Меню Закрыть

Что роднит кризис с экономическим ростом?

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ по материалам газеты «Правда».

УАЗ как зеркало современной отечественной экономики

Что такое экономический рост? Это когда работнику иногда дают немножко пожить, а предприниматели ускоренно богатеют. Что такое кризис? Это когда жизнь работника становится всё хуже и хуже, а предприниматели продолжают ускоренно богатеть. Например, в нынешний кризис число миллиардеров в России за год возросло на 5,8% – с 292 до 309 человек. Число миллионеров увеличилось ещё больше – на 13% – и составило 451 персону. Таковы данные Федеральной налоговой службы.

 

Несколько методов обжулить работника

Современная экономика России устроена так, что в пору и её успехов, и её невзгод на плечи трудящихся ложатся только тяготы. Современный собственник (в отличие от его предшественника – коллеги времён Великой депрессии) даже при обвальном падении нормы прибыли не останется в ситуации, когда нечего есть и пора выпрыгивать из окна делового центра. Рабочие же остаются в бедственном положении регулярно. Почему и как это происходит, рассмотрим на примере одного отдельно взятого УАЗа.

Ульяновскому автомобильному заводу, как и всему отечественному автопрому, кризис скорее помогает, чем вредит. Россияне переходят с покупки более дорогих иномарок на дешёвую российскую продукцию. «На фоне подорожания иномарок многие стали отдавать предпочтения отечественному – «УАЗ-Патриот». Сейчас это одна из немногих моделей, продажи которых растут», горделиво сообщают в администрации завода. Эту информацию подтверждает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ): за первые шесть месяцев 2016 года УАЗ продал более 21 тысячи автомобилей. Это на 11% больше, чем за тот же период прошлого года. А в июне завод улучшил статистику продаж на 21%, реализовав 4708 автомобилей. Так что кризис сказался на благосостоянии менеджеров этого предприятия вполне положительно. А вот жизнь наёмных работников резко ухудшилась. Для того чтобы поиздеваться над рабочими, менеджмент УАЗа применил несколько нехитрых комбинаций. Сначала работникам объявили: «Идёт кризис, будем вас сокращать!» Стоп, какой кризис, если продажи растут?! «Кризис, кризис», печально вещал работодатель. А потом милостиво согласился: «Ладно, не будем вас сокращать, обойдёмся переходом на четырёхдневку!»

Четырёхдневка на УАЗе получилась престраннейшая. Выяснилось: из-за многочисленных переработок и сверхурочных работники при новом графике стали вкалывать больше, чем прежде, а зарплата начисляется лишь за четыре дня, а не за пять, как раньше. Теперь никакой оплаты сверхурочных не стало, хотя вообще-то полагается оплачивать в полуторном размере первые два сверхурочных часа и в двойном размере всё остальное время! Но эта правовая норма для уазовского начальства не указ. Некоторым здесь сверхурочные вообще не оплачивают. Другим оплачивают по 100 рублей в день за двухчасовые и более продолжительные переработки. Вроде бы в лучшем положении оказался чугунолитейный цех: здесь переработки оплачивают полностью, но только в одинарном размере. Между тем работники этого цеха трудятся в ужасных условиях: при температуре под 40 градусов жары!

Администрация сделала исключение только для работников, занятых на производстве внедорожника «УАЗ-Патриот». Им сверхурочные оплачивают аккуратно, зарплата у них вдвое-втрое выше, чем у остальных. Правда, и потогонная система у них в лучших традициях западного автопрома: с подсчётом времени на каждую операцию до долей секунды.

Впрочем, жульничество с зарплатой – это не единственный вид издевательства администрации предприятия над подчинёнными. Спецодежда из синтетики и обувь из кожзаменителя вызывают у многих работников дерматит. Кстати, по санитарным нормам спецовку положено делать из натуральной ткани, а ботинки из кожи. По документации деньги на соответствующую нормам спецодежду выделяются и… куда-то исчезают. А приобретается дешёвая дрянь.

14 мая 2015 года был издан приказ директора УАЗа №187 «О приведении в соответствие с законодательством системы доплаты за условия труда». В нём руководитель ссылался на… коренное улучшение экологической обстановки на заводе и на этом основании утверждал, что отпала необходимость платить людям надбавки за вредные условия труда. Нет, в действительности никаких мер для охраны здоровья работников принято не было. Так, сейчас, в жару, повсеместно нарушается температурный режим, работники падают в обморок прямо в цехах. Но всё равно «не требуется», по мнению дирекции, нет никакой необходимости для доплаты за труд работников во вредных условиях. Единственное, на что сподобился работодатель: он ввёл дополнительные перерывы.

Руководство УАЗа также обожает экономить на обязательных выплатах, положенных для вредного предприятия, в фонд социального страхования. Людей с профзаболеваниями с завода просто увольняют. По закону человеку с профзаболеванием перед увольнением положено трижды предлагать перевод на другую должность, соответствующую его возможностям (это не говоря уже о курсе реабилитации за счёт работодателя), но администрация УАЗа не любит вспоминать про подобные законы.

Уволенные в связи с профзаболеваниями с предприятия Р.Р. Садыков и Р.М. Мифтахов пытались восстанавливаться на работе, но областной суд Ульяновской области в обоих случаях принял сторону менеджмента завода. «Продаём «уазики» в розницу, покупаем областных судей оптом!» – гордо могли бы заявить по этому поводу менеджеры УАЗа.

 

Терпение подходит к концу

Терпение рабочих оказалось не настолько велико, как хотелось господам менеджерам. В конце 2015-го начался сбор подписей за индексацию зарплаты. Потом, в марте 2016-го, рабочие при поддержке КПРФ и РРП организовали митинг протеста. Начальство ответило угрозами массовых сокращений. К сожалению, люди поверили в реальность угрозы и согласились перейти на четырёхдневку (её последствия описаны выше). Затем начались выборочные репрессии. Так, работодатель попытался наказать одну из участниц протеста – Юлию Старостину.

На Юлию Старостину было наложено два дисциплинарных взыскания (после третьего работодатель получает основание уволить работника). Маразм в том, что взыскания были вынесены по абсолютно анекдотическому поводу: за пятиминутные отлучки в туалет. Как утверждала на суде представитель работодателя, прежде чем уходить в туалет, Старостина должна была отпроситься у бригадира, чтобы он нашёл ей подмену. Правда, даже на УАЗе нет инструкций, регламентирующих подобный порядок «сортирной смены караула». Более того, согласно прозвучавшим на суде свидетельским показаниям, пока работники вполне свободно отлучались до туалета без всякого согласования с мастером, и никого за это не наказывали. Суд удовлетворил иск Юлии Старостиной и её защитника Алексея Куринного (депутат областного Законодательного собрания, фракция КПРФ) и постановил снять взыскания. (Подробнее смотри статью Альберта Сперанского «Охота на рабочих лидеров» – «Правда» за 23–24 августа 2016 года).

Возможно, свою роль в отмене несправедливого решения администрации УАЗа сыграл и пикет в защиту Ю. Старостиной в Ульяновске, организованный рабочими завода и коммунистами города, а также проведённые коммунистами и профсоюзом МПРА акции солидарности в других городах РФ.

Одновременно с участием в кампании в защиту Старостиной ульяновские коммунисты организовали повторный сбор подписей в Трудинспекцию со следующими достаточно логичными требованиями:

1. Производить оплату сверхурочных работ в размере, предусмотренном законодательством РФ.

2. Ввиду отсутствия фактического уменьшения объёма работ прекратить осуществление сверхэксплуатации работников путём увеличения нормы выработки и сверхурочных работ. Восстановить размеры заработной платы работников пропорционально фактической выработке.

3. Провести индексацию заработной платы работников с учётом текущей инфляции в соответствии с условиями коллективного договора и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

При поддержке депутата Законодательного собрания Ульяновской области от КПРФ Алексея Куринного был организован коллективный визит работников УАЗа в Трудинспекцию, во время которого было передано это заявление. Вскоре на заявление был дан неожиданный ответ: губернатор Ульяновской области г-н Морозов выступил перед работниками и сказал, что никакого сбора подписей не было и почти все подписи под обращением – это фальшивка.

В ближайшее время работники УАЗа планируют собраться перед главной проходной завода. Они хотят показать заводским и городским властям и надзорным органам, что они – не чья-то выдумка, не чья-то предвыборная махинация, а реальные люди, с требованиями которых необходимо считаться.

 

Нужен боевой профсоюз

Когда-то работников Ульяновского механического завода нынешние хозяева довели до того, что они перекрыли центральные магистрали города. После этого долги по зарплате были тотчас выплачены, а правительство каким-то чудом даже нашло для УМЗ заказы. Выходит, это – очень эффективный способ защиты пролетариями своих социальных прав. Сейчас работники УАЗа тоже нашли в себе силы организоваться. Они уже сумели поставить вопрос так, чтобы он зазвучал публично. Смогли они отстоять от нападок и своего товарища. Их организованность и активность уже достаточны для того, чтобы их нельзя было не заметить.

Однако до уровня, при котором требования работников уже нельзя не выполнять, трудящиеся УАЗа ещё не поднялись. Рабочим легче добиваться выполнения своих требований, если они объединены в организацию, предназначенную для защиты интересов людей труда перед работодателем, – в профсоюз. Он может, например, начать коллективный трудовой спор, объявить забастовку, заставив этим собственника достойно платить за труд и создать человеческие условия на производстве.

Более того, профсоюз может, в том случае, если собственник откажется разговаривать с рабочими, поставить вопрос перед властью, заставить власть надавить на собственника, даже национализировать завод. Наконец, если и власть неадекватна, профсоюз должен брать предприятие под рабочий контроль. Такой опыт, причём массовый, есть у трудящихся Аргентины. Почему бы не применить его и в РФ?

На УАЗе есть профсоюз, входящий в ФНПР. Способен ли он сейчас сделать это? Однозначно – нет: его руководство ограничивается выдачей детям подарков на Новый год.

Значит, целесообразно либо заставить руководство профсоюза вести себя адекватно, либо сменить его, либо создать на заводе независимый профсоюз.

 

Поделиться: