Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2015-03-26 12:23.
25 марта на «правительственном часе» в Госдуме выступил депутат фракции КПРФ А.В. Потапов по информации руководителя федеральной службы по тарифам С.Г. Новикова.
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, Сергей Геннадьевич, депутаты. Схемы управления – это хорошо, но регулирование тарифов естественных монополий должно стать одним из основных механизмов воздействия на развитие экономики, определяющим в значительной степени уровень и качество жизни всех граждан страны, но пока этого нет. Ошибки в тарифной политике приводят к существенным, как социальным, так и отраслевым проблемам.
Да, ярким примером перетягивания тарифного каната между естественными монополиями и потребителями является решение по тарифам на пригородные электрички, приведшее к тому, что в отдельных регионах было полностью закрыто пригородное сообщение.
Не могу сразу не сказать и о предложении нашего премьера Медведева, исключить из транспортного сообщения плацкартные вагоны. Оно напоминает известную фразу периода французской революции «Если у народа нет хлеба, пусть едят пирожные». Мы знаем, к каким последствиям это привело.
Ну, конечно, приятнее ездить в купейном вагоне. Но наши руководители забыли, что при том уровне обнищания, до которого сегодня дошла страна и при действующих тарифах большинству граждан просто под силу скорее заплатить за проезд в теплушках. Не хотелось бы дойти до того, чтобы Федеральная служба по тарифам и правительство оказались так далеки от народа и видели транспортные проблемы только из окна служебного автомобиля. Просьба не обижаться.
К сожалению, тарифные проблемы не ограничиваются транспортом. Возьмём пример ЖКХ. Нормативы расхода воды на общедомовые нужды (ОДН) – источник опустошения кошельков жильцов.
Правительством был установлен норматив на ОДН 0,45 кубометров в месяц на 1 квадратный метр. Ну, посчитаем, что на одну секцию типового 9-этажного дома предполагалось расходовать в месяц 32 кубометра, что достаточно для организации небольшого бассейна. С июня 2013 эти нормативы были уменьшены в пять раз, но всё равно они ещё далеки от реальных расходов воды на ОДН.
О чём эти примеры говорят? По-видимому, не всё в порядке с методиками расчёта и с теми исходными данными, на основании которых производится расчёт тарифов. С большим трудом на сайте ФСТ можно найти документы с методиками.
Фактически это методики расчёта структуры цены на основе данных, представляемых естественными монополиями. Насколько они обоснованы, расходы, включаемые в цену, понять невозможно, вы сами знаете, широкое поле для волюнтаризма и коррупции. Может быть, поэтому в Интернете есть примеры с участием сотрудников ФСТ.
В Администрацию президента, например, направлялось обращение по поводу действий начальника Управления электроэнергетической отраслью ФСТ, имеющих признаки коррупции. По данному обращению за счёт установления повышенных надбавок к тарифу на электричество с населения незаконно получено в 2013 году более 5 миллиардов рублей. Это что грабёж?
На практике рост тарифов за три года составил более 200 процентов, тогда как президент обещал рост не более 6 процентов в год.
На 2015 год запланировано увеличение надбавок к тарифам и получение дополнительной прибыли в кавычках уже в размере 20 миллиардов рублей. Притчей стали стоимость и выделение потребителям дополнительных мощностей. От этих поборов стонет вся Россия, получается, при попустительстве ФСТ.
Но проблема не только в грабеже. Тарифы естественных монополий влияют на деятельность всех предприятий и развитие экономики в целом.
Как показано ранее, ошибки в тарифной политике могут загубить целые отрасли или экономику региона. Требуется разработка методик определения оптимальных тарифов, исходя не из структуры цены, а из оптимизации воздействия тарифов на различные отрасли экономики и одновременного обеспечения потребностей общества.
Такие методики должны быть разработаны на основе модели экономики России с участием ведущих экономических институтов. При этом может быть обоснована необходимость снижения тарифов и дотирование даже отдельных монополий, но в конечном итоге может быть достигнут максимальный эффект развития экономики, развития, исключены неблагоприятные и социальные последствия.
Надо сказать, что разработкой концепции тарифного регулирования уже занимался в 2009–2011 годах Институт проблем ценообразования, однако предложенная концепция опирается на те же принципы баланса интересов поставщиков и потребителей, но без учёта задач развития экономики в целом, это в корне неверный подход, так как, например, тарифы на железнодорожные перевозки оказывают влияние и на автомобильные перевозки, всю логистику в целом и далее по цепочке, на развитие промышленности и социальное положение в регионах.
ФСТ должна совместно с Минэкономразвития оперативно отслеживать, профессионально прогнозировать влияние тарифов на экономику регионов и уровень жизни населения на основе статистических отчётов, мониторинга и обращения в ФСТ. При этом уровень жизни населения является приоритетной задачей, недопустимо, чтобы тарифы росли в угоду естественных монополий, отрицательно влияя при этом на развитие экономики и снижая уровень жизни населения.
Спасибо.