей.

Не нацеливает на высокие результаты и действующее законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики.

Так Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» устанавливает обязанность по оснащению всех объектов ЖКХ приборами учёта. Однако сами по себе приборы учёта ничего не дают.

Экономия коммунальных ресурсов может создаваться тогда, когда путём внедрения систем измерения и учёта появляется возможность регулирования подачи ресурса в зависимости от потребляемой мощности и изменения соответствующим образом режима работы генераций и сетей при распределении мощностей. Этот закон не стимулирует производителей на разработку таких систем.

Другая, не менее важная, проблема, отсутствие требований к приборам учёта. Согласно закону годятся любые приборы учёта, лишь бы они были занесены Госстандартом в Государственный реестр средств измерений, А любой прибор учёта, произведённый по принципу «пусть нетехнологично, зато дёшево», гораздо быстрее найдёт сбыт, чем комплексная система учёта.

Обратим внимание на 166-ю статью ЖК РФ, согласно которой капитальный ремонт дома сводится к выборочному капитальному ремонту общего имущества.

Такой подход не решает проблем ни с энергосбережением, ни с обеспечением технического состояния общего имущества, ни с сохранностью жилищного фонда. Можно заделать дырку в кровле, залатать дырку в трубе, и отчитаться о проведении капитального ремонта, сославшись на эту статью. Что и делается повсеместно. При таком капитальном ремонте весь жилой фонд скоро станет ветхим и аварийным.

По отчёту в Приморском крае в 2014 г. за 942 млн. рублей капитально отремонтировано 900 тыс. кв.м. жилья. Где видано, чтобы за 1000 рублей можно капитально отремонтировать 1 кв. м. жилья? Неудивительно, что в крае, также как и в стране, катастрофически увеличивается фонд ветхого и аварийного жилья.

В последнее время, пожалуй, самой обсуждаемой, наряду с ростом доллара и евро, является тема импортозамещения. Пока что об этом во властных кругах больше говорят, чем делают.

В братской Белоруссии, например, в период недопоставки газа, за 5 лет (с 2001 по 2005) в Минске была проведена тотальная автоматизация абонентских установок на объектах ЖКХ, ЦТП теплоснабжающих организаций и прочих объектах различной ведомственной принадлежности, с перенесением основной доли регулирования на местные системы.

В результате удалось значительно снизить расход электроэнергии на транспорт теплоносителя, практически ликвидировать зоны дефицитного теплоснабжения, получить экономию топлива 2025% и многое другое.

Кроме того, налажено производство отечественной элементной базы, подготовлен обслуживающий персонал высокой квалификации и организована бесперебойная эксплуатация принципиально нового оборудования.

У нас вместо реальных дел обсуждения на различных форумах, круглых столах, конференциях и прочих публичных мероприятиях. На съезде Деловой России президент особо отметил, что в процесс импортозамещения должны активно вовлекаться средние и мелкие предприниматели. И Дмитрий Анатольевич Медведев призвал уделить особое внимание внедрению в ЖКХ инновационных технологий. Это ключ к решению вопроса о затратах, сказал он.

В реальной жизни: по сообщению директора упомянутого Института сегодня энергетическая безопасность Сахалина снизилась до критического уровня. Запас прочности сетей и котельных на пределе – никаких планов и проектов нет. Нет неотложного плана по замене чугунных котлов с КПД 40% на стальные с КПД 85%. Не находит поддержки производство своих сертифицированных стальных котлов, вспомогательного оборудования с последующей настоящей модернизацией котельных. Не внедряются новые технологии энергосбережения тепловые насосы, гелиоприёмники. Нет плана подготовки специалистов среднего звена, в первую очередь, для муниципальных предприятий.

В Москве, в связи с санкциями при строительстве газотурбинной электростанции, вместо импортного использовали основное оборудование отечественного производства. Причём, по отзывам специалистов, российское оборудование, в частности, паровые турбины и котлы, по своим параметрам зарубежным не уступают.

Следовательно, если власти хотят получить эффект от импортозамещения, надо всего лишь создать для него условия. Не нужно ничего изобретать, достаточно проанализировать текущее положение в отрасли, обратить внимание на собственную промышленность, собственные разработки, скопировать успешный опыт нашего соседа – Белоруссии. А для этого должен быть определён единый ответственный государственный орган, возглавляемый ответственным профессиональным лицом.

При сегодняшнем управлении и государственной политике в самой сложной и объёмной отрасли в жилищно-коммунальном хозяйстве, ледниковый период в нашей стране наступит значительно раньше, чем на планете по прогнозам учёных.

Поделиться: