Меню Закрыть

Академик РАН Николай Диканский: Господа, хватит «кошмарить» науку и образование!

Kprfnsk.ru
2015-08-19 19:28.

Сайт КПРФНск опубликовал статью заместителя председателя Сибирского отделения РАН, академика Николая Диканского о состоянии дел в российской науке. Авторитетный учёный, кандидат в Законодательное собрание Новосибирской области от КПРФ предлагает свой «рецепт» оздоровления научной отрасли за счёт воссоздания Госплана в новом варианте для планирования работ по стратегическим направлениям.

 

 

 

В России любят затевать реформы только потому,
что так легче скрыть неумение править.
П.А. Столыпин

Прошло уже 25 лет, как произошла «демократическая» революция в России, имеющая налицо признаки «цветной революции». Борис Ельцин и его команда считали, что Россия дотирует республики, поэтому развалили СССР, вопреки проведённому референдуму. Они не ведали, что творят – разрушили миллионы связей между хозяйствующими субъектами, а самое страшное инициировали националистические движения в республиках и этнические чистки. В республиках в это время проживало около тридцати миллионов русских, это был повод для межэтнических конфликтов. Нужно помнить, что границы между государствами пишутся кровью!

Доминирующей идеологией в России в это время был антисоветизм, поэтому раздавались голоса разрушить Академию Наук R&D департамент советской системы.

Младодемократы провели приватизацию, в том числе залоговую, наплодили олигархов, которые в погоне за обогащением не собирались инвестировать деньги в модернизацию технологий. Они заявили, что купят новые технологии и выйдут на новый технологический уклад (зачатки технологического рабства). Собственные разработки и исследования их не интересовали, поэтому РАН и отраслевые институты в течение 20 лет были не востребованы и стагнировали. Страну покинуло целое поколение молодых исследователей.

Попытки закупить заводы по производству современной микроэлектроники натолкнулись на КОКОмовский запрет продажи в СССР быстрой электроники. Его, оказывается, никто и не собирался отменять! То есть дело не в капитализме и социализме, а целью США и Запада было посадить Россию на сырьевой вариант развития и сделать её своим придатком.

Реформы привели к практически полному разрушению промышленности и сельского хозяйства. Более 10 млн. человек не родились за первые 10 лет реформ (демографическая яма). Погибли целые отрасли. Единственная отрасль, которая с большими потерями сохранилась и более того, в 20122013 годах началась развиваться – это была самоуправляемая РАН. И вот началась «реформа РАН», которая, очевидно, приведёт к окончательному разгрому системы науки и образования.

В условиях санкций, когда нам выставили запреты по всем направлениям деятельности народного хозяйства, начиная от электроники, субстанциями в фармацевтике и так далее, кому-то захотелось дезорганизовать деятельность научных организаций, которые в состоянии организовать импортозамещение. Кто это сделал и зачем? Кто за это будет отвечать? Почему вопросы не ставятся в прессе и на совещаниях? Не пора ли разобраться?

Начинаются бессмысленные слияния и поглощения. Некомпетентные люди начали управлять системой, в которой ничего не понимают. Эти действия приводят к дезинтеграции и нарушению сложившейся системы связей. В стратегическом плане это может привести к гибели научных школ и потере научной среды, к исчезновению специалистов по фундаментальным наукам и, как следствие, потере способности осваивать наработки по прикладным направлениям. Почему партизаны (диверсанты) действуют на поле Академии наук и российского образования? Реформы в армии чуть было не разгромили её (Сердюков и Ко).

Деиндустриализация Новосибирска привела к тому, что только 10% заводов работают по своему профилю. За 25 лет потерялись инженерные, технологические школы, исчезли школы подготовки рабочих, ушло на пенсию целое поколение слесарей, станочников. Кто теперь будет учить молодёжь профессиональному мастерству?

И теперь руководство заговорило о реиндустриализации. Задаёшь вопрос – какие инженеры нужны и сколько: электрики, электронщики, технологи? Ответа нет. Какие заказы будут для базовых предприятий, когда? Опять нет ответа. В России разрушены десятки тысяч предприятий. Такого не было после Великой Отечественной войны. В результате реформ погибло около 5 тысяч отраслевых институтов – инженерно-технологических центров, которые связывали институты РАН и вузы с промышленностью. Так были разрушены цепочки инновационного развития страны. И в завершение идёт разрушение РАН.

Руководство страны должно осознать: то, что происходит с образованием и наукой в нашей стране – это не просто катастрофа, это уничтожение условий для их возрождения и развития, это путь к исчезновению самой страны.

К сожалению, ФАНО декларирует необходимость сокращения численности и бюджетного сокращения институтов (и никаких надежд на развитие). Это провоцирует негативное отношение к реформам. При этом руководство ФАНО даже не помышляет о развитии научных центров и институтов, об увеличении финансирования по стратегическим направлениям. Одним словом, вся реформа свелась к карательным функциям над академическим сообществом. Зачем это нужно – если сократить в три раза число исследователей в Новосибирском научном центре, это приведёт к социальной катастрофе.

В течение ряда лет из уст Владимира Путина и Дмитрия Медведева звучали очень лестные высказывания в адрес Сибирского отделения РАН, и вот сейчас начались разрушения научных центров СО РАН. Не тронули пока ННЦ СО РАН, но уже начались поползновения по передаче земель развития в руки областной администрации. Это очень плохой симптом.

Для того, чтобы сохранить и развить территорию инновационного развития ННЦ СО РАН, необходимо создать Национальный исследовательский центр им. М.А. Лаврентьева, включающий в себя институты ФАНО, СО РАН, НГУ. Передать функционал управления координационному совету этой структуры. Поручить директорам институтов выделить четверть мощности на прикладные разработки, увеличив в разы базовое финансирование (по американским или европейским стандартам) на одного исследователя и лишь потом спрашивать с них результативность. Если этого не сделать и продолжать прессинговать институты, Россия потеряет прекрасный научно-образовательный центр. Уедут целые лаборатории, не в Москву, не в Санкт-Петербург, а в США, Европу, Китай, страны БРИКС.

Дореформировались.

Школьное образование в России в 1990 году было на третьем месте в мире, а в 2012 стало сороковым. Очень показательным оказалось участие российской команды на мировой олимпиаде по математике в Таиланде в этом году. Впервые за всю историю этих олимпиад российская сборная не получила ни одной золотой медали. Сборная Перу – две золотые медали, у Ирана – три, Северная и Южная Корея – по три, у двадцати больших и малых стран золотые медали есть – у нас ни одной. Это позор на фоне блистательных традиций российского математического образования. Вывод один – необходимо срочно менять министра образования Ливанова с его командой!

В девяностых годах бытовало мнение, что образование – это услуга, и началась коммерциализация высшего образования. Результат – наши дипломы перестали признавать в развивающихся странах, а какой перекос в количестве специалистов по направлениям. Море специалистов по гуманитарным наукам, юристов, экономистов, менеджерам, как будто мы не собирались ничего производить! Общество потребления? Рынок всё отрегулировал?

ЕГЭ – это ежегодная война миллионов детей, родителей, учителей с МОН, МВД, ФСБ (с очень дорогой системой слежения) с другой стороны. Для чего эти войны? Улучшили образование? Олимпиада в Таиланде дала ответ!

Господа, запомните, образование это не услуга, а инвестиции в будущее страны!

Что делать:

1. Необходимо воссоздать Госплан в новом варианте (АСИ не может заменить эту систему) для планирования работ по стратегическим направлениям.

2. Необходимо срочно воссоздать Министерство науки и высоких технологий, включив в него РАН с её институтами и национальные исследовательские университеты, а также отраслевые институты, работающие на высоком уровне.

3. Вернуть функционал управления в РАН, преобразовав ФАНО в Управление делами РАН. Обновить состав Президиума РАН.

4. Сменить руководство Министерства науки и образования.

К сожалению, все попытки руководства РАН убедить руководство страны остановить необдуманную акцию (253ФЗ) были тщетны. Правительство не хочет слышать аргументов, а ведь это своего рода экспертиза деятельности правительства со стороны РАН. Такая реакция говорит о том, что в будущем экспертизу РАН основную функцию в соответствии с законом 253ФЗ, Правительство будет игнорировать.

Следует напомнить «реформаторам», что знаменитая девятка министерств СССР, обеспечившая обороноспособность страны, была создана по инициативе и при участи АН СССР. Ракетно-ядерный щит был создан под руководством академиков И.В.Курчатова и С.П.Королёва. Открытие девонской нефти в Башкирии академиком А.А. Трофимуком в 1943 году обеспечило победу под Сталинградом и под Курском. И сейчас финансовая состоятельность России обеспечивается открытием наших геологов нефти и газа Западной Сибири.

Опыт работы с думскими фракциями продемонстрировал, что только КПРФ поддерживала нас, остальные на словах выражали понимание пагубности этого закона, но потом 100% проголосовали за него. Поэтому, не будучи членом КПРФ, я принял решение баллотировать на выборах от КПРФ – единственного союзника РАН.

Заместитель председателя Сибирского отделения РАН Н.С. Диканский

Поделиться: