Меню Закрыть

Дата в истории. Пять лет назад в Кишинёве массовые беспорядки переросли в погром

По страницам газеты «Правда», Лев Леонов
2014-04-08 11:36.

События начались с акции протеста 6 апреля, проведённой по призыву лидеров трёх политических партий, только что проигравших тогда коммунистам на выборах в парламент: В. Филата (либерал-демократы), М. Гимпу (Либеральная партия) и С. Урекяна (Альянс «Наша Молдова»). Они заявили о своём несогласии с результатами выборов, об их фальсификации. 7 апреля протесты переросли в массовые беспорядки, в результате которых были разгромлены и подожжены здания резиденции президента и парламента страны.

 

 

Офисы были разграблены, над ними погромщики подняли знамёна Евросоюза и соседнего государства — Румынии. Был уничтожен подлинник Декларации независимости Молдовы. Имелись случайные жертвы, множество пострадавших.

По прошествии времени становится всё более очевидной схожесть сценариев кишинёвского погрома и киевского Майдана. Одна и та же идеология. Одни и те же движущие силы. Одни и те же покровители погромщиков и майдановцев.

И там и здесь в основе лежало желание любым путём, вплоть до кровавого, изменить вектор развития стран на проевропейский. И в Кишинёве, и в Киеве в пекло погромов были брошены тысячи обманутых людей, в основном молодёжь, за плечами которых стояли хорошо подготовленные и натренированные боевики фашистского националистического розлива с предварительным распределением ролей — «Новые правые» в Кишинёве и «Правый сектор» в Киеве.

И в Молдавии, и на Украине докатились до пещерного антикоммунизма. В обоих случаях конечная цель погромщиков заключалась в государственном перевороте с применением физического насилия, при отказе законно действующих властей от применения силы, что помогло сохранить не одну человеческую жизнь. И здесь и там события разворачивались на фоне настоящей «гражданской казни» погромщиками сил защиты правопорядка в лице сотрудников «Беркута» (Киев) и полиции (Кишинёв, где пострадали несколько сотен полицейских). Удивительно одинаковыми выглядят и попытки скрыть подлинных виновников трагедии, свалить вину на свергнутую власть или даже на пресловутую «руку Кремля».

Как образно высказался молдавский депутат парламента коммунист М. Ткачук, события апреля 2009 года в Кишинёве и февраля 2014-го в Киеве объединяет одна главная черта — в обеих столицах соседних государств произошёл переход от управляемого протеста к неконтролируемому насилию, погромам и попыткам свалить всю вину на избранную народом власть. Последовавшие потом попытки облагообразить погром 7 апреля не привели к тому, что «политическая помойка» стала пахнуть французскими духами.

Облагораживание погромов, все эти «небесные сотни» (Киев) и «герои революции» (Кишинёв), проходит на фоне сходных процессов уклонения от ясной и однозначной квалификации содеянного в терминах уголовного законодательства. Тут, правда, есть разные подходы. В Киеве выгодополучатели от погрома быстренько провели совместное расследование, при котором «выяснилось», что бойцы «Беркута»… сами в себя стреляли, при этом поубивали ещё кучу народа по приказу Януковича (по стопам «Беркута» пошёл якобы и бандит Сашко Билый, по мнению «расследователей», сам себя убивший двумя выстрелами в сердце). А в Кишинёве выгодополучатели от погромов попытались применить фигуру долгого умолчания. Прошло пять лет, несколько сотен человек из прокуратуры, МВД, Службы безопасности занимались событиями 7 апреля, а никаких выводов так и не было предъявлено.

Молдавские коммунисты с этим не согласились и потребовали хотя бы через пять лет провести парламентские слушания по факту погрома.

По мнению лидера Партии коммунистов Республики Молдова В. Воронина, всё ещё актуальными остаются семь его вопросов, заданных в 2010-м на заседании специальной комиссии по расследованию событий 7 апреля 2009 года. Можно ли считать эти события стихийным протестом, если их дата, время и место были известны задолго организаторам протестов на площади Великого национального собрания? Чем должны были закончиться протесты против якобы имевшей место фальсификации итогов выборов? Почему организаторов протестов с самого начала не интересовало мнение международных институтов, отвечавших за мониторинг выборного процесса и давших молдавским выборам положительную оценку? Почему не ведётся открытое дознание в отношении лиц, которые прекрасно известны всем в качестве активных участников событий 7 апреля? Почему вообще не исследуется такая несомненная улика высочайшей организованности событий

7 апреля, как одновременная атака правительственных серверов с 12 тысяч персональных компьютеров Сети? В. Филат, как выяснилось, вёл переговоры с крайне правой организацией «Новые правые» накануне 6 и 7 апреля, оговаривая участие боевиков этой структуры в будущих событиях. Почему его не привлекли к ответственности?

Настойчивость коммунистов увенчалась успехом, и в минувшую пятницу, впервые за пять лет, прошли специальные парламентские слушания.

Однако ни коммунисты, ни народ Молдавии так и не получили ответов на поставленные вопросы. Отчёты руководителей Генпрокуратуры (К. Гурин), Службы информации и безопасности (М. Балан), МВД (Д. Речан), по мнению даже членов правящей коалиции, «были абсолютно поверхностны, некоторые из них были плачевными» (В. Мунтяну, Либеральная партия). Тем не менее правящая коалиция отказалась принимать какое-либо постановление по итогам слушания. Единственным положительным результатом стало официальное признание генпрокурором К. Гуриным того факта, что итоги парламентских выборов 2009 года не были сфальсифицированы и, следовательно, людей вывели на площадь обманом.

Тем, кто пришёл к власти в результате погрома, не выгодна правда о 7 апреля. Однако молдавские коммунисты уверены: скоро всё тайное станет явным. Они связывают эту уверенность с новыми парламентскими выборами, которые состоятся через полгода: явными фаворитами на них по всем опросам являются коммунисты.

Правда, погромщики из правящей коалиции хотят ещё раз извлечь пользу из событий пятилетней давности. Накануне парламентских слушаний Либерально-демократическая партия снятого в своё время с должности за коррупцию экс-премьера В. Филата зарегистрировала и подстёгивает к принятию законопроект о неприменении сроков давности к правонарушениям 7 апреля 2009 года. В преддверии выборов правые хотят осложнить жизнь коммунистам, обвиняя их, в частности В. Воронина, в допущении погромов и гибели людей. Как уже заявил на парламентских слушаниях генпрокурор К. Гурин, в случае отмены сроков давности В. Воронин может быть привлечён к ответственности.

Поделиться: