Меню Закрыть

23 ноября исполнилось 140 лет со Дня рождения А.В. Луначарского

KPRF.ru
2015-11-23 12:32.

23 ноября 2015 года исполнилось 140 лет со Дня рождения Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, одного из создателей социалистической культуры, писателя, критика, искусствоведа, академика АН СССР (1930). Члена Коммунистической партии с 1895 года.

 

 

 

Анатолий Васильевич Луначарский (11(23).11.1875, Полтава, ‒ 26.12.1933, Ментона, Франция) родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках.

В 1895‒98 ‒ в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К.Маркса, Ф.Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда».

С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900‒04). После 2-го съезда РСДРП (1903) – большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 А.В. Луначарский по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Луначарского. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала.

В 1904‒07 Луначарский играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские разногласия, которые в годы реакции 1908‒10 углубились. Луначарский вошёл в группу «Вперёд», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1‒2, 1908‒11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Луначарского были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Луначарский оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М.Горького и др.).

В период 1-й мировой войны 1914‒18 интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917‒29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918‒20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.

Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Луначарский внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования.

А.В. Луначарский много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Луначарский тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы.

Луначарский был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Луначарским впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Луначарского острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Луначарский одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Луначарского с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р.Роллана, А.Барбюса, Б.Шоу, Б.Брехта и других художников Запада, А.В. Луначарский «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.

Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Луначарским на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

Луначарский ‒ автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818‒1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н.Г. Чернышевском, 1928). Перу Луначарского принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917.

Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

Поделиться: