Меню Закрыть

А.В. Потапов: Новый закон о госзакупках расширяет возможности для коррупции

По страницам газеты «Правда», А.В. Потапов, депутат Госдумы фракции КПРФ     2013-12-25 12:44

 

 

Депутаты Госдумы от «Единой России» и правительство РФ подготовили россиянам «новогодний подарок»: в течение 2014 года вступит в силу новый закон о порядке проведения госзакупок.

Этот закон широко не рекламировался в прессе, но на него следует обратить пристальное внимание. Через госзакупки реализуется основная часть бюджетных средств, выделенных для обеспечения деятельности органов власти, государственных предприятий и выполнения госпрограмм. В настоящее время объём госзакупок составляет более 12 трлн. бюджетных рублей в год.

За такую огромную сумму борются тысячи предприятий с целью получить бюджетный заказ, однако далеко не всем это удаётся. На пути стоит плотная стена из госчиновников, сотрудников госпредприятий и организаций, распределяющих закупки, и негласно аффилированных с ними фирм, привлекаемых для извлечения криминальной прибыли из госзакупок.

В этом конгломерате оседают и распределяются бюджетные триллионы, и именно этот процесс мы называем коррупцией в сфере госзакупок, или, как сейчас говорят, «распилом» бюджета.

Схема «распила» проста и хорошо отработана коррупционерами. Она выглядит следующим образом. Заказчик (государственный орган или госпредприятие) устанавливает завышенную начальную цену закупки. Находится исполнитель заказа, негласно аффилированный с коррумпированными чиновниками заказчика.

Искусственно ограничивается состав участников конкурса, например, установлением нереальных сроков исполнения заказа или включением в один контракт нескольких товаров и услуг, выбранных таким образом, чтобы выполнить этот заказ мог только «нужный» исполнитель. Заказчик подписывает акт о выполнении работ, стоимость которых существенно превышает фактические затраты. Полученные средства обналичиваются для расплаты с коррупционерами от заказчика.

Эта схема давно всем известна, и, казалось бы, депутаты «партии власти» своим дружным большинством в Госдуме должны были закрыть в законодательстве «дыры», позволяющие безнаказанно разворовывать бюджет. Однако на деле в новом законе возможности для коррупционных схем остались нетронутыми, более того, их тщательно охраняли депутаты от «партии власти» и чиновники из минэкономразвития от попыток фракции КПРФ провести антикоррупционные поправки.

С учётом имеющегося практического опыта мной при поддержке группы товарищей были разработаны и внесены поправки для защиты бюджета от коррупции. При подготовке поправок ставилась задача разрушить схему «распила» на всех этапах закупки. Необходимо было исключить возможность принятия субъективных решений заказчиком при определении начальной цены, сроков выполнения закупки, при выборе поставщика и оценке результатов закупки. Для этого существует только один способ — независимая экспертная оценка. Конечно, и она не даёт стопроцентной гарантии, но включение независимого эксперта в схему подготовки и исполнения закупки существенно уменьшает возможность сговора.

Для обеспечения независимости экспертизы предлагалось создать саморегулируемую организацию независимых экспертов и для каждой крупной закупки выбирать эксперта по возможности случайным образом. Аналогичная практика проведения независимой экспертизы организациями существует и эффективно работает при оценке стоимости предприятий в соответствии с международным стандартом финансовой отчётности (МСФО). Для закупок стоимостью более 30 млн. рублей я предлагал проведение экспертизы сделать обязательным.

В качестве дополнительных средств защиты от «распила» мы также предложили разделять контракт на лоты (в случае закупки различных видов товаров, работ или услуг), разработали методики совместного определения начальной стоимости и сроков исполнения закупок.

Предлагалось закупки, связанные с разработкой и реализацией крупных проектов, выполнением сложных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разбивать на два этапа — техническое проектирование и реализацию техпроекта. Каждый этап целесообразно выполнять как отдельную закупку, что позволяет более глубоко проработать различные варианты проектных решений и затем реализовать оптимальный вариант.

Как же отреагировали на эти поправки депутаты-«единороссы» и представители минэкономразвития?

Минэкономразвития официально заявило, что не поддерживает поправки, так как экспертиза, мол, потребует дополнительных расходов, срок исполнения заказа нецелесообразно включать в состав критериев выбора поставщика, а разграничение на лоты уже предусмотрено законом «О защите конкуренции». Депутаты-«единороссы» скромно добавили, что в России отсутствует опыт оценки сроков исполнения закупки. Последнее выглядит просто несерьёзно, так как при заключении любого договора или контракта определяется срок его исполнения, и такой опыт накоплен во всех отраслях.

Нельзя согласиться и с минэкономразвития, так как практика показала, что расходы на экспертизу не превышают 1% от стоимости контракта, при том, что среднее завышение заказчиками начальной стоимости закупки составляет, как правило, 10—30%, а подчас доходит до 100%. Очевидная экономия от экспертизы составит 15—20% от стоимости заказа, а это как минимум 1,5 трлн. рублей в год сэкономленных бюджетных средств!

Самым острым вопросом оказался срок исполнения контракта как наиболее простой способ отсечения ненужных конкурентов. Можно привести примеры, когда заказ на разработку программного обеспечения стоимостью 50 миллионов предлагали выполнить за одну неделю. Очевидно, что такие условия могут быть выполнены только в случае, если работа сделана заранее и осталось лишь подписать акты о её выполнении. Ни минэкономразвития, ни депутаты-«единороссы» не смогли ничего возразить против регламентации сроков исполнения закупки и на пленарном заседании скромно предложили отложить этот вопрос «на будущее».

Но о каком будущем может идти речь? У страны нет и не будет будущего, если продолжится разворовывание казны в нынешнем масштабе. Страна задыхается в удавке коррупции, но слишком многие в ней заинтересованы. Поэтому мои выступления в Госдуме во втором чтении (8 раз) и в третьем чтении не повлияли на результаты голосования депутатов от «партии власти». Принятый ими закон не уменьшает, а, напротив, расширяет возможности для коррупции.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.